• Авторизация


В Извару. 03-07-2010 20:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


2 июля 2010.

Маршрут:Гатчина-Шпаньково-Елизаветино-Дылицы-Пятая Гора-Курковицы-Калитино-Чёрное-Извара-Волосово-Торосово-Волгово-Тайцы-Кр.Село -СПб.

130 км.Асфальт,грунт,болото.

Вообще-то я планировал выехать в 7 утра прямо до Елизаветино,но как истинный сибарит что-то разоспался и поехал в 12 до Гатчины.Стартовал в 13.20 в сторону Елизаветина и вскоре уже подъезжал к Шпаньково.Перед Шпаньково встретился моеумент.

[700x525]

Список бойцов,что положили здесь свои жизни.

[700x525]

Сам монумент.

[524x699]

Кирха в Шпаньково.

http://vpoluyahtov.narod.ru/Severnaia/severnaia_Ingria.htm

По ссылке-много интересной информации,в частности о кирхе сей.

[524x699]

Внутри буйно разрослись кусты.

[700x525]

Вид снизу на колокольню.

[524x699]

...

[524x699]

Вид из правого крыла.

[524x699]

...

[700x525]

Цветы на кладбище у кирхи.

Осмотрев сей памятник,двинулся дальше.Доехал до Елизаветино.

[524x699]

Елизаветино. Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Новая деревянная церковь в Елизаветино была заложена 6 Июля 2004г. и освящена 7 Апреля 2005г. местным благочинным прот.Владимиром Феером. В 1995-2005гг. временная церковь в Елизаветино располагалась в арендуемом здании бывшей пивной(!). (Православный СПб,газета,2006,№5(173),с.2).

От Елизаветина рукой подать до Дылиц.

[700x525]

У платформы Елизаветино.Историческое жд здание.

[700x525]

Дылицы. Церковь Владимирской иконы Божией Матери

После прихода к власти Екатерина П подарила село Дылицы ( от «вздыблицы» - возвышенное место) своему гардеробмейстеру - Василию Шкурину в благодарность за участие в перевороте. В 1765 г. Шкурин на месте старой деревянной церкви строит новую каменную, которая освящается во имя иконы Владимирской Божией Матери. Архитектором храма предположительно был С. Чевакинский.. Позднее имение несколько раз переходило из рук в руки и в 1852 году стало принадлежать князьям Трубецким, а Владимирская церковь стала их фамильной усыпальницей. Дылицкий храм однонефный, одноапсидный, с примыкающей с запада трехъярусной колокольней. Барабан перекрыт куполом с люкарнами и увенчан маленькой главкой. Трапезная перекрыта цилиндрическим сводом с распалубками над окнами. Весьма близким архитектурным аналогом этого храма является церковь во имя свв. Симеона и Анны на Моховой улице http://sobory.ru/article/index.html?object=01538 .
В 1824 году в церкви был произведен крупный косметический ремонт и на южном фасаде установлены солнечные часы. В 1834 году поставили решетки на окна, три окна наглухо заложили кирпичом, починили кровлю и оштукатурили стены. В 1841 г. был устроен теплый придел. В 1881-1888 годах покрасили зеленой краской крышу и купола, а голубой главку, перетерли штукатурку по всему фасаду.
Церковь действовала до 1940 года. Во время войны здание сильно пострадало. Сейчас стоит без крыши, без окон и без дверей. Массивная главка рухнула внутрь. В последнее время вся территория обнесена глухим бетонным забором.

По статье в журнале «Вода живая» № 7 2007г.

[700x525]

...

Далее лесными грунтовками я проскочил в Пятую Гору.

[524x699]

Поразило обилие цветов.

[524x699]

Цветы.

[700x525]

Пятая Гора. Церковь Троицы Живоначальной

Как много еще на нашей земле заброшенных, до поры забытых памятников! Сегодня понемногу начинается их возрождение. Однако плачевное наследство ушедшей эпохи велико. Ждут своего воскрешения усадьбы и храмы. Дождутся ли?

