• Авторизация


Большой дворец в Петергофе, Музей-заповедник «Петергоф» (Peterhof Palace, St. Petersbourg) 10-05-2020 20:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения lomovolga Оригинальное сообщение

Большой дворец в Петергофе, Музей-заповедник «Петергоф» (Peterhof Palace, St. Petersbourg)

[показать]lomovolga

 

[показать]

 

Большой дворец в Петергофе — великолепнейший памятник архитектуры, завораживающий блеском своих интерьеров и богатой историей. Построенный в период с 1714 по 1752 годы, он с трудом пережил Великую Отечественную войну, так как был разрушен почти до основания и восстал из пепла, словно феникс. Большой дворец является доминантой всего ансамбля, фонтаны и верхний сад сориентированы по его центральной части.

 

 

Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле “петровского барокко” в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф.-Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. Вид на фасад Большого Петергофского дворца из Верхнего или Нижнего парков впечатляет, но это скорее оптический обман — сам по себе дворец довольно узкий и не настолько большой, как выглядит. Насчитывает около 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

 

[показать]

 

Церковный корпус является частью архитектурного ансамбля Большого Петергофского дворца, построенного по проекту Растрелли в XVIII веке. Во время Великой Отечественной войны здание церкви было уничтожено. В 1952-1958 годы фасады церковного корпуса были воссозданы, но купол долгое время был одноглавым, пятиглавие было восстановлено лишь в начале XXI века. Центральный купол пятиглавого Церковного корпуса увенчан православным крестом, поднятым на высоту 27 м.

В Церковном корпусе Большого Петергофского дворца крестили четырех из пяти детей последнего российского императора Николая II — все дети, кроме старшей, Ольги, родились в Петергофе.

 

Церковный корпус

 

Симметрично расположенные по отношению к центральной части дворца Гербовый и Церковный корпуса имеют золоченые фигурные купола, увенчанные фонариками и луковицами. Грани куполов, фонарики и луковицы украшены золочеными гирляндами пальмовых листьев.

 

Гербовый корпус
Верхний сад у южного фасада Большого дворца

 

Начинаем осмотр с парадной лестницы, она призвана показать все великолепие дворца. Квадратный в плане зал с двухцветной лестницей — один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой. В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы. Позолоченные фигуры, мрамор — все намекает на величие Российской Империи

 

Парадная лестница

 

С лестницы попадаем в Танцевальный зал. Пожалуй, он самый грандиозный из всех помещений дворца. Стены украшены барельефами с позолотой, а пространство расширяется за счет зеркал. Когда-то в нем проходили великосветские балы.

 

Танцевальный зал

 

Особенность Танцевального зала — фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен. На противоположных им стенах — окна настоящие, большие, в два яруса. Простенки между окнами, как настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала.

 

[показать]

 

В отделке господствует золочёная резьба по дереву. В простенках между окнами, над зеркалами, расположены тондо на темы “Энеиды” Вергилия и “Метаморфоз” Овидия. Падуги, создающие плавный переход от стен к потолку, украшены живописными медальонами и лепными кронштейнами. Плафон “Аполлон на Парнасе”, созданный специально для зала, занимает весь свод. Орнаментальный узор наборного паркета из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба дополняет интерьер.

 

Танцевальный зал

 

Проходим дальше и попадаем в Чесменский зал. Его стены украшены полотнами, посвященными Чесменскому морскому сражению, в ходе которого была одержана решающая победа в Русско-турецкой войне. Авторство картин принадлежит Якобу Гаккерту. Для того чтобы он смог достоверно написать морской бой, специально был взорван фрегат «Святая Варвара». К залу примыкает Голубая приемная, служившая канцелярией. Здесь же велась летопись дворца.

 

Мемориальный Чесменский зал

 

Голубая приёмная

 

Небольшая комната, связанная с Танцевальным и Чесменским залами; также имеет выход через стеклянные двери в галерею, соединяющую основную часть дворца с Гербовым корпусом. Своё название получила по отделке стен: они затянуты голубым шёлковым штофом. Вспомогательное помещение служило своего рода канцелярской; здесь постоянно располагались секретари, а также камер-фурьеры, которые записывали в специальные журналы дворцовую летопись (в них фиксировались прибытие или отъезд важных персон, курьеров, а также привоз предметов обстановки и т. п.). Интерьер создан Б. Ф. Растрелли и в дальнейшем не подвергался изменениям.

