Каргополь-Кипрово-Ватамановская-Красная Ляга-Кучепалда,60 км.
С утра по крыше палатки негромко шелестел дождь.Спать это не мешало,а наоборот хотелось сладко дремать.Однако мысли мои омрачала,добровольно наложенная на себя ответственность-дежурство по лагерю.После утреннего обхода я убедился,что ночь прошла спокойно,а все дрова в лагере сырые.Залез обратно в палатку,размышляя что делать.На моё счастье тут тревожно заворочался Алёша,который волею судьбы оказался моим напарником по дежурству и к тому же соседом по палатке,ввиду бронхо-простуды кэпа(который весь поход,сначала прикрываясь болезнью,а потом уже по привычке) отвисал в своей роскошной трёшке в жало. Минут 10 лениво обсуждали с Алексом варианты развития событий,наконец он предложил "изменить декорации",авось и легше станет.Мы вылезли из палатки,дождик в это время поутих,а потом и вовсе закончился.Алекс вечером справлял обязанности древособирателя и оказывается припас(не стал ломать)пару сухих кустов,это нас и спасло.Через пол часа в котле уже весело булькала Онежская водичка,а мы бодрились,согретые огнём и трудом.
Вскоре повылазили наши спутники,немного подофигевшие после морошковой настойки и вчерашних 110 км.Между делом наш развёсёлый капитан умудрился меня обмануть,сказав что Костя вчера у костра(я ушёл спать пораньше,оставив бодрящуюся группу) после настойки и бальзама выпил ещё свой литр пива(который у него был на всяк.случай припасён в Каргополе),а затем и Кэпов.Я,призаться повёлся и нереально зауважал Костяна,который не выказывал и тени признаков алкогольного похмелья.Потом только,через пару дней я выяснил праду,причём у Кости,и подивился капитансому лукавству.
Был довольно сильный ветер,который гнал стада тяжёлых,низких облаков всё быстрее вдаль.Кое-где сквозь влажную пелену начало проглядывать Солнце.Мы собрались и поехали в Каргополь на прогулку.
Утренний вид на Каргополь.
Утро на Онеге.Вид на Благовещенскую церковь.
Тропинка от реки к лагерю.
Взаимопомощь при сборах-очень ценное качество туриста.
Ну что,встречаем Каргополь.)
Автовокзал.
А напротив-такси.
[525x700]
Троицкая ц.1790 г.
"В современной панораме г. Каргополя на его северо-восточной окраине высится внушительных размеров Троицкая церковь (1790-1802). Это все тот же характерный для каргопольской архитектуры массивный куб, перекрытый огромным световым барабаном с куполом, возведенным в конце XIX века (первоначально здание было традиционно пятиглавым). Тут поневоле поразишься строительному размаху каргопольцев - в своих церковных сооружениях они страмились к огромному, величественному и возводили новую церковь, вдобавок двуххрамовую. Исторически сложившийся облик города с доминирующими белокаменными громадами храмов предопределил размеры здания.
Троицкий храм на Троицкой площади не стоял особняком. Рядом с ним находилась ныне не существующая цековь Иоанна Богослова. В настоящее время в здании церкви находится выставочный зал Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея. "
[700x525]
Каргополь,байк кэпа.
Улица.
Детский сад,г.Каргополь.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи,1751.
---
--- [700x525]
Каргополь,собор Рождества Христова,1562 г.
Деталь храма.
ц.Введения во храм Пресвятой Богородицы,1808 г.
«В северо-западной части Кафедральной площади находится Введенская церковь, построенная в 1802 г. в строгом архаичном стиле, гармонирующем с остальным ансамблем».
У. К. БРУМФИЛД. Архитектура Каргополя и его окрестностей
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенская) - 1808 г. двухэтажное здание. Помещения первого этажа с момента возникновения использовались как хозяйственные, в верхнем этаже проходили службы. В 1933 году передана музею. Вплоть до начала 1980-х. гг. это был единственный выставочный зал музея. В настоящее время здесь располагается центральный выставочный зал Каргопольского музея.
С сайта Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея
Введенская церковь - 1802 г (1809 г) расположена по соседству с Христорождественским собором. Сама по себе малоинтересна, однако именно здесь можно приобрести разнообразную и, как правило, очень достойную печатную продукцию выпускаемую Каргопольским музеем-заповедником. Любопытно, что в 1812 году в подвалах церкви хранилось вывезенное из Москвы имущество императорской семьи. В одном из этих подвалов сейчас расположена крошечная, но очень интересная выставка "КаргопольЛаг". Уникальным экспонатом является портативный карцер - железный ящик высотой около 2 метров сконструированный таким образом, чтобы заключенный в него человек не мог бы ни лежать, ни сидеть. Сделать бы его еще на полметра пониже и в нем нельзя было бы и стоять. Также можно было бы позаимствовать у средневековой инквизиции идею железных шипов со внутренней стороны ящика. Однако, по неизвестным соображениям, эти технические решения не были воплощены в жизнь.
