• Авторизация


Владыка. Не вполне канонiчные размышления о Православии на примере одного жития. Часть II 04-11-2020 08:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Часть I: https://www.liveinternet.ru/community/4677619/post470842359/ 

 

Великое уходит, малое приходит. Несчастье. Ничего благоприятного. И-цзин. Пи-гуа. 

Даниловское кладбище, пусть и обширное и старинное, известно москвичам и гостям столицы плохо, Тут вне конкуренции Новодевичье и, особенно, Ваганьковское. Могилы Высоцкого, Листьева, Тарасова, Абдулова собирают толпы зевак уже многие годы. Но и на Даниловском есть нечто и примечательное, и поучительное. Войдите в их главные ворота и следуйте по центральной аллее метров 100. Первый поворот на право, на боковую аллею - там всегда, при любой погоде стоит очередь.

Зачем тут собрались эти люди? 

Они пришли поклониться могиле Матроне Московской. Мати Матроно - это московская ... ээээ... блаженная, жившая в столице в 30-50-е годы и канонизированная РПЦ в  2004 году.   Сейчас ее икона есть в каждой православной церкви. Ну, что же, скажет любой не в теме человек, поклонение погребениям святых в христианстве, да и не только в нем, самое обычное дело. 

Обычное то обычное, но есть загогулина. Могила пуста. Прах Матроны перемещен из нее в Покровский монастырь, там он и покоится по настоящее время. А паломники на фото приходят поклониться яме в земле, на дне которой стоит икона и горит лампадка. 

Кланяться  и чтить яму в земле? Мракобесие и полное днище - скажет атеист. Но что спросить с атеистов? Ничего святого и вообще, подозрительные люди. Ни икон не вылизывают, ни очко сами-знаете-кому лизать не хотят.  А что православные скажут? А православные, если они реально православные, должны назвать это святотатством. В христианском мире есть один пустой гроб (фигурально выражаясь) почтить каковой стекаются паломники со всего мира. Но там пустота гроба символизирует таинство Воскрешения. А что символизирует яма в грязи на Даниловском кладбище? Ни что иное, как простую истину - единственно возможная для простонародья форма религии - идолопоклонство. И это не сегодня придумано. Кто-нибудь из читающих сии заметки был в Троице-Сергиевой лавре? Видел в Успенском соборе гроб св. прп. Сергия Радонежского? А если видел, то обратил  ли внимание на его странную форму - с одного бока гроб выщерблен до самого дна? Знаете, почему? Когда еще в царские времена доступ ко гробу св. Сергия был свободным, паломники, когда прикладывались  к нему, отгрызали от гроба щепки, каковые щепки носили потом в ладанках или клали перед иконами. Вот так и сгрызли паломники гроб до основания. Что это, как не идолопоклонство? И очередь перед пустой могилой св. Матроны, о которой православный мир и знать не знал до 90-х годов того же свойства. Падок народ (любой!) на спецэффекты, падок. 

А ведь есть на Даниловском погребение, где упокоился человек, чьи труды для русского Православия значат никак не меньше трудов Мати Матроно.  Пройдем по центральной аллее Даниловского дальше, к ее концу, мимо Духовской церкви, и несколько несколько левее мы находим могилу владыки Питирима, митрополита Волоколамского и Юрьевского.

pitirim-5- (700x632, 695Kb)

Обратили внимание на дату смерти? Сегодня Казанская, 17 лет, как Владыка отошел ко Господу.  

Нельзя сказать, что могила совершенно заброшена и безвестна, но очередь к ней не стоит. 

А зря. 

Три иерарха - патриархи Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушкевич) сыграли в истории Православия роль поистине судьбоносную. Их трудами Церковь пережила террор 30-х, сохранила себя в верности Святоотеческому преданию, сохранилась как общественный институт и начала свое возрождение в 40-х. Они втроем встречались со Сталиным в сентябре 1943 года, они же составили план возрождения РПЦ, они и выработали линию взаимоотношений Церкви и Советской власти, которая потом и выдерживалась вплоть до крушения СССР. Владыка Питирим фигура в истории РПЦ, конечно, не столь масштабная, но и его лепта в возрождении церковной жизни оказалась весьма весомой. 

Присмотримся к его биографии. 

