«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше», – написал апостол Павел в своем Первом послании к коринфянам (13:13). Заключенные в этих понятиях добродетели олицетворены в женских именах, издревле почитаемых народами разных стран.
Согласно житийному описанию, св. мученицы Вера, Надежда и Любовь пострадали за веру в Риме в начале II века н. э., во времена правления императора Адриана и по его личному повелению. Тогда юные христианки – 12-летняя Фидес, 10-летняя Спес и 9-летняя Каритас – вместе с матерью были арестованы по доносу наместника Антиоха, на глазах родительницы подверглись жестоким пыткам, а затем были казнены. Безутешная Sòfia, совершив погребение дочерей, три дня провела на их могилах, оплакивая, и скончалась там же. Вблизи родных могил и была похоронена.
Старорусские традиции
В дохристиаскую пору на 30 сентября (17-е число по ст. стилю) приходились поминки по лету и новосельцы осени. Народ примечал, тронутся ли в путь журавли (если да, то на Покров жди мороза, а если нет, то зима припозднится). Провожая журавушек, вслед им кричали: «Колесом дорога»! – Слова заключали в себе не только пожелание доброго пути, но и призыв вернуться.
С течением времени эти обычаи сплелись с почитанием Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, причем довольно своеобразно. День получил название «всехсветного бабьего праздника» («вселенских бабьих именин»). По обычаю, в память о страданиях Софии, на глазах которой терзали и убивали родных дочерей, полагалось утро начинать громким плачем о судьбе своей и своих близких.
Рыдать полагалось всем женщинам, даже тем, которые «жили – не тужили» и могли назвать себя счастливицами (а все потому, что считалось у наших предков: «бабья судьба не бывает одна»). Это была так называемая «бабья выть». По ряду свидетельств, мужчины в некоторых местностях старались под удобным предлогом уйти на это время из дома (например, на рыбалку или по грибы), но недалеко, так, чтобы вернуться сразу, как только голошение закончится, и отведать праздничных пирогов. Ловко придумано! А уж именинницы – Веры, Надежды, Любови и Софьи – праздновали три дня кряду, чтобы достойно прославить материнскую мудрость и женские добродетели.
Кроме застолий, на памятный день устраивались «деревенские святцы». Молодежь собиралась на «вечерины», лелея надежду «себя показать да высмотреть, кто падет на ум, на душу». А те девицы-красавицы, в сердцах которых уже горел огонь любви, причитали, чтобы ответному чувству суженого «не было конца веку», чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила». И берегли в себе веру, что все так и сбудется.
Замужние женщины, дабы обеспечить спокойную атмосферу в доме, покупали в церкви три свечи, из которых две ставили там же, в храме, перед ликом Христа, а одну приберегали для дома. В полночь ее надо было установить в середине хлебного каравая, специально для этого выставленного на стол, зажечь и произнести целых 40 раз подряд заветные слова о том, чтобы всякое зло исчезало, а покой в семье прибывал. Поутру же накормить тем хлебом домочадцев (только их и никого из посторонних, даже гостей) и ни в коем случае не выбрасывать ни крошки.
Хочу пожелать всем любви и мудрости в отношениях, мира и благоденствия в семьях, веры и надежды в сердцах.
Не покидай меня, надежда,
Когда над пропастью стою,
Дай руку мне свою, как прежде,
Чтоб удержаться на краю.
Не уходи из сердца, вера,
Когда ослабну я душой,
Когда день праздничный вдруг серым
И горьким станет предо мной.
А если вьюга ледяная
Мне душу бедную скует,
Спаси меня, любовь святая,
И растопи колючий лед.
Меня в беде не покидайте,
Когда от горя стынет кровь,
Звездой спасительной сияйте,
Надежда, вера и любовь!