С сайта http://www.towns.ru/towns/kargopol.html
И венчает композицию 3-х храмов великолепная колокольня.
А вот Эйно Суомолайнен
"Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - пятиглавая белокаменная церковь в городе Каргополь Архангельской области. Многие специалисты относят церковь Благовещенья к уникальным историческим памятникам архитектуры. Вот какое мнение было у И.Грабаря: «Восточная стена, с тремя алтарными полукружиями, является шедевром стеной обработки вообще».
В 1692 году на Старой торговой площади возводят Благовещенскую церковь. Сто рублей дал на постройку Пётр I, а начал строить храм в 1692г. каргопольский мещанин Шаханов. Храм был достроен уже после его смерти в 1729 г Храм внешне прост в своих очертаниях, но уже издали, подходя к нему, отмечаешь чистоту его линий, четко расставленное пятиглавие и пропорционально найденное соотношение высоты и овала аспид. Это большой узорчатый храм, каменные узоры на стенах которого превосходно сохранились. Белокаменное убранство храма совершенно: каменные резные наличники - узоры, которые не повторяются. В самом деле, в оконных кокошниках, в перспективных порталах нет ничего необычного, все элементы декора: колонки, жгуты, балясины, бусины, ромбики и прочее – были известны повсеместно, но здесь все это приобретает характер новизны, словно бы каргопольские мастера впервые открыли для себя чудо каменносечного искусства. Прекрасен южный фасад (со стороны Октябрьской улицы). В трех пряслах по три ряда окон, что соответствует трехэтажности храма, из них два верхних – окна верхнего, холодного помещения. В центральном прясле расположен перспективный портал с полукружием из каменных бусин, над ним два ряда спаренных окон с симметричным узором кокошников. Окна боковых прясел расположены не симметрично – одному окну нижнего ряда левого прясла отвечает два окна правого прясла.
Неодинаковы и конфигурация оконных проемов и рисунок наличников. Мастера вырезали каждое окно наособицу. У одного окна кокошник стрельчатый, у другого трехлопастный, у одного побогаче, у другого поскромнее. У одних наличник оформлен полуколонками, у других – глубокий перспективный проем в три валика. У иных оконный проем циркульный, у других – сложного профиля с гирькой.
Интересно, что и вертикали окна боковых прясел расположены несимметрично, то есть не одно под другим, а окна второго ряда умышлено сдвинуты вправо. Сделано это преднамеренно, дабы уравновесить окна нижнего этажа. Каргопольские каменных дел мастера отлично понимали, что при текучем каменном узоре следование математическому равновесию иссушило бы облик здания. Они же добивались живописности, стремились достичь зрительного эффекта от плоскости стены, и им это удалось благодаря продуманной асимметрии и разнообразию декоративных мотивов. И стена не осталась бездушной, она живет, если только применимы эти слова к холодному белому камню. «Южная стена может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкуса», - писал И.Грабарь.
Схоже обработаны западная и северная стены. Здесь в средних пряслах над нижними порталами мы видим проемы входов в верхнее помещение, куда в прежнее время вели лестницы с крыльцами, до нас не сохранившиеся.
Обходя здание вокруг, мы замечаем, что не только окна, но и другие детали не оставлены мастерами без внимания. Так по ребрам каменного куба примерно на две трети высоты пущен каменный жгут, что смягчает острые углы здания. Карниз прямой, видимо, таким был и прежде. Узорчатый пояс его прост и изящен и состоит из протянутых каменных лент полуваликов, жгута, ряда зубчиков и каменных крестиков. Барабаны глав совершено лишены декора, кроме узких поясков поребрика под куполами. Вряд ли прежде было так.
Мы обошли храм с трех сторон. То, что мы видели, - прекрасно, но подлинное чудо каргопольской архитектуры – восточная, алтарная стена Благовещенской церкви. Ее мастера изукрасили с особенным старанием.
