Клятва пяти пунктов. Император Мэйдзи, 1868 год.
27 мая 1905 года в 02:28 легкий крейсер "Синано-Мару" обнаружил в Цусимском проливе ярко освещенное судно. Это был госпитальный корабль "Орел", сопровождавший 2-ю Тихоокеанскую эскадру адмирала Рожественского. В 04:02 "Синано-Мару" увидел еще 10 кораблей русской эскадры, а еще через 10 минут капитан Нарукава передал радиограмму "враг в квадрате 203". Через два часа, в 06:04, адмирал Того Хэйхатиро вышел в море на перехват противника.
В 13:20 главные силы Дай-ниппон тэйгоку кайгун, Императорского флота Великой Японской империи встретились с русской эскадрой. Эскадра держала курс Норд-ост 23, на Владивосток, японцы шли с Востока, слева от русской кильватерной колонны, под острым углом перерезая ее курс. Первое время казалось, что японцы так и разойдутся с русскими контр-галсами, и нападут на колонну 2-й эскадры с тыла, но в 13:45 Императорский флот начал маневр, который впоследствии назвали "Петля Того". Японские корабли последовательно, на виду русской эскадры, выполняли разворот и ложились с ней на параллельный курс.
В 13:49 командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой адмирал Зиновий Рожественский отдал приказ открыть огонь. Японцы ответили через 3 минуты, в 13:52. Началось самое знаменитое сражение в новейшей морской истории - Цусимская битва.
"Цусима" стала в нашем языке, в нашей культуре понятием нарицательным. Ни одно из бесчисленных сражений, которые вел русский народ за тысячу лет не закончилось таким позорным и безоговорочным поражением.
В 14:32 младший флагман, броненосец "Ослябя", охваченный пожарами, с креном на левый борт и сильным дифферентом на нос выкатился из строя вправо, а в 14:50 затонул.
Одновременно с "Ослябей" потерял место в строю флагманский броненосец, "Князь Суворов", сплошные пожары охватили его с носа до кормы, вся крупнокалиберная артиллерия отказала, он перестал слушаться руля и полностью утратил боеспособность. Колонну 2-й эскадры возглавил броненосец "Император Александр III". На нем сосредоточился огонь четырех японских броненосцев: "Микасы", флагмана Того, "Сикисимы", "Фудзи" и "Асахи". Каждые полминуты японцы посылали "Александру" 16 двенадцатидюймовых (305 мм) снарядов. Море кипело вокруг броненосца, черные султаны чудовищных разрывов, гигантские столбы воды накрывали русский корабль, но он продолжал идти во главе строя эскадры. Однако, силы людей и возможности техники не беспредельны. В 14:50 "Александр" выкатился вправо, эскадру повел броненосец "Бородино". Теперь он попал под сосредоточенный огонь эскадренных броненосцев Того.
В 18:48 затонул "Александр", из всей его команды не спасся никто. В 19:12 последним залпом с "Фудзи" был взорван эскадренный броненосец "Бородино". Из команды в 1900 человек японцы спасли единственного матроса. В 19:30 японские миноносцы торпедными залпами добили "Суворова", за 2 часа до этого, в 17:30, миноносец "Буйный" снял с изувеченного флагмана тяжелораненого адмирала Рожественского и его штаб. Из 4 новейших однотипных русских броненосцев в строю остался последний, "Орел", но он сохранил едва ли одну десятую своей боеспособности. Любопытная подробность. Начало боя Рожественский встретил в боевой рубке "Князя Суворова", за 12" броней и был серьезно ранен уже на первом часу сражения, адмирал Того всю Цусиму провел на открытом ходовом мостике "Микасы", и не получил ни одной царапины.
Ночью японцы добивали отставшие и заблудившиеся русские корабли, а на следующий день, в 10:34 остатки эскадры под командованием адмирала Небогатова сдались адмиралу Того. Около 15:00 врагу сдался миноносец "Бедовый", на котором находился адмирал Рожественский и его штаб, переправленный сюда с поврежденного миноносца "Буйный". Сдача "Бедового", это, видимо, вообще самый позорный эпизод в русской военной истории: миноносец сдался вместе с командиром эскадры и всем его штабом, имя все средства к сопротивлению или к прорыву во Владивосток.
Всего, под итог, с русской стороны погибло 5000 человек, захвачено в плен 7300 человек, утоплен 21 корабль, из них 7 броненосцев, сдались - 7 (3 броненосца), интернированы 6, и прорвались во Владивосток - 4.
Цусима - последнее крупное сражение Русско-Японской войны 1905 года, через 4 месяца, в Портсмуте был подписан Русско-Японский мирный договор, окончивший войну. Россия признала Корею зоной интересов Японии и потеряла южную часть Сахалина. Кстати, все курильские острова к тому времени уже принадлежали Японии.
