Это цитата сообщения
Магия_психологии Оригинальное сообщениеКузнецов В.П. История развития формы креста. Окончание
Крест «Греческий» или древлерусский «корсунчик».
1.
[309x307]
Рис. 34. Крест «греческий» или древлерусский «корсунчик».
Традиционная для Византии и наиболее часто и широко употребляемая форма так называемого «Греческого креста». Этот же крест считается, как известно, и древнейшим «Русским крестом», так как, согласно церковному Преданию, святой князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест (рис. 34) и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четвероконечный крест сохранился и ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына святого Владимира Равноапостольного.
2.
[287x286]
Рис. 35. Крест «греческий» или древлерусский «корсунчик».
Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий космологически сферу небесную (рис. 35).
*
Крест «накупольный» с полумесяцем.
3.
[307x461]
Рис. 36. Крест «накупольный» с полумесяцем.
Не удивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как «накупольники» расположены на самом видном месте. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году (рис. 36).
4.
[305x432]
Рис. 37. Крест «накупольный» с полумесяцем».
Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году (рис. 37).
Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения.
«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, - говорится в Откровении Иоанна Богослова, - под ногами ее луна» (Апок. 12; 1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды.
Полумесяц - это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц - это и чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово;
Полумесяц - это и корабль церковный, ведомый Кормщиком-Христом;
Полумесяц - это и якорь надежды, крестный дар Христа;
Полумесяц - это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый, как враг Божий под ноги Христа.
Крест «трилистниковый».
5.
[319x456]
Рис. 38. Крест «трилистниковый».
В России эта форма креста употребляется чаще других для изготовления напрестольных крестов (рис. 38). Но, впрочем, можем видеть ее и на государственных символах. «Золотой русский трилистный крест, стоящий на серебряном опрокинутом полумесяце», как сообщается в «Российском гербовнике», изображался на гербе Тифлисской губернии (стр. 191).
6.
[308x304]
Рис. 39. Крест золотой «трилистник».
Золотой «трилистник» (рис. 39) также имеется на гербе Оренбургской губернии, на гербе города Троицка Пензенской губернии, города Ахтырки Харьковской и города Спасска Тамбовской губерний, на гербе губернского города Чернигова и т. д.
Крест «мальтийский» или «георгиевский».
Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда «верою поклонился, - как говорит Апостол Павел, - на верх жезла своего» (Евр. 11, 21), «жезла, - разъясняет святой Иоанн Дамаскин, - служившего изображением креста» (О святых иконах, 3 ел.).
7.
[310x308]
Рис. 40. Крест «мальтийский» или «георгиевский».
Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест (рис. 40), «ибо крестом мы, - пишет святой Симеон Солунский, - путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу» (гл. 80). Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, эта форма креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича — покровителя мальтийцев. Так появилось наименование – «мальтийский крест» (рис. 40).
8.
[287x287]
Рис. 41. Крест «мальтийский» или «георгиевский».
9.
[304x299]
Рис. 42. Крест «мальтийский» или «георгиевский».
10.
[312x664]
Рис. 43-44. Крест «мальтийский» или «георгиевский».
Согласно Российской геральдике, золотые «мальтийские» кресты имели на своих гербах некоторые города, к примеру:
Золотоноша (рис. 40), Миргород (41) и Зеньков (41) Полтавской губернии;
Погар (40), Бонза (40) и Конотоп (41) Черниговской губернии;
Ковель (40) Волынской, Павловск (44) С.-Петербургской, Виндава (40) Курляндской, Белозерск (40) Новгородской губерний, Пермская (42) и Елизавет-польская (43) губернии и прочие.
Все, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца (рис. 43) всех четырех степеней, именовались, как известно, «георгиевскими кавалерами».
11.
[295x332]
Рис. 45. Крест «просфорный-константиновский».
Впервые эти слова по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает – «Иисус Христос – Победитель», были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином.
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Апок. 3; 21), - говорит Спаситель, Победитель ада и смерти.
По древней традиции, на просфорах печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих эту крестную победу Христову: «IС.ХР.НИКА». Эта «просфорная» печать (рис. 45) означает выкуп грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего Искупления.
Крест старопечатный «плетеный».
12.
[322x313]
Рис. 46. Крест старопечатный «плетеный».
«Это плетенье получено от древнехристианского искусства, - авторитетно сообщает профессор В.Н.Щепкин, - где оно известно в резьбе и мозаике. Византийское плетенье в свою очередь переходит к славянам, у коих оно в древнейшую эпоху особенно распространено в глаголических рукописях»
(Учебник Русской Палеографии, М., 1920, стр. 51).