Трехчастная аспида прекрасно пропорционально найдена в отношении к объему здания. Она вливается в его массу плавной благородной линией, поднимаясь на две трети высоты здания. Мастера использовали здесь архитектурный мотив с алтарной аспиды Христорождественского собора и применили его во всем великолепии. Циркульные полукружия двух ярусов аркатуры украшены тонким бисерным узором, а ритм колонок с перехватами бесконечно разнообразит поверхность. С изысканностью аркатуры сочетается художественная обработка окон. Уж тут каменные резчики исстарались! Оконные наличники вырезаны с той точностью, когда теряется представление о плотной массе камня и камень становится в обработке податливым, как дерево. Достаточно взглянуть на любое из окон. Вот нижнее окно центральной аспиды. Его проем в виде двухлопастной арки с гирькой. Наличник – три перспективных ряда каменных узоров. Изящные, точеные столбики с полочками оформляют первый ряд. Килевидный кокошник царственно венчает окно, в него вписан второй кокошник, оформленный еще более тонкой, мягкой резьбой. Красоту узорочья алтарных окон дополняет ажурная кованая решетка в оконных проемах.
К сожалению, все внутреннее убранство храма утрачено. Церковь долгое время была закрыта и разрушалась. Теперь, стараниями Каргопольского музея, храм постепенно реставрируется.
Рядом располагается Церковь Николая Чудотворца (1741г.) В настоящее время храм отреставрирован с внешней стороны. Раньше в ансамбле храма была еще отдельно стоящая деревянная шатровая колокольня и Владимирская церковь (не сохранились)."
Информация с сайта http://www.myrusland.ru/places_199.htm, по материалам книги Г.П. Гунн «Каргополье – Онега» http://www.kargopol-web.ru/articles.php?article_id=5
Третья церковь этого поля-Рождества Пресвятой Богородицы,1680 г.
Декор храма.
Отсюда выезжаю в одиночестве на ближнюю к реке улицу и двигаюсь дальше.
Необычное здание в городе.
Вдоль улицы тянется деревянный тротуар-надо полагать незаменимая вещь в пору межсезонья.
Однако время медленно разрушает прошлое.
Тем временем внезапно слева появляется гордый храм.Честно говоря я ехал почти наугад и не ожидал увидеть столь величественное здание.
Церковь Зосимы и Савватия,1819 г.
"Особняком стоит лишь завершающая юго-западный конец города Каргополя (в старых границах) церковь Зосимы и Савватия (1819) - один из поздних памятников каргопольской архитектуры. Когда-то на этом месте стояла древняя церковь, называвшаяся Горской или церковью "на горке". Горская церковь была самой богатой в Каргополе - к ней были приписаны обширные лесные владения. Ныне существующий храм, прежде находившийся вне городской черты, стоит особняком среди других каргопольских зданий. Он построен в новом классическом стиле.
Пространственная композиция здания проста - это вытянутый по продольной оси прямоугольник, составленный из объемов храма и трапезной. Храм увенчан массивным круглым барабаном, обработанным колоннадой, и перекрыт плоским куполом. Южный и северный фасады храма украшены четырехколонными портиками тосканского ордера с фронтонами. С восточной стороны к зданию примыкает полукружие апсиды. Трапезная построена в 2 этажа, которые разделены промежуточным карнизом. Плоскости стен обработаны часто распложенными прямоугольными окнами. И хотя эта церковь построена в соответствии с законами ордерной архитектуры, в ней сказались и местные традиции: прямо на кровле трапезной поставлена маленькая колоколенка именно так, как ставили звонницы народные местера на деревянных церквах-часовенках.
Эффектно выглядит подкупольное пространство храма - это великолепный зал, напоминающий парадные залы русских усадеб того времени. Ныне здесь находится филиал Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея, где устраиваются различные выставки и проводятся выступления фольклорных ансамблей."
Гунн Г.П. Каргополье-Онега. М.: Искусство, 1989.
Накатавшись вволю по Каргополю слазив на колокольню,двигаемся вниз,вдоль Онеги в д.Кипрово.Сначала едем по асфальту,затем сворачиваем на грунтовку к деревне.Здесь располагается одна из тру-церквей Каргополья.
Вид на д.Саунино.
Саунино,ц.Иоанна Златоуста,1665 г.
|
"Кипрово (Саунино)— деревня в Каргопольском районе Архангельской области. Саунино расположено в 5 км от Каргополя. Там сохранилась деревянная шатровая церковь Иоанна Златоуста с трапезной и отдельно стоящей шестигранной колокольней (форма шестигранника довольно редкая для деревянных сооружений). Она стоит в чистом поле, на некотором удалении от жилых домов, на старом кладбище, от которого не осталось и следа.
|
Колокольня,19 век.
