Предыстория
Значит, собирались мы как-то велопопутешествовать на Куперлю и окрестности 2 года назад. Сняли сиденье заднее у оки, подразобрали велики, сложили и упаковали рюкзаки. На следующий день выезжать – мы готовы!
Вечер. Выясняется, что у отца права кончились 2 дня назад! А я еще или не получил права (только-только сдал экзамен в ГАИ) или еще не был вписан в страховку, не помню. Короче сразу не поехали, а потом не смогли по каким-то причинам. Но задумка осталась…
История
Отец взял отпуск на начало сентября, и появилась возможность съездить куда-нибудь, чтобы дома не киснуть. Я как раз на работе раскидал дела и тоже выбил отпуск. Все вроде получается )
Взял для отца спальник, пенку, велорюкзак у друзей-товарищей, за что им большое спасибо! Выезд назначен на понедельник, т.к. в воскресенье точка после азиатской экспедиции – как можно пропускать?! Значит уже воскресенье, рюкзаки собраны, велики подготовлены. Стою я на точке, а тут Василий говорит, что в нацпарк «Башкирия» никого не пускают – особый противопожарный режим! Ну что за гадство….
Отец звонит в нацпарк, его переадресовывают на Кузнецова – зам. по туризму. Он обещает поговорить с начальством и завтра сообщить результат. Завтра наступило – трубку он так и не взял. Настроение падает. Вторник: дозвонились до него, приезжайте завтра к 10.00 – решим вопрос индивидуально. Ура! Хоть что-то! Тем более у нас все готово.
День 1
Утренний выезд из города, и без 8 секунд 10.00 (как рассчитали время!) мы возле визит-центра в Нугуше. Вобщем, заповедную зону нам посетить запретили строго-настрого. Все остальное – по заранее оговоренному маршруту. Так как наш план был немного по заповедной территории, начали думать варианты. Родился такой маршрутец в итоге: Нугуш – Куперля – Пятилистник – Кашаля (по реке Нугуш) – Пятилистник (по верхам гор севернее Нугуша) – Кутукское урочище с озером Кукуль – Сумган-кутук – Нугуш (не оговорено через Серять или Саргай (Сергеевку) – едьте как хотите). За посещение сняли с нас плату за каждого в размере 20р за посещение парка, 180р за посещение Куперли, 360р за посещение района Сумгана. Ну и за стоянку авто 400р за 4 ночи.
Оплатили в кассе финансы, поставил автомобиль на отведенное место и пошли собираться. Собрали велики, запаковали рюкзаки, водрузили на багажник – получилось внушительно. Закрыли авто, документы в непромокаемый пакетик, подрубили запись трека на GPS и двинули!

Я к велорюкзаку привычный, вспомнил, оценил вес – качу спокойно. Отец первый раз с такой тяжестью на багажнике. Так-то он внучку (мою племянницу) возит на кресле, но это разные вещи. Едем потихоньку, папу мотает иногда на поворотах – непривычно всетаки. Проезжаем Нугуш, плотину, движемся в сторону баз отдыха. Пока еще асфальт, но его качество ухудшается на глазах.
И вот перед нами первая горка! Мы как тренированные и особо опытные велотуристы быстренько посокакивали с великов и повели их под уздцы. Надо сказать, что я за лето откатал аж 4 км! Отец побольше конечно раз в 50 наверное, но его это не спасает т.к. у нас горок-то нет )
Небольшое отступление от текста: я крутил зимой и весной на станке дома, готовился к соревам, но больничный на месяц подорвал все мои планы, я обиделся на велик. А потом в +36 в тени и катать как-то не очень хотелось, в машине кондей а на велике еще и педали крутить надо. Вобщем официально слил этот велосезон, да как и спелео из-за работы.
Взошли мы на гору, съехали, вот и асфальт кончился. Последняя база отдых осталась за бортом. Теперь уже катим по проселку. Дорогу там насыпали пару лет назад – ручьи все в трубы завернули. Проблем вообще никаких. Дорога сухая, попадаются конечно старые колеи с колесо размером, но их минимум. Везде есть объезды и объезды объездов – кати куда хочешь! В любом случае на привольную выкатишь )
Вот мы и выкатили. Остановились перекусить там же где и стояли когда ездили с Диманом на ниве. Место хорошее – тенек на лавочке, ветерок дует, в 3-х метрах солнышко жарит, осы пытаются бутерброды отобрать. Уровень воды с того раза упал метра на 4 наверное. Затачиваем бутеры с сыром, помидорки, огурец, и катим далее.