Рис. 47. Крест старопечатный «плетеный».
Рис. 48. Крест старопечатный «плетеный».
14.
[322x477]
Рис. 49. Крест старопечатный «плетеный».
Наиболее часто изображения «плетеных» крестов (рис. 46-49) встречаются как украшения Болгарских и Русских старопечатных книг.
Крест «криновидный».
Белые полевые лилии называются по-славянски «крины сельные». В книге «Русское медное литье» можем видеть нательный «крестик с криновидными концами из Серенска XI-XII веков. Такие крестики известны в византийских древностях XI-XII веков, а в XIV-XV веках были широко распространены на Руси» (М., 1993, стр. 159).
15.
[322x308]
Рис. 50. Крест «криновидный».
Вообще же символическое изоражение креста, состоящего из цветков лилии (рис. 50), напоминает слова Спасителя о Своем служении: «Я, - говорит Господь, - лилия долин!» (Песн. 2; 1). «Ради меня, находящегося долу, Он сходит в долину, - пишет Ориген о Христе, - и, пришедши в долину, делается лилиею. Вместо древа жизни, которое насаждено было в раю Божием, Он сделался цветком целого поля, то есть целого мира и всея земли». «Выслушайте Меня, Благочестивые дети, - призывает всех Слово Божие, - цветите, как лилия» (Сирах. 39; 16-18), то есть, иными словами, мудрою и благочестивою жизнью будьте чистым фимиамом Всесовершенному.
Крест четвероконечный «каплевидный».
16.
[318x472]
Рис. 51. Крест четвероконечный «каплевидный».
Окропив крестное древо, капли Крови Христа навеки сообщили кресту Его силу.
Греческое Евангелие II-го века из Государственной Публичной Библиотеки открывается листом с изображением красивого «каплевидного» (рис. 51) четвероконечного креста (Византийская миниатюра, М., 1977, табл. 30).
17.
[309x444]
Рис. 52. Крест четвероконечный «каплевидный».
А также, для примера, напомним, что среди медных наперсных крестов, отлитых в первых веках второго тысячелетия, как известно, часто встречаются «каплевидные» (рис. 52) энколпионы (по-греч. – «на груди»).
Вначале Христовы «капли крови, падающие на землю» (Лк. 22; 44), стали уроком борьбы с грехом даже «до крови» (Ёвр. 12; 4); когда же на кресте из Него «истекла кровь и вода» (Ин. 19; 34), тогда примером научены были сражаться со злом даже до смерти.
«Ему (Спасителю), возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею» (Апок. 1; 5), спасшему нас «Кровию креста Своего» (Кол. 1; 20), - Слава вовек!
Крест «распятие».
Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится только к V-му веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме.
С VI-го века Спаситель стал изображаться в длинном одеянии коллобии - как бы прислоненным ко кресту. Именно такой образ Христа можно видеть на ранних бронзовых и серебряных крестах византийского и сирийского происхождения XVII-IX-го веков.
Святой VI-го века Анастасий Синаит написал апологетическое (по-греч. – «защита») сочинение «Против акефалов» - еретической секты, отрицающей соединенность во Христе двух естеств. К этому сочинению он приложил изображение распятия Спасителя как довод против монофизитства. Он заклинает переписчиков своего произведения вместе с текстом передавать неприкосновенно и приложенное к нему изображение, как, впрочем, можем и видеть на рукописи Венской Библиотеки.
Другое, еще более древнее из сохранившихся изображений распятия находится на миниатюре Евангелия Раввулы из монастыря Загба. Этот манускрипт 586 года принадлежит Флорентийской Библиотеке святого Лаврентия.
18.
[383x625]
Рис. 53. Крест «распятие». Православный.
До IX-го века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (рис. 53), - и только в X-м веке появились изображения мертвого Христа (рис. 54).
19.
[384x630]
Рис. 54. Крест «распятие». Католический.
С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем (рис. 53). Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем (рис. 54), впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII-го века.
На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали Греческие буквы ОΩН, означающие – «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3; 14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.
Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличии от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45; 22).
Поэтому в традиции Православия - изображать Спасителя Все-держителя именно как уже Воскресшего Кресто-носителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник - Крест (рис. 53). Об этом говорил и пророк Иерсмия от лица христоненавистников: «вложим древо в хлеб Его» (11; 19), то есть - древо крестное наложим телу Христову, хлебом небесным называемому (Свт. Димитрий Рост. цит. соч.).
