Сказку про Колобка знают все. Знают с самого детства. Знают так долго, что вся символика текста, все ссылки стёрлись из сознания обывателей. Но пришло время приоткрыть завесу тайн.
В первом же абзаце мы знакомимся с одинокими немолодыми людьми – условно названными Старик со Старухой. Стоит отметить, что нигде на протяжении текста вы не встретите – Старуха и Старик; даже не встретите старик и старуха – что означало бы равноправные отношения. Повсеместно в тексте – старик со старухою – налицо традиционное патриархальное общество, причем это общество находится в упадке – «"Испеки, старуха, колобок". - "Из чего печь-то? Муки нету"».
Одинокие старики – это прямая отсылка к ветхому завету – символ греховного существования. Бог обделял детьми грешных людей. Бездетность – это наказание божье. Но бог смиловался и подарил им дитя. В связи с почтенным возрастом супругам этот подарок было создать довольно проблематично – биологические часы неумолимо тикали: - «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две.»
Несмотря на все трудности у них родился Колобок – совершенное создание, ибо он кругл. Он символизирует собой бесконечность, бессмертие, вечность. Да что там – самого бога во плоти. Семья становится триединой – прообраз всего сущего: время делится на прошедшее, настоящее и будущее; трёхмерное пространство — на высоту, длину и ширину; человек — на тело, душу и дух; треугольник является самой устойчивой геометрической фигурой.
Но, не всё так просто. Греховная сущность стариков играет с ними злую шутку – старуха оставляет своё чадо без присмотра: «...положила на окошечко постудить...».
И чадо уходит. Уходит в никуда. Идёт на встречу к грехам.
Грех первый – Заяц.
Характерный мотив символики зайца — плотский грех. Олицетворет распутство. Являлся символом гомосексуальности, Дева Мария изображалась иногда с белым зайцем у ног, что означало ее победу над плотскими искушениями. Считается нечистым животным, поэтому зайчатина запрещена ветхозаветной традицией к употреблению в пищу. Повсеместно встреча с зайцем считалась предвестьем несчастья. В других русских народных рассказах зайцы служат помощниками ведьм и колдунов. Колобок не поддался искушению.
Грех второй – Волк.
Он символизирует свирепость, хитрость, жадность. Часто образ волка использовался и как аллегория чревоугодия.
Грех третий – Медведь.
Не случайно Лилит в еврейской мифологии появлялась в образе медведицы и уносила детей в лес. Символ опасного, бессознательного аспекта инстинкта, иногда даже как воплощение дьявола.
Грех четвертый – Лиса.
Символ лицемерия, коварства и вероломства. Лисица, лежащая на земле с открытой пастью, изображает мертвую для того, чтобы подманить добычу, и потому символизирует козни дьявола, огонь.
Не выдержал Колобок испытания, что преподнесла ему жизнь. Поддался искушению и сгинул в гиене огненной.
Собственно вывод: это не сказка – это архитипичная история о проверке на прочность героя, это программа поведения «от противного».