• Авторизация


Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич (1878 — 1939) в коллекции Третьяковской галереи (часть 3) 12-04-2024 23:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич (1878 — 1939) в коллекции Третьяковской галереи (часть 3)


ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2



01. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ГОЛОВА ДЕВУШКИ 1910

33,8 x 24,2
бумага
акварель, прессованный уголь





02. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ПОРТРЕТ МАДАМ БОДЭН 1924

30,2 x 23,1
бумага
акварель, графитный карандаш




03. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ЖЕНСКАЯ ГОЛОВА 1927

30,3 x 25,5
бумага
Тчерная акварель




04. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ЖЕНСКАЯ ГОЛОВА 1910

33,2 x 22,8
бумага
графитный карандаш




05. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ГОЛОВЫ МАЛЬЧИКОВ 1918

25,3 x 22,7
бумага
сепия




06. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
В КИНО 1924

24,4 x 31,9
бумага
черная акварель




07. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ЖЕНЩИНА С ДЕТЬМИ В САДУ 1924

30,2 x 22,4
бумага
графитный карандаш, акварель


Этот карандашный набросок с легкой подцветкой акварелью был сделан во Франции, в деревне Пью, близ Дьеппа на берегу Ла-Манша. На рисунке изображена жена художника Мария Фёдоровна с племянницей, дочерью ее сестры Габриэлы Блинд, и своей маленькой Алёнушкой.

К. С. Петров-Водкин с семьей с 8 августа 1924 года находился во Франции по командировке Наркомпроса, в которой предписывалось «серьезное ознакомление с взаимоотношениями изобразительного искусства с индустриальной промышленностью, с постановкой художественного образования в Западной Европе, с последним достижением в области живописи». Но для семьи одной из причин поездки была необходимость лечения Марии Фёдоровны. Она страдала от тромбофлебита после родов.

В беглой зарисовке сценки художник сохраняет специфику портретиста. Он умело сопоставил трех персонажей: грустную, еще не оправившуюся от болезни женщину, неловкую фигурку девочки-подростка и самозабвенно копающегося в песке ребенка. Композицию дополняет пушистый клубок свернувшейся лохматой собачки на переднем плане. В легком, едва заметном расцвечивании отдельных фрагментов акварелью передано нежное, любовное отношение художника к моделям.

Командировка не оплачивалась. Петров-Водкин много работал, писал картины и портреты, участвовал в парижских выставках, мечтал открыть художественную школу.
В августе 1925 года семья возвратилась в Ленинград.



08. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
САМАРКАНД. БИБИ-ХАНЫМ 1921

22 x 28,5
бумага
акварель, графитный карандаш


В июле – октябре 1921 года Петров-Водкин совершил путешествие в Среднюю Азию. Вместе с ближайшим учеником Александром Самохваловым он вошел в состав экспедиции Российской академии истории материальной культуры и Главного комитета по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы.

7 июля 1921 года художники оказались в Самарканде. Необычный мир величественного средневекового города, столицы Тамерлана, послужил неожиданным, но на удивление естественным расширением образной системы Петрова-Водкина. Он осознал древнюю землю как ценность, подчиненную общему движению планеты.

Личностное восприятие художника (его «наука видеть») отразилось в многочисленных картинах, натурных рисунках и иллюстрациях книги «Самаркандия», ставших результатом этого путешествия.

Петров-Водкин так описывал свои самаркандские пространственные впечатления: «Необъятный вид – широкие дали и небо. Первый раз в жизни вижу такое небо, точно у меня над головой опрокинули синюю чашу».

Экспериментальная графика, связанная с самаркандским путешествием, выглядит порой даже более смело, чем законченные живописные вещи. Художник убедительно выражает в ней идею «движения как протяженности мира предметного и пространственного».

Акварель из собрания Третьяковской галереи изображает прекрасную соборную мечеть Биби-Ханым, которая была воздвигнута по приказу и под личным наблюдением Тамерлана в ознаменование его побед в Индии. По легенде, мечеть получила свое название в честь любимой жены великого властителя.



09. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
У ОВРАГА. ХВАЛЫНСК 1931

21,8 x 28,8
бумага
акварель, графитный карандаш


В этой работе Кузьма Петров-Водкин воспел свою малую родину – Хвалынск в Саратовской губернии. Даже если этот город не называется прямо, его ощущение угадывается во многих произведениях. Ему же, например, посвящена и написанная художником философская повесть «Хлыновск», которая, несмотря на измененное название места, сохранила автобиографичность и узнаваемость места.