А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом (рис. 54), напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста - Его торжество.
Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления - Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают папежники, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания».
Крест схимнический или «Голгофа
20.
[544x700]
Рис. 55. Крест схимнический или «Голгофа».
Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих.
С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. – «лобное место»), где и был распят Христос. «На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп», - пророчествовал Адам. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI-му веку традицию производить около изображения «Голгофы» следующие обозначения:
«М.Л.Р.Б.» - место лобное распят бысть, «Г.Г.» - гора Голгофа, «Г.А.» - глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.
Буквы «К» и «Т» означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа;
а под ней: «НИКА» - Победитель;
на титле (дощечке) или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» - Сын Божий или аббревиатура «I.Н.Ц.И.» - Иисус Назорей Царь Иудейский;
надписание же над титлой: «ЦРЬ» «СЛВЫ» - Царь Славы.
Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы;
три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.
Крест «Голгофа» (рис. 55) также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха.
В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.
«Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест, царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.
Крест «гамматический», на Западе «crux gammata».
«Боже воинств небесных и земных, - восклицает святитель Филарет Московский, - Твоею помощью победивший врагов Пророк не без Твоего мановения поставил памятник победы и нарек его «камнем помощи» (1 Цар. 7; 12). Вот памятник, без сомнения благословенный и священный, потому что им благословляется и святится имя Господа Помощника. «Благослови, - просит святитель Господа, - памятник не только мужества и побед Христолюбивых Русских воинов, но и Твоей помощи, которою они победоносны и непобедимы» (Слова и речи, М., 1877 г., т. 3, стр. 130; Слова и речи, М., 1885 г., т. 5, стр. 14).
Но разве славят Христа-Искупителя памятники, попирающие ногами Его святой Крест? Разве достойны благословения Божиего ваятели, заставившие Русских воителей - Алешу Освободителя, Маршала Жукова и других - топтать Крест Его?
Согласно 73-му правилу Пято-Шестого Вселенского Собора, все, кто изображает крест там, где он может быть попираем ногами, предаются проклятию и отлучаются от Церкви: «Поелику животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображение креста, начертываемое некоторыми на земле, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение креста повелеваем отлучати».
Всем, и особенно христианам, полезно для души знать и никогда не забывать, что Вселенская Церковь Христова употребляет гамматическую форму креста уже две тысячи лет и что «Крест всякой формы, - как учит святой Феодор Студит, - есть истинный Крест»!
21.
[289x318]
Рис. 56. Крест «гамматический», на Западе «crux gammata».
От известных церковных и светских специалистов по истории и археологии можно узнать, что среди разных форм креста «также была в употреблении форма креста гамматического (рис. 56), состоящего из (Греческой буквы) гаммы», - как сообщает архимандрит Гавриил в книге «Руководство по литургике, или наука о Православном Богослужении, для Духовных Семинарий», издания 1886 года в Твери (стр. 344).
А из книги «Христианская Символика» графа А.С. Уварова можно узнать, что гамматический крест изображен на потире (сосуде для причащения) уже в IV-м веке (стр. 36).
В альбоме же «Византийская миниатюра» можно прочитать о том, что в IX-м веке по заказу императрицы Феодоры в императорском скриптории было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов, с элементами античного орнамента меандра (М., 1977, стр. 13, таб. 4).
Гамматический крест очень похож на древнеиндийский знак свастики. Санскритское слово свастика или су-асти-ка означает высшее бытие или совершенное блаженство. Это древний солярный, то есть связанный с солнцем, символ, который появляется уже в эпоху верхнего палеолита, получает широкое распространение в культурах ариев, древних иранцев, встречается в Египте и Китае. Безусловно, свастика была известна и почитаема во многих областях Римской Империи в эпоху распространения христианства. С этим символом были знакомы и древние славяне-язычники; изображения свастики встречается на перстнях, височных кольцах и других украшениях, как знак солнца или огня, отмечает иерей Михаил Ворбьев. Христианская Церковь, обладающая мощным духовным потенциалом, смогла переосмыслить, воцерковить многие культурные традиции языческой древности: от античной философии до бытовых обрядов. Возможно, гамматический крест вошел в христианскую культуру как воцерковленная свастика.
[250x334]
Рис. 57. Крест «гамматический», на Западе «crux gammata».
