ВОРНИНГ! НЕНАВИСТЬ!
Нижеследующий текст содержит запредельный заряд ненависти против красно-коричневой чумы. Человекоподобным, страдающим от хронического запора большевизма, настоятельно рекомендуется закончить чтение. В противном случае весьма вероятен разрыв пукана и прочие траблы. Я серьезно.
Иван Сергеевич Шмелев писатель куда менее известный на Руси, чем... эээ... Иван Сергеевич Тургенев. В школьной программе его нет, значит, в культурном пространстве найти его трудно. А зря. Шмелевское "Лето ("лето" - др. русск. "год") Господне" - роман обязательный к прочтению каждым русским человеком. Можно это послушанием считать: родился русским - читай Ивана Шмелева.
Я сие послушание выполнил, зашел он мне отлично: эмоций, ассоциаций, мыслей - через край. А раз через край - надо делиться. Что я, собственно, сейчас и делаю.
В русской литературе подобных романов не один и не два: "Детство" Толстого, "Детство" Горького, "Детские годы Багрова-внука" Аксакова, "Детство Тёмы" Гарин-Михайловского, "Пошехонская старина" Салтыкова-Щедрина, "Старосветские помещики" Гоголя (биографично по сути, хотя по форме - не автобиография).... "Лето Господне" в этом же ряду: семилетний мальчик, купеческая Москва,1880-й год. В том же ряду, но на его правом фланге. А на другом, на левом фланге стоит "Детство" Горького.
Шмелев родился в 1873 году, Горький - в 1868-м. Они, практически, современники и выходцы из одной среды - мещане. Только Шмелев мещанин московский, Горький - нижегородский. По тем временам, что Москва, что Нижний - практически одно и то же: два главных мещанских города России. Среда одна, время одно, и при этом романы Горького и роман Шмелева - это как два непримиримых антагониста. У Горького мещанская жизнь - дикая свинцовая русская мерзость. Детство Горького - Ад, из которого он трудно, мучительно выбирается. У Шмелева Москва 1880-х годов - Рай земной, потерянный безвозвратно. Шмелеву, наоборот, из своей эмигрантской дали мучительно хочется вернуться, туда, в купеческую Москву.изобильную, мирную, вечную... Которой нет, но которая есть. В воспоминаниях. Намеки на тождество Москва-Рай рассыпаны по всей книге, они скрыты, но тот, кто в теме их отлично поймет. Я не столь продвинутый в христианской символике, догадался на последней трети книги, в главе "Москва". Ваня с отцом едут в трактир Крынкина на Воробьевых горах: "...мы смотрим на Москву и в распахнутые окна галдарейки, и через разноцветные стекла - голубые, пунцовые, золотые... - золотая Москва всех лучше. Москва в туманце и в нем золотые искры крестов и куполов." Как там у классика (эмигрантского) - "над небом голубым есть Город золотой". Москва, Рай. Однозначно, Рай, где все в избытке. Почитайте описание Постного рынка на Красной площади, Рождественского рынка на Конной, гуляний на Масляной неделе... Золотой век! И москвичи - его обитатели... Москве под стать: трудолюбивые, набожные, теплые к Богу и людям. Конечно, пьющие. Ну а как без этого? Не то чтобы Шмелев пьянство оправдывает. Он о пьянстве... сожалеет. То есть жалеет пьяниц, и сочувствует им. Но и пьяницы у Шмелева сосем не то, что у Горького. Нет в них агрессии, угрозы, скотства, только слабость человеческая. Ну что же, все мы грешны, ибо человецы суть (С). И отец Ивана, Сергей Шмелев, богатый купец, хозяин Крымских бань и плотницкой артели на 200 человек, на пьяниц ругается страшно, гонит с глаз долой а потом... русским обычаем прощает. Вот как-то так... И даже нищие в земном Раю не горьковские голодранцы, а Божьи люди, благостные, тихие, не от мира сего. Их привечают, кормят, жалеют и никогда не гонят, ИБО всем в шмелевской Москве есть и стол, и дом. Ну а как иначе? Как в раю, да без прошения, смирения, любви? Никак. Без них рай - не рай, Москва не Москва.
Правда, сии высокоумные рассуждения посещают меня уже много после знакомства с "Летом господним". По первости, книга зацепила совсем другим. Оказывается, мы со Шмелевым земляки, причем в самом тесном, конкретном смысле этого слова.- в разное время, но жили мы на одной и той же квадратной версте московского Замоскворечья.
Сразу с первой главы вижу я знакомые названия - Крымка (Крымский вал), Шаболовка, Донская, Донской монастырь, Калужская... Родные места. На Калужской (ныне Ленинский проспект), в 1-й Градской, я родился, жил на Шаболовке, в самом начале, в школу ходил на Донскую, конечно, очень часто бывал в Донском монастыре, и туда же, в Донской крематорий, проводил, обоих бабушек. И когда я читаю у Шмелева "Ударил колокол у Казанской, отозвался ему колокол Троицкой на Шаболовке".... ностальгия душит непадеццки.
Вот она, церковь Живоначальной Троицы на Шаболовке. Такой ее мог видеть Шмелев