Согласно Петрову-Водкину, «в искусстве самое трудное – соподчинение и соравенство формы и содержания…». Пластическая целостность рисунка «У оврага. Хвалынск» сочетается с характерной «сферичностью» композиции. Панорама изб и заборов разворачивается вокруг пустоты оврага, занимающего весь центр листа. Многочисленные детали: острые срезы крыш на первом плане, сараи, скворечня, купол храма вдалеке подчинены общей пространственной идее, выражающей вращение планеты.

Философско-поэтическая мощь, красота, пластическая убедительность графики Петрова-Водкина не только не уступает его живописным шедеврам, но, может быть, и превосходит их. Заурядный пейзаж превращается у него в видение вселенского размаха. Понимание Земли как планеты, «космистское» представление о мироздании для Петрова-Водкина – основа искусства.



10. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
У ОКНА. ПАРИЖ 1918

24,5 x 32,3
бумага
черная акварель


Когда Петров-Водкин уехал с семьей во Францию, он надеялся открыть в Париже свою академию и обрести учеников, работал над небольшими живописными холстами, акварелями и рисунками, выставлялся рядом с французскими художниками. Вероятно, думал о возможности остаться надолго, если не навсегда.

Композиция «У окна» не передает никакого конкретного парижского впечатления. На фоне большого мансардного окна с открытыми створками и видом на неброский городской пейзаж изображены двое: мужчина и женщина. О характере их взаимоотношений можно лишь догадываться. Композиционный принцип здесь совмещает сугубо натурную достоверность и убедительность с поэтическим чувством и личностным философским ощущением, объединяющим (и уравнивающим) многие жанры: портрет, пейзаж, натюрморт и черты сюжетной композиции.

Такие произведения нельзя отделять от теоретических рассуждений автора, ведь для него непосредственность натурного восприятия («живое смотрение») лишь часть «науки видеть».
Акварель отличает поэтизация повседневности и то остро индивидуальное ощущение пространства, которое привнес Петров-Водкин в мировое искусство. Неслучайно эта работа демонстрировалась на выставке «Москва – Париж» в 1981 году.



11. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ПОРТ В ДЬЕППЕ 1925

25 x 32
бумага
акварель


Акварель, изображающая приморский курорт Дьепп в Нормандии, на северо-западе страны, представляет собой обобщенную композицию, почти картину, но сохраняет убедительность натурного ощущения. Художник имел возможность изучить побережье Ла-Манша (неподалеку жила сестра жены Петрова-Водкина, Марины Фёдоровны). Минимальными художественными средствами Петров-Водкин передает панораму города, раскинувшегося на прибрежных меловых утесах, дома и корабли, отражающиеся в воде, холмистые дали.

Мастер всегда верен себе, и главное для него не сюжет, но философские рассуждения о мироздании. Характерная («сферическая») перспектива, острое сочетание масштабности видения и авторских переживаний, наконец особая (почти музыкальная) интонация, свойственные этой акварели, создают запоминающийся художественный образ.



12. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ОБНАЖЕННАЯ С ЗЕРКАЛОМ 1912

45,5 x 59,5
бумага
итальянский карандаш, акварель


Данный рисунок изображает обнаженную женщину, смотрящую в зеркало. Ее образ – отсылка к лежащей перед зеркалом Венере, излюбленному сюжету многих европейских мастеров предшествующих столетий. Модель на рисунке Петрова-Водкина запечатлена в спокойной позе. Художник слегка подцвечивает драпировки голубой акварелью.
Произведения Петрова-Водкина можно узнать не только по их техническим особенностям или художественной манере, но и по характерной монограмме «КПВ» – зачастую именно так он подписывал свои графические и живописные работы.



13. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ЖАР-ПТИЦА 1918

36,8 x 62,6
бумага
акварель, графитный карандаш


В эскизе панно «Жар-птица» через сказочный сюжет Петров-Водкин изобразил преображение простодушного деревенского парня в достойного рыцаря. В этой композиции он воплотил свою веру в то, что народ, пройдя через жестокие испытания революцией, обретет достоинство и благополучие. Он выйдет из затхлой атмосферы избы и безнадежного сидения на печи к жизни на вольном просторе. В акварельном эскизе − излюбленный колорит мастера: сочетание красного, желтого и голубого; и мотив зреющих на ветвях яблок, часто использованный им в произведениях 1917−1918 годов.