 

[показать]Один из них, полуразрушенный, но величественный, сияющий какой-то потусторонней красотой, находится в Волосовском районе. Это церковь святой Троицы. Рядом расположено "культовое" туристическое место: озеро Дон-цо, или Голубое, с удивительного цвета водой. (Секрет прост: на дне озера залегают синие кембрийские глины.) На картах это озеро обычно обозначается как Кюрлихский карьер (от финского названия). В выходные дни летом его берега усыпаны палатками и машинами отдыхающих. Озеро является частью одноименного урочища, которое признано "особо охраняемой природной территорией". Здесь берет начало воспетая В. В. Набоковым река Оредеж.

Знающие о существовании храма по дороге на Донцо непременно заезжают в деревню Пятая Гора, где на высоком холме расположен этот памятник, построенный в стиле неогрек - модном в начале минувшего века. Портики с колоннами, белокаменные стены - такая постройка действительно могла бы украсить собой какой-нибудь греческий остров... Туристы взбираются на холм, привычно фотографируются в зияющих проемах, оценивают открывающийся отсюда вид и уезжают... А храм год за годом стоит, открытый всем ветрам и дождям, которые в отличие от людей свое дело делают.

О храме известно совсем немногое. Он построен из местного известняка вдовой сенатора, тайного советника Ф. М. Брискорна. Построен над его могилой в 1827 - 1829 гг. Сейчас купол церкви обрушен, и трудно представить себе ее интерьер. Однако и в таком плачевном состоянии постройка вызывает восхищение и обиду. Неужели храм постигнет судьба господского дома, находящегося когда-то рядом в тени парковых деревьев? От него остался лишь фундамент. Также частично сохранились воротные столбы парковой ограды. Ворота выполнены из красного кирпича в стиле ложная готика. Полуразрушенное состояние построек не мешает оценить печальную красоту этого места.

После Брискорнов усадьба принадлежала г-же Винницкой, которая завела здесь конюшни для выращивания элитного молодняка, предназначенного под седло императорской лейб-гвардии. А ее дочь вышла замуж за инженера Лагранжа, который наладил здесь добычу гажи - смеси известняков и доломитов, исходного сырья для изготовления цемента.

Дело процветало, была построена узкоколейка до железнодорожной станции Елизаветино, где и выжигался прекрасного качества портландцемент. Можно смело утверждать, что половина бетонных конструкций зданий эпохи модерна в Петербурге сделана с применением именно этого цемента.

Храм же в нижней цокольной своей части стал усыпальницей рода Брискорнов и их потомков. В советское время он был закрыт, а после того как в войну была ободрана кровля купола, последний оказался обречен и в пятидесятые годы рухнул.

Когда же дойдет очередь до возрождения античного храма на русском холме?

(с)

[524x699]

...

[700x525]

Внутри храма.

Далее направился в Курковицы по замечательной асфальтовой дорожки с почти полным отсутсвием трафика.

[700x525]

Курковицы. Пятогорский монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

Деревянная трёхпрестольная Тихвинская церковь была заложена в 1894г. и строилась по проекту известного петербургского арх. академика архитектуры Сергея Васильевича Садовникова.
Главный придел был торжественно освящен 20 Сентября 1898г. епископом Гдовским Вениамином(Муратовским). Правый придел Архангела Михаила был освящен им же 21 Сентября 1898г. Левый придел Всех Святых был также освящен им, но спустя полгода - 25 Февраля 1899г.
Белый позолоченный полукруглый иконостас был изготовлен на средства купца П.С.Котова, а сам храм соединялся переходом с жилым корпусом монастыря.
Церковь была закрыта в 1930г.(хотя не действовала уже с 1929г.). К настоящему времени она сохранилась без купола и колокольни и до недавнего времени была занята под клуб.

(ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.4182, 1909г.; СПб Епархиальные ведомости, журнал, 1998, вып. 20, сс.137-141)

[700x525]

...

[700x525]

...

[700x525]

Водокачка на территории монастыря.

