Само слово "гончар" в старославянском написании выглядело как "гърнчар" и корнем своим имело слово "горн", т.е. "печь для обжига".И действительно, обжиг по сути своей является венцом кропотливого труда, одной из первостепенных(после глины, разумеется)составляющих всего процесса творчества.
Температура утельного (первоначального)обжига находится в пределах от 930 до 1000-1100 градусов Цельсия. При утельном обжиге и происходит превращение глиняного изделия в керамическое, другими словами изменяется кристаллическая решётка, молекулярное строение глины, благодаря чему черепки керамических изделий древнейших мастеров смогли просуществовать десятки тысяч лет и доступны обозрению, во всём своём великолепии и в наши дни.
После утельного обжига изделие приобретает характерный оттенок(зависящий от количества оксидов металлов, содержавшихся в исходном материале - глине и может варьироваться от красно-терракотового до молочно- и даже иссиня-белого) и готово к дальнейшим изменениям внешнего вида(не -формы!), зависящим исключительно от фантазии мастера.Если творческий процесс подразумевает "глазурование", то изделию предстоит выдержать ещё один(или несколько)обжигов. Глазурь -тончайшее стекловидное покрытие керамического изделия, образующееся в результате "политого"обжига и придающее ему неповторимые оттенки различных цветов.
Нет смысла описывать здесь все возможные цветовые гаммы и эффекты которых можно добиться, экспериментируя с великим разнообразием разновидностей глазурей, можно лишь сказать, что результат порой превосходит самые смелые ожидания.
Температура политого обжига может достигать 1500(тугоплавкие глазури)градусов Цельсия, а сам обжиг быть как окислительным, так и восстановительным(здесь необходимо добавить, что восстановительный обжиг, в отличии от обычного, т.н. окислительного, осуществляется в закрытой среде, без доступа кислорода, а возникающие при этом химические реакции, "восстанавливающие" металлы из их окислов могут придавать глазурям и самим изделиям своеобразные оттенки.)
Кроме глазурования существует ещё масса способов декорирования внешнего вида изделия. "На селе", к примеру, распространён "молочный" и "восстановительный" обжиг. Для молочного обжига необходимо изделие, прошедшее утельный обжиг напитать обычным коровьим молоком, просушить, удалив излишки молока и ещё раз обжечь при температуре 330 -380 градусов Цельсия (при температуре свыше 400 градусов- молоко просто выгорит). Цвет изделия после такого обжига предугадать невозможно, он зависит от жирности молока, температуры и времени выдержки, но получается он всегда тёплым и радующим глаз.