Неризиновая, она же Большая деревня основана в 1147 году Юрием Долгоруким. Им же в 65 км. к северу от Кремля основан в 1154 году город Дмитров. Сейчас живет в нем 60 тысяч человек, но ведь, как знать, в XII веке что Москва, что Дмитров, друг от друга не отличались, все это была окраина Владимиро-Суздальского княжества. А если бы история под другому повернулась, глядишь, столица могла быть в Дмитрове, а не в Москве)).
Ну, что же... 65 км это недалеко, погода неплохая, день воскресный,
Первой у нас в программе Свято-Троицкая церковь.


Построена в 1801 году, довольно необычна. Посмотрите, у нее нет ни купола, ни шатра, она трехэтажная и стены выкрашены (и всегда были выкрашены) в зеленый цвет.
Мы приехали в воскресение, после обеда, а по церковному календарю вечер воскресенья это уже понедельник, выходной день. Точно также вечер субботы - это воскресенье, и так далее. Сутки в РПЦ считаются не так, как у нас, на гражданке.
Так вот, раз 15:00 воскресенья - это понедельник, то церковь была закрыта. Пичаль. Но, о, чудо! Нас заметили из сторожки и очаровательная трудница открыла нам церковь, провела по ней и рассказала ее историю.
Итак, трехэтажная Троицкая церковь.
Каждый этаж - придел. Первый этаж - Никольский придел.

Обращаем внимание на нехарактерную для московских церквей роспись - это фресковая живопись XIX века. В церкви немного икон, зато стены и потолок расписаны многофигурными фресками. В Москве такая роспись тоже попадается, но редко. А в Дмитрове подобный тип росписи, наоборот - правило. И цветовая гамма - мягкие, бежевые, песочные, травянистые тона - для московских церквей не характерна.
Придел св. живоначальной Троицы, второй этаж.

В сети видел информацию, что нижний, Никольский придел - теплый зимний, а верхний - Троицкий - неотапливаемый летний. Булл шит. Отапливаются оба придела. Церковь в полном порядке, что мне очень и очень нравится.
Есть еще и третий этаж, когда-то тут был придел Тихвинской иконы Б.М., но еще до исторического материализма он был перестроен в хоры.
Вот такая нестандартная церковь, и отличное начало для знакомства с Дмитровым.
Следующий остановка - Дмитровский кремль и Успенский собор.
Ну, Кремль - это громко сказано. В Дмитрове вместо стен и башен нас встречают просто земляные валы, с которых детвора катается на санках. Посреди Кремля - Успенский собор, построен в первой трети XVI века, еще до Ивана Грозного. Получается, что ему 500 лет. Кстати, именно в Дмитрове при Иване княжил его кузен Владимир Старицкий, последний удельный князь на Руси. Иоанн Васильевич расправился с ним в 1569 году. Если смотрели эпик Эйзенштейна "Иван Грозный", там роль Владимира играет Кадочников.
По доброй русской традиции, к оригинальному собору XVI века в веке XIX пристроена галерея с приделом св. Георгия-Победоносца.
Окна этой галереи ВНЕЗАПНО готические, стрельчатые.

Внутри собор полностью восстановлен, резной пятиярусный иконостас XVIII века сохранился в целости, несмотря на постигшую Россию красную чуму.

Как и в Троицкой церкви, обращем внимание на фрески. Здесь особенности Дмитровской монументальной живописи видны еще отчетливее.

Придел Георгия Победоносца, XIX век.

Уникальная керамическая икона св. Георгия. Нигде таких не видел.

Рядом с Успенским собором, внутри земляного вала стоит Елисаветинская церковь, 1898 год. Отличный образец (псевдо) русского стиля. Он был попудярен на рубеже XIX и ХХ веков. В Москве, например в этом стиле построено здание Исторического музея, в Петербурге - Воскресенский собор на крови, да и ХСС тоже ему следует.

Церковь весьма компактная, и архитектурно выверенная, в ней нет нагромождения типа-русских архитектурных деталей, каковое нагромождение мы видим в том же Историческом музее, и, особенно, в Рождественском соборе на канале Грибоедова.
По зимнему времени закрыта. Не повезло.
Дальше едем в Борисоглебский монастырь. Дмитров - город небольшой, 60 тыс. человек, расстояния в нем соответствующие. От Успенского собора до монастыря всего километр. Кстати, Троицкая церковь стоит между ними.
Монастырь считается древним, по преданию его основал Юрий Долгорукий одновременно с самим Дмитровом, то есть в 1154 году. Так это или нет, уже не проверишь, в 1612 году монастырь и его библиотеку сожги поляки, первое достоверное упоминание о Борисоглебском монастыре относится к 1462 году, в этот год Иван III стал Великим князем Московским. Между прочим, в Российской истории он едва ли не ключевая фигура, но в современном культурном контексте практически не упоминается.
Прошло 400 лет, и монастырь снова разграбили и почти разрушили. На это раз постаралась красная саранча: в 1932 году в монастыре разместилось главное управление Дмитлага: рядом канал им. Москвы, который строили заключенные.

Главный, он же единственный собор Борис и Глеба, построен в 1537 году.

Сохранился практически в первозданном виде, разве что в 1656 году к нем пристроен Алексеевский придел.
Иконостас

Все та же традиционная дмитровская живопись.

Фрески 1824 года. При советской власти их забеили, в 90-х года, когда монастырь вернули РПЦ отмыли и восстановили. Надо сказать, что все виденные нами дмитровские церкви, как и этот собор, в очень хорошем состоянии, полностью отреставрированные и тщательно восстановленные, со старинными иконостасами и иконами. И работают в них явно неравнодушные люди.
Алексеевский придел.

Монастырский котик.

В православных монастырях коты - непременные спутницы монастырской жизни. В отличие от католических, где кошек сильно не любили, и даже сжигали на кострах. Культурная Европа, чиво уж.
После монастыря, по вечернему времени, пора возвращаться в Москву, дорога из центра Дмитрова идет через Заречье, там видем еще одну, традиционно дмитровскую церковь - Сретенскую, 1814 год.
Архитектурно церковь - подражание Нарышкинскому Барокко, или, его продолжение

Снаружи церковь неказиста, зато внутри все на уровне.

Снова видим монументальную живопись музейного класса. Она сильно пострадала при советской власти, но усилиями реставраторов возвращена к жизни.
Как и иконостас.

Ну что же, на улице совсем стемнело, пора и домой.
Приятный день в Дмитрове окончен.
Исходное сообщение Посторонний_старичок Вадим, вопрос у меня про Троицкую церковь. Судя по фотографиям, нет у нее такого... извините, не знаю, как правильно называется... большого зала с высоким куполом. Сравнительно низкие потолки всюду. Это часто встречается? Или это признак чего-то? Мне как-то всегда казалось, что огромное пространство наверху - обязательный признак церкви...Она трехэтажная. Нижний этаж - Никольский придел, второй этаж - Троицкий придел, третий этаж - хоры. Три в одной, так сказать)). В старинных церквях такое архитектурное решение встречается нередко: нижний, полуподвальный или подвальный этаж - зимняя церковь, верхний этаж - летняя.