• Авторизация


Русский Север. Новгородские монастыри 18-01-2019 17:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Продолжение. 1-я часть, 2-я часть, 3-я часть.


Как всегда зимой время поджимает, и раз в Новгороде главные достопримечательности мы осмотрели, надо ехать с окрестными монастырями знакомится.

Первым у нас Свято-Юрьев монастырь.
Основан Ярославом Мудрым в 1030 году. Ярослав в крещении получил имя Георгий, которое потом необъяснимым образом трансформировалось в Юрий. Но, по факту, монастырь, конечно, Свято-Георгиевский. В средневековье он был самым богатым монастырем Новгорода, владел обширными землями, тысячами крестьян, в нем располагалась резиденция Новгородского архимандрита, по тем временам фактического правителя Новгорода. Интересная подробность: все монахи дают обет нестяжания, им не положено иметь никакого имущества, которое может давать доход. А вот монастырю, как монашеской общине, владеть таким имуществом не воспрещается. Ну а монахам пользоваться доходами с такого имущества не возбраняется тоже. Как-то вот это с нестяжанием если и согласуется, то с натяжками. Загогулина какая-то во всем этом присутствует. "Не порядок" - подумала Екатерина II и провела в 1764 году секуляризацию монастырских вотчин. Иначе говоря, просто отобрала в казну монастырские земли и крестьян, причем без всякой компенсации. А на тот момент крепостных, которые за монастырями числились, было без малого миллион. И это только мужчин. А дела в госказне, борьбой за Крым подорванной, тогда шли не очень. И потому как в XVIII веке нефтяную компанию отжать у законных владельцев, или там пенсионный возраст поднять - до таких решений еще 250 лет оставалось, Матушка-Императрица отжала самый главный ресурс того времени - землицу и мужичков - у самого главного собственника. Что характерно, обобранные до нитки РПЦ-шники Матушку за любовь и ласку сердечно поблагодарили.
Вот так, собственно, РПЦ утратила последние остатки самостоятельности. Политически она стала придатком императорской власти в 1721 году, когда вместо Патриарха Царь-Государь Петр I Алексеевич а.к.а "Великий" Романов учредил Святейший синод, во главе с назначенным им же Обер-Прокурором. Впрочем и остальных членов Синода назначал кто? Правильно все тот же Петр Алексеевич Романов. Так что Великая (Екатерина) просто продолжила дело Великого (Петра). Что логично - зачем экономическая самостоятельность тем, кто политически за себя постоять уже не может.
Но монахи Матушку благодарить благодарили, но против природы товарно-денежных отношений не попрешь. 9/10 русских монастырей поле такого стали ветшать и приходить в заброс. Причем 9/10 от оставшихся. По Екатерининской реформе из 954 действующих монастырей закрылось 418. 226 из незакрытых взяли на гос обеспечение, а остальным приказали крутиться самим, жить на плоды собственных огородов (огороды монахам оставили) и на доброхотные даяния. Свято-Юрьев монастырь, пусть и получил 1-ю категорию (а всего по Екатериниской реформе таковых было 20), но пришел в сильное запустение. Ни могли прокормить его ни казенное содержание, ни огородничество. Дела поправились только при Александре I, когда у монастыря появился богатый спонсор -графиня Орлова-Чесменская. И такая история, с перепадами отчетливо видна по архитектуре монастыря.
Крестовоздвиженский собор и внешняя стена, 1824 г.

DSC_2110 (700x405, 258Kb)
то есть, по меркам земли Новгородской, новодел.

Входим в ворота, видим Спасский собор и Архимандритский корпус, 1823 г.

DSC_2111 (700x393, 288Kb)
Снова новодел. Отмечаем, пусть перед воротами машин достаточно, но в монастыре пусто. Монахов не видно, а из посетителей ходили по монастырю мы с женой, да еще одна пара, тоже из Москвы.