Когда я подошёл близко к храму,то меня заколбасило не по децки.Накатила какая-то волна священного и чистого блаженства,очень волнительно.
Военная могилка,неподалёку от храма.
Далее наш путь лежит к шоссе Каргополь-Пудож.По пути к шоссе пересекаем грейдер,ведущий на Плесецк.Находим его весьма ужасным в первую очередь из за гребёнки и пыли.Двигаемся по шоссе Каргополь-Пудож до пос.Ваттамановская км около 20 из которых 10-бетонка,а остальное вполне приличный асфальт.Шоссе пустынно и безрельефно.
Вокруг тянутся весьма типичные для этих мест поля-"Лесные поля",как я для себя их назвал,поросшие молоденькими ёлочками и сосёнками.Мы въезжаем в так называемую Каргопольскую сушь-обширную равнину сминимальным кол-вом воды.Вода залегает здесь очень глубоко,а редкие озерки и ручьи часто уходят в карстовые воронки,иногда навсегда...
Едем по шоссе на Ваттамановскую.
В Ваттамамановской же произошёл забавный эпизод.Мы зашли в местное замечательное кафе-столовую,дабы пообедать.Пообедали великолепно-недорого и вполне сытно и вкусно.Я даже изменил своим традициям и выпил в честь такого праздника живота бутылочку пива.Так вот,за соседним столиком мирно дремал какой-то местный парнишко,изрядно принявший,о чём можно было заключить по расставленной перед ним на столе в живописном беспорядке опорожненной таре из под алк. напитков.Тут входит молодой человек весьма бандитского вида,с забинтованными руками и тоже не совсем трезвый.Начинает будить своего товарища,стараясь втолковать ему,что через пол часа у них какой-то бой,и если тот не проснётся,то они потеряют пять каких-то тысяч.На что друг его спящий,только вяло отхрапывался и старался устроится поудобнее за столом.Как-то слово за слово мы разговорились с побудчиком,оказалось,что его зовут Женя и он учавствует в боях без правил местного разлива,чем неплохо зарабатывает,получая при этом ещё и удовольствие,но сегодня он должен драться с этим безответственным гулякой,а бой уже вот вот должен начаться.Вобще,Евгений оказался весёлым и общительным малым,показал нам дорогу дальше(на Пудож),а напоследок ещё и благословил каждого своей счастливой рукой,постучав символически ей по шлемам.
Таким образом,отдохнув и отобедав,направляемся дальше по лесной грунтовке в Красную Лягу.
Строение неизвестного мне назначения в Ваттамановской.
Дом в Ваттамановской.
Красная Ляга
"… Передаём микрофон Владимиру Ивановичу Далю: "Ляга сев. непросышная лужа, лыва, бакалдина, колдобина, ямина с водою".
…Открытая всем ветрам и непогодам, одинокая и беззащитная, стоит посреди зарастающего поля древняя шатровая церковь. Когда-то здесь было озеро, но оно ушло в землю; когда-то здесь жили люди, но ушли навсегда и они. Осталась теперь лишь она - Сретено-Михайловская церковь построенная в 1655 году. Как и многие другие деревянные храмы, церковь села Красная Ляга пережила в начале 20-го века множество переделок - её окна были растёсаны, стены обшиты и обильно декорированы накладной резьбой, изменено завершение западного притвора, визуально уменьшены размеры шатра. Но сохранилось главное - столь редко встречавшийся восьмигранный сруб, от самой земли, и два симметричных прируба, алтарь и притвор, крытые, некогда, бочками. Это единственный памятник такого типа, уцелевший в Поонежье. Ныне храм брошен и опустошён. То, что можно - унесено людьми; что не нужно - привнесено птицами. Ещё сохранилось, частично, перекрытие "небом", усыпанное золотыми звёздами. Как настоящие, эти звёзды умеют падать, но только - вместе с кусками небес. Можно ли, увернувшись, успеть загадать желание, и сбудется ли оно? "
Из статьи подготовленной А.Тилипманом специально для проекта "Малые Острова России
Карстовая воронка.Здесь раньше было озерко.
Алекс в Красной Ляге.
Дорога к храму.
Сретено-Михайловская церковь,1655 г.
фрагмент статьи О Красной Ляге с сайта Сергея Загацкого «Поэзия дерева»: http://www.derzod.by.ru/lyaga.html
"...В шести километрах в сторону от Печникова находится Красная Ляга (Шейна).
