Скоморохи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.
Этимология слова "скоморох" плохо изучена и именно по этой причине существует большое количество версий происхождения этого термина. В.И. Даль в своём Толковом словаре живого великорусского языка отмечает:
скоморох — «музыкант, дудочник, сопелыцик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; зап. медвежатник; комедиант, актер и пр.»
Творчество скоморохов исследователи относят зарождению фольклорного театра на Руси (народный театр). Скоморохи сочетали в своём творчестве пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы, пение былин, рассказы сказаний и прибауток. Вообще, сатира скоморохов была очень злободневной, т.к. ходили они по земле и одни из первых узнавали новые житейские новости. В своих прибаутках скоморохи высмеивали человеческие пороки и были всегда уважаемыми на любых народных праздниках и на свадебных пирах.
Упоминания о них появляются в исторических источниках начиная с XI века. Особую популярность получили скоморохи в XV—XVII вв. В момент христианизации начинается искажение национальных духовно-нравственых традиций Руси. Скоморохи всячески высмеивали это явление и именно поэтому подвергались всяческим гонениям со стороны церковных и гражданских властей.
В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были... на пяти возах за Москву реку и там сожжены.
[ Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию... — М., 1870 — с. 344.]
Здесь важно отметить тот факт, что с момента крещения Руси на русскую землю прибыли с Запада идеологи по уничтожению национальной культуры славян. Церковные власти запрещали называть детей славянскими именами. При этом, у людей отнимали народные музыкальные иструменты, запрещали петь русские народные песни, играть на гуслях, исполнять былины, рассказывать народные сказки. Всё это напоминает действия оккупантов, внедряющих свою идеологию и свой образ жизни.
К счастью наши предки сумели по крупицам сохранить свою историю и национальную культуру. Низкий им поклон за это. Сумеем ли мы сохранить и передать нашим потомкам своё национальное наследие? Вопрос остаётся открытым.
Пословицы и поговорки
- Всяк спляшет, да не так, как скоморох.
- Не учи плясать, я сам скоморох.
- У всякого скомороха свои погудки.
- Скоморохова жена всегда весела.
- Скоморох голос на гудке настроит, а житья своего не устроит.
- И скоморох ину пору плачет.
- Скоморох попу не товарищ.
Фильм-сказка "Возьми меня с собой" (1979), К/ст им.Горького.
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=Lm9dOIpy89Y
Режиссер: Борис Рыцарев
Страна: СССР
Деревенская сиротка Дуняша с первой встречи полюбила скомороха-озорника Митроху, потешника. Сложна жизнь скомораха, стремящегося к правде и справедливости, но унывать ему некогда. Решил пойти Митроха в город к своему давнему приятелю с которым прежде скоморошничал. Ныне у его приятеля семья и ремесло горшечника. Вздумалось пойти Митрохе в подмастерья.
Дуняша так сильно полюбила Митрофана, что увязалась за ним в город. Так они и шли до самого города, пока не повстречали на пути разбойников и боярских слуг. И во всех опасных случаях выручала скомороха его смекалка да творчество скомороха веселить и потешать людей...
Приятного семейного просмотра ...
Почти два столетия исследователи-профессионалы и просто любители пытаются объяснить этимологию (происхождение) слова «скоморох». Существует более двух десятков версий. Вот некоторые.
В 30-х годах XIX века чешский славист П.Шафарик напомнил о кочевом народе – скамарах, живших в V веке на Дунае, и занимавшихся разбоем и грабежами. От них, якобы, и произошли скоморохи. Иной аргументации учёный не привёл.
Сторонник теории «захожести» (иностранного происхождения) скоморохов, автор работы «Старинный театр в Европе» (1870 г.) Александр Веселовский предложил «восточную» этимологию: от арабского масхара – «шут, смешной человек».
Современник А.Веселовского, академик Я.Грот обратился за помощью к готскому скамари и скандинавскому скемта, имеющих значение «шутить». При этом он предположил существование подобных по звучанию и смыслу слов (возможно забытых) в славянских языках.
