Хорошая книга... А, главное, своевременная.
В. И. Ульянов-Ленин
Случайно, по наводке друзей, набрел на книжку Леонида Владимирова (в "девичестве" Финкельштейна) "Советский космический блеф".
Название многообещающее. Не срывает ли автор покровы с высокого полета 12.04.1961?
Интересна мне эта тема с некоторых пор.
Почему?
Когда серфишься по сети, постоянно натыкаешься на статьи про Лунный заговор. Тема благодатная. Тренды под такими статьями растягиваются на сотни камментов, где упоротые с пеной у рта доказывают, что американцы на Луне не были ибо не могли быть. А вот флаг, а вот след, а вот отражение Олдрина в шлеме Армстрогнга, а вот фотографии, а вот пояс Ван Аллена... Просто остервенение у патриотов эта тема вызывает.... Оно и понятно. Американцы опередили СССР? Да быть не может. В пропаганде этот прием называется "отрицание"
Но, если поразмышлять... Не тот ли это случай, когда в чужом глазу сучок, а в своем бревно? С Гагариным то у нас все в порядке?
Давайте сравним.
Старт гагаринской Р-7 не видел никто. Никто из посторонних, только работники космодрома. Журналисты, смежники, независимые наблюдатели даже с самыми высокими уровнями допуска на старт допущены не были. Старт Сатурна-5 наблюдало своими глазами около миллиона человек. Зеваки съехались со всей Америки. Не говоря уже про официальных гостей: члены семей астронавтов, дипломаты и прочие лица, приглашенные на старт. Ни у кого из них американцы формы допуска не спрашивали.
Никаких кино-фотодокументов старта Р-7 нет. Все, что мы видим, и все, что подается как кинохроника, суть позднейшая реконструкция. Гагарин выходит из автобуса, рапортует Главному конструктору садится в лифт, диалог Главного и Гагарина, "поехали!" - все снималось позднее, причем факт реконструкции признает и советская сторона. Есть еще более поразительный факт: Гагарин за время полета не сделал ни одного снимка. Ни кабины, ни Земли в иллюминаторе, ни Космоса. Как такое может быть? Сравните: американцы привезли с Луны сотни фотографий и километры кинопленки
С приземлением Гагарина тоже все не гладко. Гагарин приземлялся на парашюте, отдельно от спускаемого аппарата, автоматика катапультировала первого космонавта из Востока на высоте 7 км. Позднее приземление Гагарина обросло красивой советской сказкой: советский космонавт садится на колхозное поле, где его встречает советская колхозница вместе со своей дочерью-пионеркой. Правда, бала ли крестьянка членом КПСС, об этом в сказке не говорится. Почему в сказке? А потому, что это ложь. Гагарин приземлился не на колхозное поле, а на территорию секретной в/ч, которая, надо же какое совпадение)), была приписана к космическим войскам. То есть, не только у старта Гагарина, но и у его приземления нет гражданских свидетелей. Надо ли говорить, что посадка Аполлона-11 была полностью задокументирована и снята с разных ракурсов?
И что у нас получается? По уверениям советской пропаганды Гагарин 12.04.1961 в Космос летал, но никаких свидетельств тому, кроме устных рассказов заинтересованных лиц, нет.
Тема не менее благодатная, чем Лунный заговор, тем более, для такого убежденного антисоветчика, как Владимиров-Финкельштейн. Она уехал из СССР в 1966 году, книга вышла в 1971-м, то есть по горячим следам. Казалось бы, срывай и срывай покровы, и будешь в профите.
Однако, нет. Никаких сомнений в реальности высокого полета Владимиров не высказывает.
Он его обесценивает, что намного хуже. Хуже для совковой пропаганды, естественно.
Что такое обесценивание?
К трем приемам пропаганда прибегает, когда сталкивается с неприятным для нее фактом: игнорирование, отрицание, обесценивание
Игнорирование, ну, тут понятно. Игнорировать - это делать вид, что неприятного факта не существует. В космическом контексте, например, СССР игнорировал многие американские результаты, которые говорили о том, что приоритета в технологиях у СССР нет, он у американцев. Тут достаточно вспомнить Аполлон-11. На старт был приглашен посол СССР в США, который сначала согласился, а потом отказался. А после старта в советских газетах появились крошечные слепые (без фото) заметки, которые совершенно терялись среди рапортов о невероятных урожаях, надоях, уловах.