А в книге «Матенадаран» изображен четвероконечный крест в окружении
двенадцати гамматических крестов, где рядом поясняется, что: «иллюстрации Эчмиадзинского Евангелия отражают преобразовательную связь двух Заветов, утверждая важнейшие догматы христианства» (стр. 30).
Ветхозаветный жертвенник, являясь преобразованием новозаветного жертвенника - Креста Христова, имел с четырех концов установленные роги, которые помазывались жертвенной агнчей кровью, являвшейся прообразом крови Христа, грядущего пролить ее на Кресте. Не только глубокую связь двух Заветов, но и их существенную разницу отмечал Апостол: «всякий (ветхозаветный) священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же (Христос), принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, - писал Павел, - ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10; 11-14).
Один Византийский император, желая точнее выразить свою антихристианскую политику, говорил прямо: я веду борьбу против Креста! И ныне слуги антихристовы - крестоненавистники и крестоборцы - опять замахиваются на святой Крест.
По указу Ельцина от 23 марта Российская Академия Наук подготовила документ «О сущности и признаках фашизма», в котором говорится и о фашистской символике, но нет ни слова о сущности и признаках этой символики. Этот документ вполне устроил Президента, мигом подписавшего проект нового «закона», где, в частности, сказано:
«Статью 229 изложить в следующей редакции: (...) Осквернение фашистской символикой и атрибутикой (...) наказывается лишением свободы до пяти лет с конфискацией” (Российская газета, 21 июня 1995 года). Таким образом “узаконивается” что изображение креста “оскверняет»!
Воистину нет никакой возможности признать фашистскими символами сотни изображений гамматического креста у христиан, например:
отлитых и гравированных на церковной утвари домонгольского периода;
мозаических под куполом собора Святой Софии Киевской;
иконописных - на облачениях Византийских Святителей;
рельефного орнамента вокруг дверей Нижегородского Кафедрального собора;
вышитых на фелони Московского храма Николы, что в Пыжах и так далее.
Зачем сигхи-шамбалисты подсунули бесноватому фюреру Гитлеру «гаммату»? - это вопрос третьестепенный; хотя, если судить по плодам, то святой Крест, освящающий всю вселенную, сегодня «законом» назван (прости, Господи!) «оскверняющим символом», а подобные выпады, как хорошо известно, кончаются плохо. «Ибо многие, - предупреждает Апостол Павел, - поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель» (Флп. 3; 18-19).
Крест дарован Церкви как знамя победы Царства благодати над царством греха, а посему да заградятся уста хульников Креста силою распятого на нем Иисуса Христа!
23.
[229x507]
Рис. 58. Крест «гамматический», на Западе «crux gammata».
24.
[222x503]
Рис. 60. Крест «гамматический», на Западе «crux gammata».
А в альбоме В.Н. Лазарева можно увидеть орнамент из гамматического креста, которым украшены:
и своды монастыря Хосиос Лукас в XI-м веке (рис. 58), и апсида собора Святой Софии Киевской в XI-м веке (рис. 60), и стены храма святого Георгия в Курбиново в XII-м веке (рис. 61), и западная стена Стамбульского Кахрие джами начала XIV-го века (рис. 59) (Таблицы, М., 1986, рис. 156, 170, 350, 469), а также архиерейские облачения Византийского периода и многие фрески на Балканах (рис. 57).
26.
[308x324]
Рис. 62. Крест «гамматический», на Западе «crux gammata».
Уже первые христиане в Римских катакомбах изображали гамматический крест, который у многих индо-европейских народов соответствовал понятию «вечности» или «счастья» и именовался «свастикой».
Петр Андреевич Жильяр, согласно протоколам из дела Н. А. Соколова, пояснил причину широкого употребления Государыней Александрой Феодоровной гамматических крестов, «которые Ее Величество имела обыкновение ставить часто на своих вещах, как знак благополучия... Она их делала вот так: (Н.Росс, Гибель Царской Семьи, Франкфурт-на-Майне, 1987 г., стр. 235).
Например, на капоте царского автомобиля (как видно на приводимой фотографии) был в вертикальном положении установлен гамматический крест (рис. 62). Также Императрица нарисовала его черным карандашом в доме Ипатьева: и на обоях у своей кровати и на дверном косяке с надписью «17/30 Апр.(еля) 1918г.», день прибытия Царской Семьи в Екатеринбург.
Мистически эта форма креста отражает всю тайну Промышления Божия, а догматически она выражает - всю полноту Церковного вероучения.