В 1944 году Константин Нечаев, даже не окончив МИИТ, в котором он учился на 2-м курсе, поступил вторым набором в только что открывшийся (спасибо Сталину за это) Богословский институт, настолько непреодолимо было его желание стать священником, как отец, как дел, как прадеды. В 1946 году Институт преобразовали в МДА, Московскую духовную академию, В этом же году Академия переехала из Новодевичьего монастыря в Троице-Сергиеву лавру, которую лавру советская власть крайне неохотно, по частям возвращала в РПЦ. Патриархом РПЦ тогда был святейший Алексий (Симанский), ключевая персона в русском Православии XX века. Патриарх заметил владыку Питирима еще в 1945 году, когда Константин Нечаев еще учился в МИИТе, а Алексий был местоблюстителем Патриаршего престола. Надо сказать, что не заметить о. Питирима тогда было трудно.

      

Помнится, в советским "прекрасном далеко" нам усиленно внушали, что красота это "огонь мерцающий в сосуде", внешность не важна, "душа надобна"... Bullshit. Какая душа, какой огонь! Внешность для человека играет решающее значение, особенно, для человека публичного. И тут Господь Бог к Владыке Питириму был исключительно щедр)). Митрополит Тихон вспоминает, как он, тогда еще послушник Донского монастыря в середине 70-х впервые увидел о. Питирима, архиепископа Волоколамского: в ворота монастыря въехала черная Волга с номерами Патриархии, открылась дверь, и из авто вышел самый красивый мужчина Москвы.

[показать]     

Но внешность - это только шанс, и обладателю внешности надо уметь им воспользоваться. Константин Нечаев предоставленным ему шансом воспользовался в полной мере. В 1946 году он стал иподьяконом Святейшего Алексия, и одним из самых близких Патриарху людей. Чувство симпатии и глубокой духовной близости тут было обоюдным. Всю свою жизнь Владыка вспоминал Святейшего Алексия и мы не ошибемся, если скажем, что во многом он взял его за образец.

Собственно, в священничестве так и должно быть. Ремесло священника суть труд, требующий многочисленных компетенций. Священник произносит проповеди, обращается к прихожанам в их самые радостные и самые горестные моменты, исповедует их, ведет беседы с готовящимися с венчанию либо крещению -  значит, ему надо разбираться в риторике и психологии. Служба в РПЦ ведется на церковнославянском языке, который всегда был языком литургическим, но никогда разговорным - значит, священник должен быть филологом. Бухгалтерия и экономика священнику тоже не чужды, он ведет все, в том числе и хозяйственные дела своего прихода. Ну и сама по себе православная литургия процесс весьма сложный, длительный (2 - 2.5 часа)  ему нужна постоянная сосредоточенность, внимание к мелочам, тренированная память да и просто телесное здоровья. Сложный, высококвалифицированный труд, он требует такого же квалифицированного обучения. И тут для обучающегося обязателен наставник. Формальный, неформальный - неважно. Важен сам факт и традиция наставничества. В профессии должны иметься образцы, которым подражает, и у которых учится новое поколение.

Пичаль-бида приходит, когда наставники исчезают. Таковая беда постигла нашу страну начиная с 80-х, она не преодолена и хуже, она не осознается как беда.

О чем речь? Давайте вспомним русских актеров. Первое поколение - Гоголева, Степанова, Андровская, Масальский, Грибов, Яншин, Кторов... Там десятки фамилий. Они учились у легенд с дореволюционным стажем, у самого  Константина Сергеевича. Послевоенное поколение - Бондарчук, Мордюкова, Инна Макарова, Тихонов, Леонов - они учились и играли вместе с первым. Шестидесятники - Евстигнеев, Ефремов, Алла Демидова, Галина Волчек, Неелова, Малявина, Высоцкий, Лановой, Юрский, Терехова... Семидесятнки - Янковский, Абдулов, Миронов, Папанов... А дальше?  А дальше пустота и тусклые звездочки вроде Маковецкого и Меншикова, а за ними - просто тьма. беспросветный мрак. Ну. в самом деле, не считать за за актеров Данилу Козловского и Светлану Корикову. 

А разве в других профессиях не так? В науке, в инженерии, например? Когда-то Космосом у нас руководили Глушко и Королев, министрами обороны служили маршалы Великой отечественной. Сейчас оборонным ведомством рулит инженер-строитель. а космосом - журналист. Неудивительно, что Россия потеряла конкурентноспособность буквально во всем. Даже наших хоккеистов в НХЛ приглашают все реже, что уж говорить о высоких технологиях((. 

