Урбино — город на востоке Италии, исторический и культурный центр региона Марке.
Урбино был одним из законодателей культуры, образования и политики в эпоху Ренессанса (Rinascimento). Центр города включен в перечень особо охраняемых территорий Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Прекрасный город Урбино расположился на двух холмах Метауро и Фолья. Город представляет собой огромный дворец, такое обличие он принял во времена правления герцога Федерико Монтефельтро, который стремился доказать своё превосходство всему миру.

Федериго да Монтефельтро
Добрым гением города стал герцог Федерико да Монтефельтро.Он правил Урбино с 1444 по1482 гг. и был, как сказали бы мы сейчас, профессиональным военным – кондотьером, предводителем наемных войск. Но хотя Федерико считался одним из лучших кондотьеров своего времени, хотя успешные военные кампании принесли ему богатство, вовсе не война была настоящим призванием герцога.Этот решительный и удачливый военачальник был разносторонне образованным человеком и щедрым меценатом. Он сумел сделать свое маленькое государство подлинным очагом культуры. Федерико обладал превосходным художественным вкусом.
Он построил великолепный герцогский дворец (Palazzo Ducale), которым мы любовались, подъезжая к городу. Его богатейшим коллекциям завидовали в Ватикане, его собрание старинных рукописей не имело себе равных ни в одном европейском университете. Гостями Урбино были люди незаурядные, светлые умы Ренессанса. Один из друзей герцога, прославленный художник Пьеро делла Франческа, написал около 1465 г. поразительный портрет Федерико да Монтефельтро, который хранится ныне в галерее Уффици.
Властный профиль государя четко вырисовывается на фоне неба. Художник предельно реалистичен: Федерико, с выпирающим острым подбородком, с поврежденной в сражении переносицей, почти уродлив. Живописец не упустил даже бородавок на коже! И в то же время монолитная фигура герцога в красных одеждах исполнена такой значительности и внутренней силы, что ему, кажется, подвластен весь мир. В написанном словно с высоты птичьего полета пейзаже узнаются окрестности Урбино.

Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро — портрет урбинского герцога Гвидобальдо да Монтефельтро, написанный Рафаэлем Санти около 1506 года.
Наследник Федерико, его изнеженный и болезненный сын Гвидобальдо, продолжал славные традиции отца. В 1506 г. в Урбино был основан университет, существующий и поныне. Во дворце царила атмосфера утонченной духовности, и нередко возвышенные вечерние беседы продолжались до рассвета.
Говорили о благородстве, о чистоте итальянского языка, о совершенной любви... Однажды гости герцога четыре вечера подряд рассуждали о том, каким должен быть идеальный придворный. Эти беседы побудили одного из их участников, писателя и дипломата графа Бальдассаре Кастильоне, написать книгу «Иль Кортеджиано» («Придворный»).
![]()
Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1515 г.
В знаменитой некогда книге, сохранившей для потомков дыхание урбинских вечеров, писатель-гуманист Кастильоне размышлял о том, каким должен быть совершенный, гармоничный, идеальный человек, и, какистинный сын Возрождения, утверждал: «Лишь тот настоящий философ, кто желает быть добрым. Не может быть красоты без добра. Можно сказать, что доброе и красивое – в известном смысле одно и то же».
И с т о р и я
Урбино вырос и набрал политическое значение, находясь с XIII века во владении дома Монтефельтро. Со смертью Гвидобальдо дом славного Федериго да Монтефельтро, второго герцога Урбино, вымер; герцогский престол был занят Франческо Марией из дома делла Ровере, усыновленным, с согласия папы Юлия II как ленного владыки, последним из Монтефельтро.
Преемник Юлия II, Лев X, под предлогом, что Франческо Мария велел убить кардинала Павии, конфисковал герцогство и передал его в лен своему племяннику, Лоренцо II Медичи (1516 г.). После восьмимесячной кровавой борьбы Франческо Мария бежал в Мантую. В следующем году, наняв большую армию, он опять завладел своим герцогством, но не удержался там и принужден был заключить договор с папой Львом X, по которому отступился от герцогства в пользу племянника папы, Лоренцо Медичи.
Последний умер уже в 1519 г., вследствие чего папа присоединил его лен, как выморочное владение, к непосредственным папским владениям, но Франческо Мария, по смерти Льва, с помощью сыновей владетеля соседней Перуджи вновь овладел (1521 г.) герцогством Урбинским, которое и оставалось во владении его рода в течение ста лет.
Делла Ровере был главнокомандующим войсками Венеции и священной лиги, но в действиях против Карла V выказал мало деятельности и энергии, может быть, потому, что не имел особенного желания стараться для папы Климента VII Медичи, который всегда относился к нему враждебно. Умер Франческо Мария от отравы, данной ему, как думали тогда, не без ведома папы (1538 г.). Его сын Гвидобальдо получил герцогство Урбинское в лен только под условием отказа от области Камерино; отягощая безмерно народ поборами, он вызвал восстание, которое подавил с большою жестокостью. Умер в 1574 г.
![]()
Федерико Бароччи. Портрет Франческо Мария II делла Ровере (1572).
Франческо Мария II делла Ровер — последний герцог Урбино из династии делла Ровере.
Сын и преемник его Франческо Мария II со славой сражался с турками при Лепанто; своим мягким и справедливым управлением заслужил всеобщую любовь; в 1621 г. отрекся от престола. Его сын Федериго, скорей актер, чем правитель, расточительный и распутный, умер уже в 1623 г. от всяких излишеств, оставив дочь Витторию, которая была обручена с Фердинандом, герцогом Тосканы, и должна была принести ему Урбино в приданое; но папа Урбан VIII объявил Урбино выморочным леном и, опираясь на договор с Тосканой 1624 г., захватил всю область, обязавшись выплатить Виттории некоторую сумму и возвратить ей её аллодиальные владения. Герцог Фердинанд чувствовал себя слишком слабым, чтоб добиваться возвращения города оружием.
Так как у герцога уже не могло быть прямых наследников, в 1625 году Франческо Мария передал управление над Урбино римскому папе Урбану VIII и последние годы провёл в уединении в Урбино. После смерти герцога в 1631 году Урбино окончательно вошло в состав Папской области. Внучка Франческо Марии, дочь его сына Федерико Убальдо — Виттория, вышедшая замуж за Великого герцого Тосканского Фердинандо II Медичи, получила по завещанию богатое картинное собрание герцогов Урбино, ставшее одной из основ галереи Уффици во Флоренции.

