Франсиско де Гойя – блистательный художник и дамский угодник
30 марта 1746 года - 16 апреля 1828 года
Карьера Гойи складывалась исключительно удачно. Сначала он был создателем гобеленов для королевского двора, а затем стал членом престижной Академии в Мадриде. Гойя на протяжении долгих лет являлся главным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы.
Семья Карла IV, 1800.
Любимец женщин. С его именем связывают несколько скандальных историй. В молодости Гойя совершил дерзкий налет на женский монастырь в Риме, чтобы выкрасть оттуда прекрасную итальянку. За этим последовала дуэль, в которой победил Гойя.
Ф. Гойя. Автопортрет
Его музой и покровительницей стала герцогиня Альба, мужем которой был вечно угрюмый маркиз Вильяфранка. Герцогиня была потрясающе красива. Один из современников написал о ней так: "Нет в мире более прекрасной женщины... Когда она идет по улице, все смотрят только на нее. Даже дети перестают играть, чтобы полюбоваться ею".
На одной из картин Гойя изобразил ее одетой во все черное. На пальцах руки у нее при этом было два кольца. На одном было написано "Гойя", на другом "Альба". Кроме этого, рукой она указывала на фразу, написанную на песке. Эта фраза состояла из двух слов: "Только Гойя".
Самыми известными и самыми загадочными являются две картины Гойя «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Предположение о том, что Гойе позировала его возлюбленная герцогиня Каэтана Альба было отвергнуто из-за физического и возрастного несходства герцогини с неизвестной девушкой, послужившей художнику моделью. Эти картины стали причиной вызова художника на суд инквизиции, где от мастера потребовали объяснений для кого и с какой целью они были созданы. Однако протокол допроса не сохранился. Есть версия, что знаменитые «Махи» – месть отвергнутого художника, которому ветреная герцогиня изменила, за что он придал ее черты какой-то девице. Аристократические родственники герцогини, чтобы опровергнуть слухи, что именно Альба являлась натурщицей Гойя на этих картинах, уже в ХХ в. вскрыли гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что ее пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи. Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда так и осталась неопроверженной.
Одетая Maхa, 1802-1805
Маха обнаженная
Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо).
[URL=http://www.radikal.ru]
[показать]
Какое мужество!
Графическая серия «Капричос» (исп. «фантазия», «игра воображения») из восьмидесяти офортов была создана в 1797— 1798 гг. В ней Гойя, используя образы испанских народных пословиц, басен, поговорок, высмеивал людские суеверия и пороки — трусость, лицемерие, притворство, жестокость, тупость, паразитизм аристократии и т. п. Эта серия стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и продолжает оставаться в центре внимания исследователей уже 200 лет. Посвященные ей комментарии насчитывают тысячи страниц.
«Ты, которому невмоготу»
Спящий народ таскает на себе ослов
Гойя изобразил на одном из офортов себя окружённым слетающимися совами, летучими мышами и прочими тварями. Он назвал этот офорт «Сон разума рождает чудовищ».
«Капричос» моралистичны, что было свойственно эпохе Просвещения, но в них уже проступают черты реализма XIX столетия. Эта серия приобрела невероятную популярность в среде романтиков, ею восторгались и без конца её копировали.
Сон разума рождает чудовищ
В честь Гойи назван кратер на Меркурии.