Удивительно, правда? До Кремля тут два с половиной километра, 1885 год, В Лондоне уже 20 лет работает метро а Первопрестольная выглядит как деревня. Зажиточная, чистая, но, все равно, деревня. И жизнь, такая, какой ее Шмелев живописует, она тоже, во многом деревенская, не столичная. Да чего уж там, совсем деревенская. По Калужской во времена Шмелева гонятют стадо коров на выпас. Улица Коровий вал, часть Садового кольца около Калужской площади не просто так Коровий)). Крестьянская жизнь. Самая правильная.
Как-то я раньше этого не сознавал, считал крестьян реакционным классом, который каждый день порождает (о, ужас!) мелкобуржуазные отношения. Так меня Родина и Партия учила 15 лет. Дураком был, чего уж... Предателем своего класса: я ведь родом из крестьян. Мой прадед землю пахал, пока не раскулачили его. Заслали в тюрьму, год он там промыкался, пока сидел, табуретки делал (вот почему я мебельщик то, оказывается), чтобы уж совсем без дела не закиснуть. Потом, после "Головокружения от успехов" выпустили прадеда, посадили и расстреляли секретаря райкома, который его посадил. Вернулся прадед Григорий Иваныч домой, посмотрел, что от хозяйства после красной саранчи осталось... да и умер. От тоски. все его жизнь прахом пошла. Самая подлинная, древняя, от корней жизнь. Русская жизнь. Кто национальную идентичность так сохраняет, как крестьяне? Какая социальная группа? А нет такой. Тем более в России. Дворяне наши по-французски лучше, чем по-русски говорили. Какая тут идентичность? Фабричные? Они по природе своего труда космополиты. Духовенство? Отчасти да, но священники ограниченно идентичны. То, что в их религию не укладывается, они игнорируют. Остаются только крестьяне и мещане. Которые те же крестьяне, малость городом подрихтованные. У Шмелева вот эта крестьянская бытийность показана блестяще. Ведь крестьяне, они как жили? В одно слово, чтобы? Ну, есть соображения?
Циклично.
Циклично они жили. По простому алгоритму IF... THAN - ЕСЛИ .... ТО. Если пришло время - пашем, пришло время - сеем, пришло время - убираем урожай, а сверяемся с ритмом по церковным праздникам. Праздники они как временные указатели, указатели на то, что пора. Пора делать положенное. И так год за годом, каждый год, "что было, то и будет, что делалось, что и будет делаться" (С). В Москве, Москве Шмелева, видим мы всю ту же цикличную жизнь, от праздника к празднику: на Филипповки - солим огурцы, перед Усекновением главы св. Иоанна-Крестителя квасим капусту, на Покров - мочим яблоки, Чистый понедельник Великого поста - забиваем льдом погреба. И так каждый год, каждое Лето Господне... Книга Шмелева на главы как раз так и разбита: глава - праздник, глава - праздник. В Церкви цикличность сия - основа основ. Лето Господне череда праздников и постов, постов и праздников. Говорят, митрополит Питирим перед смертью сказал: вся моя жизнь прошла от праздника к празднику.