[700x525]

Курковицы. Пятогорский монастырь

Первоначально на территории монастыря близ ворот в 1894г. иждивением игумении Апполонии по проекту арх. Сергея Васильевича Садовникова были выстроены две одинаковые (симметрично расположенные) деревянные часовни, одна из которых 9 Февраля 1895г. архимандритом Александро-Невской лавры Исаией была освящена как церковь во имя иконы Божией Матери "Утоли Моя печали", и в 1896г. (по др. сведениям - в 1904г.) расширена небольшим приделом во имя Апостола Иакова Заведеева и муч. Агриппины.
Церковь была закрыта в 1930г. Время её сноса установить не удалось. В 1998г. одноимённая церковь была устроена и освящена в двухэтажном каменном монастырском корпусе.
Говоря о каменных постройках монастыря, нельзя также не упомянуть и освященную 15 Июля 1906г. епископом Гдовским Кириллом (Зайцевым) больничную церковь вмч.Пантелеимона, устроенную на средства петербургской купчихи Анны Петровны Холизевниковой и располагавшуюся в одном из каменных корпусов монастыря.
В одной из частных коллекций в г.Москве имеется старая любительская панорамная фототкрытка (пока ещё нигде не опубликованная) на которой запечетлены все деревянные храмы монастыря и двухэтажный каменный корпус.

(ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.4182, 1909г.; СПб Епархиальные ведомости, журнал, 1998, вып.20, сс.137-141)

Из Курковиц приехал в Калитино,откуда собирался по лесной дороге попасть в Чёрное.Как обычно немного перепутал направления и выбрал не ту дорожку,хотя и идущую в правильном напрвлении."Та" дорожка как оказалось была гораздо лучшего качества,чем избранная мной.Впрочем,смотрите фото.

[700x525]

Дорога в полях за Калитино.

[524x699]

Я,конечно,знал,что дорожка будет огребательна,правда не представлял-насколько.Перекусил перед началом прохождения.

[524x699]

Начало дороги не предвещало ничего хорошего.Было немного страшновато и тревожно.

[524x699]

Дорожка уходила всё дальше в лес.

[524x699]

Вскоре появилась вода,идти стало сложнее.

[524x699]

Примерно через  1 км такой дороги я вышел на заброшенную делянку,где дорога исчезла совсем в древесных завалах.Тут я начал сильно сомневаться в правильности выбранного пути.Я предполагал,что дорога продолжается с другой стороны вырубки,поэтому оставив велосипед и рюкзак среди завалов пошёл краем леса в надежде отыскать продолжение дороги.Нашёл много спелой черники,поесть которую вдоволь мне не позволили несметные полчища комаров и слепней.Проблуждав по лесу с пол часа нашёл таки некое подобие продолжения дороги.Вернулся за велом,не без труда пересёк вырубку(по лесу идти было бы в разы проще) и углубился снова в лес.

[524x699]

Продолжение дороги.

Ещё через 1 км ломёжки по такой дорожке вышел на вторую вырубку.Тут уже сразу пошёл краем леса.Дорога исчезла.Обойдя краем леса вырубку,наткнулся на похожую дорогу.Отличие её от предыдущей было в том ,что здесь кто-то недавно проходил-это я заключил из примятой травы и обломанных веток.Вскоре наткнулся на висящую на кусте белую тряпку.Миновал заросли крапивы и вышел на очередную вырубку.Новая дорога читалась кораздо лучше,даже просматривалась старая колея и бодро и даже немного повеселев продвигался вперёд.

[524x699]

Новая дорога.

[700x525]

Вскоре началась гать.Продолжалась она ещё около километра и вот наконец я вышел на большую дорогу,спугнув по ходу купающегося в каком-то ручье большого зверя(судя по звуку-скорее всего-медведя или лося).(кстати,пока шёл по лесу видел очень много лосиных и совсем чуть-чуть медвежьих следов).

Вышед на новую дорогу я ужасно обрадовался-неужели конец моим огребаниям!Дорожка оказалась прямая как стрелла и мощённая впридачу.По этой дороге я поехал направо около 2,5 км и встретил отдыхающих от трудов лесорубов.Спросил у них,правильно ли я еду на Чёрное,на что получил ответ,что Чёрное в другой стороне и до него 6 км,а куда я еду-там Калитино и до него 2 км.Тут я понял,что это и есть та дорога по котрой я должен был ехать изначально,развернулся и поехал обратно.Проехал снова место своего выхода из леса,потом стало мокро,потом началась пешка,но что мне были все эти мелкие неприятности после того,через что я прошёл до этого!!!

Через час уже въезжал в Чёрное.

[524x699]

Мощеная дорожка.

[700x525]

Снова начались лужи и гати.

[700x525]

На дороге случился всего один мощный завал,причём устроенный специально,чтоб всякие тут не ездили.