А.Кирпичников и Е. Голубинский «сконструировали» из греческих слов скома – «шутка» и архо – «начальствую» сочетание скоммаpхос, переведя его как «начальник смехотворства». Следует сказать, что в греческих словарях и других источниках подобное словообразование не встречается.
Русский филолог-славист И. Срезневский поддержал теоретиков «захожести», «обнаружив» возможную этимологию в европейских языках: в итальянском слова скарамучча и во французском – скарамуш, с одним значением – «шут», «насмешник». Как поменялись в слове местами согласные «м» и «р» академик не объяснил.
Н.Кондаков в конце XIX века предложил «русскую» версию: от слова скора – «мех». Скоромох, по его мнению, - «ряженый зверем». Та же проблема с перестановкой «м» и «р» не решена.
По версии российского и советского филолога, академика Императорской академии и АН СССР, создателя раскритикованного впоследствии «нового учения о языке» («яфетической теории») Н.Марра, множественное число слова скомороси (скомраси) восходит к праславянским корням, а те в свою очередь к индоевропейскому «scomors-os». Так мог именоваться бродячий музыкант, плясун, комедиант. А уж потом это слово могло попасть в европейские языки.
Поиски в доступных автору данной статьи словарях санскрита (В.А.Кочергиной в их числе) приведённого Н.Марром слова («scomors-os») результатов не принесли.
Шут в санскрите имеет значения (в русской транскрипции) – муддха и затха; шутка- лиила и шабал; музыкант – вена и талава; актёр – шайлуша и калажна.
Возможно, у академика были другие, недоступные нам источники.
Иных, заслуживающих внимание этимологических гипотез слова «скоморох» нет. И потому…
ЕЩЁ ОДНА ВЕРСИЯ
Его настоящее имя утрачено в далёком прошлом. Наши предки, говоря о нём уважительно, иногда шёпотом, называли по разному: «дед», «старик», «отец», «отчим», «дядя», «хозяин», «зверь», «владыка», «барин» и т.д.
Он – предок и родоначальник, тотем, хозяин нижнего мира, дух, охраняющий и исцеляющий. Славяне почитали его как повелителя леса, воплотившегося в божестве под именем Велес.
Всё это и многое другое относится к медведю.
На Руси медведь приобрёл сакральное, магическое значение. Издавна приручили его скоморохи, в потехах народных главную роль уступили. «Он, выученный и нашколенный различным людским ухваткам и людскому поведению, бродил со своими поводырями по всей русской земле, из города в город, из деревни в деревню, потешая и забавляя добрых людей карикатурным, а отчасти и сатирическим представлением их же нравов и обычаев" (И. Е. Забелин. Домашний быт русских царей, т. I, ч. II).
Популярность медвежьих игр была огромна. Русские скоморохи с косолапыми артистами в XVI веке бывали в Германии и даже в Италии.
«С медведем ходящий» - и так можно назвать походного скомороха. От него, как «от печки» и предлагается начать обоснование ещё одной возможной этимологии слова «скоморох».
Для начала вспомним присказку «первый блин комом». Другую форму и смысл совершенно иной имело это привычное нашему слуху выражение в давние времена и длиннее было. Неискаженная пословица звучит так: «Первый блин комАм, блин второй – знакомым, третий блин – родне, а четвёртый – мне».
КомАми наши дедичи называли медведей, прародителями их своими считали. Похожи мишки на большой мохнатый ком.
После долгой зимы голодными просыпались бурые комы, надо было их уважить и задобрить, относили славяне первые, выпеченные по случаю праздника пробуждения медведя блины к берлогам. Праздник этот весенний назывался Комоедицей. В наши дни под именем Масленицы он известен.
С комАми ходили «весёлые люди» - скоморохи. Кстати, во многих документах именуются они ещё и скомрАхами. В Стоглаве (1551 г.), например, читаем: «К венчанию бы ко святым божиим цеpквам, скомpахом и глyмнцом пеpед свадьбою не ходити, а священником бы о том запpещати с великим запpещением чтобы такое бесчиние никогда же неименовалося». (Стоглав". Изд. Д. Кожанчикова. СПб., 1863).