Особенным человеком был Владыка Питирим, потомственный священник, из семьи, которая 400 лет прихожан в Тамбовской губернии окормляла. Рожденные в Православии, такие как Питрим и Шмелев, они, вообще, особенные люди - им не надо научаться Вере, они в ней с рождения и до смерти. Иное дело мы, поколение исторического материализма. Мы родились и выросли в эпоху абсолютного атеизма. И этот атеизм не преодолеть. Нам-то, как раз, Вере надо научаться, если кто по этой дороге идти захотел. Да вот беда: что заложено в детстве не перебить ничем. Поэтому, увы, не верю я на владыке Тихону (кто в теме, тот поймет), бывшему кинематографисту, ни президенту Путину, бывшему КГБисту. Могут они сколько угодно молиться, поститься, в проруби купаться на Крещение - не верю. Все это фасад. Вот как у церкви Живоначальной Троицы,
Вот такая она через 150+ лет. .

Восстановлена во всей ее первозданности. Снаружи смотрится благолепно, а вот внутри неустроенность: кое-как отштуркатурили, и на этом все.
Времена изменились, место изменилось... Космически)) Видите уголок дома между шатром и колокольней. Это Шаболовка 13, в нем я жил до 1977 года. В 70-х вокруг моего дома повсюду были маленькие фабрики и заводики, склады, гаражи... помойки, куда ж без них)). Вляпаться в машинное масло - самое плевое дело. А чуть поодаль стояли и не маленькие, а наоборот на всю страну известные заводы: им. С. Орджоникидже, Красный пролетарий, 1-й Шарикоподшипниковый... У Шарикоподшипникового имелся собственный стадион, с настоящим футбольным полем, мы туда на лыжах кататься ходили, и на коньках. Все исчезло в Новой России. Заводы перестроены под торговые центры и офисы, заводики, фабрики, гаражи, склады, стадион - снесены и застроены апартаментами... И если так все поменялось за 50 моих лет, как же все изменилось с жизни Шмелева? Откуда взяться питиримовской природной вере? Ее сейчас можно только имитировать, не переживать.
Да изменилось многое, но некие осколки старой Москвы и природной веры целы до сих пор.
Шмелев в романе несколько раз упоминает о церкви Иоанна Воина, и о Ризоположенском храме, правда, упоминания единичные, как об отдаленных церквях. тоже примета течения времени. Иван Сергеевич, судя по всему, жил в самом начале Калужской, там, где сейчас стоит МИСиС - "Институт Стали и сплавов", по тем временам километр туда, километр сюда до Ризоположенской и Иоанна считалось далековато.
Ну, я жил на Шаболовке в другие времена, и обе эти церкви мне хорошо знакомы.
Ризоположенский храм:
.

Классический пример Нарышкинского барокко, построен в 1699 г., при Петре I. Особенная церковь, она никогда не закрывалась при краснозадых, когда входишь в нее, видишь расписанные стены, черные от времени иконы в богатейших окладах, старинный барочный иконостас... Это не то, что восстановленная Троицкая. Совсем не то. В восстановленных церквях только здание восстановлено, стены и купола, в вот то, что саму суть Церкви и составляет,оно как было, так и есть в глубокой разрухе...
А вот храм Иоанна Воина.