Отрицание. К нему приходится прибегать, когда игнорировать нельзя. "Этого не может быть потому, что не может быть никогда" Теория Лунного заговора на таком приеме и построена. Но тут уже пропаганде приходится поднапрячься, для отрицания нужны аргументы.
Ну, и обесценивание. Если игнорирование и отрицание не работают, надо представить дело так, будто неприятный факт совершенно несущественен и ни о чем не говорит. Это еще сложнее, чем отрицание. Тут приходится глубже прорабатывать аргументацию, выстраивать логические цепочки, апеллировать уже не к эмоциям, а к разуму. То есть, это не вполне пропаганда, ИБО, пропаганда всегда нацелена на эмоции, разум для нее бич)). В 70-е годы именно таким приемом пользовались правоверные большевики, когда заявляли, мол, что за спортивными рекордами мы не гонимся, будем осваивать Космос беспилотниками и космическими станциями, а "маленький шажок человека", он действительно маленький, и для человечества не значит ровным счетом ничего. Сегодня кремлеботы так же атакуют Маска: "ничего нового", "Маск не технический гений, а пиарщик", "многоразовая система дороже одноразовой", "все технологии Маск получил от НАСА по приказу ЦРУ", ну, и тому подобный бред.
Владимиров, собственно, в своей книге (а она совсем небольшая - около 200 страниц) занимается тем же самым - обесценивает советские космические достижения. Казалось бы, чистая пропаганда, но... Есть загогулина. Его обесценивающая аргументация 100% справедлива. То, чем он занимается, это не пропаганда. Это разоблачение. Разоблачение советского космического мифа.
А в чем этот миф заключается? В том, что "Социализм - лучшая стартовая площадка для Космоса", как сказал Никита Сергеевич после высокого полета. В переводе с номенклатурного на русский, это означает что социалистическая плановая экономика создала условия для доминирования Страны Советов в космической отрасли, самой передовой и технически сложной на то время. А, стало быть, социализм имеет решающее преимущество над загнивающим капитализмом и когда-нибудь, его похоронит.
Так вот, Владимиров показывает, что это ложь. Ни о каком доминировании СССР в космосе речь не шла. В Космосе доминировали США. Гагаринский полет создал иллюзию обратного, но реальность не изменил. Причем, по словам Владимирова, Королев это отлично понимал. Понимал, что рано или поздно, но абсолютно неизбежно, американцы продемонстрируют что-то такое, чего мы не опередить, ни воспроизвести не сможем. Чтобы осознать это, достаточно сравнить ключевые даты космических программ СССР и США.
Программы первого поколения, это у СССР: космический корабль (КК) "Восток" и ракета-носитель (РН) Р-7. У американцев, соответственно, КК Меркурий и РН "Редстоун", затем Атлас.
Сравним даты запусков:
Восток:
16.08.1960 - успешный запуск. Знаменитые собаки Белка и Стрелка возращены на Землю
01.12.1960 - авария при спуске. Собаки Пчелка и Мушка погибли
22.12.1960 - авария на старте, вместо орбитального, корабль совершил суборбитальный полет. Собаки Комета и Шутка выжили
09.03.1961 - полностью успешная миссия. Манекен на месте пилота, собака Чернушка, все вернулось на Землю.
25.03.1961 - полностью успешная миссия. Манекен катапультирован.
12.04.1961 - высокий полет.
Меркурий
21.11.1961 - авария. Двигатель отключился сразу после старта.
19.12.1961 - полностью успешная миссия. Полетная программа выполнена.
31.01.1961 - суборбитальный полет с шимпанзе Хэмом на борту. Хэм был одет в скафандр, и дрессирован на выполнение определенных манипуляций. Подсчитано, что во время полета он дергал за рычаги 50 раз. Хэм приземлился в хорошем состоянии и пережил Гагарина на 15 лет)).