Виктория делла Ровере
======
Его культурный и художественный расцвет начался в эпоху правления графа Гвидантонио Монтефельтро: тогда здесь работали братья Лоренцо и Якопо Салимбени. В 1422 г. на свет появляется сын графа, Федерико, которому суждено развить отцовские начинания. При нём Урбино становится одним из главных городов Ренессанса.
![]()
Дворец герцогов Урбинских и кафедральный собор
Город, дворец и собор вырисовываются на фоне гор как неразрывное целое. Золотистый кирпич почти сливается с чуть более темной черепицей крыш; геометрические формы - плоскости стен, кубики домов, цилиндры башен, конусы шпилей, полусфера купола – плавно перетекают одна в другую.«И весь твой облик слажен из одного куска», - эти слова Бориса Пастернака, сказанные вовсе не о городе, а о человеке, как нельзя более точно передают впечатление от Урбино.
Исторический центр Урбино застраивался в эпоху Возрождения. Наиболее знаменит (памятник Всемирного наследия) дворец герцогов Урбинских с галереей, содержащей одну из самых значительных в мире коллекций ренессансной живописи (Рафаэль, Пьеро делла Франческа, Уччелло и др.) и скульптуры.состоит из двух частей: сам дворец герцога Дукале и местные постройки и домики, окружающие его, но все это приобретает вид единого целого, что иногда даже сложно различить, где дворец, а где город.
В наши дни город примечателен главным образом своими превосходными музеями. В центре Урбино возвышается палаццо Дукале, где размещается Национальная галерея Марке
![]()
При взгляде на эту величественную панораму нам становится понятен оригинальный замысел Федерико да Монтефельтро – создать город-дворец. Palazzo Ducale очень велик, его считают одной из крупнейших ренессансных построек в Италии. Но с городом он сравним не только своими размерами. Дворец – это не здание в обычном понимании, а множество сросшихся друг с другом построек и внутренних дворов.
![]()
Асимметричный, сложный архитектурный комплекс причудливо расположен на разных уровнях: холм, пологий с юга, круто обрывается с северной стороны. Кажется, что дворец вырос стихийно, однако эта мнимая хаотичность подчинена продуманному плану. Она усиливает впечатление громадности дворца и придает его столь непохожим фасадам живописность и разнообразие.
Palazzo Ducale похож на неприступную крепость, где в случае опасности может укрыться все население города, и в то же время в нем нет средневековой суровости и тяжеловесности – он легок, строен, изящен. Мы еще не раз увидим панораму дворца, гуляя по Урбино, и всегда его облик будет немного иным.
![]()
Возведение и отделка интерьеров Palazzo Ducale продолжались около 70-ти лет. Известно, что Урбино в свое время посетил сам Леон Баттиста Альберти - признанный мэтр, теоретик архитектуры Ренессанса.
![]()
Идеи Альберти были использованы при строительстве дворца, которое с 1468 г. вел Лучиано Лаурано. Он разработал уникальную планировочную схему, гармонично объединив уже существующие и новые постройки. Главным творением Лаурано стал «Башенный фасад» -
Facciata dei Torricini - с нарядными лоджиями и странными, похожими на мусульманские минареты, башнями. Этому архитектору принадлежат также проекты внутреннего двора, о котором у нас речь впереди, и парадной лестницы. В 1472 г. зодчий оставляет свой пост, а на его место герцог приглашает другого крупного мастера - Франческо ди Джорджио Мартини. К его заслугам можно отнести отделку пышных дворцовых интерьеров.
![]()
Дворец герцога
В герцогских апартаментах привлекает внимание удивительное «Бичевание» Пьеро делла Франческа, а также «Идеальный град» – известный своей симметрией пустынный городской пейзаж, который издавна приписывали Пьеро, а ныне считают творением одного из его учеников.


В настоящее время во дворце, долгое время служившем мэрией Урбино, расположено собрание Национальной галереи Марке (в основном итальянская живопись эпохи Возрождения).

При этом некоторые залы палаццо даже более значительны с художественной точки зрения, чем представленные в нём картины. К числу таковых относится кабинет герцога, на стенах которого с использованием приёмов инкрустации и иллюзионизма изображены полки с книгами, астрономическими и музыкальными инструментами, а также символами свободных искусств. Дворцовые капеллы в палаццо парные, одна христианская, а другая — языческая, посвящённая Музам.
.![]()
Дворец герцога

![]()
Дворец герцога
Само название города переводится как «Двойной город», одно время в городе проживали местные итальянские племена, но в эпоху Римской Империи они были изгнаны, и город стал одним из оборонительных центров Империи.Урбино начинается с Пьяцца Дука Федерико, и именно отсюда начинается Палаццо Дукале, считающийся одним из самых величественных и ценных дворцов Италии.