Погода замечательная! Солнце греет, ветерок охлаждает, мошкары нет! Спокойно докатываем до следующего подъема (перед Урюком). С переменным пешеходноовелосипедным успехом с перерывами забираемся наверх. Папе с непривычки тяжело в гору, да еще и с рюкзаком, он больше идет, я чуть пободрее. (Причем он на протяжении всего похода волновался, что у меня рюкзак тяжелее и к себе старался переложить побольше =)
Но вот гора преодолена, требуется перерыв! Докатываем до Урюка и идем отдыхать на пенку. Папа кладезь историй про своё спелео-туристическую молодость и почти на каждой стоянке, сложном участке или просто во время движения вспоминает какие-то случаи – интересно слушать. Кипятим чай, точим козинак, морально отдыхаем, наслаждаясь природой, журчанием воды и пением птичек. Разлили охлажденный чай в бутылки для дальнейшего употребления и стали форсировать Урюк. Сложно назвать это бродом, но все же – воды в самом глубоком месте ниже колена. Т.к. сегодня у нас бродов больше не планировалось, идем босиком. И вот начинается Подъемище. Мелкими перебежками поднимаем упрямые велосипеды на вершину.




Забрались. Передохнули, продолжаем путешествие. Наконец добираемся до Куперли! Фотки на смотровой площадке. Спустились к остаткам водопада. Посещать его осенью не лучшая идея. Чуть капает по уже высохшему мху. Ну да ладно. Набрали воды в мини-пещерке. Она там вообще замечательная и прохладная.





Добрели до велосипедов. Еще посидели. Время еще есть – решаем спускаться к Нугушу, благо по моим воспоминаниям там должны быть лавочки со столиком и вообще место хорошее. В наш прошлый поход с оренвловцами под командованием Макса Ф. (ссыль на отчет http://www.orenvelo.ru/publ/pvd/nugush_kuperlja_kashelja_nugush_sentjabr_2012/6-1-0-175 ) мы проехали мимо, после спуска посидев отдохнув там чутка.
Едем до этого места. Ехать уже невозможно. В первый день похода, такой километраж, да еще и с горками! Короче, как только подъем – идем пешком, ибо сил нет. Катим только с горки или по совсем ровной дороге. И вот, наконец спуск! Но спуск такой крутой, да еще с камнями и сыпучей землей, что приходится потихонечку, давя на тормоза и придерживая разбушевавшийся велосипед пилить вниз.
Мы добрались! Первые минут 10 просто сидели, задрав ноги. Потом чуть пооткиснув, отец направился за водой для ужина, а я организую нам спальные места, попутно разгружая из рюкзака общак к ужину. При осмотре местности стоянки обнаружено: банка клубничного варенья, 1 новый доширак, 5-и литровая бутылка которую мы использовали, чтоб за водой не таскться по 2 раза.
Варим макароны, мешаем с сыром и уплетаем за обе щеки – так уплели, что аж совсем мало показалось. Пришлось догнаться дошираком. Чай с вареньем, домашний уют в спальнике, сон.
38 км. 1 брод.
День 2
С самого утра становиться абсолютно ясно, что ноги не отдохнули, а задница вообще не желает сидеть на орудии пытки называемым «седло». Но в целом утро было замечательное. Легли мы часов в 9 – когда уже стемнело. Проснулся я тоже в 9. Благо организм позволяет спать по 12 часов, при случае, не просыпаясь. Папа встал раньше – говорит, уже не мог лежать, делать нечего, сходил за водой, приготовил завтрак, вскипятил чай и меня разбудил. Так что каждый день я просыпался как царь к уже готовому завтраку )