05.05.1961 - суборбитальный полет с человеком на борту. Полностью успешный.
Знаете, какой вывод из этого графика? Американцы могли запустить Шеппарда еще 31 января. Никаких принципиальных изменений в конструкцию корабля за эти три месяца внесено не было. Но американцы хотели отладить все на животных до максимальной безопасности. СССР на безопасность заморачиваться не стал. Вот и вышло так, что американцы запустили в Космос обезьяну, а СССР запустил... Гагарина. Чтобы догнать и перегнать.
Тут на СССР сработала американская открытость. В Советском Союзе космическая тема была абсолютно секретной. Общественность извещали о свершениях постфактум. О неудачах не извещали вообще. А американцы из своей космической программы тайны не делали, их график пусков, испытаний, имена астронавтов были известны минимум за полгода вперед. Чем СССР успешно пользовался. Уже в конце 1960 года было известно, что полет Шеппарда планируется на весну 1961-го, соответственно, под эту дату подогнали и высокий полет. Смертельно опасный из-за спешки.
Но ради чего рисковал Гагарин? Что этот полет доказал?
Ничего. Гагарин опередил Шеппарда на 23 дня. Где тут доминирование, первенство и преимущества социализма? 23 дня. Вот в атомных делах, там, действительно, американцы доминировали 4 года с 1945 по 1949 год. И в эи 4 года СССР ничего не мог противопоставить американскому ЯО. А тут доминирование продлилось три недели.
Упоротые совки, конечно, возразят, что полет Гагарина был орбитальным, он совершил 1 виток вокруг Земли, а полет Шеппарда - суборбитальным, он поднялся на 180 км и приземлился в 460 км от места старта.
Возражение кается сильным, но только кажется.
Во-первых, ради приоритета орбитальных полетов Королеву пришлось пойти на смертельный риск: отказаться от парашютной системы приземления, и сделать приземление Востока и космонавта раздельным. На высоте 7 км космонавт катапультировался из КК и приземлялся на собственном парашюте. Надо ли говорить, что катапультирование в авиации - это чрезвычайная ситуации, опасная и совершенно неполезная для здоровья пилота. А тут все шесть Востоков только так и приземлялись.
Во-вторых, первый полноценный орбитальный полет у американцев состоялся через 10 месяцев после Гагарина, 20.02 1962 года уже на новой РН - Атлас, на 3 витка. Вслед за ним было еще три полета - на 3 витка, на 6 витков и 22 витка 15.05.1963г. после чего американцы посчитали программу Меркурий выполненной. Американцы просто не спешили, не гнали лошадей не рисковали людскими жизнями ради политических понтов. Они действовали планомерно, имя перед собой конкретную цель: высадку на Луне. Поэтому, когда они увидели, что программа Меркурий-Атлас уже ничего нового им дать не может, они перешли к программе второго поколения Джемини (КК)-Титан (РН).
И вот уже в этой программе тотальное техническое превосходство США проявилось в полной мере.
Владимиров пишет, что летом 1963 года Хрущев вызвал Королева и приказал ему запустить в Космос новый КК с тремя космонавтами на борту. И сделать это до 07.11.1964 года.
Почему? Потому, что Джемини был двухместным кораблем и его первый пилотируемый запуск планировался на конец 1964 - начало 1965 ода. Снова, как и в случае с гагаринским "Востоком" имеем планирование советской пилотируемой программы от американской: знаем, когда и что американцы запускают и пытаемся их опередить. В боксе это называется "кража раунда": боксер весь раунд стоит пассивно, только отбивается, но секунд за 10 до конца, когда противник расслабился и ждет гонга, боксер выходит из спячки и демонстрирует активность. Иногда это срабатывает и раунд засчитывают ему. Советские партийные боссы действовали точно так же. И ведь прокатывало! Владимиров пишет, что когда он оказался на Западе, его поразила уверенность тамошней публики в том, что в космической гонке СССР далеко обогнал США.