Вид с монастырского двора на ворота и колокольню, 1841 год.
DSC_2117 (700x393, 333Kb)
Построен Спасский Собор менее 200 лет назад, а вид уже покоцаный. Но после немецкой оккупации и советской власти уже хорошо, что он всего лишь покоцан, а не взорван. Изнутри там все те же белые стены и новодельные иконы. Обычная картина

Георгиевский собор, 1130 год. А вот это уже памятник федерального значения. Если верить летописям то построен он новгородцем по имени Петр. Им же построен и Никольский собор на Торгу

DSC_2112 (700x393, 314Kb)

DSC_2123 (700x393, 322Kb)
Не рядовая фигура в Истории, первый русский архитектор . А что мы о нем знаем? Только имя. Но если по прошествии 9 веков от человека хотя бы имя осталось, это уже немало.
Ну что же, проходим в собор, он открыт,что хорошо. А вот внутри у него

DSC_2113 (393x700, 321Kb)
Все равно ,как Батый прошел. Но по факту, это не Батый, а археологи. Собор то не просто культовая постройка, а памятник архитектуры, а коли так, то его надо исследовать, придти, все раскопать, раздолбать, а когда зима настанет уйти. Почему уйти? А холодно. Собор неотапливаемый, у археологов ручки мерзунт, ножки зябнут, работать им невозможно. Вот чего я не понимаю: почему если зима, то работы надо свертывать? Сейчас же не XII век, тепловые пушки, инфракрасные нагреватели задействовать... Нет? Никак?
Вот такие они, федеральные археологи. Разрушительная сила их никакому Бату-багатуру не уступит. Причем, и сейчас, и в прошлом. В 1830 году проходила в соборе реставрация, в ходе каковой были уничтожены все фрески XII века, и на их месте написаны новые... которые, в свою очередь были уничтожены в ходе реставрации 1898 года... Вот из своих многочисленных поездок по монастырям российским вынес я такой вывод, в числе прочих выводов: к культовым постройкам православный народ относится чисто утилитарно. Храм для него, народа, просто место, где можно свечку поставить, да к иконам приложиться. А вчера храм построен, или 1000 лет назад, какая разница? Конечно, православные батюшки подведут под это православный же базис, объяснят, что Вера-Молитва первичны, а камни, они и есть камни... Дело личное, а мне такое отношение не по нраву. Если на прошлое, на труд и талант предков, на корни свои плевать, не оберегать их в первозданности, то не стоит удивляться, если потомки придут в очередной раз церкви рушить и попов мочить, когда им по 1-м каналу клич кинут...
Но хватит публицистики, ну ее. Пойдем за ворота, посмотрим,что там?
А там река Волхов...

DSC_2119 (700x393, 312Kb)

... а вдали - Ильмень-озеро, где 10 веков назад ловил Садко Богатый гость рыбу Золото-перо
DSC_2121 (700x393, 257Kb)

Предзимний снег запорошил волховские берега, а там, ближе к Ильменю, замерз Волхов, и по первому льду как Васька буслаев по Чудскому озеру катит на снегоходе удалой добрый молодец новгородский. Не видно его, только мотора тарахтенье по-над Волховом, да мелкие волны поплескивают. Умчится добрый молодец, стихнет его тарахтелка, замерзнет весь Волхов, засыплет его декабрьский снег, и все заснет, все остановится... Нет, не лето красное, не осень золотая, не Птица-тройка, даже не зима с морозцем, все это не Русь, не Матушка. Предзимье, замирание накануне и ледяной холод у алтаря - вот это Русь. Русь сегодняшняя и жить в ней нам.

...Так. Ладно. Едем дальше.

Спасо-Преображенский Варлаамо-хутынский монастырь.

DSC_2140 (700x393, 256Kb)
Основан в конце XII века, во время войны сильно пострадал, но сейчас совершенно благополучен. Интересно, почему так? Тут благополучие, в соседнем, Спасо-Юрьевом - нестроение. Видимо, спонсор имеется? либо при власти, либо при деньгах.
Главная примечательность - Спасо-Преображенский собор, 1515 год.
DSC_2141 (700x393, 288Kb)
Изнутри он чист, аккуратен, благолепен. Стены белые, но об этом можно и не писать. Это так по умолчанию. Наверно, так и буду делать. Если белые - умолчу, если расписные - отмечу.
Верующие меня, как пить дать зашикают, но главная святыня в соборе-могила Гавриила Романовича Державина (мое оценочное мнение). Вот была бы такая номинация - "самый недооцененный русский поэт", Гавриил Романович - первое место с большим отрывом. Да, да, Пушкин наше все, а Державин то да сё... Архаичен, неповоротлив, но пушкинская легкость- "уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало" - она ко времени, а державинская архаичность на века.

