• Авторизация


Древнейшие регалии русских царей.Часть 2 28-09-2011 21:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Stephanya Оригинальное сообщение

Древнейшие регалии русских царей.Часть 2


[показать] [показать]

[показать]

[показать]

[показать]
Часть 2
Часть 1

Регалии Царской Власти: Корона, Скипетр, Держава

Корона, скипетр, держава — это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, — военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.

[показать]
Большой наряд царя Михаила Федоровича. Венец - Мастерские Московского Кремля, 1627. Держава - Западная Европа, конец XVI века. Скипетр - Западная Европа, около 1600.

Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного:
«На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов».
В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр. Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе — «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с XVI века.
Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными регалиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данный тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».

[показать]
Михаил Федорович

Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до XVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую — державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу — князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

[показать]
Calling of Mikhail Fedorovich

Большой Наряд царя Михаила Федоровича

После освобождения от польских интервентов русскому государству требовалось много оружия для войска, защищавшего его границы. Кроме того, новому царю — Михаилу Федоровичу Романову — необходимо было восстановить богатство и пышность московского двора. В царских мастерских стали спешно готовить новые украшения, золотую и серебряную утварь, парадное оружие.
А в 1627—1628 годы кремлевские ювелиры выполнили для Михаила Федоровича «государев Большой наряд», который включал золотой, украшенный яркой эмалью и драгоценными камнями царский венец, скипетр и державу. «Большой наряд» русский царь надевал только в особо торжественных случаях — во время «парадных входов» и во время приема иноземных послов.

[показать]

Золотой чеканный венец «наряда Большой казны» окружен типично русскими прорезными «городками» и ажурными запонками с драгоценными камнями. Их обилие в сочетании с белыми, голубыми и зелеными эмалями создает звучную красочную гамму.

Держава «Большого наряда» представляет собой золотой пояс разделенный на два равных полушария и увенчанный высоким крестом. Верхнее полушарие в свою очередь разделено на четыре части, в каждую из которых вписано чеканное изображение из жизни библейского царя Давида, символизирующее мудрость правителя искусно чеканные рельефы оживляются многокрасочной мозаикой.

[показать]
"Большой наряд". Держава и скипетр. Фрагмент Конец 16 века, около 1600
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех, латы; чеканка, гравировка, резьба, канфарение
Держава: высота 42,4 см, окружность 66,5. Скипетр: высота 70,5 см, минимальный диаметр 17, максимальный диаметр 25 см

[показать]
Солнцев Фёдор Григорьевич

Эмалированные медальоны рельефные, украшены драгоценными камнями. В целом держава имеет в своем обрамлении 58 диамантов, 89 рубинов и турмалинов, 23 сапфира, 51 изумруд и 37 больших жемчужин

[показать]

[показать]

Скипетр состоит из трех столбиков, соединенных между собой и сплошь покрытых эмалями и драгоценными камнями. Он символизировал мировую ось, был близок магическому жезлу, палице, молнии; скипетр был эмблемой Зевса, а также всех богов, связанных с плодородием.

Древний скипетр большого наряда, хранящийся в Оружейной палате, в описи Государева большого наряда, составленной в 1642 г. по указу царя и великого князя Михаила Федоровича, описан следующим образом:

«Скипетр золот чеканной с розными финифты и с каменьи, с алмазы и с яхонты червчатыми и с изумруды; наверху три орла пластанных крылами вместе, с финифты; по верху орлов корона, на короне на спне камень яхонт лазорев, на нем зерно гурмицкое. Со скипетра снят яхонт лазорев, а в то место положен изумруд».

После замены лазоревого яхонта изумрудом этот скипетр большого наряда, как видно из последующих описей, сохранился в том же виде по настоящее время. О нем же упоминается в описи казны и царского наряда царя Иоанна Алексеевича:

«Скипетр золот с розными финифты, на нем орел с короною, на короне изумруд; сверху и на исподе того изумруда по зерну гурмицкому; в нем двадцать алмазов, девять яхонтов червчатых, три изумруда; одного алмаза нет; влагалище оклеено бархатом алым, посредине атласом червчатым».

При общем царствовании царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей этот скипетр принадлежал Иоанну. А для царя Петра Алексеевича сделан был сходный с ним скипетр, золотой с цветною финифтью и также украшенный изумрудом большим, на спне, с двумя бурмицкими зернами, тремя малыми изумрудами, двадцатью алмазами и девятью яхонтами.