Ровесник Ризоположенской - построен в 1701 году. Это уже не пример, а шедевр Нарышкинского барокко, топ-10 красивейших церквей Москвы, тоже не закрывался при Советах и сохранившийся в целости.
А что же Казанская церковь? Та, к приходу которой была приписана семья Шмелевых, а отец Ивана, Сергей Шмелев служил ее церковным старостой? Соображал я, прикидывал... Что за Казанская? Нет у нас в округе такой церкви. Может речь о Храме иконы Казанской Божьей матери, что на Иверской, у Кремля? Нет, далеко... Тогда где она была, или есть?
Увы, была, и ее уже не будет. Помогла мне разобраться- спасибо Гуглу - карта Москвы 1880 года . Церковь, а правильнее будет сказать, собор Казанской иконы стоял на Калужской площади (ранее Октябрьской, ныне снова Калужской).

Я ее застал в таком виде:

Кинотеатр "Авангард".
В 1972 году его взорвали. Кто его знает, почему, в те времена активное богоборчество уже закончилось, Леонид Ильич свирепостью Никиты Сергеевича не отличался, даже наоборот))
Узнали присутствующих? В куколе и с панагией на груди - Патриарх Московский и всея Руси Пимен, между Брежневым и Пименом - Алексей Ридигер, будущий Патриарх Алексий II, тогда Митрополит Таллинский и Эстонский. На церковном языке это называется "Симфония светской и духовной власти".... Благолепие и благорастворение воздухов...Под сорокоградусную.
Да... Добрым человеком был Леонид Ильич, человечным и простым... Беда, что в правители России не годился совершенно.
Так, а почему все-таки церковь-то взорвали? Ходил тогда по Москве слух, что из-за Никсона. Ленинский проспект, за ним Якиманка - правительственная трасса, ведет из Внуково в Кремль, все кортежи по нему тогда ехали, и вот, какому-то партбюрократу пришло в накачанную ленинизЬмом голову - негоже Президенту США видеть храм, превращенный в кинотеатр. Тень на репутацию СС - Страны Советов, понимаешь. Ну, и взорвали: нет храма, нет проблемы. Не знаю, верна эта гипотеза или нет, но что сделано, то сделано, и уже не воротишь, как сказала герцогиня выйдя замуж за лакея (С). Сейчас это место выглядит так:

Бетонная коробка - здание МВД СССР, сейчас МВД РФ. На переднем плане - храм-часовня Казанской иконы Божьей Матери, построенный в 2000 г. Замена, конечно, неравноценная, взорванный храм был одним из крупнейших в Замоскворечье, но архитектурно выглядит очень достойно. В отличие от нынешних новоделов.
Так. Идем от Калужской по Донской, мимо Ризоположенской церкви к Донскому монастырю. Для Шмелева это означает: от крещения к успению .
...Хотел написать, что Иван Шмелев крестился в Казанской в 1873 году. Но! Как все-таки полезно себя проверять. Не в ней. Взорванная церковь построена в 1886 году, Ивану тогда было 13 лет. Крестился он, и его отец был старостой другой Казанской церкви, стоявшей на том же месте и разобранной из-за ветхости. Так что ничего от места крещения Шмелева не осталось. А вот место упокоения писателя цело до сих пор - Донской монастырь.
Могила Шмелева и его жены:

Умерли они оба в эмиграции, но в 2000 году прах был вывезен из Франции и перезахоронен в Донском, туда, где когда-то были похоронены его отец и мать.
Всяк кулик свое болото хвалит, поэтому- то Донской кажется мне особенным местом, хотя в Москве монастырей хватает.
Знаменит он своим Большим собором Донской иконы Божьей матери, построен в 1698 году. Величественное строение (архитектурный стиль называется "украинское барокко"), с исполинским иконостасом и чугунным полом, сохранившимся со шмелевских времен.