 

Голубая приёмная

 

Двигаемся дальше и попадаем в Тронный зал. Основными элементами декора являются полотна с изображениями потомков Петра I. Доминирует портрет Екатерины II на коне, въезжающей в Петергоф. Кстати, говорят, что это самое реалистичное ее изображение. Весь интерьер подчеркивает правопреемственность Екатерины II на российский престол.

 

Тронный зал

 

Аудиенц-зал Большого Петергофского дворца — относительно небольшой зал в числе парадных помещений дворца, интерьер которого разработан Б. Ф. Растрелли. Первоначальный план постройки дворца предполагал существование на месте зала двух небольших комнат, с световым двориком между ними, но этот план архитектора был отклонён. 

 

Аудиенц-зал

 

Ему пришлось в те же размеры попытаться вписать Аудиенц-зал. Сложность заключалась в том, что пространство для помещения оказалось зажатым Тронным залом с одной стороны, и Белой столовой — с другой; а большие двухсветные окна при этом должны были выходить на обе стороны от дворца. то-объёмной, привлекающей внимание, с чётким золочёным декором, имитирующим трельяжную сетку.

 

 

Получалось узкое и высокое, вытянутое поперёк дворца пространство помещения. Архитектор продемонстрировал незаурядное композиционное мастерство, успешно справившись с декорированием сложного пространства. Узкий зал Растрелли как бы распахнул ввысь, использовав характерный приём с устройством ложных зеркальных окон во втором ярусе продольных стен (по пять с каждой стороны). Падуга потолка в отличие от других растреллиевских интерьеров дворца создана подчёркну

 

Аудиенц-зал

 

Белая столовая

 

Белая столовая также выделяется среди остальных залов дворца отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы, в других интерьерах выполнявшие лишь вспомогательную роль. Все лепные панно выполнялись русскими скульпторами. Сюжеты барельефов — аллегории изобилия (амуры, поддерживающие корзины с плодами и цветами), композиции из охотничьих трофеев, в верхнем ярусе — композиции из музыкальных инструментов. В простенках верхнего яруса также размещены медальоны работы Ф. Г. Гордеева на мифологический сюжет о Дионисе и Ариадне.

 

 

В современной экспозиции зала выставлен “Веджвудский сервиз” (часть его, 196 предметов). Посуда, выполненная из фаянса необычного кремового оттенка с тонким цветочным рисунком лилово-сиреневого цвета выполнена на заводе “Этрурия” в Стаффордшире Дж. Веджвудом. Это одна из ранних работ английского керамиста, ставшего впоследствии всемирно известным. Екатерина II заказала сервиз в 1768 году; в 1779 он был получен полностью и включал в себя около 1500 предметов. 

 

 

Не все выставленные предметы изготовлены на заводе Веджвуда; со временем посуда билась и частично восполнялась за счёт копий, создававшихся на российских мануфактурах. Сейчас в зале демонстрируется комплект на 30 кувертов из 196 предметов. Придворные обеды или ужины в XVIII—XIX веках носили церемониальный характер и продолжались по нескольку часов; меню включало в себя несколько перемен; чтобы за разговорами блюда не остывали, тарелки ставились на “водяницы”, заполненные кипятком. Торжественные обеды и ужины обслуживались штатом до 500 человек, включая поваров, лакеев, кофешенков и т. д.

 

Белая столовая

 

Далее расположено еще несколько залов, не будем останавливаться подробно на всех, а лишь расскажем о нескольких. Примечательно, что все они сквозные.

Стоит уделить внимание Картинному залу. Он являлся главным во дворце постройки Петра, именно из него открывается вид на фонтан «Самсон» и центральную ось Верхнего парка. Также нас заинтересовали кабинеты в китайском стиле. Они олицетворяют представление архитекторов дворца об этой стране в момент всеобщего увлечения Востоком, правда, мало соответствуют реальности.

 

[показать]

Картинный зал

 

Окна этого зала выходят прямо на Морской канал и каскад фонтанов

 

Перспектива залов дворца

 

Выделяется и Белая гостиная, выполненная в стиле классицизма. Строгость ее интерьера разительно отличается от остальных помещений, также в ней полностью отсутствуют картины. На огромном столе разместился сервиз на множество персон. Создается впечатление, что вот-вот лампы на канделябрах превратятся в зажженные свечи и начнется бал в честь императрицы.