В начале войны рускiя патрiотЪы, зайки-зазнайки и хронические хвастуны, представляли себе ее так:
Действительность разошлась с представлениями о ней, впрочем, как и всегда у русскiх патрiотЪов:
1905-й год... Это по европейскому календарю. Для японцев он - 37-й год эры Мэйдзи.
Японское летоисчисление, оно не европейское, что, собственно, логично. Какое дело сынам Ямато до рождения Христа?. У них вместо этого - восшествие на престол Императора, Тэнно. Посему, летоисчисление в Японии, ну и, соответственно, в Китае, откуда оно и было заимствовано, ведется по годам правления очередного Тэнно. 37-й год Мэйдзи - это 37 год год правления императора Муцухито, правившего под девизом "Мэйдзи" - "Просвещенное правление".
Первый год Мэдзи - это 1867 год. В тот год Япония - стопроцентно средневековая страна. Можно долго перечислять, чего в Японии не было из имевшегося и изобилии в Европе, например, железных дорог, но достаточно упомянуть главное обстоятельство: в 1-й год Мэйдзи в Японии не имелось машинного производства. Все делалось кустарным способом, в ручную, в семейных мастерских. Для Европы, с ее развитым цеховым укладом это, примерно, XV век.
Таков был первый год Мэйдзи. А в 38-м году Императорский военный флот Японии вдребезги разнес 2-ю Тихоокеанскую эскадру, в сражении под Мукденом армия маршала Оямы сокрушила войска генерала Куропаткина, одних пленных взяв 21 тысячу человек. Получается, что за сорок лет Япония прошла путь от феодализма к империализму и смогла одолеть в открытом военном столкновении первоклассную европейскую державу, чья армия считалась едва ли не лучшей в мире.
Отметим, что Россия этот путь прошла за 200 лет. В начале правления Петра "Великого" Алексеевича, дела в России обстояли ровно так же, как и в Японии 150 лет спустя. То же средневековье, ремесленное производство, редкие-редкие заводы, да и те открывали в России европейцы.
Сходство ситуаций подтолкнуло обе страны к одному и тому же решению - вестернизации. Но почему же в России оная вестернизация растянулась уже на 300 лет, да так и не завершилась, наоборот, сейчас полным ходом идет очередной откат в Средневековье, (именно, очередной, первый был в 1917 году), а страна Ямато управилась за 40 лет?
Вопрос интересный.
Чтобы ответить... ну, давайте вспомним, с чего же эта вестернизация началась?
В России, мы не ошибемся, если скажем, что с личного интереса Царя-батюшки. Петру куда занятнее было на Кукуе с немцами, чем в Кремле с боярами. Традиция русской илиты считать, что только там, за кордоном комфортная, привольная жизнь, а здесь, на Руси каторга, которую надо отбыть и забыть, она с Петра как раз и стартует. Конечно, разгром под Нарвой в 1700 году тоже свою лепту в вестернизацию внес, но такую... второстепенную. Резать бороды боярам Петр начал до Нарвы. Нет, личный интерес Самодерца суть двигатель любых на Руси перемен)).
А в Японии? Тоже личный интерес. Правда, не самодержца. В Японии триггером вестернизации послужило вполне конкретное событие. 14 июля 1853 года в гавань Ёкосуки вошли 4 курофунэ - черных корабля Военно-морского флота... какого государства? Правильно - Соединенных Штатов Америки. Эскадра под командой коммодора Мэтью Перри.
Да. потеряли сон и покой самураи и были для кручины сурьезные причины (С): как оказалось, на каждом из четырех курофунэ пушек больше, чем во всей Японии. Да и что такое японские пушки по сравнению с американскими? Не пушки, а хлопушки.
Знаете, друзья, японцам национальной гордости не занимать. Даже по сравнению с нами. Мы, понятное дело, считаем себя самым храбрым, самым мудрым, самым нравственным народом, который всегда и всех побеждает. Соль земли, двигатели двигателей (С)... Светочи, одним словом. Японцы на подобный пафос не размениваются, а просто верят, что они, японцы - потомки богов, а иные прочие должны перед ними стоять исключительно в коленно-локтевой. Но за всем тем у японцев, тех кто вершители, исполнителей кто же спрашивать будет, у японцев-вершителей хватило ума сказать друг другу: "мы себя мнили потомками Аматэрасу, а оказалось - мы бака (придурки), и сидим в кусо (дерьме) по горло. А в дерьмо (по научному - политика самоизоляции) мы залезли сами, никто нас туда силой лезть не заставлял. И если мы, дорогие томодати (товарищи) из дерьма выбираться не начнем, то американцы нас нагнут так, что сири (задница) лопнет".