Но таковое оскудение русской земли случилось в 80-е. Что же до конца сороковых, Владыка успешно отучился в МДА, закончил ее в 1951 первым на курсе. Сталинский террор глубоко перепахал и прорядил РПЦ. Русский православный мир .сжался едва ли до 1/10 от предреволюционного, тысячи священников погибли, преемственность поколений разорвалась. Но слава Богу, тогда в лоне РПЦ оставались люди, и пожилые, как Патриарх и молодые, которые выросли внутри традиции, глубоко ее знали и почитали. Они и стали учителями, наставниками нового поколения священников. Святейший сразу заметил педагогический талант и высокую воцерковленность Константина нечаева, и назначил его  в МДА преподавателем истории и западных вероисповеданий. Владыка преподавал МДА около 10 лет, после чего Патриарх поставил перед ним новую, важнейшую для жизни Церкви задачу: в 1963 году Владыка был возведен в сан епископа Волоколамского, назначен Главным редактором Журнала Московской Патриархии и начальником издательского отдела МП. 

Чтобы учить нужны не только учителя, нужны и учебники. А уж если дело касается священничества, то Святоотеческое предание, на котором и стоит РПЦ, это же все письменные источники. Их надо издавать, редактировать, выправлять. Без книг, что учебных, что богослужебных Церковь вообще не существует. А много ли церковной литературы сохранилось в годы Большого террора? 

Печатное слово... Это сила! Недаром товарищ Ленин раздувал пламя из "Искры". И преуспел в этом. Преуспел в своем служении и Владыка Питирим. Есть мнение, что издательское дело в РПЦ при Владыке было поставлено даже лучше, чем до 17-го года.    

Рубеж восьмидесятых-девяностых годов - высшая точка в судьбе Владыки. В 1986 году он был рукоположен в сан митрополита, стал (спасибо ТВ) известным на весь СССР, в его Издательском отделе работало 170 только штатных сотрудников, внештатных числилось более 300, Владыка стал вхож на самые верхи советской знати, чем охотно пользовался 

765414_preview (600x442, 281Kb) [показать]

Узнали даму в полосатом жакете? Благостная картина - симфония коммунизма и Православия)). Кстати, идеи о том, что коммунизм это, практически, Христианство, а Господь Бог наш  Иисус Христос первый в мире коммунист были популярны еще тогда, ну а сейчас даже Зюганов у нас уже не просто коммунист, а православный коммунист)). . Это, конечно, полная чушь. То, что мы видим на фотке это симфония не коммунизма и Православия, а симфония святейшего Синода и ЦК КПСС, каковой симфонии имеются глубокие онтологические предпосылки. РПЦ - корпорация и КПСС - корпорация, у РПЦ есть Устав (Святое предание) и у КПСС есть устав, в РПЦ имеются тузы и ...эээ ... шестерки, и в КПСС имеются тузы и шестерки (фигурально выражаясь) и, самое главное, тузы и там и там ведут себя, не стесняясь, уставом. А раз так, номенклатура всегда друг с другом поладит, даже если это в Устав и не вписывается.  Плохо ли это? Как сказать... И не плохо, и не хорошо. Важны не формальности, важен  цинизм. Его или нет, или он есть, и тогда нарушения устава имеют глубокие и разрушительные последствия. Коммунисты всегда были предельными циниками. Тузы совершенно искренне считали, что шестерки созданы исключительно для того, чтобы их, тузов ублажать, обслуживать и обогащать, но жить  шестеркам (на языке коммуноидов - трудящимся) полагалось строго по уставу.  Социалистический выбор для широких масс обсуждению не подлежал. Сами же тузы без проблем выбирали буржуазность. Буржуазный образ жизни, он куда коммунистического веселее. Сейчас у нас в стране тоже самое процветает. Путинисты коммунистов по части цинизма уделали как Бог черепаху. Комми, по крайней мере свою буржуазность скрывали за высокими заборами, а на людях был праведники праведниками. Путиноиды вообще ничего не стеснятся. Держат россиян за  тягловый скот открыто, демонстративно и постоянно об этом россиянам напоминают.

Высшие иерархи РПЦ, были они так же циничны, как коммунисты? Какая то часть, конечно, да. Возможно, даже большая. Но Владыка Питирим к этой большей части вряд ли принадлежал. Он был естественно верующим, к тому же высоко образованным и много повидавшим человеком и умел отличать формальности от сущности, видел границы дозволенного  и нет.   