Где вкруг драконы медны ржали
Из трехсот жерл огнем дышали
Ты там прославился днесь вновь.
Вождь рек: сё стены Измаила
Да сокрушит твоя их сила!
И воскипела бранна кровь!


Эпический поэт, и не только. Был он и гражданином не последним: сенатор, губернатор Карельский и Тамбовский, кабинет-секретарь Екатерины II ("Богоподобная царевна Киргиз-кайсацкия орды!" - вот это поэзия!), министр юстиции, действительный тайный советник... А все о нем понят, что он старик и Пушкина благословил. В гроб сходя. И гроб этот как раз здесь, в Варлаамо-Хутынском монастыре.

Что ж, едем дальше.

Николо-Вяжищский монастырь, основан в начале XV века, но все его строения это уже 90-е года XVII века, петровское время. Архитектура монастыря переходная от старорусской к барочной, очень похожа на Ново-Иерусалимский монастырь, и это не совпадение, очень возможно что строили монастырь москвичи.

Приехали мы к монастырю в глубоких сумерках в пол-шестого.
Ворота

DSC_2143 (700x393, 246Kb)
Перед воротами пусто, кроме нас ни одной машины...Что такое? Время вечерней службы, она обычно в 5-6 часов вечера начинается,где люди то? Может закрыт монастырь? Нет. Ворота закрытыно в них есть калитка. Прошли мы в нее, мимо сторожки, пустой, но на плакатике написано "службы 18:00 -20:00".
Прошли на территорию. Слева трапезная с церковью Иоанна Богослова 1698 г,
DSC_2146 (700x393, 353Kb)
Она, как раз, и являет посетителям новые веяния в храмовой архитектуре, украшена изразцами, каковой декор мы видели в Ново-Иерусалимском и Иосифо-Волоцком монастырях. Не исключено, что и здесь поработал Серафим-Полубес или его ученики. Но это неточно (С).
Прямо Никольский собор, 1683 г. Вот это традиционная пост-монгольская или московская великокняжеская архитектура, когда все кафедральные соборы того времени копировали Успенский собор московского Кремля.
DSC_2147 (700x393, 338Kb)
Все это, конечно, любопытно, но люди-то где? Пуст и темен монастырь, только в братском корпусе (двухэтажное здание справа от Никольского собора) единственное окошко светится. И все двери закрыты.
Побродили мы по территории... Удивительное дело, такая махина, такие здания циклопические, на братию в десятки и десятки насельников рассчитанные, и ...мрак, безлюдье, безмолвие. И один желтый квадратик в темноте. Даже и не по-себе, как-то. Место отторгает, гонит, "не ждали вас", дескать, "и не нужны вы тут"... Потоптались еще минут пять, да и поехали обратно, в Новгород.
Вот как так? Если не хотите никого видеть, закройте калитку, не пишите "служба 18:00-20:00", но если отворена калитка, примите посетителей, по-минимуму хотя бы, откройте для них часовенку, что ли...
На этом день закончился. А утром поехали мы, перед отъездом еще один монастырь глянуть, да и в Москву.

Свято-Троицкий Михайло-Клопский монастырь, основан в 1408 году преподобным Михаилом Клопским, родственником и современником Дмитрия Донского.
От Новгорода на юг ехать километров 20. Места пустынные, перед монастырем поле
DSC_2128 (700x393, 238Kb)
позади река Веряжа.
DSC_2138 (700x393, 260Kb)
То что увидели мы по приезде, нас не порадовало. Разруха, нестроение, безлюдье. Троицкий собор 1560 года
DSC_2127 (700x393, 276Kb)
восстанавливается ни шатко,н и валко, но дела у него плохи
DSC_2133 (700x393, 279Kb)
На фотке не видно, но стены у него выпучиваются, кладка расседается. Так и до беды не далеко.

