Становиться «кем-то-номер-два» я никогда не собиралась
Сьюзи Кватро
Никки Чинн (Nicholas Barry Chinn) был родом из богатой семьи. Из Лондона. Случайная встреча с приехавшим в Лондон из Австралии Майком Чепменом (Michael Donald Chapman) и вот их связал интерес. К музыке.
- Майк, ты играешь на гитаре, но… Не обижайся, но гениальным гитаристом тебе не стать. Пойдем другим путем? Давай искать гениальных исполнителей и делать для них песни.
Никки Чинн и Майк Чепмен просто всё рассчитали. К рубежу 60-70-х годов 20 века рок-музыка представляла из себя уже целый пласт. Пластище. Чинн и Чепмен (вошедшие в историю как «авторский тандем ChinniChap») просто просматривали этот пласт. Просматривали внимательно. Просматривали и прослушивали.
- Смотри. Вот эта композиция занимала первые строчки во всех хит-парадах. И вот эта. Видишь? Слушай. Понимаешь? Вот ходы… Это людям нравится и это залезает на первые строчки хит-парадов.
Они умели смотреть, слушать. И рассчитывать. С математической точностью.
«Человек творческой профессии» может нахмурить брови и бросить: «Это не творчество. Это математика. Это не творчество».
Да, это было не творчество. Это был хороший коммерческий расчет. И то, что называется «продюсирование».
Именно так Чинн и Чепмен вытащили на свет неизвестных никому The Sweet из Лондона, написав для группы композицию «Funny Funny». А потом написав еще несколько вещей («Co-Co», «Poppa Joe», «Little Willy»…). В начале 1970-х The Sweet становятся популярнейшей британской группой. И именно благодаря композициям, созданным «авторским тандемом ChinniChap». На концерты The Sweet народ ломится. А ведь чтоб попасть на концерт, нужно приобрести билет. А это деньги. Вот и деньги ломятся. Всё рассчитано. Точно. Такая вот денежная конфетка.
Чинн и Чепмен понимали, что класть все золотые яйца в одну корзинку нельзя. Нужно искать еще исполнителей. И кроме «сладких мальчиков» из The Sweet должен быть еще кто-то, кто может исполнять их вещи и приносить прибыль. А если кроме мальчиков, то кто? Девочка! Нужно искать женский вокал.
И такая женщина нашлась.
* * *
Сьюзи Кватро (Suzi Quatro) родилась 3 июня 1950 года в городе Детройте (штат Мичиган, США) в семье джазового музыканта, американца итальянского происхождения - Арта Кватро и венгерки Хелен Шанишлаи. Известно, что изначально фамилия Сьюзи была несколько другой. По одной из версий она звучала как Кватроччио, но дед Сьюзи, по отцовской линии, приехавший в США в 1901 году, решил укоротить фамилию до «Кватро», для более легкого и благозвучного произношения.
Детство Сьюзи Кватро прошло в пригороде, а именно в районе Гросс-Пойнт, что неподалёку от озерного побережья.
Отец Сьюзи работал на заводе компании «General Motors», а по вечерам играл джаз в местных клубах, возглавляя коллектив Art Quatro Trio. Именно он впервые вывел Сьюзи, в восьмилетнем возрасте, играть в его банде на конгах. Со временем Сьюзи осваивает и фортепиано.
В 14 лет Сьюзи Кватро становится участницей женского ансамбля...1
Американка Сьюзи начала как музыкант в Америке. Но там она так и оставалась на уровне «играет и поет местечковая девочка». Пока её брат не познакомился случайно с заехавшим в США британским музыкальным продюсером Микки Моустом (Mikkie Most). Именно брат Сьюзи уговорил Моуста прослушать выступление его сестры Сьюзи. И Моуст послушал.
После прослушивания Микки Моуст предложил Сьюзи Кватро ехать в Европу. В Америке он сам гость, а вот в Британии он попробует сделать ей имя.
- В Америке мне поступали некоторые предложения, - заметила Сьюзи, - но все предложения музыкальных продюсеров заключались в том, что сделать из меня «вторую Дженис Джоплин». Но я не хочу быть «кем-то-номер-два». Я хочу быть только сама собой. Если вы предлагаете мне в Европе быть «номер два кем-то», то я не согласна. Если же поможете остаться именно собой, я согласна.