Помните, у Джоан Роулинг главный конфликт происходит между маглами и чистокровными волшебниками. Причем базис конфликта мало понятен. Чистокровные ненавидят гразнокровок почему? Потому, видимо, что иначе сюжет не складывается.   

Не ошибемся, если скажем, что схожий конфликт существует и в РПЦ. Может, на виду он и не проявляется, но в глубине определенно тлеет. Это конфликт между потомственными священниками и новоцерковленными. Владыка Питирим был священником потомственным. Двести пятьдесят лет его предки служили в церквях и храмах тамбовской губернии, священником был отец Владыки, дед, прадед, и все предки не только по отцовской, но и по материнской линии. "Колокольное дворянство" - не пустой звук. И для Владыки вопрос Вера или Атеизм просто не стоял. Он с младенчества был погружен в церковную среду, никакой альтернативы веры он просто не видел. Таких людей сейчас абсолютное меньшинство. Основа священничества люди новоцерковленные. Они родились, росли и учились в абсолютно атеистической среде, и воцерковившись, только и делают, что всячески демонстрируют свою эталонную воцерковленность.  ИБО, нетверды они в вере, вот и маскируют внешней набожностью душевный разброд и шатание.     

Примечательно, сия закономерность касается не только людей, но и целых народов. Греки приняли Христианство в III веке, русские в конце X и от греков. Посмотрите, как греки себя ведут в церкви. Во-первых, они ходят туда не часто. Основное население вообще два раза в год - на Рождество и на Пасху. В типичной церкви иконы только на алтаре, зажигать перед ними свечи и прикладываться к ним не принято. Женщины свободно могут входить в церковь в брюках и простоволосые. Службы в греческих церквях простые: дьякон поет, священник совершает литургические действия, служба ведется на современном греческом языке. 

Теперь сравним греческую церковь с российской. В российской все стены и колонны увешаны иконами как обоями, везде горят свечи, женщин в брюках и без платков зашикивают, равно как и мужчин в шапках, а типичная литургия это действо на 3 часа, на церковнославянском языке, служат не менее пяти-шести человек. 

Вот такое греческое благочестие и русское. Нетрудно видеть, что греческое - оно естественное, спокойное, искреннее, а русское благочестие все напоказ, типа, смотрите все, какие мы праведные, богобоязненные, ни шагу без молитвы не делаем, живем в чистоте, строго по Святому преданию. Если уж пост, то скоромного.... ни-ни, ни при каком раскладе. Забавно, у меня был один знакомый чиновник. Крест на пузе в палец толщиной, если в ресторане и пост, так только постное, салат без майонеза (в те годы постного меню еще не придумали. вот как давно это было), пива? Ни в коем случае. Вот такой вот образцовый постник. При этом отношение его к казенным деньгам отличалось... эээ... широтой взглядов. Получается, одной рукой крестимся, другой... Ну, вы поняли.   

Таковая демонстративность характерна для новоцерковленных. Владыка, потомственный священник, вел себя совершенно противоположно. Его как-то спрашивали, что делать, если пост, а пригласили в компанию и усадили за скоромный стол. Ответ Владыки таков: если уж вы за скоромный стол уселись, не надо показывать окружающим, какой вы постник и образцовый христианин. Это гордыня, смертный грех. И раз предложили вам котлетку, не отказывайтесь, съешьте ее, но одну. Налили рюмку - выпейте, но вторую не пейте. Не надо унижать людей, ставить себя выше их. Пастырь, он же не сверху, он впереди.

Этот пример из жизни Владыки, он исключительно значимый. 

Каковы главные христианские добродетели? Сии добродетели суть смирение, терпение, прощение и любовь. Все они в словах Владыки. Смирение - не считать что ты лучше раз постишься. Терпение - не отказываться от лично неприемлемого, но неизбежного. Прощение - быть с паствой, даже если она грешит. И любовь - любовь  Богу, которую, если она есть, не поломает рюмка водки в неурочное время.    

Удивительные человек. Истинный Наставник и Пастырь, человек безупречного происхождения и великий трудник. Ему бы и стать патриархом в 1990 году, но вот такова наша жизнь, что справедливости в ней нет и быть не может. ("есть только я". Помните, кто это говорит?)  Патриархом стал другой -. Алексей Ридигер .