[700x525]

Дорожка перед Чёрным показалась мне мега-хайвеем.

Чёрное-невзрачный посёлок,ничем особо не запомнился.Оттуда докатил по тихой асфальтовой дорожке среди полей до Извары.

[700x525]

Останки заводика в Изваре.

[700x525]

...

[700x525]

Вид на усадьбу Рериха.Летом её снять невозможно из за разросшейся растительности.

[700x525]

Хоз.здание на территории усадьбы.

[700x525]

Знаменитый пруд.

[700x525]

Здесь удивительно прозрачная вода.

Далее я доехал до Волосово.

[700x525]

Волосово. Церковь Алекcандра Невского

Алекcандро-Невская Церковь построена в 1905 г.

[700x524]

Лютеранская церковь Святого Иоанна Крестителя (дер. Губаницы, Волосовский р-н)
 

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ (дер. Губаницы, Волосовский р-н). Фин.-эстонская ц. (приход Купанитса). Община образована в 1647, дерев. ц. построена в 1704. На ее месте в 1743-48 сооружена новая, также деревянная. Кам. ц. в готическом стиле на 1000 мест и колокольня построены в 1860-61 (предположительно по проекту арх. Э.Л. Гана). Освящена 3 дек. 1861. В 1901-03 произведен капитальный ремонт. В 1917 насчитывалось 6342 прихожанина, в 1922 – 3000. Не действовала с авг. 1937, закрыта в 1938. Здание использовалось под тюрьму, затем – под пилораму. Службы возобновлялись в период нем. оккупации (1942-43). В 1988 зарегистрирована возрожденная община, тогда же ей возвращено здание ц. В декабре 1989 возобновились богослужения; в 1988 – нач. 1990-х проведена реставрация здания.

(с)

Далее доехал до Торосово.Осмотрел останки усадьбы Врангеля.

[700x525]

...

[700x525]

...

[700x525]

...

От Торосово доехал до шоссе Бол.Ижора-Гатчина.Встал на остановке посмотреть карту.Тут подкатывает фургончик,оттуда выходит водила и спрашивае дорогу до Тайцев.Я объясняю,что всё сложно,предлагаю посмотреть карту,и намекаю немного что мне туда же.Водила предлагает подвезти и заодним показать дорогу.Загружаюсь,.Едем.Приезжаеем в Тайцы.Высаживаюсь у вокзала,эл-ка ушла 20 минут назад.Делать нечего,пилю до Красного,а затем до Питера.

[524x699]

Тайцы. Церковь Алексия Митрополита Московского

Проезжая из Красного Села через Тайцы в сторону Гатчины, по левой стороне дороги взору открывается величественный белокаменный храм с устремленным ввысь шлемовидным куполом, словно древнерусский богатырь, застывший на передовой. Как-то невольно, само-собой, хочется остановиться и подольше полюбоваться этим творением, столь неожиданно возникшем в казалось бы, мало чем примечательном поселке…

…Спустя несколько лет, прошедших с момента постройки первой деревянной церкви святителя Алексия, таицкие дачники смогли, наконец, собрать некоторый капитал и образовать строительную комиссию, которая взяла на себя хлопоты, связанные с постройкой нового каменного храма в ознаменование рождения Наследника Цесаревича. Прошедшие в 1913 году торжества по случаю 300-летия Царствования Дома Романовых послужили реальным толчком к осуществлению задуманного дела.

Место под постройку нового каменного храма было отведено на участке рядом с уже существующим деревянным и 15 июня 1914 года епископ Гдовский Вениамин (Казанский) совершил его закладку. Проект церкви, рассчитанной на 1000 человек, выдержанный в древнерусском стиле с необычным шлемовидным куполом, разработал известный петербургский архитектор Иван Васильевич Экскузович, а наблюдение за ее постройкой осуществляли гражданские инженеры Н.И. Постников и С.И. Барет.

Благодаря умелым и энергичным действиям председателя строительной комиссии А.А. Алексеева, проживавшего здесь же, в Тайцах, на Романовском проспекте, уже к началу 1916 года постройка храма была вчерне завершена и на него подняты кресты. Интересным является то, что в его строительстве были использованы железобетонные конструкции, в начале XX века начавшие находить применение и в церковной архитектуре.

