• Авторизация


СКАЗКА О ЛЕСНОМ ХУДОЖНИКЕ. ШИШКИН 02-05-2013 19:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение



Сказки о художниках

[показать]
[показать]


[показать]
Крамской Иван Николаевич.
«Портрет художника Шишкина»
1873
Государственная Третьяковская галерея
Москва



Много художников жило в России, а мало кто был так знаменит, как Шишкин. Больше всего на свете любил изображать леса, реки, деревья... Все вместе это называется «пейзаж». И почти всегда на его картинах светило яркое солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы все было красивое, сильное, здоровое.


Он и сам был такой — широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать. А он как возьмет карандашик — его и не видно в толстых пальцах — да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать — глаз не оторвешь!


[показать]
«Березовая роща»
1896
Холст, масло 105,8 х 69,8
Ярославский художественный музей
Ярославль


Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит — залюбуется. Широка, просторна, нарядна, богата наша земля. Живи, да радуйся!

Вот пошел однажды Шишкин в лес посмотреть, как всегда, на всякие маленькие и большие чудеса: на деревья-великаны, цветы да разных лесных обитателей. То мухомор уж больно красивый нарисует, то ствол еловый, весь мхом заросший, то травку какую-нибудь кудрявую углядит и сейчас же на карандаш. Шел-шел, и не заметил, как забрел в глухую непролазную чащу. Вдруг видит: впереди просвет. Глянул Шишкин сквозь ветки, да и обомлел! Кувыркаюся на полянке, на поваленных стволах, три медвежонка. Карабкаются вверх, рычат, друг друга покусывают, а если свалятся и ударятся побольнее, то начинают жалобно пищать — ну совсем, как ребятишки.


[показать]
«Папоротники в лесу. Сиверская»
1883
Холст, масло 36,2 х 59,6
Государственная Третьяковская галерея
Москва




Стоит Шишкин, любуется, пошевелиться боится, чтобы не спугнуть лесных шалунов. И вдруг кто-то ему на плечо словно руку тяжелую положил. Оглянулся Шишкин и аж присел от неожиданности — стоит позади него громадная медведица. И подобралась-то ведь как тихонько, он и не услышал. «Ну,—думает, — пропал, брат Шишкин, конец тебе пришел».

А медведица-то вдруг наклонилась и... говорит ему толстым голосом:

— Это ты чей же будешь? Как звать-величать прикажешь?

— Ив-ван Ив-ванович, — только и смог прошептать Шишкин.

— Ну а меня Марья Михайловна зовут, — как ни в чем ни бывало рычит медведица. — Я, братец, тебя уж давненько знаю. Сколько раз видала, как ты наш лес, деревья и цветы на бумагу переносишь, и они у тебя как живые. Человек ты, видать, не злой, не охотник, а то я бы тебя к своим медвежатам и на сто шагов не подпустила. Не как другие-прочие по лесу ходишь: костров не жжешь, малой ветки зря не сломаешь. Не иначе, ты тоже наш, лесной, будешь?

— Ну, лесной не лесной, а лес люблю, — говорит Шишкин.

— И чей же ты сын, кто твой батюшка?

— Купец он, из Елабуги, — отвечает Шишкин, а сам себя за руку щиплет: уж не снится ли ему весь этот разговор?

— А-а-а. — кивнула медведица. — Знаю я те места. А чего ж ты-то сам в купцы не подался?


[показать]
«Рожь»
1878г.
Холст, масло 187 х 107
Государственная Третьяковская галерея
Москва



— Да не вышел из меня купец, — засмеялся Шишкин. — Не торговый я, знать, человек. Все меня обманывали. Батюшка смотрел-смотрел, да и махнул на меня рукой.

Езжай, мол, куда хошь, видно, не судьба тебе наследником моего дела стать. И поехал я в Москву на художника учиться.

— А долго ли по этой части учиться-то надо?

— До-о-лго, — махнул рукой Шишкин. — Много лет. Да и не все, кто учится, потом художниками настоящими становятся.

— А в других-то краях бывал? — спрашивает опять медведица.

Видно, делать-то ей особенно нечего, вот и решила она с интересным человеком потолковать.

— Бывал, как же, — говорит Шишкин. — В разных странах чего только ни повидал, а такого простора да красоты, как у нас, нигде не нашел.


[показать]
«Домик в Дюссельдорфе»
1865
Холст, масло. 58.2 x 36.3 см
Новгородский государственный объединенный
музей-заповедник, Новгород



И уж совсем было хотел ввернуть, что его недавно «царем леса» в газете назвали, да вовремя язык прикусил: брякнешь этак при медведице, так, пожалуй, и греха не оберешься — небось, она сама себя лесной царицей считает. Да и по праву — нет в лесу никого старше да сильнее ее.

— Что, хороши у меня детки? — спрашивает медведица

— Куда уж лучше, — улыбнулся художник.

