Это цитата сообщения
Слава44 Оригинальное сообщение
МАСТЕРА «УНОВИСА» - ЕФИМ МОИСЕЕВИЧ РОЯК (1906-1987). УЧЕНИК МАЛЕВИЧА

Ефим Моисеевич Рояк (1906-1987). Портрет Казимира Малевича. 1960-1970-е гг.
Холст на картоне, масло. 35х25 см. Галерея Элизиум, Москва.
Ефим Моисеевич Рояк (1906-1987) - Живописец, график, архитектор, дизайнер. Учился у М. Шагала в 1918 г., в студии «УНОВИС» у К. Малевича в Витебске в 1919-1922 гг., ИНХУКе у К. Малевича в Ленинграде в 1922-1927 гг. Работал в мастерской братьев Весниных. Главный художник Киевского района Москвы. Участник Великой Отечественной войны.

Занятия в мастерской УНОВИСа. Справа налево на переднем плане: Иван Червинко, Георгий Носков, Михаил Векслер, Н. Фейгельсон; над ними - Ефим Рояк; сидит - Николай Суетин; за столом: Лев Юдин, Нина Коган, Вера Ермолаева; у доски стоит Казимир Малевич, рядом - Лазарь Хидекель, Илья Чашник. Фото Витебск, сентябрь 1920 г.
Ефим Моисеевич Рояк (Раяк) родился 12 (25 по новому стилю) декабря 1906 г. в Витебске в семье еврейского портного Моисея Рояка. И возможно, быть ему ремесленником, если бы в 1919 г. в дом к портному не зашел Марк Шагал. Его заинтересовали детские рисунки рыбок и зверей на печке, спросил, кто рисовал, и пригласил тринадцатилетнего паренька учиться. Сам давал уроки, потом отвел к своему учителю Ю.М. Пэну. По рекомендации Шагала в 1919 г. Ефим Рояк поступил в Витебское народное художественное училище (ВНХУ). В 1920 г. произошел переворот в преподавательских кругах училища, Шагал потерял влияние, а главным стал Казимир Малевич. Вокруг основателя супрематизма собралась группа единомышленников - «Утвердителей нового исукусства» (УНОВИС), в которую вступил и четырнадцатилетний Ефим. Рояк стал самым молодым членом товарищества. С начала 1920-х гг. в его послужном списке появляются Витебская выставка УНОВИСа (1921 г.), Первая русская художественная выставка в Берлине (1922 г.).

Ефим Моисеевич Рояк. Фотография 1920-х гг.

Композиция. 1921 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

Городской пейзаж. 1922 г. Бумага, графитный карандаш. 14,5x10,5 см. Частное собрание, Москва.

Композиция №6. 1922 г. Картон, акварель, тушь. 15,5x10,6 см. Частное собрание, Москва.

Посткубистическая композиция. 1922 г. Бумага, карандаш. Аукцион Arcadja.

Скрипка. Эскиз. 1922 г. Бумага, акварель, тушь.

Скрипка. 1922 г. Бумага, акварель, тушь. 34,1x23,4 см. Частное собрание, Москва.

Продавец газет. 1923 г. Картон, графитный карандаш. 20,2x12,2 см. Частное собрание, Москва.

Композиция №12. 1923 г. Бумага, графитный карандаш, коллаж. 24,7х14,1 см.
Частное собрание, Москва.

Ефим Рояк и Константин Рождественский. Петроград, 1923 г.

К.И. Рождественский (1906-1997). Портрет Ефима Рояка. 1925 г. Холст, масло. 52х48 см.
Собрание Марии Юсуповой.
В 1922 году Витебское народное художественное училище, ставшее к этому времени Витебским художественно-практическим институтом, закрыли, и Рояк вслед за Малевичем и художниками УНОВИСа отправился покорять Петроград. Там с 1924 по 1926 гг. он был практикантом, а позднее научным сотрудником в формально-теоретическом отделе ГИНХУКа (Государственный институт художественной культуры).
Работы Рояка начала 1920-х годов, сделанные под влиянием Малевича, отчетливо показывают перенятые методику и стилистические особенности учителя, но имеют свою индивидуальность. Супрематические формы в картинах Рояка носят, скорее, декоративный характер и являются частью композиции, а не фундаментальной основой, как у его учителя. В конце 1920-х годов художник вернулся к фигуративной живописи и работе с натуры, сделал серию акварельный пейзажей.
К числу самых узнаваемых работ Ефима Рояка относятся коллажи, которые он делал на протяжении всей творческой жизни. «Автопортрет» (1925 г.) является ярким примером в технике коллажа раннего периода.

Е.М. Рояк. Автопортрет. 1925 г. Холст, акварель, коллаж. 31х22 см. Аукцион Moscow Art Museum.

Супрематическая композиция с квадратом и кругом. 1920-е гг. Картон, масло. 10,3-16 x 7,75 дюйм.
Аукцион Capo Auction, 2012 г.

Супрематическая композиция. 1920-е гг. Фото Петра Лаврова.

Супрематическая композиция №8. 1924 г. Бумага, графитный карандаш, коллаж из газет. 30,4x20,2 см.
Частное собрание, Москва.

Супрематическая композиция. 1924 г. Бумага, графитный карандаш.

Без названия. Бумага, акварель. 29,5x21,5 см. Аукцион The Bru Sale Gallery, Бельгия, 2017 г.

Конструктивистская композиция в красном и синем. 1923 г. Аукцион Arcadja.

Супрематическая композиция. 1920-1930-е гг. Аукцион askART.

Композиция. 1924 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

Скрипка. 1924 г. Бумага, графитный карандаш. 29,3х15,3 см. Частное собрание, Москва.

Абстрактная композиция. 1924 г. Аукцион askART.

Композиция. 1924 г.

Всемирная выставка в Париже, 1937 г.
В 1927 г. после закрытия ГИНХУКа как самостоятельного исследовательского учреждения, Рояк переехал в Москву. В 1928 г. прошла его первая персональная выставка в Государственном институте строительства цементных фабрик. Начиная со второй половины 1930-х гг. разработал большое число декоративно-оформительских проектов: оформлял советские павильоны на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. и в Нью-Йорке в 1939 г., оформлял станцию метро «Павелецкая», участвовал в проектировании московской жилой застройки и в соавторстве с Эль Лисицким создавал конкурсный проект текстильного комбината. С 1934 г. работал в архитектурной мастерской братьев А.А. и В.А. Весниных в качестве архитектора-проектировщика. Принимая активное участие во всех работах братьев, он получил возможность изучить конструктивистские принципы в архитектуре, что в дальнейшем оказало существенное влияние на его композиционные приемы и структурно-пластическое устройство его живописи.

Е.М. Рояк. Рекламный плакат Phonograph Co. Frères. 1926 г. 29,5х25,5 см.
Галерея Antiqon, Рига, Латвия.

Без названия (Короли джаза. King’s The Jazz). 1926 г. Бумага, карандаш. 27,5х21 см.
Аукцион The Bru Sale Gallery, Бельгия, 2018 г.

Без названия (Реклама примусов B.A. Hjorth). 1926 г. Бумага, карандаш. 30х21,5 см.
Аукцион The Bru Sale Gallery, Бельгия, 2018 г.

Без названия (Концерт для скрипки пикколо №3). 1926 г. Картон, карандаш. 31,5x27,5 см.
Аукцион The Bru Sale Gallery, Бельгия, 2017 г.
В 1930-е гг. Рояк создал цикл реалистичных акварельных московских пейзажей, выбивающихся из его беспредметного творчества. Кроме того, интересен ряд портретов, которые Рояк создавал на протяжении всей своей творческой жизни. Все они запечатлели образы его друзей и коллег в окружении фрагментов их собственного творчества. Это и портрет Казимира Малевича с цитатами из кубизма, супрематизма и фигурами крестьянского цикла, и портреты Ольги Розановой и Николая Харджиева.
Параллельно с этими сферами художественного творчества Рояк активно выражал себя и в жанре живописного коллажа, противопоставляя его популярному в 1920-1930-е годы фотоколлажу. Работы такого рода художник создавал на протяжении всего творческого пути, с 1920-х гг. и до последних месяцев жизни. С течением времени коллаж занимал все большее место в его творчестве, постепенно вытеснив все остальные сферы художественной деятельности. В 1950-е гг. Рояк прибегает к внедрению в работу «вторичного материала» - кусков газет, обрезков журналов и фотографий. В шестьдесят-семьдесят лет он снова делал для себя геометрическую абстракцию, обращался к идеям своей юности.

Портрет Казимира Малевича. 1960-1970-е гг. Холст на картоне, масло. 35х25 см.
Галерея Элизиум, Москва.

Пейзаж с домами и деревьями. 1930-е гг.

Воспоминания о детстве (Музыкант и обнаженные). 1933 г. Холст, масло. Б. собрание семьи художника.
Аукцион Gene Shapiro, 2007 г.

Две фигуры. Холст, масло. 25х27 см. Частное собрание, Нью-Йорк.

Коллаж. 1930-1940-е гг. Смешанная техника. 27х21 см.

Коллаж. 1930-1940-е гг. Смешанная техника. 32х24 см.

Коллаж. 1930-1940-е гг. Смешанная техника. 27х21 см.

Коллаж. 1930-1940-е гг. Смешанная техника. 32х24 см.

Коллаж. 1930-1940-е гг. Смешанная техника. 35х26 см.

Композиция. 1936 г.

Абстрактная композиция. 1937 г.
Всю Великую Отечественную войну Ефим Моисеевич Рояк провел на фронте. Пройдя от Москвы до Берлина, он получил десять правительственных наград и участвовал в Параде Победы 1945 года. После войны в 1945-1948 годы работал во Всесоюзном НИИ стекла, где проектировал светильники для станций московского метрополитена. Знания и умения, полученные еще в ГИНХУКе, кардинальным образом повлияли на становление Рояка как оформителя, архитектора и дизайнера по стеклу и очень пригодились в работе. В 1948 г. он вернулся к работе в мастерской братьев Весниных, а в 1954 году был назначен главным художником Киевского района Москвы и проработал на этом посту 20 лет.
Из работ 1960-1970-х гг. выделяется «Город моего детства» Рояка, полотно, убеждающее нас: художник он одареннейший, особенный. Ну, а главный персонаж? Конечно же, это Витебск, его родной город, чье имя отождествляется со словом «искусство», сердце «витебского ренессанса», началом которому была Школа рисования и живописи художника Ю.М. Пэна.
О том, что он продолжает заниматься творчеством, мало кто знал. Рояк не участвовал в выставках, не был близок к кругу неофициального искусства. По сути, работал для души, тайно, «в стол». Однако, эта часть творчества художника всегда оставалась «неофициальной»: он никогда не показывал своих работ даже близким друзьям и не отправлял их на выставки.

Золотая рыбка. 1950 г. Бумага, коллаж. 43х34,4 см. Государственная Третьяковская галерея.

Коллаж. 1956 г. Смешанная техника. 45,5х27 см.

Город моего детства. 1960 г.

Портной. 1969 г.
«...И я зову к себе портного
и перешить пиджак прошу.
Я говорю ему шутя:
«Перекроите все иначе.
Сулит мне новые удачи
искусство кройки и шитья»
(Булат Окуджава. «Старый пиджак», 1960 г.)

Цветная композиция. 1967 г. Бумага, гуашь. 15,5х13 см. Аукцион Магнум Арс, 2011 г.

Композиция. 1970 г. Картон, бумага с типографской печатью, коллаж. 39,2х29 см.
Частное собрание.

Композиция с девушкой. 1970 г. Картон, коллаж. 38,5х28 см. AI Аукцион, 2017 г.
Картина продана за 42 500 руб. ($718 USD)

Абстрактная композиция. 1972 г. Коллаж, смешанная техника. Частное собрание.

Без названия (Композиция с двумя чашками). 1970-е гг. Картон, бумага с типографской печатью,
коллаж. 39х29 см. AI Аукцион, 2018 г.

Композиция в голубом. 1970-е гг. Бумага, смешанная техника.

Композиция с супрематическими элементами. 1974 г. Картон, коллаж. 51х41 см. Аукцион Sothebys, 2008 г.
Картина продана за $10.000 USD.

Московский калаш. 1976 г. Коллаж, смешанная техника. 45х76 см.

Девушка с очками. 1979 г. Коллаж, смешанная техника. Частное собрание.

Живописная динамика. 1979 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

Органный мотив. 1979 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

Пластическая композиция. 1980 г. Картон, коллаж. 29,9х23,8 см.
Государственная Третьяковская галерея.

Натюрморт. 1983 г. Коллаж, смешанная техника.

Натюрморт. 1983 г. Коллаж, смешанная техника.

Натюрморт в студии художника. 1970-1980-е гг. Коллаж, смешанная техника.

Абстрактная композиция (Предположительно портрет Ольги Розановой). Холст, масло. 25,4х20,3 см.
Аукцион Michaan's Auctions, 2011 г.

Абстрактная композиция (Предположительно портрет Ольги Розановой). Фрагмент.
Холст, масло. 25,4х20,3 см. Аукцион Michaan's Auctions, 2011 г.

Абстрактный пейзаж (Композиция). Картон слоновой кости, акварель. 26,2x17,5 см.
Аукцион The Saleroom, 2015 г.

Кубистическая композиция. Бумага, гуашь. 29,4x20,8 cм. Частное собрание, Омск.
Ефим Моисеевич Рояк скончался 30 сентября 1987 года в Москве. В 1991 году персональные выставки Е.М. Рояка прошли в городах Германии. Его работы выставляются на выставках художников круга Малевича. В частности, в 2015 году его произведения можно было увидеть в Третьяковской галерее на выставке «Под знаком Малевича». Кроме Третьяковки, работы Рояка хранятся в Русском музее и Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске.

Олег Васильев (1931-2013). Памяти Ефима Моисеевича Рояка. 1987 г. ДВП, масло. 90х68,5 см.
Аукцион Macdougall, 2013 г.
ИСТОЧНИКИ:

В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950-х гг.
Издание Государственного Русского музея «Palace Edition». Санкт-Петербург, 2000 г. - Стр. 282-287, 340.

В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том II.
Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. - Стр. 305, илл.
1. http://rusavangard.ru/online/biographies/royak-efim-moiseevich/
2. В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950-х гг.
Издание Государственного Русского музея «Palace Edition». Санкт-Петербург, 2000г.
3. http://www.evitebsk.com/wiki/ Витебская энциклопедия.
4. https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20180306_Efim_Royak_avantgarde_auction_prices.html
5. https://w.histrf.ru/articles/article/show/roiak_raiak_iefim_moisieievich
6. Маргарита Шкляревская. Авангард снова в цене. «Русский базар», № 38(438)
7. http://artru.info/il/ar/12766/en/