Несмотря на столь быстрый ход строительных работ освятить храм к 1917 году так и не успели, а начавшаяся вскоре гражданская война отодвинула время его освящения еще на несколько лет. Судя по всему, богослужения в храме стали совершаться еще задолго до его освящения по полному чину, поскольку уже в августе 1919 года была составлена опись его церковного имущества, из которой явствует, что уже к этому времени в нем находилось несколько икон в довольно массивных серебряных ризах и серебряные лампады (так, например, риза на Тихвинской иконе Божией Матери весила 2,73 кг). Согласно дошедшим до нас сведениям, новопостроенный каменный храм был освящен лишь в 1921 году епископом Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым, будущим священномучеником) во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Находившаяся по соседству деревянная церковь спустя два года разобрана и перенесена на новое Таицкое кладбище.

К сожалению, к архивным материалам о довоенной истории Таицкой церкви доступа в настоящее время нет, и ее приходится восстанавливать по воспоминаниям старожилов и отдельным документам, обнаруженным в других архивах.

С 8 сентября 1922 года настоятелем Алексиевской церкви становится молодой священник Петр Белавский, до этого в течение двух лет сослуживший своему отцу протоиерею Иоанну Петровичу Белавскому в Александро-Невской церкви в селе Александровском. Во многом дальнейший духовный и жизненный путь о. Петра определил будущий священномученик Владыка Григорий (Лебедев), прибывший в Петроград в 1923 году в качестве викария - епископа Шлиссельбургского. Живя на даче в Тайцах, он нередко служил и проповедовал в Алексиевской церкви, ведя по вечерам с о. Петром долгие беседы…

Согласно воспоминаниям старожилов, именно в эти годы храм отличался наибольшим благолепием. До революции и некоторое время после нее в Тайцах существовала традиция устраивать на Пасху праздничные фейерверки, а храм украшать разноцветными фонариками. Особым почитанием среди местных жителей пользовались находящиеся в храме иконы святителя Алексия, святителя Николая Чудотворца (изображение в полный рост), Иоанна Предтечи («Во плоти ангел»), Феодоровской Божией Матери и св. блгв. княгини Анны Кашинской с частицей ее мощей. Внутри храма, над входом на хоры, висела картина, изображающая Спасителя и Марию Магдалину. Интересно, что на самих хорах в 1920-1930-е годы никогда не пели. Церковный хор всегда находился на правом клиросе, который полностью закрывали большие иконы.

Среди таицких жителей особо почитался в те годы блаженный Михаил, безмолвник, зарабатывавший на жизнь пилкой дров. Он же предсказал и раскулачивание, приведя однажды ко храму корову и ударив в набат.

С 1927 года о. Петр Белавский находился в молитвенном общении с митрополитом Петроградским Иосифом (Петровых) и архиереями, ему единомысленными, отказавшимися поддержать декларацию митр. Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти, и именно при нем Тайцы превращаются в один из центров «иосифлянства»

Власти были прекрасно осведомлены о сложившейся церковной ситуации в Тайцах, и о. Петр знал это, чувствуя, что рано или поздно ему придется пострадать за свои убеждения, и это произошло 29 ноября 1929 года, когда он был арестован и заключен в тюрьму, а спустя год приговорен к 5-ти годам лагерей и отправлен на Соловки.

О священниках, служивших в храме после ареста о. Петра Белавского сведений сохранилось немного. Здесь служили иеромонах Аркадий (сведений о нем обнаружить не удалось), иеромонах Никострат (Лаврешов) из Ново-Афонского подворья в Санкт-Петербурге, с 1927 года служивший в Александро-Невской церкви и арестованный в апреле 1931 г. по делу Истинно-Православной Церкви. Об остальных священниках известно еще меньше: здесь служил протоиерей Иоанн Смолин, в 1932 году в храме служил протоиерей Александр Федорович Васильев (вскоре высланный, о его дальнейшей судьбе также ничего не известно), а после него о. Петр (его фамилию выяснить пока не удалось).

До своей высылки в Сибирь в 1929 году при храме постоянно проживали настоятельница подворья Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Старом Петергофе игумения Варсонофия и группа монахинь. Одна из них, монахиня Клавдия, строгая иосифлянка, жила в притворе храма в сторожке.