Площадь, посвященная Урбино, представляет из себя ровный квадрат медленно переходящий в Пьяцца Ринашименто.
Обелиск Эджициано - колонна в форме пирамиды, некогда украшавшая римский Пантеон – подарок кардинала Албании, сюда выходит фасад самой старой части резиденции Дука. Палаццо Дукале - построен по приказу Федерико II Монтефельтро, он должен был показать все величие, богатство и красоту Урбино. «Башенный фасад», главным архитектором которого был Лучано Лаурана, насчитывает множество оборонительных башен, созданных в изящном стиле.
![]()
Рафаэль Санти— итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской, школы. Один из ярчайших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, или римского классицизма начала XVI века. За свою недолгую жизнь он стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии.
Случайно ли, что Урбино, город среди ласковых гор, стал родиной светлого гения Ренессанса - Рафаэля Санти? Вот что пишет об этом в своих «Образах Италии» П.П. Муратов: «Воля великого Федерико создала из глухого горного городка легендарный приют муз, но мы могли бы позабыть обо всех иных его заслугах перед историей, памятуя только одно: что созданный им Урбино произвел на свет Рафаэля».
Рафаэль легко и естественно приблизился в своей жизни и искусстве к тому духовному совершенству, которое грезилось герцогам Урбинским Федерико и Гвидобальдо, к тому идеалу добра и красоты, который исповедовал Кастильоне. Для потомков творчество Рафаэля стало воплощением гармонии, покоя, душевной чистоты и ясности. Для современников сам художник был воплощением добродетели.

Трехэтажный дом № 57 на улице Via Raffaello, в котором в 1483 году появился на свет Рафаэль Санти (Raffaello Santi), хранит работы отца Рафаэля – придворного художника и декоратора Джованни Санти (Giovanni Santi), а также фрески, выполненные Рафаэлем в юности.
![]()
В этом доме Рафаэль жил до 17 лет. С XIX века здесь дом-музей Рафаэля с памятной доской из мрамора на фасаде. В доме-музее можно увидеть мебель и предметы быта итальянцев времен Ренессанса, коллекции произведений искусства из керамики, средневековые рукописи, книгопечатную продукцию, собрание нумизматики.
Хотя художник покинул Урбино семнадцатилетним юношей, исследователи его творчества сходятся на том, что «живые и разнообразные впечатления детских и юношеских лет больше, чем прямые наставники, способствовали воспитанию молодого мастера» (В.Н. Гращенков).Однако и наставники сыграли благотворную роль в развитии великого таланта: всю свою недолгую жизнь Рафаэль был дружен с Бальдассаре Кастильоне, переписывался с ним и глубоко воспринял его гуманистическую философию. В 1515 г. он создал проникнутый теплым чувством портрет старшего друга, который хранится в Лувре. Побывав в Урбино, мы по-новому увидим знакомые произведения Рафаэля: кажется, родись этот художник где-то в другом месте, он утратил бы частицу той благодати, той умиротворенности, что исходит от его полотен и фресок. С дома Рафаэля (Casa Raffaello) лучше всего начать экскурсию по Урбино.
В музее собрано немало подлинных предметов 15-го столетия, представлены картины Джованни Санти, который был хорошим педагогом и заботливым отцом, но, как мы можем убедиться, посредственным художником. Пожалуй, самое интересное, что можно увидеть в этом обширном музее, - юношеская работа
Рафаэля, первая из его «Мадонн»

Ведь именно здесь в три часа ночи, в пятницу, 28 марта 1483 года родился великий гений эпохи возрождения Рафаэль Санти. Здесь до сих пор сохранились дома семьи Санти, сейчас переделанные в Музеи. Сюда относится и дом прадеда Рафаэля, который был одним из уважаемых людей города, и дом самого Рафаэля, в котором можно увидеть его первые работы, на улице Контрада дель Монте сохранилась каменная палитра, на которой отец и сын Сантии готовили краски.В музее собрано немало подлинных предметов 15-го столетия, представлены картины Джованни Санти, который был хорошим педагогом и заботливым отцом, но, как мы можем убедиться, посредственным художником. Пожалуй, самое интересное, что можно увидеть в этом обширном музее, - юношеская работа