Еще патриарх Иаков удостоился мистического видения «лестницы, стоящей на земле и достающей до неба», две части которой, пересекаясь, прообразовывали Крест, коим земное свободно соединяется ныне с Небесным, человек с Богом; и по ступеням которой «ангелы Божий восходят и нисходят» (Быт. 28; 12), знаменуя крестообразно непрестанность Божьего спасительного попечения и промыслительного охранения человека. Ведь в этом «мире, лежащем во зле» (1 Ин. 5; 19), только Крест дает чистое понятие о победном везде присутствии Божием и ведет человека «путем новым и живым» (Евр. 10; 19) прямо на Небо; крестное средоточие которого есть место встречи и примирения тварей и Творца. Богочеловек Иисус Христос, поясняя мистическую сторону креста, говорил, что «отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1; 51), иными словами, взирающие на знамение креста будут мысленно «восходить», размышляя о Его (Спасителя) Божественной природе, и «нисходить», созерцая Его воплощение и сошествие во ад.
[314x312]
Рис. 11. Крест «Бургундский» или «Андреевский».
Лестница Иакова, напоминающая Х-образный «Бургундский» крест (рис. 11), - это мистическое указание двух путей, с Неба на землю и с земли на Небо:
первый — оставление Отца Сыном-Женихом ради сошествия к Церкви-Невесте, и второй — взятие Ее в Жены и возвращение с Ней в дом Отца.
Апостол Павел, «преклоняя колени пред Отцом» (Еф. 3; 14) Небесным, молится об утверждении верных в любви, дабы «могли постигнуть со всеми святыми, что (есть) широта и долгота, и глубина и высота» (Еф. 3; 18)! Со святым Иоанном Дамаскиным можем постигнуть, что это есть символ Божьего Вседержительства - Крест: «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божией держится высота и глубина, долгота и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь» (Точное изложение православной веры, кн. 4, гл. 11).
А со святителем Димитрием Ростовским можем постигнуть, что это есть власть Креста над всеми тремя уровнями бытия: «Крестный образ (...) срединным пересечением показывает, что Божественною силою содержится все; все небесное верхним концом содержится, преисподнее же нижним, а все земное двумя концами пречестного древа крестного. (...) Знаменуя высотою небесное, глубиною же преисподнее, широтою же и долготою земное, содержимое всесильною державою Креста» (Розыск, кн. 2, гл. 24).
Символическое изображение крестообразной лестницы, из видения патриарха Иакова в сочетании с тремя уровнями бытия Церкви (из молитвы Апостола Павла) поможет проникнуть в тайну догматического содержания обеих частей (рис. 63), в пересечении образующих гамматический крест.
28.
[700x325]
Рис. 63. Крест «гамматический», на Западе «crux gammata».
На фотографии:
Государь Николай Александрович на коне и Государыня Александра Феодоровна в своем автомобиле,
на капоте которого находится установленный по приказанию Ее Величества гамматический крест в круге.
[476x610]
Свастика на капоте автомобиля Николая II

Крест кельтский
Возник, как утверждают, во время принесения св. Патриком в Ирландию христианства как попытку облегчить внедрение последнего в среду язычников (соединение креста как символа христианства и круга как языческого символ солнца). По иным версиям - символ дохристианский кельтский.
Он же так называемый крест Иовы или круглый крест. Круг символизирует как солнце, так и вечность. Этот крест, который появился в Ирландии до 8-го века, возможно происходит от «Хи-Ро» - монограммы из написанных по-гречески первых двух букв имени Христа, что стало предпосылкой распространения креста как символа Христа. Часто этот крест украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами, такими, как грехопадение человека или жертвоприношение Исаака
Крест карточный «трилистник», копие, губка и гвоздь.
Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо - по слову святителя Василия Великого – «молчанием предается Бог»!