— Вот и я говорю: таких медвежат на всем свете не сыщешь. Вон какие здоровенькие да пригоженькие. Слышь-ко, Иван Иванович, нарисуй мне на память моих детушек. Уж больно быстро растут — не успеешь оглянуться, а их уже и след простыл, взрослыми медведями стали, в лес ушли. Встретишь — и не узнаешь. Нарисуй, а? А уж я тебе за это самые укромные места в лесу покажу, где меда да малины видимо-невидимо, туда тебе ни за что самому не добраться.

— Да не умею я людей да зверюшек рисовать, — испугался Шишкин. — Вот честное слово, не умею!

— Ты мне тут голову пустыми словами не забивай! — осерчала медведица. — Умеешь рисовать, так и не скромничай! А то я тебя сейчас как ударю — из тебя и дух вон!

Видит Шишкин — дело плохо. Надо что-нибудь придумывать.


[показать]
«Дубы. Вечер»
1887
Холст на картоне, масло 42 х 62
Государственная Третьяковская галерея
Москва



— Да ведь у меня тут ничего, кроме карандаша-то, и нет, — развел он руками. — А у медвежат твоих, смотри, глазки черные, шерстка бурая, подпалинки светлые, язычки розовые. И хочется, чтобы деревья зеленые были, чтобы солнышко золотилось Карандашом так-то не сделаешь. Отпусти ты меня домой, Марья Михайловна! Там у меня краски разноцветные есть, я большую картину напишу, да и тебя с детьми туда вставлю.

— И все меня с детишками увидят?

— Ну конечно! — отвечает Шишкин.

— А ведь мне-то все равно ничего не останется на память. — сообразила Марья Михайловна.

— Зато ее много людей увидят. Увидят, улыбнутся на твоих детушек, а там, может, и не выстрелят лишний раз в лесу, пожалеют вас, лесных жителей.

— Ишь ты! — усмехнулась медведица. — А не обманешь?

— Честное человеческое слово! — торжественно пообещал художник. — Да я тебе потом маленькую картнночку с нее сделаю и вот сюда на полянку принесу.

— Ну, смотри, — погрозила медведица. — Не привыкла я вам, людям, доверять, да уж попробую, так и быть, поверю разок. Запомнил ты моих детушек?

Кивнул головой Шишкин, а на самом деле эти мишутки для него, что цыплята, все одинаковы. Нужно много времени, чтобы каждого рассмотреть, нрав-характер распознать.

— Ну, ступай,— молвила медведица.— Поглядим, какое такое ваше слово человеческое.


[показать]
«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»
1872г
Холст, масло 117 х 165
Государственная Третьяковская галерея
Москва



Обрадовался Шишкин, но виду не показал. Поклонился с достоинством и пошел себе спокойно, не торопясь. А как домой вернулся, стал думать, что же теперь делать? Нехорошо ведь честное слово нарушать, даже если дал его лесному зверю. Да и какой же это простой зверь Марья Михайловна, коли по-человечески, как мы с вами, разговаривает?

И начал Шишкин новую картину писать. Большущий холст взял да все, что в тот день видел, на картине изобразил: и лес дремучий, и сосновые стволы с корнями вывернутые, и, кажется, даже сам лесной воздух, на смоле да на травах настоянный. Все, как живое, вышло, все есть — но медвежата не получаются! Что-то похожее, конечно, выходит — вроде игрушечных плюшевых мишек, а вот таких, каких видел, — веселых, живых, озорных лесных детишек — написать не получается. Да и Марью
Михайловну не запомнил он со страху — так, что-то огромное, зубастое да лохматое.

Пришел тут в гости к Шишкину его друг, художник Савицкий Константин Аполлонович. Увидел он, как Шишкин бьется-мучается, да решил другу помочь.


[показать]
«Дуб, освещенный солнцем»
Бумага, акварель, белила 26,5 х 20
Частное собрание



— Я, — говорит, — тебе этих медведей за милую душу нарисую, и никакая Марья Михайловна в жизни не догадается. Ты подумай, она что, в зеркало, что ли, смотрится? Да и медвежат у нее каждый год по двое, по трое. Растут быстро, она их, поди, тоже не больно-то помнит. Главное, чтобы медведи, как живые, вышли, а для этого надо на них как следует посмотреть, неважно, где, да хоть бы и в цирке. Сказано — сделано.

Получилась картина на славу. Сделал Шишкин маленькую копию, отнес на поляну да и оставил на том самом месте, где с медведицей-то говорил. Пришел дня через два — картинки нет, а кто уж ее взял, Марья Михайловна, или грибник какой — неведомо.


[показать]
«Утро в сосновом лесу»
1889г
Холст, масло 139 х 213
Государственная Третьяковская галерея
Москва




Через несколько месяцев оказался Шишкин как-то в компании охотников. Начались всякие охотничьи рассказы, а один вдруг и говорит:

— Слышь-ка, художник, какой у нас случай чудной вышел. Обложили мы недавно медвежью берлогу, собак натравили, стали зверя из берлоги выгонять. Шум, гам, лай,
медведь рычит, а выходить не хочет. А потом, ты только послушай, высунул он осторожно из берлоги огромную лапу, а в лапе той, не поверишь, картинка! И на ней медведица с медвежатами в лесу изображены летом.

— Да что ты! — поразился Шишкин. — Это же ведь моя картина была! И медведица та — моя знакомая. Неужели у вас рука поднялись в нее выстрелить?

— Ну что ж мы, совсем, что ли, никакого понятия не имеем, — обиделся охотник. — Видим, зверь не простой, собак отозвали, ружья стволами вниз повесили, «выходи!»,
кричим. И вылезла огромадная медведица, видно, старая уж, но еще могучая. К груди картинку прижимает и медленно так в сторону, в лес уходит. А потом поклонилась вроде, и слышь, Иван Иванович, ведь она как будто нам «спасибо» сказала. Я так точно слышал, что она по-человечески нас поблагодарила, а вот приятель мой говорит, что почудилось мне. Не знаешь, кто прав-то из нас?

— Не знаю, — улыбнулся в усы Шишкин. — Медведь — он зверь не простой. Всякое бывает. — Головой помотал, и добавил про себя: «Значит, и впрямь помогла ей моя
картиночка. Ну и дела!»

А картина эта, что Шишкин с Савицким написали, знаменитая стала. Вот какая слава Шишкину да Марье Михайловне выпала.



[показать]
«Полдень. В окрестностях Москвы»
1869г
Холст, масло 111,2 х 80,4
Государственная Третьяковская галерея
Москва



[показать]
«На опушке»
1885
Холст, масло. 70.8 x 53 см
Государственная Третьяковская галерея



[показать]
«Дождь в дубовом лесу»
1891г
Холст, масло 204 х 124
Государственная Третьяковская галерея
Москва



[показать]
«На севере диком...»
1891
Холст, масло 161 х 118
Государственный музей русского искусства
Киев


[показать]
«Заросший пруд у опушки леса. Сиверская»
1883г
Холст, масло 56 х 42
Государственная Третьяковская галерея
Москва



[показать]
«Лесная глушь»
1872г.
Холст, масло 209 х 161
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



[показать]
«Дебри»
1881г
Холст, масло 142 х 93
Государственная Третьяковская галерея
Москва



[показать]
«Хвойный лес. Солнечный день»
1895
Холст, масло 137 х 103
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


[показать]
«У калитки. Сиверская»
1874-1883
Этюд
Холст на картоне, масло. 55.7 x 34.6 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь



[показать]
«Мостик в лесу»
1895
Холст, масло. 108 x 81 см
Нижегородский художественный музей


[показать]
«Автопортрет»
1886г.
Офорт. 24.2x17.5 см.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


[показать]
Крамской Иван Николаевич.
«Портрет художника И.И.Шишкина»
1880г.
Холст, масло 116 x 84
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


Сказки о художниках
[200x260]Галина Ветрова. Сказка о лесном художнике. Шишкин Иван Иванович

Дорогие читатели! Мы рады, что серия [b]"Сказки о художниках"
нравится вам и вашим малышам... мы...решили показать всю нашу великую живопись - неизвестную, забытую, скрываемую от нас с вами за стенами "запасников". В конце XIX - начале XX веков все, что воспевало красоту мира и природы, что говорило о Боге, было объявлено мещанством, "салоном" - искусством, "не раскрывающим социальных язв общества". К сожалению, многое мы никогда больше не увидим. Но даже то, что осталось, никто не торопится выставлять для всеобщего просмотра... Мы пытаемся с вашей помощью возродить имена художников, составляющих золотой фонд нашей культуры, открыть их шедевры вам - нашим читателям. Дух захватывает при виде этих гениальных полотен! Только русские живописцы могли так писать! Русская культура не умрет, покуда есть люди, стремящиеся открыть мир прекрасного для своих детей.[/color]



Серия сообщений "СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ":

Часть 1 - Сказка о художнике, любимце муз. Орест Кипренский
Часть 2 - Сказка о волшебной стране. Сильвестр Щедрин
...
Часть 15 - СКАЗКА О ДОБРОМ ХУДОЖНИКЕ. КУИНДЖИ
Часть 16 - СКАЗКА ПРО МАЛЬЧИКА, ПОНИМАВШЕГО ЯЗЫК ЗЕМЛИ. АРКАДИЙ ПЛАСТОВ
Часть 17 - СКАЗКА О ЛЕСНОМ ХУДОЖНИКЕ. ШИШКИН
Часть 18 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ ПРИДУМАЛ ВРЕМЕНА ГОДА
Часть 19 - СКАЗКА О ЗНАМЕНИТОМ ХУДОЖНИКЕ. БРЮЛЛОВ
...
Часть 45 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ. ГРИГОРИЙ ГАГАРИН
Часть 46 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И НАСТОЯЩЕМ ДЕЛЕ. ИЛЛАРИОН ПРЯНИШНИКОВ
Часть 47 - СКАЗКА О ПРИСНИВШЕЙСЯ ПРИНЦЕССЕ. ВЛАДИМИР ГАУ


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СКАЗКА О ЛЕСНОМ ХУДОЖНИКЕ. ШИШКИН | Мария_Валитова - Дневник Мария_Валитова | Лента друзей Мария_Валитова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»