[показать]

Эти царские регалии призваны были символизировать богатство и растущее могущество русского государства. А еще для царя Михаила Федоровича был изготовлен саадак — налуч и колчан, стрел, украшенный золотым с эмалью узором. Налуч и колчан играют яркими красками: среди трав орнамента, вплетаясь в него, сверкают сапфиры, изумруды и рубины. Орнамент легко и свобод! покрывает всю поверхность причудливыми завитками и букетами.

[показать]

В центре всей композиции многоцветной эмалью выполнены геральдические символы русского государства: двуглавый орел, Георгий Победоносец, единорог, грифон и орел.

Саадак был изготовлен сравнительно быстро: работу начали августе 1627 года, а к ноябрю 1628 года уже закончили. Его создавала большая группа мастеров, в том числе и немецкие ювелиры служившие в Оружейной палате. И тем не менее эти вещи соответствовали исконно русским вкусам того времени.

На изготовление саадака пошло около 3,5 килограмма золе более 500 алмазов, рубинов, изумрудов и сапфиров. Поверхность саадака была расцвечена ярким эмалевым узором и золотым орнаментом из трав, цветов и букетов, образующих весьма замысловатую композицию.

[показать]
Михаил Фёдорович в Большом наряде.

Большой наряд хранился на Казённом дворе, в Большой Казне. Поэтому также назывался нарядом Большой Казны.

В допетровской Руси царские одежды и утварь были распределены на наряды, т. е. подобраны сообразно виду и ценности. Драгоценное хранилось на Казенном дворе, всё прочее — в казне Мастерской палаты; в каждом хранилище счет Наряда был особый. При царе Михаиле Федоровиче в записной книге Мастерской палаты значилось тридцать нарядов обыкновенного платья, а на Казенном дворе — 8 нарядов.

[показать]
Казенный двор в Кремле
Из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича". Миниатюра. Фрагмент
Москва, 1672-1673

В состав Наряда Большие Казны входили регалии, в которые государи облекались в день венчания на царство, при приеме посланников и чужеземцев, при хиротонии архиереев и в великие праздники (например, Шествие на осляти).

Состав Большого наряда

1. Золотой Крест из Животворящего Древа, при нём цепь золотая (цепь крещатая).

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Золотая цепь царя Михаила Федоровича работы кремлевских мастеров - самая ранняя из царских цепей в собрании Оружейной палаты. Впервые она упоминается в документах царской казны в 1640 году. В ней 88 круглых, слегка изогнутых колец, на канфаренном фоне которых исполнена похожая на орнамент надпись, переходящая с кольца на кольцо. Надпись включает молитву пресвятой Троице, полный титул царя с перечислением городов, княжеств, земель, входивших тогда в Российское государство, и наставление царю жить «по заповедям божьим, править мудро и справедливо».

2. Шапка Мономаха и другие царские венцы.

[показать]
Шапка Мономаха.Изготовлена на Востоке (Бухара, Хорезм или Египет). С XVIII в. - геральдическая корона царств Великия, Малыя и Белыя Руси.

Шапка Мономаха — главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.

«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая». Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа «шапкой Мономаха».

3. Диадима — широкое круглое ожерелье.

[показать]
Бармы. Оружейная палата

Бармы (по разным источникам, происходит от греч. parmai — круглый щит, или от перс. berme — охранение, защита, или от др.-польск. brama — украшения на руках и ногах женщин, или от др.-исл. barm — край) — широкое оплечье с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями. Бармы из круглых металлических щитков-дробниц, скреплённых шнурами и украшенных драгоценными камнями и эмалями, появились в Византии, где входили в парадную одежду императоров.

В Россию, по преданию, их впервые прислал из Византии император Алексей I Комнин для Владимира Мономаха. Однако первое летописное упоминание о них встречается под 1216 годом и сообщает, что «облечье», шитое золотом, носится всеми князьями. Как коронационные регалии впервые упоминаются в 1498 году — их возложили на князя Дмитрия (сын Ивана Молодого). С середины XVI века до начала XVIII века бармы надевались русскими князьями и царями при коронации и во время торжественных выходов.