С утра довольно прохладно, но вот солнце начало пробиваться свозь стволы сосен, и согревать наш скромный лагерь. Мы дотрапезничали, собрались, и по утренней прохладе выдвинулись на покорение реки Нугуш, так как сегодня почти весь путь предстоял именно по ней. На удивление, первый брод через километр пути по берегу не доставил сильных ощущений холода и противной мокроты. Но он был достаточно глубок и дабы не замочить рюкзак, пришлось тащить вел на себе, взявшись одной рукой за перо и положив седло на плечо. Рюкзак был не из легких, и после 6-7 брода плечо уже устало и просило пощады.
А тем временем дорога весело бежала параллельно реке с периодичностью раз в километр перепрыгивая на другую сторону. До Пятилистника выработалось негласное правило «1км – 1 брод», которое неукоснительно соблюдалось. Дорожное покрытие варьировалось от очень крупных камней до мелких камушков изрядно поросших травой со слоем земли. После вчерашнего заезда сидеть было особенно трудно. Но спустя метров 300 биения седла задница уже отказывалась чувствовать мелкие камни, и дело шло веселее. Затем очередной брод и все сначала.

Спустя 8 км мы попали на место нашей ночевки с оренвело, означавшей начало адского подъема на Пятилистник. Мы чутка отдохнули, испили водицы из родника поблизости и двину… посмотрели на подъем и отдохнули еще. На первую часть подъема (около 15-20 метров) мы закатывали 1 велосипед вдвоем. Потому как там уклон градусов 50. Закатил вел – посиди отдохни. Закати второй – аналогично.

Дальше по воспоминаниям начинался совсем треш без дороги в гору – когда ты по очереди тащишь вел, потом рюкзак. Но мы нашли продолжение дороги в том месте, где мы ее потеряли в прошлый раз. И стали забираться в гору по ней. Она уже заросла травой, но было видно, что по ней ездили не так давно. Упавшие бревна оставались в стороне, подъем шел под уклоном – вполне годно идти пешком без велика. Но велик то есть, да еще и с рюкзаком! Его не бросишь так просто. Останавливаемся передохнуть и испить еще холодной воды, ибо жарко ужасно.

Дорога выполаживается, и мы ее теряем. Ходим пешком в поисках – нашли что-то похожее, возвращаемся к великам и алга через лес к призраку дороги. Финальный аккорд в виде крутого, но короткого подъема и… дорога исчезла в траве по пояс. Больше мы ее не видели. Но об этом позже. Безуспешные попытки найти хоть какой-то след успехом не увенчались, и мы, как и в прошлый раз, идем по лесу напрямую. Надо сказать, что идти с велом по веткам достаточно печально. Все норовит тебе залезть в спицы или под ноги, бурелом надо объезжать, а если он не кончается – надо перетаскивать вел через поваленные стволы.

Слева и справа периодически мелькают здоровенные воронки, где полюбому есть пещеры (они даже стоят точками на GPSе!), но не до них сейчас. Тяжело идти, постоянно сверяясь с направлением, закладывая виражи в обход препятствий, отмахиваясь от преследующих мух и мошек и периодически продираясь по крапиве с рост человека. Но вот должен быть уже спуск по старому треку! Спуск-то есть, тот самый, но без признаков дороги как таковой. Будто и не было ничего. Ну чтож, по спуску хотя бы бревен нет и велик вести легче. А стоп, перепутал, не легче. И бревна есть. Достало все валим напролом – и вот он каменистый берег Нугуша!