Друзья, посмотрите на портрет Перри:
Видно, что нагнет и не моргнет?
По-моему, отлично видно. Видно это было и японцам, тем более, у них и пример того, что может случиться, был перед глазами: опиумные войны в Китае.
В этих войнах есть показательный и примечательный аспекты.
Показательный: в первой опиумной войне участвовало 4000 англичан и 90 000 китайцев. Потери составили: у китайцев убитыми 23000 человек, у англичан ... 69 (Шестьдесят девять) человек (!!). А примечательный аспект в том, что если в первой войне Китай грабили только англичане, то во второй в дело пошла коалиция Британии, Франции и США. Иначе говоря, англичане сообразили первыми, где у бутерброда маслом намазано, но и другие великие державы тоже среагировали быстро.
Последствия для Китая были катастрофическими: из государства с ВВП № 1 в мире, и огромным профицитом внешнеторгового баланса он превратился в полуколонию, и совершенно утратил суверенитет. Европейцы творили там все, что хотели, без всяких сдержек. И ведь не зря же войны назывались "опиумными". Почему англичане в них ввязались? А очень просто: глубокий китайский профицит внешнеторгового баланса означал глубокий дефицит для Британии. Европейцы китайские товары покупали охотно, а китайцы от европейских товаров воротили нос. Дескать, все у нас есть, вашего нам ничего не надо. И единственным английским товаром, имеющим перспективы широкого потребления на просторах Поднебесной оказался опиум. На каковой опиум англичане ханьцев и подсадили.
Я, как наяву, слышу визг патриотнутых зомби: Вот! Вот! Мы же говорили! Проклятые нагличане! Да что б их!....
Нет, друзья. Если пораскинуть тем, чего у зомби нет, а именно, мозгами, то выходит, что не англичане в этом виноваты, а сами китайцы.
Первая опиумная война, 1840 год, это начало промышленной революции в Европе. Англия, Франция, США в это время уже, практически, индустриальные державы. А Китай все еще страна феодальная. И вот какая штука - не нужны в феодальной стране индустриальные товары: сталь, чугун, прокат, паровозы, пароходы, станки, динамо-машины. Те, кто живет при феодализме просто не знают, что это такое, и что с ними делать. Ну а в таком случае, дорогие товарищи феодалы, получите ... "бусы" (фигурально выражаясь) и нужны они вам или нет, вас и не спросят.
В результате, после 1840 года Китай накрыл кризис, который закончился только, представляете? в 1978 году, когда Дэн Сяопин провозгласил в Китае политику Гайгэ-Кайфан - Реформы и открытость.
Вот. Вот ключевое слово. Открытость. Китайцам на то, чтобы понять: спасти страну может только вестернизация, потребовалось 140 лет. Японцам хватило 10. Россия-матушка не управилась с вестернизацией и за 300 лет.
И как же так получилось?
Различие результатов и темпов вестернизации, наверное, в наибольшей степени зависели от характера власти и структуры общества.
Власть русского царя, Петра, была абсолютной и совершенно непубличной. Это до Петра, "царь решил, а Дума приговорила" - существовали хотя бы декоративные институты публичного принятия решения, с каждым десятилетием XVII века все более декоративные. Петр устранил любую дискуссию вокруг своих решений, чем, по факту, и заложил мину под русскую монархию, которая рванула в 1917 году. И не могла не рвануть - мир вокруг России менялся, а ее политический уклад оставался прежним - Золотая Орда. Реально. Идея об абсолютном самовластии российских царей имеет корни в Ясе Чингис-хана.
В Китае надо сказать, власть императора тоже была непубличной. Но не такой абсолютной, как в России. Китайская идеология предполагает, что вокруг правителя должны стоять мудрые советники, совещаясь с которыми он и принимает решения. То есть коллегиальность, пусть в высшей степени ограниченная, была присуща Китаю со времен седой древности.
В Японии дела обстояли еще интереснее и дальше от российских порядков. Монархия в стране Ямато существует с 660 г. до. н.э... Ну, хорошо, хорошо, это мифология, с этим спорить не будем. Но уж с 600-х годов нашей эры она существует точно. И никогда за все время существования императорской династии, японский монарх не владел абсолютной властью. Он рассматривался японцами скорее как Первосвященник, молитвенник за народ японский, чьими благими заслугами государство и существует. А административная деятельность - это не Его вопрос. Такое положение дел было особенно отчетливым с XII по XIX век, когда административная власть в Японии принадлежала Императору чисто формально, никаких властных полномочий у него не было, вся власть и все ресурсы страны были в руках сёгуна - военного правителя.