И она уехала в Британию.
Именно в Британии, в Лондоне пересекаются пути. Микки Моуст знакомит Сьюзи Кватро с Майком Чепменом и Никки Чинном. «Нужна песня». И песня появилась.
Can the Can
На вопрос, что означает выражение, вынесенное в заголовок, Никки Чинн затем отвечал: Она означает нечто такое, что невозможно осуществить. Нельзя одну консервную банку законсервировать внутри другой. Точно также, нельзя засунуть в банку мужчину, если он не желает сотрудничать, оставаясь снаружи. Нам понравилось, как звучит фраза, и в том, что аудитория может не понять её смысла, мы не увидели ничего страшного.2
Это было необъяснимо. Маленькая миловидная женщина, затянутая в черные кожанки с шипами и заклепками выходила к микрофону с бас-гитарой наперевес. Женщина была настолько миловидна и настолько мала, что казалось бас-гитара больше чем сама женщина. И вот женщина запевает… Какая уже разница, о чем она там поёт? Всё казалось таким необъяснимым. И необыкновенным.
http://www.youtube.com/watch?v=xYoogY-UGio
Сьюзи Кватро оказалась одной из первых в истории рока женщин, которая собрала собственную группу, причём группу мужчин («Миниатюрная и светловолосая, она играла на басу, размерами едва ли не больше её самой…»). «Я стала первой успешной женщиной в рок-н-ролле, которая возглавляла ансамбль мужчин и серьёзно играла на инструменте. Этого не было ни до, ни после меня», - говорила певица в интервью лондонской Express. Кватро «…выработала стандарт которому все женщины с электрогитарой стараются следовать по сей день»…3
Да, большинство песен для Сьюзи написали мужчины (не только Чепмен и Чинн). Это факт. Но факт и то, что Сьюзи всегда остается собой. Именно собой. И никогда не позволяла держать себя за «сладкую конфетку».
«Черная кожа», «заклепки» – тайная тайна (от текстов до внешнего вида). Накатанная колея. Имидж. Езжай по накатанной, собирай деньги. Но Сьюзи действительно всегда оставалась собой. И если у неё менялось настроение, то она просто выходила «из имиджа». И делала то, что считала нужным. И не боялась ошибаться. Чего только не делала – разного.
Вот эта музыкальная штуковина в дуэте с Крисом Норманом - «на века» (разве нет?)):
http://www.youtube.com/watch?v=iGaF4tKUl0o
И немного «новейшей истории».
В 2012-м Сьюзи Кватро выступала в Киеве. Отработав концерт в зале «Октябрьский» Сьюзи возвращалась домой. В киевском аэропорту она поднималась на борт самолета. Запнулась, оступилась и упала.
Затем на своей странице в Facebook Сьюзи разместила фото, где она в повязках и гипсе, с подписью: Оступилась и с размаху - вниз! Скатилась по трапу, чуть не переломала все кости… Печальный итог: во-первых, перелом правой коленной чашечки, во-вторых, сломала запястье левой руки, в-третьих, разбила подбородок.4
Время и хорошие врачи лечат. Сьюзи поправилась. Из-за того, что она получила в Киеве травму, в её родном Детройте отменили церемонию. Нет, не отменили – перенесли. Церемонию награждения Сьюзи Кватро перенесли. И вот когда она поправилась, в Детройте состоялась та церемония. Сьюзи Кватро получила награду Detroit Music Awards «За Выдающиеся достижения». Так что время (и хорошие врачи) действительно лечат. Всё нормально.
Но когда тогда (в 2012-м) Сьюзи, оступившись, летела по ступенькам трапа:
- Что за страна? Украина – всё кувырком! Всё кувырком!
Сьюзи тогда улетела из Киева (сначала домой, а потом в Москву – дать концерт). А в Украине и вправду с тех пор всё пошло кувырком.
Но время лечит.
----------------------------
2 http://ru.wikipedia.org/wiki/Can_the_Can
3 http://ru.wikipedia.org/wiki/Кватро,_Сьюзи
4 http://www.suziquatro.ru/suzi-quatro-novosti/s-suz...yi-intsident-v-aeroportu-kieva