Лезу в реку опустить туда зудящие ноги, папа валится на пенку. Через какое-то время кипятим чай и наслаждаемся солнышком и природой. Птички поют, речка журчит, чай вкусный, орехи и финики. Никуда не хочется. Но нужно. Кашаля ждут.

Броды стали чаще чем раз в километр. Но глубина позволяла везде перевести вел, не замачивая рюкзак. Сворачиваем в лес, в прошлый раз так ехали, была хорошая дорога. В этот раз одно расстройство и репейник. Наконец выезжаем на поляну к Кашалям! Счастье! Можно крутить не смотря на дорогу и не следя за внезапным появлением камней! И задница не болит!

Доезжаем до Кашалей. Там такая усадьба отстроена: и солнечные панели, и спуск к реке, и спутниковые тарелки, и камеры, и беседка, и мангал и все что хочешь! Цивилизация. А мы сидим на досках и смахиваем с себя репейник. Никто нас не встречает. Пошли сами докладывать о прибытии. А нам на встречу выходят здешние обитатели, семейная пара: Ильдус и Диля + 2 карапузов.
Ильдус научный сотрудник, Диля сотрудник по туризму, живут тут с января 2016. Отопление тут дровяное – для всего остального есть солнечные панели и 8 аккумуляторов под полом. Есть своё хозяйство, пасека, баня. Здорово наверное жить на природе.
Нацпарк активно развивается в туристическом направлении, в усадьбе второй этаж отведен под съем туристами, баня стоит 500 рублей, сувенирный мед в баночках и т.д. Мы располагаемся в палатке под крышей беседки, но от бани не отказываемся – договорились за 300. Лагерь поставлен, еда приготовлена (остатки сыра с макорошками), наш пропуск зарегистрирован, баня натоплена, одежда постирана, тело тоже постирано. Пить чай после бани с любезно предоставленным настоящим липовым медом это великолепно!
20 км. 15 бродов.
День 3
Ночью шел дождь, с утра он тоже шел, но с переменным успехом. Из Максютово на Кашаля прибыл уаз «фермер». Папу разбудил. А я крепко сплю, меня уазами не проймешь. Так что когда я встал, завтрак был уже подготовлен для готовки.


Выяснилось, что дороги как таковой по верхам от Кашалей до Пятилистника нет, и путь этот бессмысленен. Поэтому будем пытать удачу и пробираться сквозь скалы от голубого озера на Пятилистнике. В дорогу мы получили 1/6 арбуза, поблагодарили за гостеприимство и двинули в обратный путь.
Решено что сегодня день отдыха – доезжаем до Пятилистника, на первом листе встаем на стоянку и половину дня бездельничаем или путешествуем пешком по окрестностям.

Первые 7 бродов пролетели незаметно, несмотря на периодически накрапывающий дождик. Показался Пятилистник, и дорога стала для нас новая. Относительно конечно, я-то тут бывал. Налегке правда. Бесконечный левый поворот до 1 листа, дождь не прекращает. Вот и стоянка. Останавливаемся на перекус арбузом. Даже присесть некуда – все мокрое. Останавливаться тут? Пойдем далее. Озеро же дальше? Всеравно до него идти? Какая разница сегодня или завтра? Пойдем…

Еще броды, еще дождь, еще галька, еще камни. Но есть и плюсы – по краям реки начинаются скалы! Выглядят они просто шикарно! Даже не смотря на дождь - поднимаешь голову и любуешься ими.


Первый лист пройден, на очереди второй. Вот и вторые скалы, очередные стоянки по берегам – сплавщики стараются весной. Третий лист начался – скалы уже с двух сторон.

