япония
29-03-2010 23:21
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Настроение сейчас - сонное
Рюноскэ Акутагава. Слова пигмея
1923-1926 гг.
"Слова пигмея" не всегда отражают мои мысли. Они лишь позволяют наблюдать за тем, как мысли меняются. Ползучее растение ветвится от одного корня, и к тому же дает еще множество побегов.
Мораль
Мораль == другое название удобства. Она сходна с "левосторонним движением". Благодеяние, даруемое моралью, == экономия времени и труда. Вред, причиненный моралью, == полный паралич совести. Те, кто бездумно отвергают мораль, == слабо разбираются в экономике. Те, кто бездумно склоняет голову перед нею, == либо трусы, либо бездельники. Правящая нами мораль == феодальная мораль, отравленная капитализмом. Она приносит нам один вред и никаких благодеяний. Сильные попирают мораль. Слабых мораль лелеет. Те, кого она гнетет, == обычно занимают среднюю позщию между сильными и слабыми. Мораль == как правило, поношенное платье. Совесть не появляется с возрастом, подобно нашей бороде. Чтобы обрести совесть, нужно определенное воспитание. Более девяноста процентов людей лишены прирожденной совести. Трагизм нашего положения в том, что, пока мы то ли по молодости, то ли по недостатку воспитания еще не смогли обрести совесть, нас уже обвиняют в бессовестности. Комизм нашего положения в том, что после того, как то ли по молодости, то ли по недостатку воспитания нас обвинили в бессовестности, мы наконец обретаем совесть. Совесть == серьезное увлечение. Возможно, совесть рождает нравственность. Однако нравственность до сих пор еще никогда не родила то, что есть лучшее в совести. Сама же совесть, как любое увлечение, имеет страстных поклонников. Эти поклонники в девяноста случаях из ста == умные аристократы или богачи.
Пристрастия
Как выдержанное вино, я люблю древнее эпикурейство. Нашими поступками руководят не добро и не зло. Только лишь наши пристрастия. Либо наши удовольствие и неудовольствие. Я в этом убежден. В таком случае почему же мы, даже в пронизывающий холод, бросаемся в воду, увидев тонущего ребенка? Потому, что находим в спасений удовольствие. Какой же меркой можно измерить, что лучше: избежать неудовольствия от погружения в холодную воду или получить удовольствие от спасения ребенка? Меркой служит выбор большего удовольствия. Однако физическое удовольствие или неудовольствие и духовное удовольствие или неудовольствие мерятся разными мерками. Правда, удовольствие или неудовольствие не могут быть полностью несовместимы. Скорее они сливаются в нечто единое, подобно соленой и пресной воде. Действительно, разве не испытывают наивысшего удовольствия лишенные духовности аристократы из Киото и Осаки, наслаждаясь угрем с рисом и овощами, после того как отведали черепахового супа? Другой пример: факт, что холод или вода могут доставлять удовольствие, доказывает плавание в ледяной воде. Сомневающиеся в моих словах захотят объяснять это мазохизмом. А этот проклятый мазохизм == самое обычное стремление достичь удовольствия или неудовольствия, что на первый взгляд может показаться извращением. По моему убеждению, христианские святые, с радостью умерицвлявшие свою плоть, с улыбкой шедшие на костер, в большинстве случаев были мазохистами. Определяют наши поступки, как говорили древние греки, пристрастия, и ничто иное. Мы должны черпать из жизненного источника высшее удовольствие. "Не будьте унылы, как лщемеры" == разве даже христианство не учит этому? Мудрец == тот, кто и тернистый путь усыпает розами.
Жизнь
подобна коробку спичек. Обращаться с ней серьезно == глупее глупого. Обращаться несерьезно == опасно. Жизнь подобна книге, в которой недостает многих странщ. Трудно назвать ее цельной. И все же она цельная.
