"Дай мне этот день, дай мне эту ночь! Дай мне хоть один шанс...." ой... О чем это я О_о...Да вот о чем.! - я напеваю песенку из фильма "Стиляги".И совершенно не случайно!
Хочу сегодня поговорить ... (наверно все догадались). Да, о стилягах))) Скажу сразу о фильме, кроме музыки мне ничего не понравилось(снять можно было бы и лучше.). Но мы не об этом!
Термин "Стиляга" возник в конце 1940-х годов, он пришел к нам из языка джазистов, музыкантов. «Стилять» (англ. steal — воровать; либо англ. style — стиль) у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда выражение «стилягу дует» — это о саксофонисте, который играет в заимствованной манере.И поэтому «стиляга» перешел еще и на исполнителя)))
Совсем скоро термин "стиляга", обозначил как молодежное направление. Но мы же помним какая атмосфера царила с СССР в те годы, поэтому это направление было так сказать... пропагандой.
В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил» (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов.(спасибо википедия )
В первые годы этого направления, одежда стиляг выглядела так: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях» .
[показать]
В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; широченные штаны канареечно-горохового(О_О Бог мой, это как же выглядит такой цвет???) цвета ; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши(клоуны отдыхают). Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…
[показать](я щас плакать со смеху буду, извините, слишком воображение развито )
В это время в зале показалась девушка(подруга стиляги), по виду спорхнувшая с обложки журнала модДля девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). «Особым шиком» считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.
В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками , редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.
[показать]
[показать]
Актуальной, считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг:
"Pardon me, boy
Is that the Chattanooga Choo-Choo
Track twenty nine,
Boy, you can give me a shine" воот.
Еще были популярны композиции Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты и танго (в том числе в исполнении Марики Рёкк и Лале Андерсон), произведения из репертуара Эдди Рознера.
В целом, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах.
Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги.
[показать]Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс.
[показать]
А когда на Западе пошла мода на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец.В это время стали популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли.
Стиляги с повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и критические статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти. Когда бабушка мне рассказывала о стилягах, она говорила что была фраза...относительно них. Звучала она так: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» - смысл ее я думаю понятен))))
Конечно же советское общество боролось с этим молодежным движением. Выливалось это в обсуждениях стиляг на комсомольских и студенческих собраниях, делались выговоры по комсомольской линии. Если же и это не помогало, то непокорных отчисляли из ВУЗов, исключали из рядов ВЛКСМ. А исключение из комсомола, в то время, имело негативные последствия как для карьеры исключённого, так и для отношения к нему властей.
Также работу со стилягами вели сотрудники добровольной народной дружины. В провинциальных городах задержанных стиляг стригли под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья
Подобное отношение вызывало ответную реакцию — стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения западной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности.
В начале 1960-х, течение стиляг прекратилось — во-первых, в связи с тем, что эта субкультура сошла на нет из-за взросления своих представителей и «легализации» многих ранее запретных западных атрибутов вроде джаза, а во-вторых, из-за появления новых, гораздо более массовых молодёжных течений: «битломании» и хиппи. Несмотря на угасание «стиляг» как субкультуры, их мировоззрение оказало большое влияние на умонастроения последующих молодёжных неформальных объединений.За это можно сказать им спасибо.)))
Стилягам важно было выделится ...так сказать из «серой массы», они это делали не только с помощью одежды и музыки но и при помощи особого языка, точнее — жаргона. Частично этот сленг был воспринят стилягами от джазистов.
Вот несколько слов и выражений, которые использовали стиляги:
Бродвей (или Брод) — как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне — Тверская). в Ленинграде — Невский проспект, в Казани — улица Баумана,в Нижнем Новгороде — Большая Покровская улица Свои «Бродвеи» были в каждом городе или даже городском районе.
[показать]
Чувак — проверенный молодой человек, которого приглашали на «процесс» (узкую вечеринку) в «хату», Человек Уважающий Высокую Американскую Культуру[6]..
Чувиха (чува) — девушка.
Хилять — ходить, фланировать.
Кинуть брэк — пройтись с целью «людей посмотреть — себя показать». Как правило, звучало, как «кинуть брэк по Броду».
Чуча — песня Поезд на Чаттанугу («Chattanooga Choo Choo…») из культовой картины «Серенада солнечной долины».
Динамо, Динамо-машина — такси.
Шузы, шузня (англ. shoes — обувь) — ботинки стиляг на высокой подошве. Обычно можно было приобрести исключительно у фарцовщиков.
Хата — квартира.(каждый 5 употребляет это слово)
Фазер (англ. father — отец) — отец стиляги
Лукать (англ. look — взгляд, смотреть) — смотреть
Жлобы — представители «серой массы»
Боруха (баруха) — девушка из стиляжьей компании, часто — «свободных нравов».
Дринкать (англ. drink — пить алкогольный напиток, пьянствовать) — выпивать
Манюшки (англ. money — деньги) — деньги
Румяные батоны — обычные девушки-не стиляги, участвующие в вечеринках
Соксы (англ. socks — чулки, носки) — носки. Носки носили обязательно яркие, они должны были быть видны из-под брючины.
какое платье красивое О_о