Где-то тут должно быть озеро. Замечаем текущий ручей на другой стороне. Сваливаем велики и идем проверять то ли это или нет. Я отправляюсь по ручью – папа идет по берегу дальше на разведку. Если мы не находим путь через скалы – значит о круговом маршруте и Сумгане можно забыть – придется возвращаться по Пятилистнику, идти до Куперли и далее по уже известной дороге обратно в Нугуш. А это уныло, скучно и вообще мы уже задолбались под дождем идти.

Иду я значит по ручью. Он холодный, по берегам папоротник растет, дух медведей ощутимо нависает над одиноко идущим человеком. Пробрел метров 200 – нам гарантированно не сюда и пролезть с велами мы не сможем. Иду обратно. Папа нашел впереди еще 1 ручей. Нужно перевести велы на эту сторону реки, а дальше уже рассматривать последний вариант.
А тем временем время то уже 15.00! Жрать хочется! Папа остается готовить посреди дороги, я чапаю на разведку. Буквально 20 метров и вот оно! Озеро! А точнее грифон – карстовый источник. Бреду дальше, вроде бы относительно нормальный наклон – травы много конечно, но это ниче.

Дальше с великами сегодня нет уже никаких сил идти – ищу место под лагерь. В 10 метрах от озера находится место с чуть менее мокрыми листьями и относительно ровное. Перетаскиваем туда велики через последний брод – ручей который из озера вытекает. Перетаскиваем горелку с недоварившимся обедом, ставим лагерь, довариваем еду, выжимаем мокрые носки, забираемся в палатку и наслаждаемся комфортом! Тепло, сухо, без мошкары (хотя сегодня в виду дождя ее и так минимум), горячая еда, кетчуп, майонез, соевый соус, горячий зеленый чай с печеньками, цукатами и имбирем!


Идти куда-то не хочется максимально! Но время еще только 16.00, сегодня день отдыха, а запас сил на день истрачен только на 70%! Непорядок! В день отдыха нужно задолбаться так, чтобы рабочие дни казались выходными! Девиз крымского дня отдыха. «Что мы говорим богу дней отдыха? Не сегодня!»
Вылезаем из палатки и идем на разведку дороги. Если не находим – придется возвращаться через Куперю, чего сильно не хочется.

GPS Ивана с картами OSM не показывает не то что дороги, даже ручьев. Навител в телефоне говорит дорога в 1,5 км. Окей. Прорубаем себе дорогу свозь растения, хотя порой кажется, что это всетаки хоженая тропа. Мб звери на водопой ходят. Дабы не наткнуться на кого-то внезапно в узком ущелье среди скал периодически громко свищу. Ущелье пройдено! Не фонтан, но проходимо. Пытались пару раз уйти не туда, но GPS возвращал нас на путь истинный. Вот вдалеке видна полуразваленная изба, вся в зарослях крапивы метра по 2. Последняя найденная надпись на бревнах была 05 год. А первая что-то в районе 74 (хотя точно не помню – могу врать) Дорога ясно видна на склоне – идем. 200 метров – направление не верное. Возвращаемся. Отыскиваем то, что раньше было дорогой в нужном направлении. Прошли метров 300 – дорога плавно забирает вверх и из виду почти не теряется.

Возвращаемся в лагерь. Заслуженный отдых? НЕТ! Надо затащить велосипеды – потому как велик с рюкзаком в комплекте мы не запрем.
Дотаскиваем на удивление быстро (за 25 минут всего) велики до конца самого крутого подъема и теперь уже идем в лагерь. Тропа уже четко видна в зарослях – сколько можно ходить и топтать траву в конце-концов! Пришли в лагерь и достали фонарики, уже стемнело. Не торопясь варим чечевицу, нисколько не жалея топлива – его у нас явный перебор. Снова прием пищи в палатке. Это великолепно - лежать ровно и не двигаться! Носки и трусы оставляю на себе мокрыми – в спальнике высохнут. Под шум дождя проваливаемся в крепкий и здоровый сон.
19 км (пешком еще около 5-6). 15 бродов
День 4
Проснулись, а дождя нет! Утро уже радует! Пасмурно, но осадков не намечается. Покушать, чай, сборы. Рюкзаки на плечи и вперед. Прощай Нугуш! Мы тебя больше не увидим!