Распоряжались сёгуны этими ресурсами по всякому, но в 1274 и в 1284 годах только непримиримая позиция сёгуната сохранила независимость Японии от Монгольской империи. За это сёгунату жирный плюс. А в начале XVII века сёгуны из рода Токугава полностью закрыли страну от иностранцев и истребили всех японских христиан, и своих и пришлых. А вот за это сёгунату жирный минус.
В середине XIX века оставаться закрытой, феодальной страной, когда индустриальные державы стучатся в дверь бронированным кулаком... Понятно, что оставить все как есть, означало для Японии превращение в полуколонию, или даже просто в колонию. Японцы это отлично поняли.
Нельзя сказать, что десятилетием ранее этого не поняли и китайцы. Но китайская администрация в те годы была инородческой (Китаем правила манчжурская династия Цин), некомпетентной и чудовищно коррумпированной. Чудовищно, не менее коррумпированной, чем современная российская администрация. И коррупционерам, и гражданским, и военным, было все равно, кто хозяйничает в стране на макроуровне, собственные правители, или чужие. Свой чох они всегда могли выжать с абсолютно бесправного населения.
Иное дело японцы. Их элита не разложилась настолько, как в Китае или России, и крайнее российско-китайское высокомерие элит по отношению к низшим классам, самурайской элите было чуждо. К середине XIX века самураи поняли, что они, конечно, сословие привилегированное, но без купцов и крестьян они никто, и если на японскую землю придут хозяйничать гайдзины, то крестьяне и купцы никуда не денутся, а самурайское сословие просто вымрет. Ему не найдется места в колонизованной стране. А события развивались так, что все к этому и шло. Вершина самурайского сословия, сёгунат Токугава, в начале 1860-х годов пребывал в ступоре и подписывал с американцами один неравноправный договор за другим. Каждый последующий был жостче предыдущего. К освоению Японии, кроме американцев, подключились британцы и французы. Все по китайскому сценарию. Но Китай - громада. Гигантская территория, гигантское население. А Япония по территории меньше раз в 20, и население там меньше китайского раз в сто)). Ну хорошо, хорошо, раз в тридцать. Так что колонизовать ее было куда удобней чем Китай.
И что же видят патриотически настроенные японцы, все не только самураи? Суверенитет стремительно утрачивается, а сёгунат делает гайдзинам (иностранцам) уступку за уступкой. Что делать? Решение японцам подсказало уникальное политическое устройство страны: два центра власти. Административно-военный - сёгунат, и сакральный - Император. Раз сёгун не справляется, значит, он должен отказаться от власти в пользу Императора. Логично? Да, логично. По этой логике японцы и поступили. По всей стране начались народные волнения, а самураи провинций Тёсю и Сацума (крайний юг Японии, южная оконечность острова Кюсю) взбунтовались против сёгуната уже вполне по-военному, организовано. Казалось бы, бунт против властей- это всегда плохо. Да, не здорово, но только не в Японии. Самураи Сацумы и Тёсю бунтовали не против, а за. За Его Величество, Императора Мэйдзи.
В стране началась Смута годов Босин, 1868-1869. Армия сёгуна по всей Японии воевала с армией Императора. И воевали японцы друг с другом по-взрослому, в сражениях с обеих сторон участвовало по сотне тысяч человек, осаждались замки, совершались казни непокорных. Гайдзины в стороне не остались. Французы впряглись за сёгуна, американцы и англичане - за Императора. Результат: сторонники Императора победили. Кстати, пусть они и победили в гражданской войне, но в прекращением военных действий (почти) прекратилось и насилие. Последний сёгун Токугава Ёсинобу три года отсидел под домашним арестом, а потом ему вернули часть родовых владений, в 1902 году он стал членом Парламента Японии и получил высший аристократический ранг косяку - князя. Тэнно-хэйка (Император) не был мстительным человеком.
Смотрите, друзья каким судьбоносным временем были 1860-е годы: гражданская война в США, эмансипация (отмена крепостного права) и либеральные реформы в России, реставрация Мэйдзи в Японии, объединение Германии вокруг Пруссии... Столько событий и все в одно десятилетие. Десятилетие реформ.
Но вот реставрация императорской власти свершилась, пришло время восстанавливать пошатнувшийся суверенитет. Как? Как обуздать носатых демонов, и разорвать неравноправные договоры? Любой японец из самурайского сословия должен знать "Законы войны" Сунь Цзы, как Отче наш. В "Законах..." сказано: чтобы победить, надо знать себя, знать врага и знать поле боя. А раз так, три тысячи молодых японцев, большей частью из Тёсю и Сацумы разъехались по миру, чтобы посмотреть, что там, у врагов. Причем, поехали они туда еще до Реставрации, в 1863 году. Среди них был Ито Хиробуми. в будущем первый премьер-министр Японии. Ему тогда исполнилось 22 года, и был Ито-сан горячим сторонником движения "Изгонять варваров, почитать императора". То есть труЪ-патриотом. Но побывал этот труЪ-патриот в варварской столице, в Лондоне, и пришел к выводу, что Японии надо оставить всякую мысль о сопротивлении европейцам.