Правда, братский корпус уже восстановлен, колокольня реставрируется... кустарным способом.
DSC_2134 (700x393, 284Kb)

А вот Никольская церковь с трапезной, 1581 год, там все выглядит безнадежно. Следы войны. Видно, что начали ее восстанавливать, да забросили. Так леса строительные и стоят ....знает сколько лет, да истлевшие занавеси ледяной ветер треплет...
DSC_2136 (700x393, 320Kb)
Печальное зрелище...
Но вот поди ж ты! По всем признакам монастырь заброшен, и закрыт наглухо, ан нет. При входе стоит пустая, с выбитыми окнами, сторожка, а в ней корзина, в корзине специальные такие паломнические юбки, и строгое объявление: женщинам на территорию только в юбках, ИБО монастырь мужской. А кому надо свечи и требы - милости просим в церковную лавку.
Лавка эта - вагончик напротив сторожки. Заходим, навстречу нам вскакивает мужичок, сильно жизнью и водкой побитый-поломанный, ну вот как Троицкий собор, но опрятный и трезвый. И так он нам обрадовался, так обрадовался! Мол, заходите, смотрите, все для вас: и свечи, и книжки, и иконки, и календарики, и сувениры, отец-настоятель сам все подбирал, выбирайте, не стесняйтесь. А что, собор, неужели открыт? Да, конечно, открыт! И деревянная церковь
DSC_2135 (700x393, 277Kb)
открыта.
Ну надо же! Зашли мы в деревянную церковь (как называется, не узнали, увы). Встретил там нас еще один такой же мужичок, типа плотник, разговорились мы с ним... Трудно живет обитель, монахов всего трое, денег кот наплакал... Троицкий собор Государство восстанавливает, а где государство, там ... нет, не воровство, а конкурс)). И вот конкурс за копейку выиграла какая-то питерская (кто бы сомневался) фирма, и теперь они в Троицком соборе ковыряются, обещают к концу декабря закончить. То есть через месяц.
Какое там!
Пронзительный холод встречает нас в соборе, такой, что на улице будто и теплее... Холод, и фрески XVI века, выцветшие, осыпавшиеся...
DSC_2132 (393x700, 311Kb)
Наскоро, из фанеры сколоченный алтарь,
DSC_2130 (393x700, 124Kb)
трещины по стенам....
DSC_2131 (393x700, 289Kb)
и погост над рекой Веряжей
DSC_2137 (700x393, 264Kb)
... Не такова ли и жизнь человеческая в ее половине? Осыпаются и тускнеют фрески, трескаются стены, замерзают иконы на алтаре, а за алтарными окнами уже и вечный покой стынет в ожидании...
Но пусть и потрескались, стены все еще держатся, горят лампады у образов, и нет-нет, да и зайдет сюда путник, зайдет, бросит сколько-то в церковную кружку, и Богородице поставит свечу.
DSC_2129 (700x393, 280Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
А можно вопрос дурацкий?
Ну задам все равно))
Чего это вас носит по северам зимой обязательно?
Лето-то там поживей, наверное, посимпатичней...
Глядишь, и не такой пессимистичный настрой был бы...
Scallagrim 18-01-2019-18:22 удалить
Ответ на комментарий Посторонний_старичок #
Исходное сообщение Посторонний_старичок
А можно вопрос дурацкий?
Ну задам все равно))
Чего это вас носит по северам зимой обязательно?
Лето-то там поживей, наверное, посимпатичней...
Глядишь, и не такой пессимистичный настрой был бы...


Ответ тривиальный: летом дача.
Ответ на комментарий Scallagrim # Эээ... Да... Понимаю очень хорошо - дача, доча))
Ну дело хозяйское, конечно...
Scallagrim 18-01-2019-18:38 удалить
Ответ на комментарий Посторонний_старичок #
Исходное сообщение Посторонний_старичок
Эээ... Да... Понимаю очень хорошо - дача, доча))
Ну дело хозяйское, конечно...


Вообще, зима не менее подходящее время. Есть в ней свой шарм.
Ответ на комментарий Scallagrim #
Исходное сообщение Scallagrim
Вообще, зима не менее подходящее время. Есть в ней свой шарм.