Как же неудобно тащить велорюкзак на плечах! Еще палатка постоянно норовит упасть в конец рюкзака, заставляя останавливаться и поправлять ее. Приходится все время идти полусогнутым. Ноги до колен уже мокрые после движения по траве. Добрели до великов, рюкзак на спине, велик в руках. Добрели до избы. Останавливаешься, и сразу в лицо лезут мухи и мошки (ладно комаров почти нет хотя бы). Загрузили рюкзаки на велики – идем. И даже временами едем! Уклон совсем небольшой, но все вверх и вверх. Идем по проплешине, даже солнышко иногда выгладывает.



Дорога совсем старая – уже на колее сосенки и березки растут. Видно что совсем заброшено все. Следов пребывания людей не обнаружено. Как шли по логу, так и идем – воронки периодически проскакивают в низинах. Некоторые хорошие такие. Вот лог кончился, начался лесок и как вы думаете? Правильно! Дорога кончилась тоже. Мы сильно огорчились стоя по пояс в траве. Достаем GPS, телефон и начинаем сверку местности. Кое-как отыскали признаки дороги.

Тут надо отдельно сказать про поиск дороги (занятие на всю первую половину дня). Старую дорогу невозможно увидеть, если ты точно не знаешь, что она тут есть. А если дрога знает, что ты знаешь, что она есть, то она тебя уважает. И порой дает подсказки. В чаще леса на маленьких, не заросших полянках колея видна, на полянах заросших папоротникообразными штуками с расстояния в 2 метра дороги уже не видно, но если ты идешь по ней, то заметно, что стволы растений не растут в утрамбованной колее. Соответственно если дорогу завалило и нужно обойти буквально 5 метров поваленной березы, то поиск продолжения дороги бывает несколько тяжел. Только знание того, что она точно должна быть в радиусе 10 метров спасает ситуацию. На полянах заросших не папоротником найти дорогу по виду невозможно. Только если идти и ощущать ногами колею, которая чуть ниже уровня земли и более плотная. Звучит фантастически, но это работает в 80% случаев. Еще 20% это ощущение того, как бы я поехал тут на уазике. Последнее: на поле со степной травой по пояс дрогу можно найти по чуть изменяющемся оттенку травы на колее. Я не знаю, как это описать – но дорогу перед собой ты не видишь совсем – только если посмотреть чуть дальше, под бОльшим углом к горизонту ее видно. Поиски дороги это очень прикольно, когда дождя нет аж с самого утра! И кроме как искать дорогу тебе больше ничего не остается, потому что пилить 10 км напрямую через лес это… даже думать не хочется, хватило Пятилистника. Кстати мы теперь в штанах! И ноги не режет и не жжет! Одним словом халява!


Только GPS заботливо сообщает, что вот 400 метров вправо это наш лагерь на Ключе, а вот тут 300 метров влево и будет пещера Печень с самым глубоким вертикальным колодцем в этом районе, а вот в этом логе Летняя которая поинтереснее куткских, а тут старые салаватские пещеры, в которых мы много вещей находили. Проходишь мимо и жаль, что снаряги нет и вообще ты тут ненадолго.
Несмотря на все прилагаемые нечеловеческие усилия возле озера Кукуль дорогу мы всетаки потеряли. Прошли около километра по полю. А кто там был или ездил, прекрасно знает, какое там ровное поле. Проборонили его лет 30 назад, и эти волны так и остались – только травой заросли и березами. Идти с велом с рюкзаком по такому полю отнимает кучу сил. Еще поганые мухи!
Наконец дорога приобрела езженый вид!!! Долетаем до развилки. Приехали мы со стороны Кутукского урочища. А направляемся в Сумган.
Сколько раз по ней езжено и хожено! И тем не менее, она смогла удивить! Ее пробульдозерили всю (кроме мест, где она и так нормальная)! Теперь нет засадных мест для уазов! Есть ровная дорога. Без бревен, ям и луж. Только вот травы на ней тоже почти нет. И после дождичка она скользит, и вообще с горок разгоняться страшновато.
Впервые за весь поход фотка на велосипеде! Пеший велопоход это конечно прикольно, но последний раз.