 

Куропаточная гостиная

 

Куропаточная гостиная, или Будуар, открывает анфиладу комнат женской половины дворца.Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении. 

 

 

Своим названием комната обязана изысканной отделке стен. Шёлковая бледно-голубая ткань серебристого отлива с вытканными изображениями куропаток, вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы, создана по эскизам Филиппа де Лассаля (де ла Салля). Лионский художник во второй половине XVIII века пользовался большой известностью: он работал над эскизами обивочных шелков для резиденций всех европейских монархов. Рисунок с куропатками специально разрабатывался для Петергофского дворца; заказчицей дорогого шёлка была Екатерина II. 

 

Куропаточная гостиная

 

Диванная

 

За перегородкой у западной стены размещается широкий и низкий “турецкий”  диван  “с приступом”. По преданию, его прислал Екатерине II Потемкин с фронта русско-турецкой войны. На подобные  диваны  была тогда мода, и во многих дворцах Петербурга появились “софы по турецкому вкусу”. С этого времени  комната  именовалась  Диванной. Стены  Диванной  обиты “китайскою материею шелковою с разными фигурами”. Сюжет росписи — обычные житейские сценки. Люди спокойно беседуют в маленьких домиках, отправляются на рыбную ловлю, наблюдают за выступлением уличного дрессировщика, охотятся, покупают у торговца декоративные комнатные цветы и т. п.

 

Диванная
 
 

Коронная комната


Комната получила своё название из-за размещённого в ней стоянца для короны

 

 
 
Кабинет императрицы. Название комнаты вовсе не означало, что его хозяйка регулярно занималась здесь государственными делами. Зачастую сюда заглядывали лишь затем, чтобы в тесном кругу приближенных сыграть партию в карты. До Великой Отечественной войны Кабинет сохранял золоченую деревянную резьбу, шелковые драпировки, наборный паркет, появившиеся здесь в 50 — 60-х годах XVIII века.
 

Кабинет Императрицы



Летом 1849 года в Петергоф  доставили, а на следующий год установили в Кабинете императрицы “фарфоровый камин писан цветы и фрукты украшение по розовому грунту золотом”. На щите камина размещалось огромное зеркало в фарфоровой раме. Из фарфора были выполнены также канделябры, каминный экран и стол. Эти замечательные изделия императорского фарфорового завода, как и все детали отделки, погибли в 1941 году. Особую прелесть придает Кабинету замечательный по рисунку шелк. Он появился здесь, вероятно, еще в XVIII веке. В 1818 году его сменил малиновый штоф с цветами и птицами. Но вскоре стены Кабинета вновь украсил белый атлас с букетами и корзинами. 

 

 

В Кабинете воспроизведено убранство второй половины XVIII в., времени правления Екатерины II и увлечения идеями французских просветителей. В углах комнаты — бюсты Руссо и Вольтера. На стенах — парадные портреты царствующих особ.

 

Кабинет императрицы

 

Следующая комната — Туалетная с вычурным туалетным столиком у окна, выходящего в Китайский садик. Но, пожалуй, более всего привлекает то, что стены обшиты матовой зеленой тканью — один из приемов эклектики — а на верху она сходится складками, создавая ощущение солнечных лучей.

 

Туалетная комната

 

Шелк, украшающий сегодня Туалетную, по-своему уникален. Он выткан в XIX веке по образцу предшествовавшего столетия, исполненному по рисунку П. Дверза. Этот шелк предназначался для так называемой Ольгиной половины Большого дворца. Часть шелка, сделанная в запас, была эвакуирована и использована в 1971 году для драпировки стен Туалетной. По кремовому полю прихотливо изгибается синий орнамент, составленный из фантастических цветов. С ним красиво контрастируют букеты красных цветов и веток сирени. 

 

 

Золоченая мебель комнаты, обитая тем же шелком, что и стены, выполнена в России в XIX веке.
Стены Туалетной, как и других комнат анфилады, украшают парадные портреты. 