Первую попытку закрытия храма власти предприняли в мая 1936 года, когда Леноблисполком принял решение о его «ликвидации», однако оно, слава Богу, тогда не было реализовано. Гонения на церковь, тем не менее, в те годы становились все масштабнее, и 11 мая 1939 года по постановлению того же Леноблисполкома последняя Таицкая церковь была все-таки закрыта. В ее стенах власти устроили клуб, однако, по воспоминаниям старожилов, в него никто не ходил.

После закрытия находившиеся в храме иконы и церковная утварь были разграблены или оказались в других храмах. Икона святителя Алексия была чудесным образом спасена жительницей Тайцев Александрой Ивановной Саввиной, после войны икона была передана в Гатчину о. Петру Белавскому и в настоящее время пребывает в Покровской церкви в Мариенбурге. Находившийся в храме иконостас был разобран и, судя по всему, уничтожен. Останки погребенного за алтарем храма председателя строительной комиссии храма Алексея Алексеева были перезахоронены на новом Таицком кладбище (до настоящего времени его могила не сохранилась). На целых два года в храме воцарилась мерзость запустения…

В августе 1941 года безбожная советская власть на время отступила - в Тайцы вошли немецкие части. Местные жители тут же обратились к командованию с просьбой открыть свой любимый храм и разрешить совершение в нем богослужений. Немецкое командование не только откликнулось на их просьбу, но и помогло привести храм в более-менее подобающий ему вид.

Старожилы вспоминают, как вскоре рядом с храмом запылал огромный костер - местные жители и немецкие солдаты выносили из церкви подшивки большевицких газет, портреты Ленина, Сталина и другой хлам и бросали все это в огонь. Немцы помогли даже побелить стены храма и изготовить для него кресты. Из Александро-Невской церкви в Алексиевскую был перенесен и установлен чудом сохранившийся там иконостас, и уже в конце 1941 года в храме вновь затеплились лампады, и стали совершаться богослужения. Интересно, что на первую службу, вместе с местными жителями, пришли и немецкие солдаты («совсем молодые ребята», как вспоминают старожилы), некоторые из них перед этим помогали украшать храм. Первым священником, возобновившим в храме богослужения, стал протоиерей Иоанн Петрович Чудович, в декабре 1942 года перемещенный к Петропавловской церкви на ст. Сиверская (в июне 1944 года он был арестован советскими органами, осужден на 10 лет и бесследно исчез).

По сравнению с другими оккупированными территориями, немецкие части, находившиеся в Тайцах, к местным жителям относились неплохо, наказывая лишь за работу в воскресные дни, когда следовало идти в храм. Церковный хор нередко приглашался для выступления в немецкий санаторий, разместившийся в бывшей усадьбе Демидова.

После перевода о. Иоанна из Тайцев на его место был назначен священник Покровской церкви в Мариенбурге Василий Николаевич Апраксин, начавший с этого времени окормлять одновременно Мариенбургский и Таицкий приходы. Последнее богослужение в Алексиевской церкви было совершено в августе 1943 года, т. к. складывающаяся на фронте обстановка призывала немцев готовиться к отступлению…

Государственная политика, ставшая после войны немного более терпимой по отношению к религии, давала какую-то надежду, что верующим вновь смогут вернуть их церковь. В августе 1946 года жители Тайцев направили ходатайство митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову) с просьбой открыть храм, сообщая, что «…Богослужения последний раз совершались в августе 1943 года, …образа, подсвечники и колокол сохранены и находятся в храме…» Благочинный пригородного округа в своем письме на имя митрополита добавлял, что «…храм сохранился хорошо, местами есть пробоины от снарядов, стекол нет, [но] иконостас и иконы в нем сохранились». К сожалению, все вопросы об открытии храмов в те годы решались властями, а не Церковью, а их политика в этом вопросе была очевидна. В самих Тайцах, по словам старожилов, особенно рьяным противником открытия храма была председатель местного сельсовета (ее имени уже никто не помнит).