Донская икона (она в нижнем ряду вторая справа от алтарных врат) вместе с Казанской, Иверской и Владимирской - одна из наиболее чтимых в РПЦ. По преданию, ею св.прп. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед Куликовым полем.
Особой иконе - особый почет. Раз в год, 1 сентября, а по старому стилю 18 августа на праздник Иконы Донской Божьей матери сюда шел крестный ход из Кремля. Воспоминание о таком ходе это, пожалуй, эмоциональный фокус романа.
Во главе хода несли икону Спаса Нерукотворного из кремлевского Успенского собора, а из Большого собора монастыря выносили Донскую икону и они встречались в Святых воротах монастыря. Событие всемосковского масштаба. За иконой Спаса несли хоругви со всех окрестных и даже дальних церквей, были среди них и до Ивана Грозного сделанные. Весом до 3 пудов, несли такие несколько человек. Вся Москва сбегалась смотреть, тысячи человек, Домочадцы Шмелева участвовали в Крестном Ходе самым живым образом. Отец и его артель строили трибуны для зрителей, самые доверенные - несли хоругви. Почетное дело - быть хоругвеносцем. А потом в Донском накрывались столы и братия вместе с излюбленными прихожанами угощалась по-праздничному. Перечисление праздничных блюд у Шмелева - на целую страницу. Ждали этот праздник, готовились к нему, праздник проходил, ... и снова ждали до следующего года.
Прошло 90 лет.... А ведь и я видел Крестный ход. Да, да, самый настоящий, и тоже не один раз. Только и праздник и Ход назывались по-другому: красный день календаря)). Накануне, отец приносил с работы продуктовый заказ. Картонная коробка, в ней сырокопченой колбаски с крупным жирком грамм 150... Стоила она 5.50 руб., в магазинах не продавалась вообще. А еще сыр на манер швейцарского, банка икры красной, банка икры черной (6.50 руб.), банка камчатского краба... Все банки грамм по 120. Помнится, мы особенно радовались если в заказе был краб... Таковые заказы отцу, главному инженеру СМУ, в подчинении человек 500, полагались три раза в год: на НГ, 1 мая, и 7-е ноября. Вот такое изобилие по-советски)). А утром, 7-го, я сидел у окна и смотрел на Шаболовку... Трамваи не ходили, машины не ездили, тишина... И сквозь эту тишину музыка..... Ближе, громче... Показался оркестр, за ним флаги, транспаранты, портреты членов Политбюро. Чем не хоругви? Чем не крестный ход? Только назывался он демонстрацией и шел от Донского монастыря к Кремлю, на Красную площадь... Ничего-то краснопузые нового придумать не смогли, брали старинное и под свою идеологию переиначивали. Как Моргот у Профессора. Тот тоже ничего не мог сотворить, только извращать сотворенное.
...Но Донской монастырь это не только храмы и крепостные стены. Еще, и прежде всего, Донской монастырь знаменит своим некрополем.


Старинные московские кладбища охватывают столицу кольцом: на севере - Миусское, на западе - Ваганьковское, на юго-западе Новодевичье, на востоке - Рогожское (там, как раз, мои бабушки-дедушки и похоронены), на юге Даниловское... все они возникли при Екатерине II, которая запретила захоронение в пределах Москвы. В те годы пределы эти были немногим дальше Садового кольца и целиком умещались в ТТК.

(Насколько миниатюрой тогда была Москва! Характерная излучина Москва-реки на юго-западе это Лужники)
Донское кладбище одно из них - оно рядом с даниловским, на юге. Хоронили там, как правило, московскую знать и русскую интеллигенцию. Здесь упокоились Лев Александрович - дед, и Василий Львович - дядя Александра Сергеевича, философ Чаадаев, историк Ключевской, писатели Одоевский и Саллогуб, архитектор, строитель Большого театра Бове и множество других, не менее славных граждан империи Российской. Но не только империи. Александр Солженицын тоже похоронен в Донском.
А рядом с Донским монастырем, стена к стене находится Новое Донское кладбище, возникло оно вокруг первого, построенного в 1927 году советского крематория. Сюда-то я своих родных и провожал в 70-80-е, и сюда мы в школьные годы частенько захаживали. И была на новом Донском скромная жестяная табличка белой краской покрашенная: "Могила невостребованных прахов 1937-38 годы №1". Сейчас понятно, почему невостребованных. Те, кто мог прахи востребовать, скорее всего. под ней же и похоронены. Вместе с Тухачевским, Якиром, Каменевым, Блюхером, Уборевичем, Мейерхольдом, Бабелем.... Трупы казенных на Бутовском полигоне по ночам привозили сюда и сжигали в печах Крематория. Такой вот Освенцим в центре Москвы.
Во главе некрополя стоит старинный Малый собором Донской иконы Божьей матери, закрытый при историческом материализме, и сильно от него пострадавший.