Что произошло между Алексием II и Питиримом? Неизвестно. Но что-то было, было, однозначно. Последствия таковы: 3 декабря 1994 года на заседании Святейшего Синода было решено расформировать Издательский отдел МП, как "выполнивший свою задачу". От обязанностей Главреда "Журнала МП" Владыку тоже освободили. Ему остался храм Воскресенья Словущего в Брюсовом переулке и Иосифо-Волоцкий монастырь .

Это называется "опала". В чем ее причина?  В Интернете я не нашел ничего, объясняющее решение Синода. Более того. Смотритель музея Библии в Иосифо-Волоцком монастыре, с которой я имел удовольствие переговорить об этом, тоже ничего не нашла. Говорят, одна из близких сотрудниц Владыки написала статью об этих событиях и понесла показать ее Владыке. Тот прочел, попросил неделю н раздумья, по истечении каковой сказал: "ты все написала верно. Но пусть ее прочитают только двое - ты и я". Еще один урок терпения, смирения, прощения и любви.

Надо ли говорить, что за опалой последовало исчезновение Владыки из публичного пространства. Все высокопоставленные знакомцы дружно от него отвернулись. Ну а как иначе в нашем Отечестве?  Чиновные холуи у нас блюдут себя в холуйской чистоте, и если хозяин не привечает кого-то, холуй тем более воротит рыло. "Как бы чего не вышло" - главное правило холуйской жизни.

Каково было Владыке, человеку деятельному, энергичному, привыкшему пребывать в фокусе жизни Руси Православной оказаться не у дел? Как он с этим справился7 Атеистам, типа вашего покорного слуги, этого не понять. Сердцем. Умом я Владыку понимаю: помогают все те же терпение, прощение, любовь. 

Держался в опале Владыка достойно: не жаловался, не заискивал, не подличал... И, удивительное дело, Алексий, похоже, раскаялся в том самом Святейшем Синоде от 3 декабря 1994 года. В 2003 году, Владыка вновь появился в публичном пространстве: он наблюдал за церемонией снисхождения Благодатного огня в Иерусалиме, сопровождал Огонь в Москву и возглавил Пасхальную службу в храме Христа Спасителя вместо занедужившего Патриарха. Увы, все эти почести уже мало трогали Митрополита Волоколамского и Юрьевского - он был смертельно болен. Онкология. "Рак - не дурак. Вцепится, не отпустит" его слова незадолго до смерти. Такое тяжелое, и самое главное испытание было ему послано на склоне лет. Все причастные единодушны - Владыка  выдержал его с честью и отошел ко Господу в день Казанской иконы Божьей матери, 4 ноября 2003 года. 

Митрополита Питирима нет с нами уже 17 лет, а память о нем, следы его присутствия в нашей юдоли скорби хранятся и даже множатся.

В Иосифо-Волоцком монастыре поставлен памятник Владыке.

20200912_134828 (393x700, 486Kb)

.В монастыре открыт Музей Библии, в основе которого личная библиотека Митрополита Питирима.  

20200912_140835 (700x393, 339Kb).  

Там же хранятся его вещи: мира, митрополичья риза (голубая с бело-красными полосами), панагия, посох, пасхальная риза. 

20200912_135341 (700x393, 312Kb)

Сам Иосифо-Волоцкий монастырь совершенно благополучен,

iZW75D4AO (700x466, 330Kb)

а перед Успенским собором растет и зеленеет дуб, посаженный Владыкой в 1999 году. 

20200912_141906 (393x700, 423Kb)    

Все благостно, благолепно.

И происходящее в РПЦ сейчас иначе, как катастрофой, не назовешь. Новоцерковленнные заполонили все, все под себя подмяли. Замкнули на себя все информационные и финансовые потоки, но Русь Православную прогундели, низвели Церковь в состояние обслуги власть предержащих. Публичные персоны из церковной среды сейчас откровенно вылизывают сами-знаете-кого, а с голубых экранов несут пургу, в которой ни капли ни прощения, ни терпения, ни смирения, ни любви, 

Нет сейчас в публичном пространстве РПЦ людей подобных Алексию  I митрополиту Питириму.  

.Что нам остается? Только молвить печально: Прости, Владыка,

23_1 (400x294, 58Kb)

мы все пр..ли. 

И это огорчает меня. 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Владыка. Не вполне канонiчные размышления о Православии на примере одного жития. Часть II | Scallagrim - Дневник Scallagrim | Лента друзей Scallagrim / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»