Древние монахи-писцы, из-под пера которых выходили ранние манускрипты, обладали выдающимся талантом. Хотя цветовая гамма их работ была достаточно ограниченной, а краски они готовили сами из местного сырья, сложные узоры из спиралей, плетенок, растений и животных, окруженные характерными для кельтского стиля рядами красных точек, превращали каждую страницу в произведение искусства.
Первый период расцвета декоративной каллиграфии в западной культуре приходится на VII век - именно тогда в Ирландии, в монастырях, начали писать и украшать требники, использовавшиеся во время церковных служб.
Эти требники монахи брали с собой в миссионерские походы по языческим областям Британии и Европы, где основывали монастырские поселения. Декоративный стиль, созданный ими, включал в себя элементы кельтского, германского, античного и раннехристианского искусства.
Он известен как островной - это название отражает прочность культурных связей между Ирландией и Британией в тот период.
Наиболее выдающимися образцами рукописей этого времени являются "Линдисфарнское Евангелие" и "Келлская Книга". Стили этих двух манускриптов различны. Их мотивы напоминают те, что использовались ранее в резьбе по камню, ювелирных изделиях, - это сложные стилизованные орнаменты, включающие изображения животных и птиц.
"Линдисфарнское Евангелие" (на основе которого создавался алфавит, приведенный в комментариях к данной записи), датируется приблизительно 698 годом, считается, что оно было создано в монастыре Линдисфарн, расположенном у побережья Нортумберленда на северо-востоке Англии. Первая страница каждого из этих манускриптов обильно украшена орнаментами и буквицами.
По форме буквы делятся на островные полуунциальные, ими написан текст и остроугольные заглавные буквы. И те и другие буквы достаточно узкие, удлиненные, в соответствии с общим решением страницы. Буквы, расположенные в нижней части страницы, меньше по размеру и не так обильно украшены - это напоминает газетную полосу с крупной "шапкой" и более мелкими подзаголовками.
Буквы разных видов использованы, чтобы привлечь внимание к тексту. Их объединяет цветовое решение и контуры из красных точек, характерные для кельтского стиля. Красные точки образуют также узоры, заполняющие пустые пространства на странице. Красители отличаются разнообразием и яркостью. Золото в то время было доступно, однако не входило в арсенал средств писцов, его заменял ярко-желтый краситель аурипигмент.
Линдисфарнское Евангелие (Англия, Нортумберленд, ок. 698)
Первая страница Евангелия от Иоанна декорирована плетенками, спиралями, зооморфными орнаментами, образующими восхитительный, сложный, яркий по цвету рисунок. Буквицы I N P орнаментированы более всего, текст написан остроугольными заглавными буквами, пространство внутри них заполнено орнаментом и цветом. Красные точки не только подчеркивают контуры букв, но и промежутки между ними, образуя изысканные узоры.
[показать]
Книга Св. Чада (Англия, вторая половина VIII в.)
Страница с ковровым узором открывает Евангелие от Луки. Орнамент с переплетениями и зооморфными мотивами в центральной части напоминает по форме крест с бордюрами по сторонам. Цвета немного более приглушенные, чем в Линдсфарнском Евангелии.
[показать]
Линдисфарнское Евангелие (Англия, Нортумберленд, ок. 698)
Буквицы первой страницы Евангелия от Марка, и особенно первая буква имени евангелиста, украшены узором с узлами, спиралями, зооморфными мотивами. Остальной текст написан характерным островным полуунциальным шрифтом.
По материалам книги Маргарет Морган "Буквицы. Энциклопедия"