Построен в 1593 году, строил его Федор Конь, архитектор стен Белого города при царе Федоре Иоанновиче, последнем из Рюриковичей на Московском престоле. По-своему уникален: на полу собора мы видим десятки бронзовых плит, там похоронено множество москвичей, светских и духовных. И одна из них особая, лежала она на входе в Собор, под колокольней, упокоился под плитой Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин).
.
Первый Патриарх Московский после восстановления патриаршества на Руси в 1917 году. Как и всякий порядочный человек - убежденный антисоветчик. Известен тем, что в январе 1918 года анафемствовал большевиков. Говорят, в 1924 году, когда труп на Красной площади уже лежал на всеобщем обозрении (Мавзолей еще был временным, деревянным) в Кремле прорвало канализацию, и вот это все потекло в погребальную камеру. Узнав об этом Владыка заключил: "по мощам и елей".
Понятное дело, твердокаменные таковых убеждений ему не простили. Арестовали, допрашивали, вели дело к расстрелу, но по каким-то, возможно, внешнеполитическим причинам до логического завершения начатое не довели. Или, скажем так, не довели официально. С 1922 года Патриарх жил в Донском монастыре в условиях домашнего ареста, а в 1925 году скончался, 60-ти лет от роду. Есть веские основания считать, что в этом ему помогли борцы за счастье трудового народа. Отравили, проще говоря.
Сейчас Патриарх Тихон канонизирован в чине святителя и предстоятеля Собора святых новомучеников и исповедников Российских, то есть российских священников, убитых красными людоедами, всего их сейчас числится 1784 человека.
Длинный и тяжелый список - одних митрополитов 8 человек:
- Митрополит Крутицкий и Коломенский Петр - Местоблюститель Патриаршего престола. Арестован в 1925 году, выслан в Заполярье, в 1930 году снова арестован, с 1931 года в одиночном заключении, в 1937 году расстрелян на 76-м году жизни за отказ сложить с себя сан Местоблюстителя.
- Митрополит Киевский Владимир - убит мародерами в 1918
- Митрополит Петроградский Вениамин - ложно обвинен в сокрытии церковных ценностей, подлежащих реквизиции, и расстрелян в 1922
- Митрополит Горьковский и Арзамасский Евгений - арестован в 1935, за то, что празднуя Пасху, отвлекал граждан от участия в Первомайской демонстрации, расстрелян в 1937.
- Митрополит Казанский Кирилл и Митрополит Ленинградский Иосиф - в 1937 году арестованы, высланы в Казахстан, в том же году обвинены в организации антисоветского подполья и расстреляны.
- Митрополит Ленинградский Серафим - арестован в 1937 году за пропаганду антисоветизма. На момент ареста Владыке шел 82-й год, по болезни и телесной немощи он уже не мог ходить. Расстрелян лежачим в 1937 году. Интересно, что думали представители передового отряда человечества, убивая немощного старика?

