[501x640]
[567x699]
"Мадонна с младенцем"
В 1483 году Беллини получает официальное звание художника Венецианской республики. Он был очень известен и почитаем в городе, имел большую мастерскую, где учились почти все ставшие затем известными венецианские живописцы, в том числе и великие Джорджоне и Тициан. Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи». Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах. На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия). В центре картины - несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его).
[699x537]
" Преображение" Около 1473 года
[525x700]
"Портрет кондотьера Джованни Эмо" 1480
Преклонивший перед ним колена ангел собирает в чашу сочащуюся из ран Христа кровь. Рядом изображено языческое жертвоприношение. Сопоставляя эти два деяния, художник подчеркивает великую значимость искупительной жертвы Христа. Об этом же говорит и вознесшийся к небу шпиль христианской церкви, стоящей рядом с разрушенным языческим храмом. В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. Картине недостает плавности переходов от света к тени, столь свойственных более поздней живописи Беллини.
[692x699]
"Мадонна на лугу"
Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. Это произведение уже зрелого мастера. В центре композиции образ сидящей на лугу молодой Марии, на коленях которой спящий обнаженный младенец. Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Фигурка божественного малыша кажется скульптурно смоделированной, что напоминает о близком знакомстве мастера с творчеством Мантеньи. Однако мягкость светотеней и общая насыщенность цветовой гаммы говорят о том, что Беллини нашел свой путь в живописи. Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой. Картина исполнена в смешанной технике, что позволило художнику сделать контуры мягче, а цвета насыщенней.
[560x700]
"Портрет дожа Леонардо Лоредано" 1501
Портрет дожа Леонардо Лоредана был официально заказан Беллини как художнику Венецианской республики. В этом произведении дож изображен почти фронтально - вопреки существовавшей традиции изображать лица портретируемых в профиль, в том числе и на медалях, и на монетах. Четкие светотени прекрасно рисуют высокие скулы, нос и упрямый подбородок умного и волевого лица пожилого человека. На ярком сине-зеленом фоне контрастно выделяется белая с золотом и серебром парчовая мантия. Ее дож надевал в праздник Сретения - день, когда обручался с морем, принимая на год власть над Венецией. Работа маслом помогла художнику наполнить воздухом пространство картины и тем самым сделать образ портретируемого удивительно живым.
[525x700]
"Греческая мадонна" 1460-1464
[700x448]
"Моление о чаше" 1465
[700x563]
"Мёртвый Христос с Марией и Иоаном" 1460 Пинокотека Брера Милан
[577x699]
"Портрет молодого человека" 1490
[546x698]
"Мадонна"
[427x698]
"Распятие" 1501-1503
[488x698]
"Снятие с креста"
[612x699]
"Воскрешение Христа" 1475-79
[439x700]
"Крещение"
[700x583]
"Обнаженная молодая женщина с зеркалом" 1512-1515
[450x524]
"Мадонна Фриццони"
[474x700]
"Воскрешение Христа"
[498x500]
"Голова Крестителя" 1464-68
[699x518]
"Мадонна и младенец с благославлением" 1510
[700x636]
"Пир богов" 1514
[699x671]
"Pala di St. Giobbe"
[550x297]
"Мадонна с Младенцем между святыми Екатериной и Марией Магдалиной"
[655x512]
"Представление Господа в храме (Принесение Младенца Христа)"
[448x699]
"Христос"
[510x680]
"Оплакивание Христа (Pieta)" 1478
[628x698]
"Портрет фра Теодоро да Урбино" 1515
[612x699]
"Святой Георгий и дракон" Алтарь Пизаро 1474
[577x699]
"Аллегория Чистилища (правый фрагм.)" 1490-1500
[577x699]
"Священная Аллегория (левый фрагм.)" 1490-1500
[451x699]
"Благоразумие или суета" 1490
[474x699]
"Нажива или Упорство" 1490
[489x698]
"Святой Иероним, читающий на природе"
[700x600]
"Стигматизация святого Франциска" 1480-1485
[484x698]
"Лживость или Мудрость" 1490
[484x698]
"Фортуна или Меланхолия" 1490
В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии; одной из последних картин художника стала мифологическая композиция "Пиршество богов" для «camerino» Альфонсо д'Эсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Красота и умиротворенность пейзажа, спокойные позы и неторопливость движений персонажей, сосредоточенность их лиц рождают атмосферу покоя, сродни безмятежной простоте буколики, и здесь Беллини остался верен своему чувству гармонии и ясности. В работах Беллини не существует строгих различий между священным и мирским, напротив, этими темами художник как бы отвечает на излишне систематичный классицизм нового поколения. Так, например, в одной из последних картин "Опьянение Ноя" художником выражена юношеская приверженность к жизненным ценностям и легкость непринужденности существования. Картиной "Фра Теодоро да Урбино" живописец завершает свой творческий путь. Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Он не переставал получать заказы, большая мастерская и значительное число произведений, вышедших из ее стен, говорят об успехе, популярности и процветании. Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения.
[429x699]
"Моление о чаше"