Представляете? Что если сейчас некто скажет, что России надо оставить всякую мысль о сопротивлении США? Патриотический визг сотрясет небо и землю. Но это в России. В Японии к таким же выводам пришли многие, кто вместе с Хиробуми побывал на Западе. И это просто трезвый, без угара, взгляд на ситуацию. Ну, вот так сложились обстоятельства, что Европе и США сопротивляться невозможно. Тут надо понимать: признавать чье-то превосходство тяжело, но если такова реальность, признать его необходимо. И ничего постыдного тут нет. Отсталость Японии, Китая, России, это же не вина текущего поколения. Такое положение дел складывалось веками. Его надо исправлять, а чтобы исправить надо прежде всего и преимущественнейше перестать врать самим себе, опьяняться сказками, которые придуманы теми, кто действительно и персонально ответственен за пичаль-биду социального и технологического отставания.
Да, но если не воевать и не сопротивляться, то как исправлять?
Стать Европой на Дальнем востоке. У Китайцев это называется стратагема "превращения гостя в хозяина". Путем глубокого реформирования японского общества стать такой же страной как европейские страны, перенять у них все технологии, знания, нравы и политическую систему. Это и есть 4-й и 5-й пункт императорской "Клятвы пяти пунктов", и ответ на вопрос, почему вестернизация Японии заняла сорок лет, а в России, да и, по большому счету, в Китае она продолжается и сейчас. Японцы поняли то, до чего не додумались ни русские, ни китайцы: знаний, технологий и обычаев мало. Если хочешь сравняться с Европой, прими и европейское политическое устройство, которое суть парламентаризм. Но парламентаризм означает существенное ограничение абсолютизма. Удивительно, но Его Величество Император Мэйдзи на это пошел. Конечно, помогло обстоятельство, о котором мы говорили выше: Император Японии никогда не был абсолютным монархом, плюс, идея парламентаризма была для Дальнего Востока абсолютно новой, ничего, хотя бы отдаленно похожего на народовластие, там не было никогда, а абсолютно новые идеи как-то легче воспринимаются. Но что гадать о побудительных мотивах Тэнно-хэйка?
В 1890 году в Японии состоялось первое заседание Парламента, а перед этим была принята Конституция Японии. Отметим примечательный факт: парламент в России появился на 15 лет позже, как раз вследствие последствий)) Русско-Японской войны, а до конституции Николай "Кровавый" Александрович так и не добрался.
Конечно, первые парламентские выборы были далеки от современных стандартов, который предполагает тайные, прямые, равные выборы. Они были тайными, прямыми, но не равными: в них участвовали только мужчины старше 25 лет, и только те, кто в течение года платил налоги не менее 15 эн. Очень высокий имущественный ценз из-за которого в выборах могло принять участие не более 1% населения. Но сравним японские выборы 1890 года с выборами в I Государственную думу. Русские выборы разом нарушали все современные стандарты: неравные, непрямые, не тайные. Выборы в русскую Думу происходили по куриям: землевладельческой - 1 выборщик от 2000 тыс. человек, городской - 1 выборщик от 4000 человек, крестьянской - 1 выборщик на 30 000 человек и рабочей - 1 выборщик на 90 000 человек. Был установлен не только имущественный, но и социальный ценз - например, по рабочей курии могли голосовать только лица, работавшие на предприятиях численностью не менее 50 человек. Само собой, женщины, учащиеся и лица моложе 25 лет участия в выборах не принимали. Выборы проводились по ступенчатой системе, в землевладельческой в 2, в городской и крестьянской в 2-3, в рабочей в 3 ступени.
(Так, слово выборщик провоцирует скрепоносцев порассуждать про избирательную систему США. Не надо. Вы, дорогие патриоты, не понимаете философии этой системы, не понимаете, как она работает, и судите по чисто внешним признакам. А о том, чего не понимаешь, выгодней помолчать: проще за умного сойти))
Знаете, друзья, смотришь на эту схему, и спрашиваешь себя - а зачем? В Японии, понятно, зачем. См. п.1 "Клятвы..." - Император поклялся править, считаясь с общественным мнение. Он же решил, что ему интересно мнение только состоятельных мужчин старше 25 лет. В принципе, это не совсем по-современному, но логика есть. В российской же избирательной системе вся логика сводится к тому, чтобы допустить в парламент как можно меньше простолюдинов. То есть дарованный парламент не стирал сословное неравенство, а только их подчеркивал и законодательно закреплял. Вопрос, и зачем же тогда нужен Парламент? Это же представительный орган власти, а кого он представляет? Никого. Это не парламент, а имитация парламента и нужна она была власти ради чисто сиюминутного и шкурного интереса: сбить революционные настроения, имитировать перемены, ничего не меняя.