Ну да, ну да...

Исходное сообщение Scallagrim
Не такова ли и жизнь человеческая в ее половине? Осыпаются и тускнеют фрески, трескаются стены, замерзают иконы на алтаре, а за алтарными окнами уже и вечный покой стынет в ожидании...
20-01-2019-10:33 удалить
А поситаём дёла давно минувших днёй, прёданья старины далёкой, чё то там творилось, как то они своих кровных по крови и вёрё люблю, однако
---крёститься трёмя пёрстами. Они привыкли крёститься двумя пальцами! И поэтому возмущёнию их нё было прёдёла, дёло дошло до восстания.
Столкновёниё туполобыё и с твёрдолобыми было жёстким. Вмёсто того чтобы оставить монахов в покоё — да крёститёсь вы хоть пяткой!/ Саваоф Израёливич со сыночком смотрёли на идиотов и наслаждались данным прёдставлёниём , да и нёандёрталёц, посмотрёв бы на данный цирк, откинул бы копыта от смёха, однако./ - никонианцы подтянули войска. Восёмь лёт (!) продолжалась осада монастыря. Послё чёго он был взят, а всё монахи казнёны. Коё-кого изрубили в куски, многих повёсили, причём нёкоторых — с помощью жёлёзных крюков за рёбра. Христианё, которыё любили крёститься трёмя пальцами, звёрски убивали христиан, которыё прёдпочитали крёститься двумя...
Послё этого на волнё энтузиазма никонианцами был заживо сожжён (вмёстё со своими ближайшими сподвижниками)/ что б одному то нё скучно то было / прёдводитёль старообрядцёв Аввакум, к тому врёмёни давно сидёвший в тюрьмё. Это был просто позыв души.
Но в 1685 году вышёл ужё официальный указ о сожжёнии заживо за старообрядчёство. Христианскоё гёстапо выискивало по всёй странё тайных поклонников старовёров. По всёй странё полыхали костры. Многиё старообрядцы, нё дожидаясь арёстов, сами сжигали сёбя в своих скитах.
Однако глупо было бы думать, что никонианцы были «фашистами», а старовёры — нёвинными жёртвёнными овёчками. Ёсли бы власть поддёржала послёдних, в странё творилось бы то жё самоё. И вот вам доказатёльство...
Главарь старовёров Аввакум, парясь на кичё в ожидании казни, писал горькиё и справёдливыё слова о насильствённом внёдрёнии никонианства на Руси:
«Наших на Москвё жарили, да пёкли: Исайю сожгли, и послё Авраамия сожгли, и иных поборников цёрковных многоё множёство погублёно, их жё число Бог изочтёт. Чудо, как то в познаниё нё хотят прийти: огнём, да кнутом, да висёлицёю хотят вёру утвёрдить! Которыё-то апостолы научили так? Нё знаю. Мой Христос нё приказал апостолам так учить, ёжё бы огнём, да кнутом, да висёлицёю хотят в вёру приводить».
А вот в письмё царю Фёдору Алёксёёвичу тот жё Аввакум писал о никонианах: «А что, государь-царь, как бы ты мнё дал волю, я бы их, что Илья-пророк, всёх пёрёпластал в ёдиный час... Пёрво бы Никона, собаку, рассёкли начётвёро, а потом бы никониян...»/однако, ид-от-ты-с/

— Мы объявляём о создании соврёмённой настоящёй свящённой инквизиции! - заявил пару лёт назад Лёонид Симонович-Никшич, прёдсёдатёль Союза православных хоругвёносцёв - вот что ёщё ждёт нашу многострадальную страну от готтлибов, амодёусов и ижё с ними, под ёго вёликим знамёнём и руководством со словами в своих зубах,однако.
Уважёниём ко всём нам здравомыслящих.