Перед венчанием на царство бармы выносили из хранилища царских одежд и регалий в Успенский собор и оставляли на золотом блюде в алтаре. На венчании после возложения на царя наперсного креста митрополит направлял в алтарь двух архимандритов и игумена за бармами, которые отдавали их епископам, подававших бармы митрополиту. После трёх поклонов и целования митрополит, ознаменовав бармами царя, возлагал их на него, благословляя крестом. После возложения барм следовало возложение венца.

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

4. Скипетр.
Скипетр (др.-греч. σκῆπτρον «жезл») — древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. Первообраз скипетра — пастушеский посох, присвоенный затем церковью архиереям как знак пастырской власти; европейские государи заменили его укороченными жезлами — скипетрами.

[показать]
«Большой Наряд»: корона Михаила Федоровича и скипетр и держава Бориса Годунова.Кликабельна

В состав атрибутов русской царской власти скипетр вошёл в 1584 году при венчании на царство Фёдора Иоанновича. Один из синонимов слова царь стало слово скипетродержатель.

[показать]
Вид на старое здание Оружейной палаты
П.А. Герасимов. Акварель.
Середина XIX века

Скипетры московских царей хранятся в Оружейной палате. Скипетр, употреблявшийся русскими государями, изготовлен к коронации Павла I, в виде золотого жезла, осыпанного алмазами и драгоценными камнями; в вершине его знаменитый бриллиант «Орлов».

[показать]
Верхняя часть Императорского скипетра с бриллиантом «Орлов»
История
Скипетр был изготовлен в начале 1770-х годов для императрицы Екатерины II Великой. Использованные материалы — золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль.
Длина скипетра - 59,5 см

Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру светотени.
Скипетр завершает литой золотой двуглавый орёл - герб Российской империи, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами.
Парадность этой эмблемы монархической власти усилил роскошный алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 г.
Ныне императорский скипетр хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Скипетр - щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов – серебра, золота или слоновой кости; наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти. В русской истории скипетр явился преемником царского посоха – повседневного, а не парадного символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги.
В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя. Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича.

5. Яблоко золотое с крестом — то есть держава.

Держава (ст.-слав. държа — власть) — символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом.

Исторически держава была знаком отличия императоров Римской империи и английских королей, позже стала атрибутом власти ряда западноевропейских монархов. С наступлением христианской эры держава увенчалась крестом.

[показать]
Держава царя Михаила Федоровича (вторая половина XVI в.); Держава императорская, 1762 г. (золото, бриллианты, сапфир 200 кар., алмаз 46,92 кар., серебро, высота с крестом 24 см.)

Россия переняла сей знак у Польши, в которой он назывался яблоком. Впервые держава была использована как символ власти русского царя в 1557 году.

[показать]

Если скипетр считается символом мужского начала, то держава — женского.

Держава (или державное яблоко) в русской христианской традиции символизирует Царство Небесное и, нередко, в средневековой живописи и иконописи Иисуса Христа или Бога Отца было принято изображать с державой.

Держава — символ знания. «Яблоко» — символ плода дерева познания в Библии.

Держава - символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть.

Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.

Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава – женского.

Россия заимствовала данную эмблему из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием. Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока».

[показать]

Иконописным праобразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила – как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.

6. Окладень — цепь или перевязь с орлом.
Золотая сканная цепь

[показать]

В конце XVII ст. в сокровищнице насчитывалось больше чем 40 золотых цепей и цепочек XVI—XVII ст. — неотъемлемых составляющих парадной царской одежды. Среди тех, что сохранились к нашему времени наиболее известной есть цепь «Большого Наряда». Она была презентована царю Михаилу Федоровичу в 1631 г. голландским штатгальтером Фредериком — Генрихом Оранским . Изготовленный в Западной Европе в 1620 — е гг., он был переделан мастерами Оружейной Палаты и стал частью «Большого Наряда». После переделки 1640 — х гг. цепь состоит из 79 сканных прямоугольных трёхгранных звеньев.

7. Жезл.