Так называемые «игральные карты», имеющиеся, к несчастью, во многих домах, есть орудие бесообщения, посредством которого человек непременно входит в контакт с демонами - врагами Бога. Все четыре картежные «масти» подразумевают не что иное, как крест Христов вместе с другими равнопочитаемыми у христиан священными предметами: копьем, губкой и гвоздями, то есть все то, что было орудиями страданий и смерти Божественного Искупителя. И по невежеству многие люди, перекидываясь «в дурака», позволяют себе хулить Господа, беря, к примеру, карту с изображением креста «трилистника», то есть креста Христова, коему поклоняется полмира, и, швыряя ее небрежно со словами (прости, Господи!) «трефа», что в переводе с идиш означает «скверный» или «нечисть»! Да мало того, эти смельчаки, заигравшиеся в самоубийство, по существу верят в то, что крест этот «бьётся» какой-нибудь паршивой «козырной шестеркой», вовсе не ведая, что «козырь» и «кошер» пишется, например, по-латыни, одинаково. Давно пора было бы прояснить подлинные правила всех картежных игр, при которых «в дураках» остаются все играющие: они состоят в том, что ритуальные жертвоприношения, по-еврейски называемые талмудистами «кошерными» (то есть «чистыми»), якобы имеют силу над Животворящим Крестом! Если знать о том, что игральные карты невозможно использовать в других целях, кроме осквернения христианских святынь на радость бесам, то станет предельно понятна роль карт и в «гаданиях» - этих гадких исканиях бесовских откровений. Надо ли в связи с этим доказывать, что всякий прикасавшийся к колоде карт и не принесший искреннего покаяния на исповеди в грехах богохульства и кощунства имеет гарантированную прописку в аду?
29.
[292x391]
Рис. 64. Крест карточный «трилистник» - «трефы», иначе «крести».
Итак, если «трефы» - это хула беснующихся картежников на специально для этого изображаемые кресты (рис. 64), называемые еще ими «крести», то, что же тогда означают – «вини», «черви» и «бубны»? Не станем утруждать себя переводом и этих ругательств на русский язык, так как у нас не учебник идиша; уж лучше откроем Новый Завет для пролития на бесово племя невыносимого для них Света Божиего.
Святитель Игнатий Брянчанинов в повелительном наклонении назидает: «ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его» (Отеч. стр. 549).
30.
[288x395]
Рис. 65. Картежная масть «вини», или иначе - «пики».
Картежная масть «вини», или иначе, «пики», хулит евангельскую пику (рис. 65), то есть копье святого мученика Лонгина Сотника. Как предсказывал о Своем прободении Господь, устами пророка Захарии, что «воззрят на Того, Которого пронзили» (12; 10), так и произошло: «один из воинов (Лонгин) копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19; 34).
31.
[305x393]
Рис. 66. Картежная масть «черви», иначе - «губка на трости».
Картежная масть «черви» хулит евангельскую губку (рис. 66) на трости. Как предупреждал о Своем отравлении Христос, устами царепророка Давида, что воины «дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом» (Пс. 68; 22), так и сбылось: «один из них взял губку, напоил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф. 27; 48).
32.
[269x403]
Рис. 67. Картежная масть «бубны», иначе – «четырехгранные зазубренные гвозди».
Картежная масть «бубны» хулит евангельские кованые четырехгранные зазубренные гвозди (рис. 67), коими были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста. Как пророчествовал Господь о своем гвоздином пропятии, устами псалмопевца Давида, что «пронзили руки Мои и ноги Мои» (Пс. 22; 17), так и исполнилось: Апостол Фома, сказавший «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20; 25), «поверил, потому что увидел» (Ин. 20; 29); и Апостол Петр, обращаясь к соплеменникам, свидетельствовал: «мужи Израильские! - говорил он, - Иисуса Назорея (...) вы взяли и, пригвоздив (ко кресту) руками (римлян) беззаконных, убили; но Бог воскресил Его» (Деян. 2; 22, 24). Распятый со Христом нераскаянный разбойник, подобно нынешним картежникам, хулил крестные страдания Сына Божия и, по завзятости, по нераскаянности, навсегда отправился в преисподню; а разбойник благоразумный, подавая всем пример, покаялся на кресте и тем наследовал вечную жизнь с Богом. Поэтому будем помнить твердо, что для нас, христиан, не может быть никакого другого предмета упований и надежд, никакой другой опоры в жизни, никакого другого объединяющего и вдохновляющего нас знамени, кроме единственно спасительного знамения непобедимого Креста Господня!
Серия сообщений "Азы православия":
Часть 1 - Эти строки писания помогут вам, когда:
Часть 2 - ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВИЕ ЕСТЬ ИСТИННАЯ ВЕРА
...
Часть 17 - Кузнецов В.П. История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии
Часть 18 - Кузнецов В.П. История развития формы креста. Часть 2.
Часть 19 - Кузнецов В.П. История развития формы креста. Часть 3.
Часть 20 - ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
Часть 21 - Православный пост
...
Часть 38 - Евангелие от Фомы (Апокриф)
Часть 39 - Что такое Соборование? (с НОТАМИ К СЛУЖБЕ)
Часть 40 - Что такое - православие?