В Новосибирске завершился третий литературный фестиваль «Белое пятно». Его участниками стали авторы популярного проекта «Этногенез», общий тираж проданных книг которого превысил полтора миллиона экземпляров. Писатели Игорь Пронин и Сергей Волков поделились впечатлениями от фестиваля и раскрыли некоторые секреты «литературного сериала».
О «Мао» и «Детях пустоты»
— Как вы восприняли идею приехать в Новосибирск и какие мысли возникли о «Белом пятне»?
С. Волков: Фестиваль чудесен. Это не скучное мероприятие для галочки. Видно, что в Новосибирске всерьёз занимаются литературой, культурой в широком смысле этого слова, что люди действительно по-хорошему болеют этим. И это очень важно, особенно в наше постиндустриальное время, когда в основном люди привыкли развлекаться, а понятие культуры ушло на второй план.
	 [399x533]— Хотя вас представляют на фестивале как авторов «Этногенеза», у вас много книг вне проекта. На какие из них стоит обратить особое внимание?
 [399x533]— Хотя вас представляют на фестивале как авторов «Этногенеза», у вас много книг вне проекта. На какие из них стоит обратить особое внимание?
С. Волков: В мае этого года вышла моя книга «Дети пустоты». В ней рассказывается о современных беспризорниках, группе ребят, которые ищут своё место в жизни, путешествуют из Москвы на Дальний Восток через множество городов, в том числе и через Новосибирск. Как мне потом сказали, это первая за последние 25 лет книга о беспризорных детях. Когда она вышла, мы столкнулись с проблемой: оказывается, в современной России почти никто беспризорниками не занимается. Мало того, сам термин «беспризорные дети» как-то ушёл: их разделили на социальных сирот, детей из малоимущих семей, детей, оставшихся без надзора родителей, бездомных детей. И вот это всё как-то так расплылось, распылилось, а проблема осталась.
И. Пронин: Я сейчас работаю над книгой «Наполеон», которая станет началом новой серии «Этногенеза» и совсем скоро появится в продаже. В ней будет масса исторических лиц. Насколько я мог, настолько близко к реалиям всё описал. Хотя, конечно, определённые «допущения» там будут. А вообще я начинал с душевной повести «Мао». Тогда я чаще обращался, допустим, к Вольтеру, чем к фантастике. Но у фантастов сложился некий корпоративный слой, благодаря фестивалям, которые у нас называются «фантастическими конвентами». Там все друг друга знают, и в этой среде хочется вариться. Это притягивает к фантастике. Но, безусловно, хочется и над чем-то другим работать. Вернуться к «Мао» и попробовать пойти в другую сторону.
С. Волков: Нельзя навешивать на писателя ярлык. Тот же самый «Этногенез» — это не просто развлекательный литературный проект, придуманный исключительно с целью выжать из читателя деньги. Главная сверхзадача — вернуть к чтению то поколение, которое уже выросло после Советского Союза, в информационный век, и книг практически не читало. И без ложной скромности — всем авторам проекта «Этногенез», его создателям, это удалось. В нашем сообществе «В контакте» больше 33 тысяч людей, и в основном — это молодёжь до 20 лет. Есть даже у нас один читатель-подросток, который нам постоянно пишет письма, отзывы из мест не столь отдалённых. Он там прочитал первую книгу «сериала» и стал фанатом.
И. Пронин: Мы ему высылаем новые книги. Кстати говоря, мы можем гордиться ещё и тем, что много пишем об истории, и хотя у «Этногенеза» своя вселенная, всё же она близка к нашей.
Неизданное
	 [показать]— Складывается впечатление, что книги «Этногенеза» выходят достаточно легко: за два года их вышло больше 30. А легко ли издать свою книгу в России «самостоятельному» автору?
 [показать]— Складывается впечатление, что книги «Этногенеза» выходят достаточно легко: за два года их вышло больше 30. А легко ли издать свою книгу в России «самостоятельному» автору?
С. Волков: Ответ на этот вопрос объясняет, почему я стал работать в «Этногенезе». У меня больше 30 книг, но основная их масса, если говорить о романах фантастических, приключенческих, выходит стандартным тиражом — от трёх до десяти тысяч экземпляров. Не больше. В масштабах страны со 145-миллионным населением это даже не капля в море! Книга, вышедшая пятитысячным тиражом, просто исчезает.
И. Пронин: Если автор написал хорошую книгу, ему будет нетрудно издаться, но мизерным тиражом. Это проскочит незамеченным.
— Литературные проекты часто подвергают критике. Как вы к ним относитесь?
И. Пронин: У проектов есть слабость: постепенно хорошим авторам становится менее интересно в них работать, потому что тема изъедается. Если не открыть «новое дыхание», хорошие писатели начинают искать что-то другое и на их место приходят уже ребята рангом пониже, которые занимаются подражанием.
— На открытии фестиваля вы сказали, что писатель не будет знаменитым и богатым. Для чего тогда пишите?
С. Волков: Но точно не для того, чтобы стать знаменитым и богатым. Возникает желание записать свои мысли на бумаге или в компьютере и, самое главное, донести их до читателей. Некоторые люди говорят «я пишу для себя, мой внутренний мир…». Это всё фигуры речи, не верьте им никогда. Все авторы пишут для читателей. Естественно, все хотят славы, успеха и денег, но на первом месте всё-таки вот это — донести свои мысли. Что такое писатель? Это какой-то средневековый или даже первобытный баян, акын, сказитель. У него родились фантазии, он вечером у костра своим соплеменникам начинает их рассказывать… Потом уже идёт следующий слой: повлиять на читателя, воспитать его, увлечь. Труд писателя, особенно сейчас, когда нужно писать очень много, потому что рынок требует большого количества текстов, — это дикая самоорганизация: ты должен сам себя заставить, хотя не хочется и есть масса других дел.
— Все ваши тексты издаются или какие-то уходят в корзину?
С. Волков: Хотите, я вам тайну открою? «Марусю-3» написали мы с Кириллом Бенедиктовым. Эта была та книга, которую ждали фанаты. Это было прямое продолжение «Маруси-1» и «Маруси-2». Но руководители проекта «Этногенез» решили, что третью часть должна писать автор первой книги Полина Волошина. Наш роман, практически готовый, лежит на виртуальной компьютерной полке. Осталось его просто свести, вычитать, потратить на это буквально три дня. Мы с Кириллом как-то обсуждали, что надо бы его в сеть выложить. Если читателя хотят.
Справка:
Справка:
«Этногенез» — литературный проект, который продлится несколько лет и не имеет аналогов. Каждая книга «сериала» — это отдельная история, каждая серия — самостоятельный сюжет. Но при этом все они — пазлы, из которых складывается неожиданная общая картина. Действие разворачивается на протяжении 200 миллионов лет — в прошлом, настоящем и будущем.