Да когда ж вы прозрёётё то мозгами, вас разводят, овёц наивных, аки лохов , а вы и рады( прёлюбодёи и прёлюбодёйки), однако.
<<Нё думайтё, что Я пришёл принёсти мир на зёмлю; нё мир пришёл Я принёсти, но мёч, ибо Я пришёл раздёлить чёловёка с отцом ёго, и дочь с матёрью ёё, и нёвёстку со свёкровью ёё. И враги чёловёку — домашниё ёго>> «Блажён, кто возьмёт и разобьёт младёнцёв твоих о камёнь.>>
А папанин то дёнь рождёнья то когда справляётё, готтлибы с амодёусами, однако"Сёй ёсть завёт Мой, который вы должны соблюдать мёжду Мною и мёжду вами, и мёжду потомками твоими послё тёбя; да будёт у вас обрёзан вёсь мужёский пол. Обрёзывайтё крайнюю плоть вашу; и сиё будёт знамёниём завёта мёжду Мною и вами. Нёобрёзанный жё мужского пола, который нё обрёжёт крайнёй плоти своёй, истрёбится душа из народа своёго; ибо он нарушил завёт Мой". (Быт. 17. Мычить, боголюбёц. А эти заповёди-.
\v 29 Нё мёдли [приносить Мнё] начатки от гумна твоёго и от точила твоёго; отдавай Мнё пёрвёнца из сынов твоих;\v 30 то жё дёлай с волом твоим и с овцою твоёю [и с ослом твоим]:сёмь днёй пусть они будут при матёри своёй, а в восьмой дёнь отдавай их Мнё.
\v 31 И будётё у Мёня людьми святыми; и мяса, растёрзанного звёрём в полё, нё ёшьтё, псам бросайтё ёго.
\c 23\v 1 Нё внимай пустому слуху, нё давай руки твоёй нёчёстивому,чтоб быть свидётёлём нёправды.\v 2 Нё слёдуй за большинством на зло, и нё рёшай тяжбы, отступая по большинству от правды;\v 3 и бёдному нё потворствуй в тяжбё ёго и далёё по тёксту….-
Соблюдаёшь, блюдёшь- закатываёть свои глазки и тишина.. Да как ты смёёшь, нё соблюдая ёго каноны и заповёди-- ордунги просить и трёбовать от нёго всёго и вся. Да ёшшо и сало жрёт, нёмёрёно со свининой. Кощунствённо это или нёт. А чуть что, вы наши чувства оскорбляётё, вас надо сжёчь на кострё, что дёлали с успёхом как нёдавно, . Обижённыё вы наши. Когда будётё исполнять всё заповёди хёроя ёврёйской казки- вот тогда-вам флаг в руки. А так визжитё нёпонятно с какого пёрёпугу.

Христианё только говорят, что крёстятся, на самом дёлё получаётся Магён Шломо (Звёзда Соломона), т.ё. пятиконёчная звёзда, нё путайтё с Магён Давид – шёстиконёчной звёздой. На Западё крёстятся слёва направо, но разницы нёт, у них получаётся старый масонский знак Архитёктора.

Чтобы убёдиться, кому служат христианё, сходитё в христианскую цёрковь, послушайтё, кому они поют славу: во славу Израиля, во славу бога Израиля, бога Авраама, Исаака и т.п.

Пёрунё! Вми призывающих Тя!
Славён и Триславён буди!
Здравия и множёство Рода,
Всёй Свята Расё дажьди!
В дёнь сёй Колядный,
Людям Радость яви!
Род прославляша, прави над всёми!
Сгинула дабы Духовная тёмёнь!
Тако бысть! Тако ёси! Тако буди! (Пёруница)
Подлинная традиция нё допускаёт пёрёдачи столь сумбурных и противорёчивых тёкстов, как книги Вётхого Завёта. Мы вынуждёны прёдположить, что отдёльныё фрагмёнты составлялись дёятёлями совёршённо чуждой культуры; и подобной стряпнёй они намёрёвались заполнить выдуманный врёмённой промёжуток длитёльностью от двух до трёх тысяч лёт. Но как удалось повёсить всё это на шёю умным людям, до сих пор остаётся загадкой
Слава Изидё!! Сварогу!! Вёлёсу!! Даждббогу!! Ладё!! дагону!! Астардё!! Дыю!!


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Русский Север. Новгородские монастыри | Scallagrim - Дневник Scallagrim | Лента друзей Scallagrim / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»