Рай на земле
Рай на земле воспевается в стихах. Но, к сожалению, я не припоминаю, чтобы кто-либо из таких поэтов хотел жить в раю на земле. Христианский рай на земле являет собой весьма печальное зрелище. Даосский рай тоже всего лишь мрачная китайская харчевня. Тем более современные утопии == в памяти остались лишь приводившие в трепет идей Уильяма Джеймса. Рай на земле, о котором мечтаю я, не уютная теплща. И не пункт раздачи еды н одежды, существующий при школе. Жить в таком раю == это когда родители уходят из жизни, вырастив своих детей. Братья и сестры, рожденные даже злодеями, но никогда == глупцами, не доставят друг другу никаких хлопот. Женщины, выйдя замуж, сразу же становятся кроткими и послушными, потому что в них вселяется душа домашнего животного. Дети, будь то мальчики или девочки, послушные воле или эмоциям родителей, способны по нескольку раз в день становиться глухими, немыми, покорными, слепыми. Друг А. не будет беднее друга В., и в то же время друг В. не будет богаче друга А., и оба находят наивысшее удовольствие во взаимном восхвалении. Далее...- в общем, о таком месте приятно мечтать. Этот рай на земле не только для меня. Он == для всех благочестивых людей на свете. Во все времена лишь поэты и ученые в своих радужных мечтах думали о таком рае. В этом нет ничего удивительного. Лишь мечты о нем переполняли их истинным счастьем.
Любовь сильнее смерти
"Любовь сильнее смерти" == эти слова можно найти в романе Мопассана. Но, разумеется, сильнее смерти не только любовь. Например, больной брюшным тифом съедает печенье, зная, что неминуемо умрет от этого == вот прекрасное доказательство, что и голод иногда сильнее смерти. Да и кроме голода можно назвать многое, что сильнее смерти, == патриотизм, религиозный экстаз, человеколюбие, алчность, честолюбие, преступные инстинкты. В общем, любая жажда сильнее смерти (конечно, жажда смерти == исключение). Правда, я бы не решился утверждать, что любовь в большей мере, чем все перечисленное, сильнее смерти. Даже в тех случаях, когда кажется: вот любовь, которая сильнее смерти, на самом деле нами владеет так называемый боваризм, свойственный французам. Это сентиментализм, восходящий ко временам мадам Бовари, заставляющий нас воображать себя тем самым легендарным любовником.
Ад
Жизнь == нечто еще более адское, чем сам ад. Муки в аду не идут вразрез с установленными законами. Например, муки в мире голодных духов заключаются в том, что стоит грешнику попытаться съесть появившуюся перед ним еду, как над ней вспыхивает огонь. Но муки, ниспосылаемые жизнью, к несчастью, не так примитивны. Иногда стоит нам попытаться съесть появившуюся перед нами еду, как над ней вспыхивает огонь, но иногда совершенно неожиданно можно и поесть в свое удовольствие. А случается и такое, что, поев с наслаждением, заболеваешь катаром, в другой же раз неожиданно, к своему удовольствию, легко перевариваешь пищу. К такому миру, где не существует законов, нелегко приноровиться. Мне кажется, попав в ад, я смогу улучить момент и стащить еду в мире голодных духов. А уж если проживу два-три годика на игольчатой горе или в море крови и пообвыкну, то совсем уже не буду испытывать особых мук, шагая по иглам, плывя в крови.
Трагедия
Трагедия == это когда вынужден заниматься делом, которого стыдишься. Следовательно, объединяющая все человечество трагедия == отправление нужды.
Сильный и слабый
Сильный боится не врага, а друга. Он бестрепетно повергает врага, но, как слабый ребенок, испытывает страх непреднамеренно ранить друга. Слабый боится не друга, а врага. Поэтому ему повсюду чудятся враги.
Общение
Любое общение само по себе требует неискренности. До конца раскрыть свою душу приятелям без тени неискренности == значит неизбежно порвать отношения, даже с самым закадычным другом. Закадычный друг == в тои или иной мере это можно сказать о каждом из нас == ненавидит или презирает своего приятеля, даже самого задушевного. Правда, ненависть перед лицом выгоды теряет свою остроту. А само презрение порождает, естественно, неискренность. Поэтому, чтобы сохранить задушевные отношения со своими приятелями, нужно максимальное уравновешивание презрения и выгоды. Но это не каждому дано. Иначе как бы появлялись в давние времена благовоспитанные, благородные люди и как бы в столь же давние времена в мире царил золотой век, не знавший войны?