Докатили до Сумгана без приключений. Пофоткались, поглядели на дыру, на не выдержавшее дерево на краю пещеры. Ладно, упало еще не в саму дыру. Папа опять истории вспоминает всяческие. Докатили до перемычки – посмотрели на фундамент для новой избы (рядом с остатками старой).



Надеялись найти избу и ночевать в ней, но в итоге подумали, что она только строится, а уж после нам сказали, что мы не там искали, и она таки есть!

Ну да ладно, дождя нет, но есть ровное место на перемычке внизу! Очередной день отдыха можно сказать. Всего-то 17 км за день. Вот только десятку из них точно по лесу и пешком.


Сушимся, пока солнышко выглядывает, обедаем плотно, скрываемся от мух в палатке. Валяемся, бездельничаем, общаемся… Вот уже и вечер. Ужинаем, упаковываем все под непромокашки, сами в палатку и сладко-сладко спать под звуки начинающегося дождя.
P.S. пару раз с утра было так.
Папа: Дождь ночью спать мешал, по палатке капли с дерева стучат.
Я: Какой дождь? (ничего_не_понимающий_негритенок.жпг)
17 км. 0 бродов.
День 5.
Утро как-то сразу не задалось. Дождик то начинал, то переставал. Поели, собрались как в последний раз (я чет проконителился и папа ждал, пока я палатку соберу) долго чет. Ну, в итоге собрались. Поехали. Уплывает мимо понор, изба, и вообще сумганский лог. Едется нормально. Километров через 5 начались проблемасы.
Выезжаешь на дорогу, которую прочистили трактором и у тебя сразу начинают забиваться колеса. Грязь повсюду, уже весь вел в гомнолине. А так как сумганская дорога по лесу чуть больше чем полностью состояла из засадных мест, ям и вековых луж по пояс глубиной, то трактор пропахал все на славу. Колеса собирают ветки, листья и верхний слой дороги, размоченный дождем. Это хуже некуда – когда ты не то что ехать, ты везти велик не можешь! 5 метров – колеса колом. Почистил – еще 5 метров и гг. Дошло до того что уже обода не видно. Обода Карл! С горки на 1-1 еще можно крутить. Но в горку! Анриал. Дождь идет, по лесу в 20 км от ближайшего населенного пункта идет 2 чудика все в грязище и ведут 2 велика, периодически останавливаясь и вспоминая «Наконец-то нормальная дорога! Быстро доедем до Нугуша и дома будем еще засветло! Надоело это бездорожье и камни!».

Такая дорога доводит до исступления. Прошла минута и отец вроде бы уехал вперед, а ты только дочистил велик, прошел 5 метров и видишь, что папа точно так же стоит за поворотом и тоже чистит… И такой дороги еще 20 км если верить GPS. Идешь по старым объездам, специально лезешь в лужи, пытаешься хоть как-то избежать этой проклятой ровной дороги! Но все тщетно. И снова стоишь и ковыряешь палкой в раме. Поражаюсь, как задние переключатели еще могли работать в этом месиве. Хотя чему удивляться XT оно и в дебрях Башкирии XT.



Выбрались на Ташельган. Ведешь велик по обочине, в мокрой траве, в башмаках хлюпает как после бродов, но это все же лучше, потому что колеса крутятся! «Я понял, что хорошая дорога это та, по которой колеса крутятся» © папа. На Ташельгане ветер, туман и дождь. Но трактор дорогу тут не перепахивал т.к. она нормальная. Поэтому мы едем!