А менять феодальные порядки было жизненно необходимо, ИБО. Сословное неравенство - еще одна ключевая причина успешности и быстроты японских реформ и провала всех попыток реформировать царскую, советскую, постсоветскую, сами-знаете-чью Россию.
Молодые японцы, разъехавшиеся по миру везде видели одно и то же: страны - технологические лидеры - или чисто парламентские республики, как США и Франция, либо парламентские монархии, как Англия и Германия. Кстати, прусская (германская) конституция и была принята японцами за образец, они ее переписали чуть ли не дословно, Почему? Японские политики и политологи)) посчитали, что именно прусская конституция обеспечивает баланс монархизма и парламентаризма, приемлемый для японского общества конца XIX века. Конституция США и парламентаризм Англии были признаны слишком радикальными на этом историческом этапе. Но, если по поводу конституции и были некие разногласия и споры, то в отношении сословий вердикт всего японского общества был един: упразднить. Нигде в Европе и Америке, что в чистых республиках, что в конституционных монархиях институт сословий не существовал, а, значит, решили рациональные японцы, он помеха для прогресса - социального, научного, технологического. Он, институт сословий, отжил свое еще лет 200 назад. А что говорится в 4-м пункте "Клятвы 5 пунктов"? Отжившие методы и обычаи будут уничтожены. Конечно, приняв Конституцию, Япония не превратилась в радикальную демократию, как в США, но сословия в стране были ликвидированы решительно, все недовольные умиротворены, недовольные, показавшие вооруженное недовольство - уничтожены. Физически. Смотрели блокбастер "Последний самурай"? Это сказка, которая ложь, но толика правды в ней есть: если патриотизм и верность обычаям мешает стране нормально развиваться то таким патриотам и ревнителям старины будет предложено свои взгляды пересмотреть. Если ревнители взгляды пересмотреть откажутся - им предложат умереть. Откажутся умереть, их истребят. Очень эффективная метода, надо ее на заметку взять)).
Самая главная, самая эффективная реформа времен Реставрации - это упразднение сословий. И выборы в японский парламент проходят в ситуации. когда сословий уже нет, все японцы юридически равны, f в обществе установился прочный консенсус относительно верстернизации, Xто еще нужно для прогресса? Ничего, все препятствия на его пути сняты. И Япония начала прогрессировать стремительно: по итогам Русско-Японской войны она окончательно вошла в число промышленно-развитых государств, сделав это первой из азиатских стран. Она стала равной среди первых.
А что же в России?
А в России все реформы, все попытки вестернизации налетели на одни и те же грабли: не публичность и абсолютистский характер власти и сословная структура общества.
Петр I брил боярам бороды, заставлял их носить немецкое платье и курить табак - то есть, перенимал европейские нравы и обычаи. Он строил мануфактуры, корабли, завозил сотням иностранных специалистов в Россию, то есть перенимал западные технологии, но сословность русского общества, сословные привилегии и ограничения он не тронул. И уж тем более, ему не приходило в в голову, что европейский монарх просто обязан делиться властью и придать ей публичный характер. Отсюда и двойственные результаты петровских реформ: с одной стороны окно в Европу прорублено, с другой стороны, пока его рубили положили четверть населения страны.
Что дальше? Анне, при вступлении на престол Государственный совет предложил подписать "Кондиции", некие обязательства, ограничивающие власть монарха и придающие этой власти публичность.
Ну, и?
Анна сначала "Кондиции" подписала, а потом, по просьбе трудящихся верноподданных порвала. Правление ее закончилось тяжелым кризисом, экономическим и политическим.
Про дщерь Петрову, Елизавету сказать нечего, ее вопросы государственного строительства интересовали мало.
"Просвещенная" немка Екатерина II, которая переписывалась с Вольтером и Дидро окончательно закрепостила крестьян, запретив им даже жаловаться на своих хозяев, а хозяевам разрешила без суда, только по прошению, ссылать неугодных крестьян в Сибирь.
Александр I... Тут дальше прожектов дело не пошло.