Естественно, Королев был в глубокой депрессии. Он-то отлично понимал возможности американской промышленности и промышленности советской. Как, еще перед войной, говорил японский адмирал Ямамото Исороку: "всякий, кто видел заводы Форда в Детройте, оставит мысль о войне с Америкой". Но подобно Ямамото, которому некомпетентное руководство приказало воевать с Америкой, Королев за задание Партии взялся. С тяжелым сердцем.
Новая РН, "Союз", уже начинала проектироваться, но довести ее до практического полета менее, чем за год, возможным не представлялось. То же и с КК, Трехместный "Союз" уже существовал в эскизных чертежах, но воплотить его в металле к Красному дню календаря 1965 задача совершенно непосильная. Оставалось только одно: запихать три кресла для космонавтов в гагаринский Восток. Что советские конструкторы и сделали, назвав трехместный "Восток" - "Восходом". Для этого пришлось в отряде космонавтов искать самых миниатюрных, наплевать на эргономику, сажать Егорова буквально на колени Феоктистову, отказаться от катапультирования и садиться на парашютах, благо, по сравнению с 1961 годом, советская промышленность худо-бедно освоила производство капрона, которого на чулки советским женщинам еще не хватало, а вот на парашюты "Восхода" должно было хватить, и, наконец, отказаться от скафандров. Что характерно, советская пропаганда и здесь нашла повод для перемоги: дескать, наши КК такие надежные, что скафандры нам не нужны. Ага. Тупое бахвальство 1965-го года обернулось трагедией в 1971. При спуске от разгерметизации погибли Волков, Добровольский и Пацаев. Они летели на новом корабле, "Союз", но были без скафандров.
Как бы то ни было, Королев в очередной раз задачу догнать и перегнать, иначе говоря, пустить пыль в глаза, выполнил. Восход-1 стартовал 12.10.1964 г. Любопытная подробность: об успешном выходе на орбиту экипаж рапортовал Хрущеву, а вот о завершении полета пришлось рапортовать уже Брежневу. Пока летал "Восход", Леонид Ильич подсидел Никиту Сергеевича. К великой радости Королева.
Что было дальше?
18.03.1965 г. стартовал "Восход"-2 в двухместном варианте с первым выходом человека - Алексея Леонова - в открытый Космос.
Собственно, пилотируемая программа "Восход" на этом и закончилась. А теперь посмотрим второе поколение КК у американцев - программу "Джемини". Этот корабль существенно превосходил по размерам Меркурий, был рассчитан на 2 человек и длительность пребывания в Космосе вплоть до 2 недель.
Первый пилотируемый КА Джемини-3 стартовал 23.03.1965 г., т.е. на полгода позже Востока-1.
Джемини-4 - 3.06.65, выход в открытый Космос длительностью 22 минуты. На 3 месяца позже Востока-2
Таким образом, СССР мог снова заявить, что владеет приоритетом и по многоместным полетам (в течение 6 месяцев) и по выходу человека в Космос (в течение 3 месяцев). Снова перемога (две)? Не будем торопиться.
За 1965 год было выполнено 5 (!!) миссий Джемини, и еще 5 за 1966 год. Рекорд продолжительности полета составил 13 дней 19 часов. В рамках программы американцы несколько раз осуществили выход в открытый Космос (суммарно 10 часов) и стыковку пилотируемого корабля с беспилотным устройством. Впервые в мире. СССР технологию стыковки воспроизвести тогда не смог (первый звонок того, что американцы обгоняют). А она являлась ключевой для успешной миссии к Луне. Практически все пилоты Джемини участвовали в программе Аполлон, шестеро высаживались на Луну. Пилот Джемини-8 Нил Армстронг стал первым человеком ступившим на лунную поверхность, Вирджил Гриссом (Джемини-3) - первым человеком совершившим 2 космических полета, Уолтер Ширра (Джемини-6А) - первым, кто летал в Космос трижды, на трех типах КК - Меркурии, Джемини и Аполлоне, а пилот Джемини-3, Джон Янг летал в Космос 6 (!!) раз - дважды на Джемини, дважды на Аполлоне, во второй раз он высаживался на поверхность Луны, и дважды на Шаттле "Колумбия". Скончался Джон Янг совсем недавно, в 2018 году в возрасте 88 лет.