![]()
![]()
![]()
![]()
Сейчас Урбино считается центром вдохновения, сюда приезжают художники, писатели, музыканты и другие деятели культуры со всего мира, в поисках музы и вдохновения. Ещё бы, ведь такой живописной атмосферой вы не проникнитесь ни в одном городе Европы.
![]()
Стоит пройтись по узеньким улочкам, посидеть в маленьких невзрачных барах или подняться на самую высокую вершину замка по лестницам, созданным из камня, и насладиться видом черепичных крыш старых домов, расползающихся во все стороны от громады дворца, и тогда спросить себя: «Ну где ещё может родиться великий художник?», и самому себе ответить: «Конечно только здесь, в Урбино».
![]()
![]()
Собор
![]()
К герцогскому дворцу примыкает собор. Его строительство, начатое одновременно с дворцом, закончилось в 1604 г. возведением купола. Во время землетрясения 1789 г. собор сильно пострадал и в 1789-1801 гг. был отстроен заново в стиле классицизма. Его внутреннее убранство украшают картины XVII-XVIII вв., в том числе произведения урбинского барочного живописца Федерико Бароччи (около 1535-1612). Из правого поперечного нефа можно попасть в музей собора.
![]()
Стоит посмотреть также грот-молельню (Oratorio della Grotta) с гробницей Федерико Убальдо - сына последнего урбинского герцога. Вход - с левой стороны собора.
![]()
![]()
Сердцевина Урбино застраивалась в эпоху Возрождения. К памятникам Всемирного наследия относится не только дворец герцогов Урбинских с картинной галереей, уникальными фресками и собранием скульптур, но и собор с картинами Тимотео Вити, Федерего Бароччио и Пьеро делла Франческа; церковь Сан-Доменико, с барельефами Луки делла Роббиа (1449); церковь Сан-Спирито, с живописью Луки Синьорелли (1445). Дом, в котором родился Рафаэль, открыт в качестве музея. Университет, основанный в 1506 г., в котором ежегодно проходит международный семинар европейского права.
Церковь Сан-Доменико
![]()
На другой стороне Пьяцца-Ринашименто, украшенной в 1737 г. египетским обелиском, стоит бывшая доминиканская церковь Сан-Доменико, для которой в 1451 г. архитектором Мазо ди Бартоломео был создан ре-нессансный портал, украшенный терракотовой скульптурой Богоматери работы Луки делла Роббиа. Оригинал находится в Герцогском дворце. Средоточие городской жизни Урбино - Пьяцца-делла-Репубблика (площадь Республики), лежащая ниже дворца и собора.
Ее ансамбль замыкает массивное здание Колледжо Раффаело начала XVIII в. Сегодня здесь размещен музей «Кабинет физики», где экспонируются старинные научные приборы. А чуть дальше, на Via Raffaello, стоит дом, в котором появился на свет и прожил первые десять лет жизни Рафаэль. В конце узкой Via Barocci, отходящей от Пьяцца-делла-Репубблика, расположены часовни святых Иосифа и Иоанна Крестителя - Oratorio di San Giuseppe и Oratorio di San Giovanni. В одной из них можно увидеть скульптурную композицию работы Федерико Брандани (XVI в.), изображающую Рождество Иисуса Христа, в другой - великолепные фрески Лоренцо и Якопо Салимбени, завершенные к 1416 г.







































Урбино - уникальный, полностью сохранившийся со времен Ренессанса город - недаром взят под охрану Юнеско. В его облике мало что напоминает о современности. Возникает ощущение, что мы действительно перешагнули через века и очутились в 15-м столетии, когда Урбино ненадолго стал одним из блистательных художественных центров итальянского Возрождения. Италия была в ту пору раздроблена на множество городов-государств.





По склонам гор лепятся домики с бурыми черепичными крышами, а над ними возносится грандиозный дворец. Сколько бы мы ни готовились к встрече с Урбино, сколько бы восторженных отзывов ни прочитали, действительность превзойдет наши ожидания. Авторы путеводителей не скупятся на красивые сравнения: «фантастический мираж», «фата-Моргана», «сказочное зрелище», «искусно выполненная декорация к старинной пьесе», «горное гнездо», «погружение в прошлое». И они не преувеличивают.

Серия сообщений "Города Италии":
Часть 1 - Города Италии:В прозрачной дымке город, спит Верона…
Часть 2 - ,Урбино, Пьенца
...
Часть 38 - Ренессансный город Феррара(Ferrara)
Часть 39 - Итальянская Сиена-город эпохи треченто.
Часть 40 - Ренессансный город Урбино -родина Рафаэля