Несмотря на то, что вскоре находившийся в храме иконостас и часть утвари были переданы в открытую в 1947 году Красносельскую Александро-Невскую церковь, местные жители не потеряли надежды на возвращение своего храма. В январе 1954 года они вновь направляют ходатайство, на этот раз патриарху Алексию (Симанскому), сообщая, что «…храм хотят переоборудовать под клуб…, иконостас увезен в Красное Село, кресты с глав сняты и колоколов нет,… [но, несмотря ни на что] население готово восстановить храм за свой счет». Следующее обращение к митрополиту Григорию было направлено в феврале 1955 года, однако и оно оказалось безрезультатным, а в своем рапорте от 21 февраля 1957 года благочинный протоиерей Василий Раевский сообщал митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Елевферию (Воронцову), что храм в настоящее время уже занят под клуб, и купола на нем нет.

Последнее обращение с ходатайством о возвращении и об открытии храма жители Тайцев направили на имя патриарха Алексия в феврале 1957 года. Как явствует из архивных документов, к этому времени уже и благочинный пригородного округа протоиерей Василий Раевский во внутренней переписке высказывался против возвращения Таицкого храма, аргументируя это тем, что восстановить его своими силами жителям будет довольно тяжело и, к тому же, в Красном Селе и Гатчине уже есть действующие храмы…

Так белокаменная церковь-красавица вновь, почти на полвека, была предана мерзости запустения.

Лишь к 1990 году благодаря энтузиазму местных жителей, в сердцах которых все эти годы теплилась надежда, полуразрушенный и оскверненный храм (подвал которого был затоплен водой) был возвращен его законному владельцу - Русской Православной Церкви, и с января 1991 года в нем возобновились богослужения. Его первым настоятелем был назначен священник Петр Молчанов. К настоящему времени, благодаря трудам его настоятеля протоиерея Игоря Ковальчука (возглавившего приход в 1992 году), храм вновь предстал во всем своем былом великолепии - восстановлены купол и боковые главки, очищены и побелены стены, сводчатый потолок украшает массивное вызолоченное паникадило, а центральный придел - новый четырехъярусный иконостас. При храме действует и детская воскресная школа. Во всем этом благолепии есть частица труда как простых прихожан - местных жителей, так и щедрых благотворителей.


Идея строительства храма появилась в начале ХХ столетия в связи с бурным развитием Таицкои железной дороги под Петербургом. Церковь была возведена в 1913 - 1914 годах на денежные пожертвования по проекту архитекторов Н. И. Постникова и И. В. Экскузовича и торжественно освящена епископом Гдовским Вениамином во имя святителя Алексия, метрополита Московского. Большой вклад в создание храма внес генера-адьютант К. Н. Нилов.

Белоснежный храм с высоким шлемообразным куполом был расчитан на 700 прихожан.

После революции судьба не пощадила и эту святыню. В 1939 году Таицкий храм был закрыт и превращен в клуб. На время фашистской оккупации, в 1941 - 1944 годах храм был открыт для верующих, а после освобождения Тайцев в нем разместился склад, а позднее поселковый дом культуры, в 1937 году на землю был сброшен большой церковный купол.

В мае 1990 года сходом жителей поселка Тайцы было принято решение о возрождении храма. За короткое время здание храма отреставрировали и в 1992 году в церкви, которая предстала перед нами в первозданном виде, возобновили богослужения.

Также тайцкий храм является памятью погибшим войнам Великой Отечественной воины. В братской могиле на территории храма нашли свой приют 386 павших на полях сражений советских солдат и офицеров.

Использованы материалы http://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n30/43.html

Доехал благополучно,вокол 12 ночи был дома.

 

 

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
05-07-2010-15:12 удалить
Ну ты и экстремал!!!..Описание блужданий по дремучему лесу привело в ужас... Отчет же красивый и информативный. Прочла с удовольствием. Храм в античном стиле очень понравился. Жаль. что разрушается такое великолепие(((( Спасибо, Сережа.
05-07-2010-15:14 удалить
PS. На зеленом фоне тяжело читать текст.
22-04-2012-15:35 удалить
Очень интересный репортаж, качественно и со вкусом составленный, подкреплённый удачными фотографиями. Был в тех местах, видел прекрасный храм Троицы на холме, мне тоже печально было видеть его в таком состоянии... Будем надеяться, что его восстановят. Автору большое спасибо, успехов и удачи!


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник В Извару. | Ивашко - Дневник Ивашко | Лента друзей Ивашко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»