Рускеала-Кирьявалахти-Рауталахти-Хиденсельга-Ляскеля-р.Хисинйоки.
Примерно 75 км,асфальт.
Встали как обычно поздно,однако в этот раз,наученные горьким опытом предыдущего дня назначили дежурных и к моменту всеобщего подъёма уже была готова жрачка.Правда собирались всё равно долго и выехали где-то в 12.30.
Утро в лагере.
Суомолайнен и бальзам.
Довольный Эйно.
Довольные Эйно и Костя.
Вобщем,наконец стронулись с места.Первым делом заехали на руины заводика у Рускеальского карьера.
Заезжаем на территорию завода.
Завод по переработке мраморной крошки с высокими трубами-печами в которых банально пережигали мрамор на известь.
Водонапорная башня,с которой я уже снимал завод 2 года назад.
Похоже,что трубы специально укрепляли,чтобы не развалились.
...
Цех по переработке извести.Там я тоже был 2 года назад.
...
...
Вид на действующий завод.
Потом устав ждать разбредшуюся по территории завод группу я отправился на карьер,за что был наказан не попав на Провал.Ну да ладно,есть теперь повод вернуться сюда ещё раз.
С давних пор в Карелии добывали мрамор и пережигали его в известь, но лишь с началом строительства Петербурга начали ломать мраморный камень для отделки, и его разработки приняли огромный размах. С 1767 года был открыт карьер в Рускеала, заработала мельница для распилки мрамора на плиты, и камень начал поступать на петербургские стройки. Отделка Мраморного дворца и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге выполнена из рускеальского мрамора.
В Рускальском погосте в 30 верстах от Сердоболя внутрь земли, близ большой дороги к Нейшлоту, находится в горах прилежащих к шведской границе известная Рускальская мраморная ломка, где добывается мрамор наиболее пепельного цвета с желтыми и зеленоватыми струями; но в кряже гор, которого окружность близ пяти верст простирается, находится также мрамор и других цветов, выключая голубой и красный, а именно есть там зеленый мрамор с примесью белых, желтоватых и черных прожилков и пятен, есть серый, белый и черный вместе струями, прожилками и полосами, есть несколько бурый и серый с белыми крапинками. Наиболее работа производится в горе Белой, где ломают пепельный мрамор, который тем лучше становится, чем далее работники в глубину подаются. Для сей работы нанимаются от казны вольные люди, и мрамор употребляется в С.-Петербурге на разные казенные здания. Его привозят сюда подрядчики на крепких галиотах, на которые нагружают оный за четыре версты от Сердоболя в реке Гелюле, впадающей в Сердобольскую губу. До пристани, на Гелюле находящейся, от Рускальской ломки считается около 30 верст, чрез которые мрамор возят сухим путем, что немалого стоит труда и иждивения.
Камень добывался ручным бурением с закладкой пороховых зарядов. Заготовки отделяли несколькими последовательными взрывами зарядов, относительная слабость которых предотвращала возникновение ненужных трещин в монолите. Монолиты весом до 16 тонн везли на берег Ладоги за 27 верст, иногда впрягая в упряжки по 130 лошадей.
С 1830 года запасы красивого отделочного камня истощились, и мрамор продолжили добывать для получения извести открытым и шахтным способом. В результате добычи мрамора образовался карьер в 300-400 метров длиной и глубиной в 50-60 метров, сейчас наполовину заполненный водой. Большинство подземных выработок затоплено, но доступный на туристском маршруте штрек и штольня произведут сильное впечатление на любителей подземного царства. А штольня, доступная только с воды, напоминает о Мории - гномьем царстве из романа "Властелин колец".
...
...
Немного потупив в тур.зоне,я наконец-то воссоеденился с группой.Поехали обратно в сторону Сортавалы.Моё робкое предложение огрести через Харлу было встречено без энтузиазма,к тому же ребята хотели посмотреть на залив Кирьявалахти.
Военный монумент на подъёме от Рускеалы.Остановиться здесь сможет только самый стойкий велосипедист,т к монумент располагается на середине очень крутого и длинного подъёма(или если ехать в обратную сторону-спуска).
У магазина в Рускеале.
Дорога обратно заняла чуть более часа,т к ветер был попутным, а рельеф шёл под уклон.Навстречу попалась большая группа велотуристов,растянувшаяся км на 5 по шоссе.Были оприветствованны.Я опять улосил вперёд,наслаждаясь в полной мере скоростью и прекрасным весенним днём!
Ещё разок заскочил на водопад на Тохмайоки(там их 3).
Сбор группы у поворота на Ляскеля.
Суомолайнен без штанов.
Стас.
Залив Кирьявалахти.
Проехали Дом отдыха композиторов-неплохо им тут отдыхается надо полагать.Передышка на одном из мысочков залива.
Оттуда бодренько докатили до Ляскеля и перед самым посёлком свернули к Ладоге в сторону посёлка Хиденсельга,дабы посетить гору Хиденвуори,на которой надеялись отыскать финский НП.Приехали в посёлок,разделились,часть группы отправилась на гору а остальные остались сторожить байки и ланчевать.
Хиденсельга,деревня под горой.
Подъём на гору Хиденвуори.
Вид с вершины.
Вид на Ладогу оказался перекрыт торчащими тут и там сухими деревьями,пришлось поработать очищая обзор,однако деревьев было слишком много,тут даже неутомимый Nekit отступил.Неплохо бы вызвать сюда бригаду лесорубов для расчистки обзорной площадки.
То ,что удалось заснять.
Nekit
Вид на реку Янис и посёлок.
Камни.
Спустились,поехали дальше в Ляскеля.Здесь мы посетили магаз,осмотрели центр культурной жизни,познакомились с какими-то местными обрыганами и попались в лапы погранцов.Однако предъявив им внушительный талмуд с описанием маршрута,а так же паспорт руководителя,были отпущены с миром,получив,однако совет не отклоняться от маршрута на север.
Строящяяся церковь в Ляскеля.
Амбулатория в Ляскеля.
Ляскельский Пушкин.
Военный монумент в Ляселя.
На реке сей в пяти верстах от ее устья находится порог вышиною сажен в восемь, где падение воды, наипаче в весеннее время, столь бывает сильно, что нарочито большие камни сверху порога водою срываются и на низ упадают.
Порог находится прямо под автомобильным мостом через реку Янисйоки. В отличие от предыдущих порогов и водопадов, находящихся на маловодных речках, река Янисйоки имеет большой расход воды даже в засушливые годы. Перепад высот около 10 метров, длина порога – порядка 50 метров. Шум бьющейся о скалы воды заглушает все звуки.
Рядом с порогом находится здание целлюлозной фабрики, построенной в 1899 году, интересно, что на фабрике до сих пор работают бумагоделательные машины, пущенные в эксплуатацию более 100 лет назад. Для работы машин использовалась электроэнергия, получаемая от гидротурбины, которая приводилась в действие водой, отведенной от плотины по специальному каналу. Сейчас перед заводоуправлением установлен дефибрёр - мельница с каменными жерновами, которые размалывают древесину на волокна.
Выезжаем из Ляскеля.
Дорожная.
На ночёвку встали на небольшой речушке,отъехав с десяток км от Ляскеля,прямо рядом с красивым порогом.Отдалённый шум порога навевал сладкие сны,настолько,что я даже проспал ночной обход лагеря.Вечером часть участников поылась в лесной речке,а Никита даже немного поплавал,вызвав у всех бурный восторг!