Ляга - по-северному лужа, а также небольшое озерко. Действительно, когда-то здесь было небольшое озерко карстового происхождения, от которого осталась воронкообразная сухая впадина. Но не своим некогда "красным ", красивым озерком знаменито это место. Здесь стоит памятник непреходящей художественной ценности - Сретено-Михайловская церковь 1655 года.
Памятник этот недостаточно оценен до сих пор. Между тем это одна из немногих уцелевших древнейшего типа восьмериковых шатровых церквей, подобная утраченной церкви в Астафьеве и одного с ней времени. В начале века облик храма после ремонта стал другим. Были прорезаны высокие окна. заменено покрытие прирубов, и все здание снизу доверху обшито тесом и изукрашено резьбой. С большим искусством резчики имитировали свешивающиеся полотенца. При этом за счет декоративного постамента над повалом скрадывались подлинные размеры шатра - мастера понимали, что грандиозный шатер раздавит их декоративный замысел и потому постарались украсить сам шатер.
Никто не живет теперь в Красной Ляге. Люди приходят только во время полевых работ. Среди неширокого окоема, замкнутого в кольцо лесами, среди золотистого поля злаков стоит древний памятник - память почти трех с половиной веков. Журавли кличут, кружатся над кромкой леса. Ходишь взад-вперед по полевой дороге, отмечаешь, как расчетливо поставлена церковь относительно дорожной оси, как строже становится на удалении силуэт церкви с возносящимся шатром, ощутимее его подлинная древность. И к восторгу примешивается и чувство тревоги за этот одиноко стоящий памятник. Недостаточно охранной доски, необходимо понимание всеми, приходящими сюда, его неизмеримой ценности и красоты."
Книжка эта, " Каргополье-Онега" Г. П. Гунна, была написана за десять лет до того, как я сам очутился в Красной Ляге. Я не увидел уже резных полотенец, нашел высокие окна наглухо заколоченными. Только одно - в левой части западного притвора - было открыто, и любопытные уже приставили к нему в качестве лестницы большой щит, который это окно раньше закрывал. Конечно же, я не мог упустить шанс взглянуть на храм изнутри.
...Внутренняя разруха оказалась куда более основательной. Возле стен, под толстым слоем паутины и пыли были сложены секции расписного когда-то неба, посреди помещения, на изгаженном голубями и людьми полу с круглой доски беспомощно глядел вверх белый голубь - Святой Дух - рухнувший с центра восьмигранного неба и оттого сильно потрескавшийся. Пахло сыростью и гнилью. Могучие бревна, из которых был сложен восьмерик, повсюду проглядывали через дыры в дощатой обшивке стен. От иконостаса - когда-то резного и богатого - остались жалкие лохмотья. Словом, церковь изнутри выглядела так, словно сюда попала бомба. Не по себе мне стало от этого зрелища и я поспешил покинуть храм. "
"Красная Ляга — исчезнувшее село Каргопольского района Архангельской области.
Ещё относительно недавно представляло собой конгломерат из трёх деревень. В селе стоит самая древняя церковь Каргопольского района — Сретенско-Михайловская церковь (1655). Шатровая, испорчена наслоениями начала ХХ века; колокольня не сохранилась (согласно молве, её сожгла местная молодёжь в отместку за то, что настоятель храма не дал позвонить в колокол). Церковь в плачевном состоянии; внутреннее убранство почти не сохранилось.
Материал из Википедии "
Внутри.
Небеса.
Переждав небольшой дождик на церковном крыльце,едем дальше.Путь наш лежит в Кучепалду,покинутую деревню,раскинувшуюся вокруг бывшего озера.Кучепалда встретила нас мрачным молчанием и покосившимися стенами домов.
Кучепалда.
Мрачная улица.
Закат в Кучепалде.
Дома Кучепалды.
На самом деле отсюда мы планировали ехать дальше по какой-то мифической лесной дороге,однако поплутав вокруг деревни,внятных дорог не обнаружили и решили ночевать за деревней в поле,а завтра пробиваться от Красной Ляги на грейдер Каргополь-Плисецк.Колодец с чистой водой оказался весьма кстати.
Лесовозная дорога вьётся прямо по дну бывшего озера.
Озеро в прошлом,сейчас просто поле...
Встали лагерем в полях за деревней.Ребята вдохновлённые вчерашними алко опытами с морошковой настойкой взяли снова какой-то дряни,которая оказалась гораздо хуже,пришлось делать упор на пиво,вобщем забухали круто.) Я же,как поборник трезвости отправился спать пораньше,напоследок показав парням,как викинги забрасывают вдаль здоровенные горбыли с дымящейся серёдкой.)