[показать]

[показать]

[показать]
Маршальский жезл

Жезл — символ духовной и светской власти, а также власти командующих войсками (в древности). Сохранившиеся до нашего времени маршальские жезлы имеют вид короткой палки, делаются из серебра или золота и украшаются драгоценными камнями и государственными эмблемами. В придворном быту жезл употребляются некоторыми придворными чинами: гофмаршалами, церемониймейстерами и другими. Жезлы эти обычно имеют вид металлической или костяной трости, увенчанной государственной эмблемой. В настоящее время маршальские и придворные жезлы употребляются лишь в торжественных случаях.

8. Платно царское.

Платно царское — царские регалии; одежда, входящая в состав Большого наряда. Употреблялась в особо торжественных случаях: при венчании на царство, при встречах иностранных послов, во время праздников.

[показать]
Царь Фёдор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного. 1686 год. Иван Салтанов, Ерофей Елин, Лука Смолянинов. Москва, Оружейная палата. Дерево; темпера, масло. 244 х 119. Поступила в 1891 году. Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.

Описание платна

Платно по крою было аналогично опашню. Длинная одежда с рукавами. От опашня платно отличалось отсутствием нашивок. Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами.

Царское платно изготовлялось из дорогих золотных тканей: алтабаса, аксамита и других. Подкладка тафтяная, опушка атласная. Длина рукавов 10 или 11 вершков. Ширина рукава 6, 7 или 8 вершков в локтях. Ширина в подоле около 4 аршин. По краям и разрезам Царское платно обшивалось жемчужным кружевом (каймой). Застёгивалось платно на 11 или 12 пуговиц.

Меховое царское платно на мехе горностая.
Царское платно надевали на Царский становой кафтан.
С 1678 года Царское платно начали называть порфирой.
При погребениях тело царя покрывали Царским платном. Платно покрывали гробовым покровом.

9. Кафтан становой царский.

Кафтан (перс. خفتان‎) — мужское платье, различают турецкий, персидский и марокканский кафтаны.

[показать]

Также назывался кавтан, кофтан. Длинная одежда, простирающаяся почти до полу, с пуговицами и застёжками спереди.

[показать]
Стрельцы в кафтанах

10. Царское место.
Царское место — в широком значении трон, престол русского царя , в более специфическом — почетное место царя в православном храме, примыкающее со стороны иконостаса к одному из восточных столбов в соборе либо к боковой стене в его интерьере; включало в себя огражденное седалище за отдельным входом и завершалось богато декорированным деревянным шатром на резных колонках, который обычно был увенчан изображением короны или двуглавого орла. Самый известный подобный памятник —— в Успенском соборе Московского Кремля (так называемый Мономахов трон).

[показать]
Мономахов трон.1856

11. Предметы одежды (тафья, колпак, чеботы, посох, подаренный Михаилу Фёдоровичу в 1613 году, калита великого князя Данила).
12. Другие предметы: стоянец (стоян), на который ставилась держава, ковши для угощения послов, топоры рынд, золотые цепи рынд и другое.


***
Рында — оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XVI-XVII веков.

История
Рынды сопровождали царя в походах и поездках. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона с бердышами на плечах. Набирались из юношей знатного происхождения. Во время приема иностранных послов рынды стояли по обе стороны царского трона, с маленькими топориками; стоять по правую сторону считалось более почетным (отсюда местничество). Во время войны рынды всюду безотлучно следовали за государем, нося за ним оружие. У каждого рынды были по 1—3 подрынды или податня (тоже из стольников). Главный рында пользовался правом прибавлять к своему отчеству -вич. Так как рынды не были чинами придворными, то они не получали жалованья. Состояли в ведении оружейничего.

Рында с большим саадаком — главный оруженосец царя. Так же были рынды с другим саадаком, с меньшим копьем, с рогатиной и т. д.

Должность рынды упразднена при Петре I в 1698.

Одежда рынд

[показать]
Иван Билибин. Костюм для оперы "Борис Годунов" Мусоргского.

Рынды одевались в одежду белого цвета, расшитую серебром. В описи казны Михаила Фёдоровича перечисляется «платье рындова»:

четыре шубы горностайные под белой камкой, опушены горностаем, на шубах восемь завязок с серебряными кистями.
четыре терлика белых из камки индейской, исподы песцовые белые, ожерелья горностаевые, пять нашивок с серебряными кистями.
четыре кушака кызылбашских с золотыми полосами и шелковыми полосами разных цветов.
четыре шапки рысьих, четыре шапки песцовых белых.
сапоги сафьяновые белые.