Николай I был ярым контр-реформатором. Какой там парламентаризм, какая отмена сословных ограничений? Самая знаменитая его цитата: "Если Европа соберется поставить революционную пьесу, я пошлю туда миллион зрителей в серых шинелях". То есть хотел распространить собственные феодальные порядки на капиталистическую Европу. Русскiй мiръ, ога. Но Николай Палкин не то, что зрителей не послал, наоборот, зрители приплыли к нему. На пароходах и с нарезными ружьями. Итог - проигранная Крымская война. Хвастуном оказался государь император. Кого же он мне напоминает?...
Александр II... Вот это первый монарх за всю историю России, который действительно понимал необходимость реальной, а не с виду вестернизации, необходимость отмены сословий и придания власти публичного характера. Начал хорошо, закончил плохо. Ничего из задуманного не довел даже до половины.
Ну а уж Александр III контр-реформацию закрепил. Один указ о кухаркиных детях, который в реальности и не указ, и не императорский, но все равно, очень любопытный документ. Принадлежит он перу Министра Просвещения Делянова, и рекомендует принять сословные ограничения при получении гимназического и высшего гуманитарного образования. Ибо. Высшее образование и и связанные с ним социальные лифты, буде к ним допущены "подозрительные" элементы, ведут к радикализации общества и к росту революционных настроений. Классный министр Просвещения. До Мединского с его мифотворчеством, конечно, не дотягивает, но сделаем скидку на XIX век. Как складно получается: выходит, народное просвещение и социальные лифты ведут к революции. И эти люди, которых и сейчас каждый второй, имеют наглость говорить, дескать им, патриотам, нужна Великая Россия, а вам, либералам, великие потрясения. Какова наглость? Неужели, господа патриоты, вы не понимаете, что неграмотная, отсталая, скованная сословными путами и предрассудками страна великой быть не может? Великими в ней могут быть только потрясения, вашей же косорукостью вызванные.
Так. Идем дальше.
Николай "Кровавый" Александрович прославился тем, что умудрился позорнейшим образом проиграть войну Японии. Для России это такой же "черный лебедь" как эскадра Перри для Японии - предупреждение и повод задуматься: а так ли правильно мы живем, не надо ли что-то в государстве поменять? Что характерно, это лебедь был не первым. Первый - поражение в Крымской войне - прилетел Александру II. Александр намек понял, Николай II - нет. В 1905 и позже, при Столыпине некоторые косметические реформы самодержавия предпринимались, но шли они "через не могу", и при явном противодействии Николая. Не было у этого человека и его окружения понимания того, что страна в тупике и дальше так продолжаться не может. Тут японский Император дает российскому сто очков вперед в части государственного мышления, и ответственного подхода к монаршим обязанностям. Ну и управленческая элита Японии намного превосходила российскую в здравомыслии прежде всего.
Шанс реформироваться, поводом к чему служила Русско-Японская война был упущен. Что привело к трагическим последствиям - царей сменили генеральные секретари, то есть Россия поменяла наследственную абсолютную монархию на ненаследственную абсолютную монархию. От древней формы государственного устройства мы перешли к древнейшей. Комми-зомби опять возопят)), но что делать, такова реальность данная нам в ощущениях: власть в советском государстве была абсолютистской, непубличной, а советское общество - сословным. Да, да, это так. Сословие партхозноменклатуры жило в спец домах, отоваривалось в спец распределителях, ездило в спецтранспорте, отдыхало на спец дачах - 50 соток на Николиной Горе. Сословие рабочих и служащих по 40 минут ждало трамвая на морозе, жило в общагах и коммуналках и по три часа стояло в магазинах в очередях за самым элементарным товаром. А на свои шесть соток под ЛЭП, или на болоте трудящимся надо было ехать часа 4: на метро, на электричке, потом на автобусе, потом пешком. Про колхозное крестьянство и говорить нечего - у них даже паспортов не было до 1974 года. Совки, вдумайтесь: десятки миллионов советских граждан юридически отличались от остальных граждан в силу происхождения! Собственно, само понятие "происхождение" в СССР использовалось легально, даже в анкетах при приеме на работу такая статья была: социальное происхождение. Сословные ограничения и привилегии на каждом шагу. Что это, товарищи коммунисты?
Средневековье - вот что это. Японцы сословия ликвидировали в в 1870-х годах а мы их и через сто лет все еще не упразднили.
Вот, собственно, и ответ на вопрос: почему вестернизация Японии закончилась за 40 лет, и эта страна стала "равной среди первых", среди экономически развитых стран, а Россия эту задачу выполнить не может уже 300 лет. Причем сейчас тенденция явно обратная прогрессу, весь мир идет в будущее а мы скатываемся в средневековье: абсолютная монархия, непубличная власть, сословная организация общества. Итог такого движения предсказуем, мы уже его видели в 1917 и 1991 году.
И это огорчает меня.
Вместо послесловия.