Между прочим, я не зря выделяю многоразовость американцев: двухкратный астронавт, трехкратный астронавт, шестикратный астронавт... Для американцев, уже в 60-х, космические полеты не были подвигом во имя своей капиталистической Родины, они были работой. А если человек выполняет работу хорошо, почему ее не доверить ему и во второй, и в третий раз?
Друзья, а как вы думаете, почему первым человеком на Луне был выбран Армстронг? Из-за обаятельной улыбки и чистокровного англосаксонского происхождения? Нет. По деловым качествам. Во время миссии Джемини-8 он стал первым человеком, осуществившим ручную стыковку КК с беспилотным модулем. А потом он справился со смертельно опасной ситуацией, внезапно развившейся в ходе миссии: один из стыковочных двигателей Джемини не отключился во-время, и раскрутил корабль до скорости 1 оборот в секунду. Это означало перегрузку в 3.5 g. Армстронг в ручном режиме сумел отключить двигатели и погасил вращение. Вот за это ему первую лунную миссию и доверили.
Хорошо, но это американцы.
А что СССР? А в СССР после миссии Восход-2, а это март 1965 года, по 23.04.1967 г. пилотируемых запусков не было вообще. И этот первый запуск корабля 3-го поколения "Союз" закончился трагедией: при спуске погиб Владимир Комаров и программа пилотируемых полетов в СССР затормозилась до 26.10.1968 года, когда в Космос полетел Георгий Береговой, в одиночку на трехместном "Союзе". За эти 4 года американцы закончили программу Джемини, отладили Сатурн-5, и полным ходом неслись к Луне по программе Аполлон, первый пилотируемый запуск Аполлона с тремя астронавтами состоялся 11.10.1968г. и продлился 11 суток.
Заметили загогулину? СССР настолько отстал в космической гонке, что не сумел провернуть очередной трюк с "кражей раунда": Береговой полетел на 15 суток после Аполлона. Никакая штурмовщина и партийные накачки не помогли. А если смотреть в ретроспективе, то американцы отладили 3-е поколение РН и КК на год раньше, чем СССР, и Сатурн-5 и Аполлон были практически готовы к концу 1967 года. Да и принципиальное отличие Аполлона от Союза не заметить нельзя. Программа Аполлон - это новая космическая техника, РН Сатурн-5, непревзойденная по мощности и по сей день и КК, предназначенные для высадки на Луну. А КК Союз и РН Союз - просто модификации все той же Гагаринской связки Р-7 - Восток. Каковой Союз у нас летает и поныне, все на тех же, гагаринских движках РД-107. Ну что сказать? Да ничего. Слов нет. Разве что картинку показать, полностью тут уместную.

Раскрасить ее под хохлому, и вот он, рогозинский Союз.
И что же получается? За 4 года с 1965 по 1968 год американцы проводят 11 успешных запусков, а СССР - четыре, один с трагическим исходом. И это советское доминирование в Космосе? Совки истово веруют в это до сих пор)).
1969 год стал годом "окончательного перелома" (один из любимейших советских штампов") - Американцы высадились на Луне. Малоизвестный факт: 13.07.1969г. СССР запустил автоматическую станцию Луна-15, за три дня до запуска Аполлона-11. В советских СМИ о цели и результатах миссии говорилось очень глухо, дескать, советская автоматическая станция успешно вышла на лунную орбиту и произвела запланированные исследования. На самом деле, станция разбилась о поверхность Луны, а ее целью было забрать 100 гр. лунного грунта и доставить его ан Землю, опередив в этом американцев на пару дней. Очередная попытка "кражи раунда", но она не прокатила. После смерти Королева советская космонавтика только и делала, что глотала космическую пыль, поднятую США. Собственно, единственным значительным вкладом СССР в освоение космоса после 1965 года (выход Леонова в открытый космос) стал запуск орбитальной станции "Мир" в 1986 году. А после ее затопления 23.03.2001 года, теперь уже не СССР, а Россия, не сделала для Космоса вообще ничего инновационного, разве что, лифт с голосом Гагарина. Ну и еще задумка назначить журналиста главой космической отрасли - это свершение, аналога которому в мире нет.
