[показать]
Жительницу городка Липовец Катерину Мартиновскую обвинили в применении волшебства. Объектом ее нападения стал местный священник Федор Блонский, который в суде рассказал такую историю: как-то раз он увидел упомянутую Катерину, проезжавшую мимо его дома. Она схватила с телеги солому и капустные листья и начала бросать их в отца Федора. Таким образом она хотела его сглазить. Суд принял жалобу священника, начал следствие, которое продолжалось почти два года. В результате Мартиновская при помощи свидетелей смогла убедить суд в своей невиновности. Обвинения отца Федора были признаны наветом и ему велели больше не беспокоить суд из-за «своего вздора». На дворе стоял 1829 год. Это последнее зафиксированное судебное дело про колдовство на территории Украины.
В книге Екатерины Дисы главные герои – ведьмы и колдовство. Вернее, представления о волшбе, обвинения в колдовстве и конфликты, которые приводили к этим обвинениям. Это – интереснейшая экскурсия за кулисы судебных процессов, проводимых на территории Украины против этих страшных преступниц – ведьм. Сейчас, когда образ чародейки столь романтизирован и популярен, даже трудно представить, что еще сравнительно недавно обвинение в колдовстве могло закончиться просто таки ужасающе.
Впрочем, надо отдать должное судебной системе украинских городов и сел – она была точно такой же, как и сейчас. Слабой, непоследовательной, коррумпированной, нищей с неграмотными и ленивыми судьями. Парадоксально, но можно сказать, что украинским ведьмам повезло. В большинстве случаев, судьи игнорировали (а может, даже не знали) существующие законы против великих грешниц.
Согласно с магдебургским правом, которым руководствовались (точнее, должны были руководствоваться) судьи, подозреваемую в ведовстве следовало пытать до трех раз на дыбе и/или прижигать ей огнем руки и ноги. Если она не сознавалась – ее следовало отпустить. Если же грешница признавала свою вину и повторяла свои показания на следующий день – ее следовало сжечь живьем на медленном огне. К счастью для отечественных ворожеек, случаи, когда судьи следовали закону, можно пересчитать по пальцам. В подавляющем большинстве эпизодов ведьму секли розгами, на пару недель сажали в тюрьму и заставляли поклясться, что больше она практиковать магию не будет и детям своим закажет. Объяснялось это не только личной добротой судей, не только православной традицией, которая традиционно кару за ведовство «откладывала» до страшного суда, но еще и банальной нищетой. Для пыток и казни надо было иметь палача – а далеко не все городки могли позволить себе такое «удовольствие». Даже славный город Киев палача в случае нужды «одалживал» у Житомира.
Впрочем, не все так радужно. Если в судебных делах оказывались замешаны представители власти – дело подсудимых можно было считать пропащим. Тут закон тоже нарушался, только в другую сторону. Даже если предполагаемая ведьма выдерживала пытки (отнюдь не три «подхода», а гораздо больше) и отрицала свою причастность к колдовству – ее не отпускали, как велел закон, а казнили. Ибо нечего ставать поперек пути сильным мира сего. К счастью, таких судебных дел было не много, но сама тенденция неутешительна. Ничего не меняется на этой земле…
Кроме самих судов в книге описывается чрезвычайно интересный вопрос – откуда же возникали обвинения? Кто попадал в «группу риска»? Как важно было поддерживать хорошие отношения с соседями и родственниками, как распространена была любовная магия, каким образом колдовство было связано с медициной, а также «уникальный украинский» аспект – магия как способ устранить конкурента в бизнесе (в европейских судебных разбирательствах ни разу не встречается такое обвинение) – обо всем этом можно узнать, прочитав очень интересно написанную книгу К.Дисы. Все эти истории – результаты человеческих страхов, переживаний, фантазий и подозрений. И если нам они кажутся наивными и невероятными, то для людей 16-17 века они были вовсе не такими…