Массовое участие художников в оформлении октябрьских празднеств в 1918 году стало ярким проявлением настроений интеллигенции, принявшей пролетарскую революцию. Петров-Водкин с учениками, студентами Академии, осуществили оформление площади Мариинского театра (Театральной). Было сделано четыре огромных панно, убранство площади дополняли гирлянды белых и красных флагов.

Русь предстала на панно Петрова-Водкина уже не образами материнства и женственности, как в картинах недавних лет, но в своей мужской, мужицкой ипостаси − богатырской силой, способностью к авантюрному единоборству с судьбой, несущему героям русских сказок и удачу, и гибель, и славу.



14. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
НОЧЬ В ПУСТЫНЕ 1908

37,5 x 48,5
холст масло


На небольшом полотне запечатлена освещенная лунным светом пустыня. С темно-синим ночным небом с едва заметными светлыми точками звезд гармонично сливается не яркая, но многоцветная поверхность земли. В глубине изображено поселение в оазисе с высокими пальмами и пышными деревьями за оградой. Плоскость земли правее середины разрезает бело-голубоватая полоса канала. В центре полотна выделяется куб освещенного луной здания. По охристой окраске земли художник намечает множество серо-зеленых и серо-голубоватых пятен: то ли камни, то ли растения. В левом углу размещен мощный жесткий куст. В характере пейзажа ощущается, что это – экзотический для русского художника вид.

Пейзаж «Ночь в пустыне» был написан после поездки Петровым-Водкиным в Северную Африку в апреле − июне 1907 года. Он поехал туда из Парижа, где продолжал художественное образование в школе Филиппо Коларосси. В Африке было сделано множество рисунков и живописных эскизов. Наблюдение за африканцами и приметами экзотического быта, запечатленное им в поездке по странам африканского побережья, дало художнику богатый материал для творческого эксперимента. Новые впечатления от природы и городов Северной Африки стали причиной изменений живописной манеры, ясно осознанных автором. Он написал матери после возвращения из поездки: «…два с половиной месяца африканских прошли для меня как сказочный сон, <…> и я чувствую, что это было необходимо, полезно мне по части живописи».

В пейзажах пустыни Петров-Водкин освободился от наработанного в Париже условного, сдержанного колорита, вернулся к воздушной «серовской» гамме, в которой он работал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В.А. Серов был тогда его любимым учителем. А впечатления от белых кубических зданий в африканских оазисах возникали впоследствии в иллюстрациях и эскизах мастера на евангельские сюжеты.



15. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
СТЕКЛЯННАЯ ПРИЗМА И ЛИЦА 1920

38,4 x 31,4
бумага
кисть, перо, тушь


Рисунок относится к вершинным достижениям Кузьмы Петрова-Водкина, определяющим уровень его зрелого искусства.

Заурядный мотив (головы двух достаточно условных персонажей, аскетичный натюрморт – стол, стекло) проникнут «пафосом изучения формы в ее жизненной природной достоверности» и характерной «сферичностью» перспективы. Разная мера законченности отдельных деталей только подчеркивает остроту пространственно-временного эксперимента. Очевидны выраженная индивидуальность художника, его отделенность от любых влияний и одновременно непрямые, но глубокие связи с различными модернистскими направлениями европейского искусства.

Метод зрелого Петрова-Водкина – поиск пластики предмета, «минуя его название», – доказательство того, что для него нет жестких рамок школ, направлений. Варианты анализа «пластических возможностей» натуры позволяют ему, в зависимости от задачи, либо становиться предельно конкретным, либо почти абстрагировать видимое.
Интересно сопоставить в этой связи рисунок «Стеклянная призма и лица» с художественной аналитикой Павла Филонова, одного из столпов русского авангарда. У обоих авторов роднящая их глубина и убедительность суждений об искусстве, ощущение духа и ритма времени, стремление к технической «сделанности», абсолютная свобода в трактовке пространства-времени.

Для понимания различий между двумя мастерами важна логика развития метода каждого, последовательная цепочка рассуждений, приводящая их в разные художнические станы. У Петрова-Водкина – приоритет наблюдения натуры, преображенной поэтическим «внутренним»… У Филонова – культ и художественного «изобретения», и «саморазвивающейся» формы.

tretyakov.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич (1878 — 1939) в коллекции Третьяковской галереи (часть 3) | MatyldaBelaya - Дневник MatyldaBelaya | Лента друзей MatyldaBelaya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»