... Если смотреть на космические программы СССР и США 600х годов, отчетливо видишь, что программа США имела логику, план, график подчиненные одной цели - высадке на Луну.
В самом деле.
Начали американцы с программы "Меркурий" (КК) - "Редстоун" (РН). В рамках этой программы они ответили на вопрос: может ли, принципиально, человек пережить космический полет, сохранив работоспособность и здоровье? На этом этапе применялись суборбитальные полеты. Ответ оказался положительным.

Тогда американцы перешли к программе "Меркурий-Атлас" (РН, более мощная, чем "Редстоун"). Тестировались уже орбитальные полеты, причем время полета последовательной увеличивалось: 3, 3, 6 и 22 витка. То есть проверялось может человек полноценно работать на орбите в течение часов и суток, доводились до ума все системы, обеспечивающие такой полет.

Дальше они посчитали программу "Меркурий" выполненной, и перешли к программе второго поколения "Джемини"-"Титан". Здесь уже началась непосредственная отработка элементов лунной миссии - стыковка кораблей на орбите, выход в открытый космос, исследования переносимости человеком длительного пребывания в космическом полете (до 2-х недель, типичное время полета "Аполлона"), решались вопросы ориентирования, пилотирования, обмена данными земля-корабль, радиационной безопасности и многое другое.
И наконец, после завершения программы "Джемини", стартовала программа "Аполлон-Сатурн".
Все логично, последовательно, рационально.
А какой логикой руководствовалась советская космическая программа? Владимиров считает - простой: все время хотя бы в чем-то опережать США. Иными словами, советское "покорение Космоса" - суть просто пропагандистская программа, дезинформация, завеса, скрывающая самый главный и самый печальный для советского руководства факт: советская админстративно-командная экономика неэффективна и по всем статьям проигрывает экономике рыночной.
Представим забег: спринтер с надписью "СССР" и истребитель F-16 с надписью USA.
На старт, внимание, марш! ... Что будет на первых 50 метрах? Бегун обгонит самолет. Умеет он резко, с места выходить на максимальную скорость, а многотонному самолету еще надо разогнаться. Однако, на 60-м метре истребитель с бегуном поравняется, обойдет его как стоячего, взлетит, врубит форсаж, и исчезнет в голубом небе. А бегун (с надписью СССР на майке) останется на земле с высунутым языком, выпученными глазами и тяжелой одышкой.
Это и есть визуальный образ советско-американской космической "гонки".
Самое примечательное, что бегун потом может 60 лет рассказывать, как он обогнал истребитель. И это будет правдой. Но дальше бегун начнет утверждать, что раз так, то я бегаю быстрее, чем он летает. А вот это уже будет ложью. Каковую ложь в своем сочинении беглый журналист Владимиров и разоблачает.
... Что сказать? Хорошая книга. А, главное, своевременная (С). Даже сейчас, через 50 лет после публикации.
ПС. Ну, и пару слов о косяках. А они в книге Владимирова есть и немало. Например, он утверждает, что академик Янгель суть сотрудник Вернера фон Брауна, вывезенный в СССР. Феерично. Или, что на гагаринской ракете Р-7 стоял 21 двигатель РД-107. Нет, двигателей РД-107 там было 5 единиц, просто каждый из них имел четыре камеры сгорания (в просторечии именуемыми "соплом"). Вот сопел там, действительно, 20. Или, что Королев принципиально и не помышлял о Луне, предлагая все усилия сосредоточить на орбитальных станциях. А в реальности Лунная программа в СССР разрабатывалась, и весьма интенсивно.
Как к таким косякам относится? Как к намеренному очернению советской действительности? Я склонен их объяснять глубокой секретностью все космической тематики в СССР. В таких условиях даже специалисты часто довольствуются слухами и их же и распространяют. А беглые журналисты их тиражируют.... Впрочем, тут уж решать читателю. А прочитать книжку надо. Много времени это не займет. Я за день справился)).