Смирная (траурная) одежда.

четыре шубы собольи под чёрным атласом, шубы с 8 завязками с чёрными кистями.
четыре терлика атлас гвоздичный (или вишнёвый).
четыре шапки тафтяных гвоздичных или вишнёвых.
сапоги сафьяновые чёрные.

Одежда и топоры рынд хранились в составе Большого наряда.

Вместо терлика могла использоваться ферязь.

[показать]
В.Семёнов .Рында.

Ношение нарядов

В разное время состав Большого наряда мог незначительно меняться. Например, Фёдор Алексеевич в составе Большого наряда вместо чеботов носил башмаки.

В Большой Казне хранились 10 перстней, которые царь надевал вместе с Большим нарядом на приёмы послов. Например, 18 августа 1647 года при приёме литовского посла на царе было 4 перстня. При приёме голландского посла 20 июня 1648 года — 9 перстней.

В разных случаях вещи Большого наряда могли сочетаться с вещами других нарядов. Например, 6 января 1671 года при царском выходе на царе было: крест, диадима второго наряда, шапка царская первого наряда, платно царское второго наряда и т. д.

Калита передавалась по наследству и хранилась в составе Большого наряда, как напоминание о милосердии Ивана Калиты. 19 апреля 1635 года была скроена новая калита из камки по образцу калиты Ивана Даниловича Калиты.

Стоянец (стоян) — серебряные пирамиды высотой около аршина. На усечённой вершине пирамиды размещалось блюдо для постановки державы. Стоянец стоял слева от трона.

Иллюстрации -Солнцев Фёдор Григорьевич

тут,тут,

***

История государства Российского

Серия "СЛАВЯНЕ"
Славяне
Века Богумира. Сказание о Семиречье.
Арий и его сыновья. Исход из Семиречья.
Рус, Словен, Венд
Русы в Вавилоне,Ассирии и Египте.
Войны с Грецколанью
Карпатский исход
Русколань,Остроготия и Боспор
Войны Германареха
Бус Белояр
После Буса
Времена Кия
Гибель Святояров
Хазарское иго.

Аркона.

История Руси

Гостомысл

РЮРИКОВИЧИ

Рюрик. 862-879
Аскольд и Дир.
Олег Вещий. 882-912

Игорь Рюрикович. 912-945
Княгиня Ольга.945-966
Святослав Игоревич. 966-972
Ярополк Святославич.972-980
Олег Святославич
Владимир I Святославич. 980-1015
Святополк I Окаянный 1015-1019
Мстислав Владимирович Храбрый
Борис и Глеб
Ярослав Мудрый. 1019-1054
Изяслав I Ярославич.1054-1078
Святослав Ярославич
Всеволод I Ярославич 1076-1077, 1078-1093
Елизавета Ярославна
Анастасия Ярославна
Анна Ярославна

Всеслав Брячиславич Полоцкий.1068-1069
Святослав II Ярославич 1073-1076
Владимир Всеволодович Мономах
Завещание Владимира Мономаха
Древнейшие регалии русских царей.Часть 1


Александр Невский
Ледовое побоище
Поэтическая летопись Бородинского сражения
Куликовская битва.Часть 1
Куликовская битва.Часть 2
Куликовская битва.Часть 3


Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов
Александр Васильевич Суворов. Часть 1.
Александр Васильевич Суворов. Часть 2.


РУССКИЕ ПОРТРЕТЫ XVIII и XIX столетий. Часть 1 - 10.
В.П.Верещагин.Державные правители России.

***
Императрица Мария Федоровна
Царицы, поразившие Пушкина

Протопоп Аввакум
Боярыня Морозова
Княжна Тараканова
Две Екатерины
Царевич Дмитрий, последний сын Ивана Грозного

Павел I
Владельцы Ораниенбаума.Екатерина II
Владельцы Ораниенбаума.Петр III.
Владельцы Ораниенбаума.Александр Данилович Меншиков.
Александр Дмитриевич Ланской.


ГИРАЛЬДИКА
Орден Святого Иоанна Иерусалимского.Россия.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного.Россия.
Орден Святого Александра Невского
Орден Святой Екатерины



[показать] [показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Древнейшие регалии русских царей.Часть 2 | olenenok-2008_ - Дневник olenenok-2008_ | Лента друзей olenenok-2008_ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»