Там же в ответе на 23-й вопрос: «Всем священником, по всем гpадом и селом, чтобы пpавославных хpистиан наказывали и yчили, в котоpые вpемена pодители своя поминают и они бы нищих покоили, и милостыню бы по силе давали, и коpмили и поили, а скомpахом бы и всяким глyмником запpещали и возбpаняли, чтобы в те вpемена, коли поминают pодители, пpавославных хpистиан не смyщали теми бесовскими игpами».
Какое из названий более древнее - скоморох или скомрах? Увы, неизвестно.
От каких глаголов они образованы? Глагол «скоморошить» довольно часто встречается в старинных письменных актах. А вот «скомрашить» автору статьи пока не попадался на глаза.
Зато в Словаре древнего славянского языка, составленного А. Старчевским по Остромирову Евангелию (С-Пт., 1899 г. стр.731) нашлось причастие РАЧЬШНН, имеющее значения «шагающий», «идущий». Кстати, в санскрите обнаружены его «близкие родственники»: слова рч и рш в этом языке имеют значение «движение».
К сожалению, глагол, от которого образовано причастие РАЧЬШНН, в словаре Старчевского не приводится. Можно предположить его в форме «рачьшннить». Как будет звучать существительное?
Существует глагол «ходить», от него образовано причастие «ходящий» и существительное «ходок». А идущий, шагающий, кто он? Идун, шагун? Не знаем таких.
Неисповедимы пути словесных изменений. Почему, например, есть глагол «мрачнеть», а существительные от него «мрак» и «морок»?
Не допросить авторов и многочисленных соавторов слов и их трансформаций.
Вспомним также глагол «ворошить» и производные от него причастие «ворошащий», существительное «ворох».
Может быть, в подобном алгоритме образовано существительное от глагола «рачьшннить»? И звучать оно могло как «рах» или «рох»? Человека, профессионала, водящего медведя, можно было назвать «с комом рах». Или всё-таки более древним является выражение "с комом рш"?
Когда произошло образование из указанных древнеславянских (протоиндоевропейских?) элементов единого слова «скомрах» («скоморох»), "скоморош? Возможно, в недрах русской лингвистической системы.
Кстати, подобные словесные новообразования возникают довольно часто. Вспомним, к примеру, появившееся относительно недавно слово «спасибо». До XX века в ответ на оказанную любезность говорили: «спаси Бог». В литературе тех времён гораздо чаще встречаем «благодарю», «благодарствую», тоже когда-то звучавшие раздельно – «благо дарю», «благо дарствую».
«Сократили Бога» - получили сращение из двух слов в форме «спасибо».
Живёт язык, меняется, упрощается с развитием цивилизации для тел. Теряют смысл, глубину, красоту слова, созданные предками за тысячелетия. Многие уходят из жизни. Покинувшим нас родным и близким они подобны. Мир без них не полон.
Серия сообщений "Юмор":
Часть 1 - Задорнов об Америке
Часть 2 - Задорный урок Задорнова
...
Часть 20 - Знаете ли вы?... что все анекдоты о евреях придумывают евреи, даже анекдоты про чукчей.
Часть 21 - Загадай желание...
Часть 22 - Скоморохи
Часть 23 - Таки да!
Часть 24 - Юморист и мастер оригинального жанра Иосиф Грозный
Часть 25 - Прямо с одесского привоза
Часть 26 - Юмор -> Умора->у моря!
Серия сообщений "Традиции":
Часть 1 - кодекс Сам Ура Я!
Часть 2 - Матрешка - Ева (что означает жизнь) - мать всего живого
...
Часть 12 - Ужасные ритуалы или "что поделаешь - традиция"
Часть 13 - Без сала жить нельзя на свете, нет...
Часть 14 - Скоморохи
Часть 15 - Саринные русские игры
Часть 16 - Старинные русские игры
...
Часть 19 - Памятники, которые надо тереть
Часть 20 - Здрассте! Здрассте!...
Часть 21 - Мастер-плевальщик