- Митрополит Одесский Анатолий - арестован в 1936 году, отправлен в лагерь, где и скончался в 1938 году 57 лет от роду.
- Великая княгиня Елизавета Федоровна (немка по национальности)
![]()
В 1905 году террористом был убит ее муж. Московский генерал-губернатор Вл. кн. Сергей Александрович. В 1909 году основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве, которая стоит и по сию пору. В 1918 году арестована, выслана в Пермь, оттуда переведена в Екатеринбург и дальше в Алапаевск. 18 июля 1918 года борцы за счастье трудового народа сбросили ее и еще семерых человек в шахту Новая Селимская. Все они умерли в шахте от голода и увечий. Окрестные крестьяне несколько дней слышали, как умирающие поют молитвы. Слышали, но не помогли, что характерно.
Протоиерей Александр (Ворончев) - последний настоятель церкви Гребневской иконы Божьей Матери в Одинцово. Арестован в 1937 году, отправлен в лагерь в Карелии. В 1941 году всех узников лагеря погрузили на баржу, выели ее на середину озера и утопили. Вопрос: чем коммунисты отличаются от фашистов? Ответ: тем же, чем легочная чума отличается от бубонной - незначительными частностями.
Вот такой список... И он только капля в море. В море террора...
В Израиле, за отрицание Холокоста полагается тюремный срок. Точно также и в России за отрицание террора большевистского надо вводить уголовную ответственность с лишением свободы. Это оправдано и справедливо. Если некий человекообразный считает, что стрелять в лежачего старика только за то, что он классово чужд, правильно и похвально, либо вопреки неопровержимым свидетельствам отрицает факт такого расстрела, данная особь должна быть от общества изолирована. А чтобы Красное Колесо снова не запустить.
Тогда, при первом своем обороте, подмяло оно под себя миллионы русских и Ивана Шмелева подмяло. В 1920 году, в Крыму, передовой отряд человечества расстрелял его единственного сына, белого офицера Сергея, 25 лет от роду.
Был Сергей холост и бездетен. Супруги Шмелевы остались одни. В 1922 году они эмигрировал во Францию,, там Иван Сергеевич и написал самые свои значительные сочинения - "Солнце мертвых" и "Лето Господне". "Солнце мертвых" - о революции и Гражданской войне. Томас Манн сказал об этом романе: "Прочтите это, если у вас хватит смелости".
После убийства Сергея Будущее для писателя исчезло. Его накрыла глубокая депрессия, от которой он не исцелился до самой смерти.
Из песни слова не выкинешь... Только непреходящей тоской и отчуждением от современности могу я объяснить написанное им в 41-м году:
Я так озарён событием 22. VI, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьётся сердце моё, радостью несказанной
Что сказать... Конечно, Сталин - Дьявол, большевики - его слуги. Это исторический факт. Но писателю, инженеру человеческих душ принимать за Рыцаря такого же Дьявола, людоеда, воплощенное отрицание главных христианских добродетелей: терпения, прощения, смирения?
Неизбывное горе, отчаяние и печаль о потерянном Рае ослепила Ивана Сергеевича. Принял он Антихриста за Христа... Но разве он один? А русский народ? Народ-богоносец, народ трудолюбивый, набожный, теплый к Богу и людям? Как он мгновенно, за считанные пять лет, из богоносца превратится в богоборца? А немцы? Философы, инженеры, ученые, музыканты... Пять лет и стали ходить строем и жечь книги на площади. А китайцы? 5000 лет воспитывались они в беспрекословном уважении и служении старшим... Пять лет, и толпа подростков забивает палками университетскую профессуру и жжет родовые книги, хранящие историю китайских семей за сотни лет.,
Как такое происходит, как белое мгновенно превращается в черное, как воспитанное веками переходит в свою прямую противоположность?
Увы. В книге Щмелева не дает даже намека на ответ. В его Рае нет никаких теней. Но если их нет тогда, откуда они взялись всего то через сорок лет? Страна та же, Церковь та же, Царь, конечно, другой, но Царизм все тот же. Так в чем же дело? Важнейший вопрос. И отвечать на него надо, нам надо. И как можно быстрее. Иначе, снова провернется Красное Колесо и взойдет Солнце мертвых