 

 

Лучший из них - портрет Елизаветы Петровны. Он был написан за год до ее смерти, в 1760 году, придворным художником французского короля Людовика XV Шарлем Ван-Лоо (1705 - 1765). Живописец никогда не видел Елизавету и писал портрет по миниатюре, находившейся при французском дворе. 

 

Интерьер Туалетной комнаты

 

Штандартная комната


В XVIII в. комната не имела специального назначения и именовалась Проходной. В середине XIX в., когда Проходную стали использовать для хранения штандартов полков, несших охрану императорской резиденции, комната получила название Штандартной. 

 

[показать]

Штандартная

 

В этих комнатах также собирались в торжественные и праздничные дни члены императорской фамилии для высочайших выходов в церковь.

 

[показать]

Ломберный столик

 

В настоящее время стены и мебель обиты шёлком, изготовленным по образцу ткани из Петергофской Собственной дачи работы московской мануфактуры И. Кондрашова 1840-х годов. 

 

Штандартная

 

[показать]

Большая голубая гостиная


Эта комната в ряду парадных помещений дворца занимает в восточной его части такое же положение, как Чесменский зал в западном конце анфилады. Гостиная имеет окно, на которое ориентирована ось парадной анфилады дворца. В  Голубой гостиной Петродворца, в XVIII — первой половине XIX века являвшейся столовой, выставлены великолепные произведения русских мастеров фарфора и художественного стекла. На столах экспонируются предметы богато оформленного “цветочной росписью” сервиза. Это работа императорского фарфорового завода в Петербурге, создавшего в XIX веке десятки превосходных парадных и “расхожих” сервизов.

 

 

 Как правило, сервизы изготовлялись специально для определенного дворца. В Голубой гостиной  экспонируется сервиз, изготовленный для Большого дворца в  Петергофе. Он предназначался для банкетов, отчего и получил название “банкетный”, и был рассчитан на 250 персон. Всего в “банкетном” сервизе Большого дворца насчитывалось около 5570 предметов. Приступили к его изготовлению в июне 1848 года и закончили в сентябре 1853 года. В начале войны большая часть сервиза была эвакуирована. 

Оставшуюся часть гитлеровцы расхитили. При освобождении одного из городов Восточной Пруссии советские воины обнаружили ящики с чайными приборами, на которых стояли инвентарные номера Петергофского дворца. Спасенные вещи были бережно отправлены на Родину и сейчас вновь занимают место в музейной экспозиции. Убранство стола дополняют вазы и рюмки из свинцового хрусталя с алмазным гранением русской работы 20-х годов XIX в.

 

Большая голубая гостиная

 

Дубовый кабинет — старейший интерьер дворца; его отделка была выполнена в первой четверти XVIII в. В кабинете императора, определяющим материалом художественной отделки является дуб.  Дубовые  щиты (часть из которых — подлинники XVIII века) сплошь закрывают стены, придавая интерьеру удивительную теплоту и уютность.

 

 

Стены кабинета от пола до потолка покрыты деревянными щитами, причем если панели низа стен гладкие, то над ними размещаются вытянутые по вертикали филенки, сплошь покрытые необычайно изящной резьбой. Резьба покрывает и двери, десюдепорты, филенки над зеркалами и камином. 

 

Дубовый кабинет

+ bonus

Музей Особой кладовой Петергофского Большого дворца (часть интерьера)

Спальня Екатерины II

 

 

Церковный корпус Большого Петергофского дворца

[показать]













 

Большой дворец в Петергофе

 

[показать]

Серия сообщений "ВОСТОРГ МОЕЙ ДУШИ":
Часть 1 - Roma - Musei Capitolini
Часть 2 - Torino - Palazzo Reale
...
Часть 29 - Павловский дворец, Музей-заповедник "Павловск" (Pavlovsk Palace, St. Petersburg)
Часть 30 - Герцогский дворец в Мантуе (Дворец Дожей, Палаццо Дукале, Palazzo Ducale di Mantova) + Экскурсия в Мантую, Италия
Часть 31 - Большой дворец в Петергофе, Музей-заповедник «Петергоф» (Peterhof Palace, St. Petersbourg)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Большой дворец в Петергофе, Музей-заповедник «Петергоф» (Peterhof Palace, St. Petersbourg) | bitemaja - Сундучок пчелки | Лента друзей bitemaja / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»