Факты
Как любят люди знать самые разные факты! Больше всего их интересует не то, что такое любовь. Их интересует, был ли Христос незаконнорожденным.
Родители и дети
Первый акт жизненной трагедий человека начинается с появлением ребенка.
Возможности
Мы не можем делать то, что хотим. И делаем лишь то, что можем. Это относится не только к нам как индивидуумам. Но и к нашему обществу в целом. Возможно, и Бог не смог сотворить мир таким, каким бы ему хотелось.
Опыт
Полагаться на один лишь опыт равносильно тому, чтобы полагаться на одну лишь пищу, не думая о пищеварении. В то же время полагаться на одни лишь свои способности, пренебрегая опытом, равносильно тому, чтобы полагаться на одно лишь пищеварение, не думая о пище.
Японцы
Думать, что мы, японцы, еще две тысячи лет назад были верны императору и почитали родителей, все равно что думать, что будто бог Сарутахико употреблял косметику. Может быть, вообще пересмотреть все исторические факты?
Симптом
Один из симптомов любви == неотступная мысль о том, скольких она любила в прошлом, и чувство смутной ревности к этим воображаемым "скольким".
Мужчина
Настоящему мужчине работа всегда была дороже любви. Если сомневаетесь в этом, прочтите письма Бальзака. Он писал графине Ганской: "Если б это письмо обратить в рукопись, сколько франков оно стоило бы!"
Слово и дело
Чтобы считаться человеком, у которого слово не расходится с делом, нужно достичь совершенства в умений оправдываться.
Искусство для искусства
Рьяные поборники искусства для искусства в большинстве своем импотенты в искусстве. Подобно тому, как рьяные националисты в большинстве своем люди, лишенные родины. Никому из нас не нужно то, что мы уже имеем.
Лицо женщины
Странно, но лицо женщины, охваченной страстью, становится как у молоденькой девушки. Правда, эта страсть может быть обращена и к зонтику.
Житейская мудрость
Поджигать гораздо легче, чем тушить. Эту житейскую мудрость исповедовал герой "Bel ami"*. Не успев завести любовницу, он начинал обдумывать, как порвать с ней.
Дети
Почему мы любим маленьких детей? Главная причина в том, что мы можем не опасаться: обмана только с их стороны.
Мы не стыдимся открыто продемонстрировать свое равнодушие и свою глупость лишь перед маленьким детьми или перед собакой и кошкой.
Житейская мудрость
Важнейшая заповедь житейской мудрости == жить так, чтобы, презирая социальные условности, не вступать в противоречия с социальными условностями.
Слово
Любое слово, подобно монете, имеет две стороны. Например, одна из сторон слова "чувствительный" == "трусливый", не более того.
Кредо материалиста
"Я не верю в Бога. Но верю в нервы".
Идиот
Идиот всех, кроме себя, считает идиотами.
Житейский талант
"Ненавидеть" == один из житейских талантов.
Покаяние
В старину люди каялись перед Богом, Сегодня люди каются перед обществом. Видимо, никто, за исключением идиотов и негодяев, не может без покаяния превозмочь тяготы жизни.
Но насколько можно верить таким покаяниям == это уже другой вопрос.
Страх
Вооружаться заставляет нас страх перед врагом. Причем нередко перед несуществующим, воображаемым врагом.
Мы
Мы все стыдимся Себя и в то же время боимся. Но никто честно в этом не признается.
Любовь
Любовь == это поэтическое выражение полового влечения. Во всяком случае, половое влечение, не выраженное поэтически, не стоит того, чтобы называться любовью.
Гордыня
Больше всего нам хочется гордиться тем, чего у нас нет. Вот пример. Т. прекрасно владеет немецким. Но на его столе всегда лежат только английские книги.
Обитатели рая
Обитатели рая прежде всего должны быть лишены желудка и детородного органа.
Некий счастливец
Он был примитивнее всех.
Самоистязание
Самый яркий симптом самоистязания == видеть во всем ложь. Нет, не только это. Еще и не испытывать ни малейшего удовлетворения от того, что видишь ложь.
Я
У меня нет совести. У меня есть только нервы.
Мысль, посетившая меня однажды ночью
Сон приятнее смерти. По крайней мере отдаться ему легче == это несомненно.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote