Ежегодно 1 октября перед престижными фирмами выстраиваются очередь молодых людей. В этот день фирмы принимают заявления на занятие вакантных должностей. Выпускник университета, устроившийся на работу в фирму, делает шаг определяющий всю его дальнейшую жизнь.
Крупные фирмы с помощью собственных тестов, проводимых по всей стране  одновременно отбирают себе молодых сотрудников из числа выпускников. Эти  тесты проверяют не уровень знаний, а скорее общий склад личности,  выносливость к нагрузкам, умение приспосабливаться и командный дух. 
Профессиональных  школ в Японии не существует, фирмы предпочитают сами обучать молодых  специалистов. Начинающий сотрудник предстовляет себя в полное  распоряжение предприятия, и его конкретную деятельность определяет  работодатель. Весьма вероятно что с течением времени сотрудник успеет  послужить предприятию на различных постах. Поэтому когда японца  спрашивают о его профессии, он отвечает не программист или продавец, а  "Я работаю на Хонде или Тайоте". 
Отношение персонала крупных  фирм к своему работодателю напоминает узы вассальной преданности,  связывающие самураев и даймё.  Европейское представление о том что для  успешной карьеры нужно иногда сменить работу, в Японии приживается  крайне медленно. В глазах японцев смена фирмы означает уход из группы, а  значит человеческую не надежность. Еще недавно всякий кто хоть раз  сменил место работы, считался в банке не надежным для получения кредита.  
Зато тому кто принимает условия игры, фирма обеспечивает не  только рабочее место. Она играет скорее роль семьи. Отпуск сотрудники  проводят как правило в принадлежавшем фирме доме отдыха, причем приличия  требуют использовать трехнедельный законный отпуск не полностью,  демонстрируя тем самым что работа для тебя важнее. Остаток отпуска  просто пропадает без всякой компенсации. 
Для досуга и увлечений  при фирме существуют клубы, о больных заботятся ведомственные  поликлиники, сотрудникам предоставляются недорогие ведомственные  квартиры. Проводятся спортивные и культурные мероприятия. Рабочий день  как правило  начинается с хорового пения гимна предприятия. Начльство  организует детские праздники, юбилеи и свадьбы. 
Столяр чувствует  себя ближе к бухгалтеру своей фирмы чем к столяру с другого  предприятия.Поэтому общенациональных профсоюзов нет. 
На крупных   предприятиях все сотрудники от директора до последнего рабочего, носят  одинаковую униформу. В Японии невозможно занятие руководящей должности  молодому сотруднику сразу даже если он очень выдающийся. Здесь работает  принцип старшинства. Если на освобадившиюся высокую должность претендуют  несколько работников, решающими критериями являются: возраст, стаж и  пред идущая деятельность. 
Заслуженных пожилых сотрудников, чьи  силы уже ослабели, стараются сохранить в качестве "глядящих в окно". Их  столы ставят у окна и уже не заставляют напрягаться. В сотрудниках здесь  видят не только статью расходов.
В отличии от Запада в Японии,  решения на производстве принимают не сверху вниз, а совсем наоборот.  Команда сговаривается между собой и ее инициативы постепенно доходят до  руководства. Даже когда идеи исходят от руководства, каждый проект  сначала проверяется снизу. На уровне среднего звена все участники   вырабатывают общую концепцию, и это целостное решение направляется  наверх,  где оно может быть дополнено но не изменено. Таким образом за  принятое решение отвечают все.