Автор - Игорь Коваленко.
[показать]
(Фото: Fedor Kondratenko, Shutterstock)
Первые нательные, и не только нательные, украшения появились очень
давно, ещё в первобытные времена. Всевозможные ракушки, камешки,
осколки, зубы, кости нанизывались на стебли трав и волосы, по сути,
являясь первыми ювелирными украшениями, но в первую очередь, конечно,
амулетами. Хотя нередко подобная «бижутерия» носила исключительно
эстетический характер.
[показать]
Что касается искусственных материалов, а именно стекла, то его научились
делать ещё около 6 000 лет назад на территории современных Ближнего
Востока и Северной Африки. В частности, на право называться родиной
стекла в равной степени могут претендовать Египет, Ливан, Сирия и
Турция.
По одной из версий, самые первые стеклянные слитки образовались после попадания в огонь спрессованных блоков природной соды.
Хотя стекло и первое подобие стеклянных бусин начали делать примерно в одно и то же
время, самые древние бусины, возрастом 4 000 лет, археологи нашли при
раскопках Фив. И если со стеклом не всё так однозначно, то египетское
происхождение бисера никто не оспаривает.
«Фальшивый жемчуг» из непрозрачного, мутного стекла, которое по-арабски
называлось «бусра», пользовался в Египте большой популярностью. Из него
делали бусы, браслеты, оплечья и много других изделий, правда, тогда
размер бусин был гораздо большим, чем сейчас, до пяти сантиметров! К
тому же, его вообще с трудом можно назвать бусинами – выглядел он, как
маленькие сосульки, чаще всего, длиной от 1 до 4 сантиметров.
Производились эти изделия посредством выливания расплавленного стекла на каменную или костяную основу.
[показать]
Финикийцы, которым как купцам и мореходам не было равных, поставили
меновую торговлю стеклянным товаром на поток. В Африке за бисер покупали
рабов, по всему Средиземноморью он быстро стал одним из основных
показателей социального статуса и богатства.
На рубеже V-IV вв. до н. э. главным производителем становится Александрия, но уже в последующих веках Рим, Греция и мусульманские страны составили ей серьёзную конкуренцию.
После падения Римской империи стеклоделие продолжало успешно развиваться в её восточной части – Византии, а также в Венеции.
Но только с XIII века, после того, как Византию постигла судьба Рима,
венецианское стеклоделие начало бескомпромиссно доминировать в регионе.
В 1221 г. всё основное стекольное производство Венецианской республики,
за исключением мелких мастерских, перенесли на о. Мурано, из соображений
санитарной и противопожарной безопасности. Кроме того, островное
расположение упрощало контроль над производством со стороны властей. В
1275 г. Сенат вообще запретил несанкционированный вывоз сырья и любых
отходов с целью сохранить технологию производства в тайне.
[показать]
В XIV в. стекольщикам начали жаловать неслыханные привилегии, вплоть до
разрешения выдавать дочерей за аристократов. И тогда внук простого
стеклодела становился патрицием! Тем не менее, некоторые мастера
убегали, открывая собственные мастерские сначала в других городах, а
впоследствии и в других странах.
В частности, в XV веке, помимо закона о наказании за подделку
драгоценных камней посредством стеклянных изделий, а также появления в
Мурано своего суда, администрации, денежной единицы и посла в Венеции,
был издан указ об измене, требовавший возвращения перебежчиков на
родину. В случае неповиновения, их родственники попадали в тюрьму. Если и
это не давало результата, к ним посылали ассасинов (наемных убийц)…
В этом же веке зародился новый способ производства – выдув, вследствие
чего появилась возможность изготовления полых трубочек, которые после
разрезания на короткие кусочки и обработки превращались в округлые
бусины. Прогресс не стоял на месте, и уже в XVI веке бисер начали делать
не из пустотелых, а из цельных трубок, обрабатываемых над огнем лампы.
В начале XVII века, когда в Венеции было уже около 250
мастерских-производителей бисера, «бисерщики» объединились с
«хрустальщиками» в одну общую корпорацию.
В XVII-XVIII вв. научились имитировать мусульманский бисер, и снова вышел закон, требовавший сохранности секретов производства.
К середине XVIII в. из-за падения производства и возросшей конкуренции
осталось лишь около 20 мастерских, а к 1836 г. война между Австрией и
Францией сократила это число вдвое…
После войны обороты производства вновь возросли, к тому же возник
машинный способ изготовления, и бисер стал по-настоящему массовым и
доступным, в том числе и в России, где низание (бисероплетение)
завоевало неимоверную популярность среди всех слоев населения. Ну а
самые искусные образцы рукоделия выходили из монастырских стен, где
монахини, используя веками накопленный опыт, расшивали бисером не только
церковные одежды и убранство, но и выполняли заказы светских модниц.
На бисер обратили пристальное внимание даже такие знаменитые мастера, как
Тиффани и Галле, главные представители модернизма в художественном
стеклоделии.
Медленно, но верно бисер занял лидирующие позиции среди других
украшений по всему миру. Горлячка, сыплянка, гайтана, пляценка,
ожерелка; згарды, зебигардан, горданы; хар, массанга, каяр, чале,
каролинес – всё это названия одного и того же материала и украшений на
его основе – украшений из бисера!
[600x400]
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-44783/