Хотя опус уже разросся до неразумных пределов, есть одно обстоятельство, о котором надо упомянуть.
Глубокое реформирование России - это объективная реальность и объективная необходимость. И не важно, осознает ли это большая часть общества, понимают ли это элиты, не в этом дело. Развитие России подошло (в который раз) к моменту, когда так, как сейчас, она жить не может. Перемены нужны, и нужны настоятельно. Но теперь у России появилась альтернатива вестернизации, которой не было еще 40 лет назад:
Китаизация.
Мы сейчас наблюдаем невиданный раньше феномен: общество с абсолютистской, непублично властью, все еще сословное демонстрирует миру впечатляющий технический и технологический прогресс и, пусть небыстрый, но неуклонный рост всех показателей комфортности жизни китайских граждан.
Это реальная альтернатива вестернизации. Не удивлюсь, если совки сейчас радостно закричат: Да, да, хотим, как в Китае, гребем сюда.
Это тема для отдельной статьи, но, знаете, дорогие товарищи комми-зомби, если у нас все будет как в Китае, то я даже и не против. Но не просто как в Китае, а в точности, как в Китае. В этом вся соль. Японцы модернизировали свою страну столь стремительно именно по тому, что в точности копировали Европу. Они не говорили - вот это нам нравится, это мы переймем, а это не нравится, это мы перенимать не будем. Нет, друзья, это так не работает. Или все, или ничего. На половинчатости как раз все русские реформы и провалились. И уж если мы хотим, чтобы как в Китае, надо не изобретать новые налоги, а снижать имеющиеся. В Китае ИП и МП с оборотом менее $1 000 000 в год не платят налогов. Это, на минуточку, на наши деньги 72 000 000. А у нас налоги платятся, даже если оборот нулевой. Хотите как в Китае, тогда и делайте как в Китае.
Или другой пример пару лет назад товарищ Си вернул из-за рубежа жен и детей правящей элиты. Оторвал их от бизнесов, недвижимости, университетов, от всего, чем они на Западе обзавелись. Мотивировка такая: "вы говорите, что живете и учитесь за границей, потому что там лучше, чем у нас? Хорошо. Возвращайтесь, скажите, что у нас не так, будем вместе работать над тем, чтобы у нас стало не хуже".
Это в Китае. А у нас, в перманенто встающей с колен стране, гос. Дума, в нарушение указа президента продлила срок отказа от двойного гражданства до 01.01.2023 г.
Элите, похоже, не нужна ни вестернизация, ни китаизация. Их и так неплохо кормят. Долго ли будут кормить? Основной вопрос российской современности. Посмотрим, как он разрешится.
Исходное сообщение Сиротка_Мегги Букаф много, читала по диагонали, смотрела картинки))) Ну что с меня взять, после НГ ничнго серьёзного не воспринимаю))) Но написано по-змеиному интересно)))Спасибо. Надо было больше картинок вставлять)).
Исходное сообщение Сиротка_Мегги Scallagrim, Да-да)))И вообще мои любимые книжки должны быть непременно с картинками)))Это я сердечно одобряю. Что это за книжка без картинок?
Исходное сообщение Scallagrim Но для американской системы нужна еще "автономность" личная. Когда самый обычный обыватель на подачки о государства не надеется, живет своим умом и умением. Это тоже не про русских писано.не очень соглашусь. какие правила задают сверху, по тем и живут. соглашусь что приучили к тому что все за народ решают, и за весь, и за личности. но от этого можно избавиться. нужно только изменение правил игры и время.
Исходное сообщение R_wingТак и есть. Но у руководства должна быть на это политическая воля. Либо у народа она, воля, должна появиться.Исходное сообщение Scallagrim Но для американской системы нужна еще "автономность" личная. Когда самый обычный обыватель на подачки о государства не надеется, живет своим умом и умением. Это тоже не про русских писано.не очень соглашусь. какие правила задают сверху, по тем и живут. соглашусь что приучили к тому что все за народ решают, и за весь, и за личности. но от этого можно избавиться. нужно только изменение правил игры и время.
Исходное сообщение R_wing кто виноват понятно. что делать? сохранять спокойствие и чистить пистолет?Сначала его надо приобрести
Исходное сообщение Scallagrim Но для американской системы нужна еще "автономность" личная. Когда самый обычный обыватель на подачки о государства не надеется, живет своим умом и умением. Это тоже не про русских писано.Вот как раз автономность у русских, как и у американцев, высочайшая в мире. Автономно он чувствует себя комфортно и способен на что угодно. Сложность в том, что в него искусственно засажена "необходимость власти", и очень глубоко. Хотя ещё влияет география - особенно сильно властепочитание в центральной, серой зоне.