• Авторизация


Короли и шуты 02-06-2013 01:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Rybaren Оригинальное сообщение

Короли и шуты

С чего всё началось? Веласкес увлекался караваджизмом. Нет, это не вид борьбы (хотя как посмотреть) и даже не особые чувственные хм... предпочтения, а всего лишь поклонение мастерству итальянского художника конца XVI - начала XVIIвв. Микеланджело Меризи да Караваджо. В чём особенность мастерства Караваджо? Он создавал настолько реальные картины, что современная цифровая профессиональная камера удавилась бы с тоски. Как он этого добивался? Кропотливой работой кисти, намеренно усиливая контраст бокового освещения для передачи объёмной формы. Представьте себе фотографию с фронтальным ярким светом: отсутствие теней, совершенно плоское, как блин, лицо, черты как приклеенные, пустой взгляд. А теперь представьте, что модель осветили со стороны: сразу появился объём благодаря его визуальным составляющим (блик, свет, полутень, тень, рефлекс и падающая тень (да не полетят в меня хвостики от клубники и мятые пластиковые бокалы противников образования:-)), глаза приобретают таинственную глубину и становятся разными, свет скользит по изгибам формы, как рассветные лучи по холмам - выделяет вершины, касается склонов и пропадает в низинах. Вот оно, волшебство бокового света. Свой свет Караваджо цепляет за все предметы вплоть до монет и другой мелочи. Персонажи картины словно актёры на сцене, освещённые направленным прожектором. Это картина Караваджо "Призвание апостола Матфея":
[700x662]
Сначала Диего Веласкес учился у Франсиско Эрреры Старшего, потом сбежал оттуда из-за скверного (нордического) характера учителя (слабак - прим. автора:-)). Счастье его продлилось недолго - строгий отец тут же подписал бумагу, договор с другим художником, Франсиско Пачеко, обязуясь, что сын будет его подмастерьем следующие шесть лет. Представляю, что чувствовал бедный ребёнок. Но вроде бы ему самому это всё было очень интересно несмотря на свой юный возраст (Диего было тогда 11 лет). Пачеко бы не просто художником, он имел очень большие связи с сильными мира сего благодаря тому, что был главным рецензором Великой Испанской Инквизиции. Страшно звучит, но человек он был, судя по описанию, неплохой. Он всячески старался построить будущую карьеру Веласкеса. В первую очередь из-за того, что Диего стал его зятем, женившись на его пятнадцатилетней дочери. Севилья, в которой они жили, была на хорошем счету при дворе благодаря генералу Оливаресу. В политических дрязгах Испании того времени я не сильно разбираюсь, но думаю, что этот Оливарес был тот ещё манипулятор и интриган. Севильский период творчества Веласкеса наиболее близок караваджизму. Знаменитый "Завтрак" относят к так называемому жанру "бодегонес", для которого характерны изображения всяких трактирных сцен. Мне особенно близка эта тема:-)
[658x700]
"Завтрак" сейчас хранится в Эрмитаже. В жанре "бодегонес" написаны также "Водонос", которая находится в Лондоне и ещё три знаменитых вещи Веласкеса: [535x700]
"Старая кухарка" (Национальная галерея, Эдинбург)
[700x596]
"Триумф Вакха" (Прадо) Её ещё называют "Пьяницы". Удивительно, с какой симпатией автор отнёсся к этим пропойцам и к самому сомнительному богу, которого часто изображают страдающим ожирением, печальным, с больным взглядом.
[700x505]
"Трактирщик" (Рейксмузеум, Амстердам). Потрясающее сочетание портрета и натюрморта, весёлый человек, прекрасная простая еда - замечательная вещь, способная украсить любую кухню или общий зал в корчме. Я восхищён. Есть и своя толика декоративности, чего не наблюдается в остальных работах этого периода.
[700x576]
Учитель и тесть Веласкеса всячески старался ради своего зятя, именно он направил его ко двору под призрачным предлогом ознакомления с коллекцией живописи. Эта поездка в Мадрид закончилась для Веласкеса неудачно, но, после того, как он в унынии вернулся в Севилью, его догнало письмо с известием, что придворный живописец умер и его место вакантно. Снова отправился Диего в Мадрид, чтобы продемонстрировать своё мастерство и произвести впечатление на королевский двор. Он остановился у поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе и написал его портрет. Работа получилась весьма своеобразной: Веласкесу удалось передать специфическое брюзгливое выражение лица модели, которое придавало небывалую прежде живость и поразительное сходство с портретируемым. Естественно, поэт всем эту работу показывал, и слух о мастерстве Веласкеса дошёл до кардинала-инфанта, брата Филиппа IV. Наступил звездный час Веласкеса, начавшийся с точки отсчёта вертикального взлёта его карьеры. Король отбил у брата очередь позировать для Веласкеса, после чего художник стал придворным мастером. Филипп IV сказал фразу подобно Александру Великому, обращённую Апеллу: "Никто, кроме тебя, больше писать меня не будет". Да уж... (как романтично... хныГ). Вот портреты Филиппа IV, сделанные Веласкесом:
На коне
[691x700]
просто так
[525x700]
Ну... что я могу сказать. Не хочу ни в коем случае унижать мастерство Веласкеса, так как сам отношусь к его творчеству с глубочайшим почтением и уважением (опасливо косясь на бокалы в руках слушателей), но король-то и все его инфантильные родственники - настоящие уроды (стремительно скрываясь за ширмочкой). Не верите? Сравните сами. Вот портрет инфанты:
[384x700]
Вот знаменитая картина "Менины", где она тоже фигурирует в обществе карликов (кому на самом деле полагалось быть уродливыми) и самого мастера. В этой картине Веласкес проявил небывалую смелость - изобразил королевскую чету на заднем плане, в зеркале, как что-то несущественное, типа массовки.
[595x700]
А теперь самое интересное. Портреты шутов-карликов. Не правда ли, они выглядят намного одухотворённее, чем королевские лица со следами вырождения? Вот такие дела. Возможно, так оно и было, потому что многие поколения королей сочетались браком с родственниками, отсюда страшные болезни типа гемофилии, дебилизма, немощи, эти люди поразительно некрасивы и безжизненны, как рыбы или змеи, им не хватает свежей крови. Но это не всё, естественно, тут ещё играет немалую роль отношение самого художника. Вот шуты, "уроды" при дворе - насколько они по-настоящему красивы в отличие от королевской семьи. Не думаю, что это вышло у мастера случайно:
[350x468]
[350x460]
"Эзоп"
[350x700]
Да, чуть не забыл (выныривая из-за ширмочки), для тех, кто готовится к экзаменам по истории искусств: не забудьте про сдачу бреда:-) Это не шутка. Вот как она выглядит, "Сдача Бреды" (у вас обязательно спросят, кто это написал):
[700x545]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Короли и шуты | Рочева - Дневник Рочева | Лента друзей Рочева / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»