Если ехать через Серять, то там и так была не дорога а трасса для джипперов, а если ехать через Сергеевку, то там длиннее, но только 1 здоровенный подъем после ручья, и дорога лучше.
Едем через Сергеевку однозначно. У Ташельганской избы останавливаемся перекусить, последнее фото, потому что сил доставать фотоаппарат в дождь и с грязными руками больше нет. По пути от грязюки у меня стерся передний тормоз, выскочила 1 колодка, и тормоз перестал существовать. Запасные были, но в такую грязь менять… задний же есть. (Это единственное что сломалось за все время, не считая потерянной заглушки с рога у папы)

Дорогу к ручью пропахали что надо. На подъем ведем велики нормально – пока ничего не липнет. Подъем конечно тяжел, но колеса же крутятся! «Значит все не так уж плохо на сегодняшний день». Только в голове заело «на поле танки грохотали…». Поднялись, едем потихоньку. Медленно, но верно. Долго ли, коротко ли, доехали до поляны Юр-маша. Солнышко выглянуло, тепло стало. Пока спуск все нормально, как в подъем сил просто нет. В какой-то момент просто падаем на землю – перерыв 15 минут. Папа перекусывает орехами и финиками запивая чаем. Я уже настолько задолбался и болят стопы от плоскостопия, что не могу ничего делать кроме как лежать или идти вперед как терминатор.
Last boss – подъем перед Сергеевкой а потом будет спуск! На парад! На белом кон… так о чем это я? Этот подъем бесконечный, с миллиардом ответвлений, и распаханной дорогой. Колеса опять не крутят… На эмоции нет сил. Просто чистишь и идешь. Ура!!!!! Спуск!!
5 километров в час, 10, 20, 25, Ехууу!, 20, 15, 10, 5, 3, 1, 0. Что это? Весь каменистый спуск засыпали глиной, а потом трактором разравняли? И даже сбоку от дороги нет места, где пройти? И без вариантов? И вел не едет спустя метр? И ничего не помогает? А если попробовать поднять… Он слишком тяжел. На ногах лапти из глины? И колеса не крутятся даже когда толкаешь вдвоем? И вперед задним колесом не канает? И ЧТО ДЕЛАТЬ &#@%?!
Чувство, когда полоса загрузки при перемещении вдруг встает на месте, а оставшееся время только увеличивается и увеличивается и увеличивается. Мы спускались час. Этот километровый спуск ЧАС!!! Я просто тащил велик волоком, папа пытался нести на себе. Колеса сплошной шмот жирной глины. Хотелось бы процитировать видео про атаку пчел, но из соображений цензуры я этого делать конечно не буду.
Перед Сергеевкой мы вылезли на траву. Мы переносили велик с одной стороны дороги на другую на руках как в брод, лишь бы не ставить его в это болото. Это был треш...
Потом мы ехали до Нугуша, потом до визит-центра. Прошла вечность прежде чем я дополз до автомобиля.
Прошло еще немало времени прежде чем мы упаковали грязнющие велики и рюкзаки в салон, переоделись, умылись, и, наконец отправились домой! Ощущение того, что ты одним легким нажатием ноги можешь буквально взлетать в горку это восторг! ДВС придумал сам господь!
С такими мыслями я долетел до дома. Папа релаксировал на пассажирском сиденье, кормя меня козинаками и пытаясь осмыслить свое отношение к велопоходам.
Прибыв домой, мы наелись и напились чаю, попутно делясь впечатлениями. Не смотря ни на что, поездка нам очень понравилась! Дух приключений и туристической молодости способен перебить любые невзгоды!
P.S. Неподготовленным физически, с 4 км за сезон, больше никуда не поеду )))
Фото на альбом в ВК https://vk.com/album3691182_235466300