Интересный материал в Коммерсанте. Интересен он, в частности, тем, что в комментариях тут же начался адский срач между кремлеботами и хомяками Навального причем я уверен, что 146% комментаторов статью даже не прочитали.
Как стало известно Ъ, в январе 2012 года Служба внешней разведки (СВР) объявила три закрытых тендера на сумму свыше 30 млн руб., цель которых — выработать новые методики мониторинга блогосферы. Главная задача — массовое распространение информационных сообщений в заданных социальных сетях с целью формирования общественного мнения. Источники Ъ считают, что в будущем эти разработки могут быть применены и для работы в российском сегменте интернета.
СВР выходит в онлайн
По сведениям Ъ, тендеры на исследования с кодовыми обозначениями Шторм-123, Монитор-33 и Диспут были проведены в январе-феврале 2012 года. Как следует из текстов трех конкурсных заданий, имеющихся в распоряжении Ъ, государственный заказчик — ФКУ Войсковая часть N549393 — запросил разработать программы для исследования методов разведки интернет-центров и региональных сегментов социальных сетей (шифр Диспут) на 4,41 млн руб., исследования методов негласного управления в интернете (шифр Монитор-33) на 4,99 млн руб., а также провести научно-исследовательскую работу по разработке средств продвижения специальной информации в социальных сетях (шифр Шторм-123) на 22,8 млн руб.
Три работы, хотя и разбиты на разные тендеры, тесно связаны друг с другом. Планируется, что сначала мониторить блогосферу будет система Диспут, которая должна заниматься исследованием процессов формирования сообществ интернет-центров распространения информации в социальных сетях и определением факторов, влияющих на популярность и распространенность сведений. Затем полученную информацию будет анализировать система Монитор-33. Ее задача — разработка методов организации и управления в интернете виртуальным сообществом привлеченных экспертов, предусматривающих постановку заданий, контроль работы в социальных медиа и регулярное получение от экспертов информации в заданных предметных областях. На основе полученных данных вбрасывать нужную информацию в соцсети начнет система Шторм-123.
Ее функционал госзаказчик прописал следующим образом: разработка специального программного комплекса автоматизированного распространения информации в крупных социальных сетях и организации информационной поддержки мероприятий по подготовленным сценариям воздействия на заданную массовую аудиторию социальных сетей. В документах уточняется, что целью этой виртуальной армии станет массовое распространение информационных сообщений в заданных социальных сетях, используя имеющиеся учетные записи пользователей, с целью формирования общественного мнения, сбор статистики и анализ эффективности распространения информационной волны, анализ пригодности наиболее популярных сервисов социальных сетей для инициирования информационных волн различной тематической, социальной и прочей направленности.
По данным Ъ, засекретить все три конкурса позволило то, что основанием для их проведения стало закрытое постановление правительства N1116-36 от 23 декабря 2011 года о распределении средств гособоронзаказа на 2012 год. Ожидается, что системы Монитор-33 и Диспут будут готовы уже в 2012 году, а Шторм-123 — в 2013 году.
Источники Ъ в спецслужбах утверждают, что воинская часть N54939, командир которой Александр Бычков выступил заказчиком по всем трем тендерам, входит в систему СВР. Запрос Ъ в разведывательном ведомстве на эту тему остался без ответа. Впрочем, эту информацию подтверждают два документа, находящихся в открытом доступе. Первый — приложение к приказу Министерства связи от 23 августа 1994 года: в перечне предприятий и организаций, получивших разрешения на право проведения работ по защите информации, часть N54939 значится как управление информатизации СВР. Второй, более свежий документ — письмо управления городского заказа правительства Москвы О льготах по оплате коммунальных услуг для кадровых сотрудников внешней разведки. По состоянию на июль 2011 года в документе указывается, что для предоставления льгот военнослужащим и гражданскому персоналу, работающему в воинской части N54939, справки принимаются без указания ведомственной принадлежности на основании федерального закона о СВР.
Непосредственным исполнителем по всем трем конкурсам стала компания Итеранет (cм. справку). Ее гендиректор Игорь Мацкевич (в прошлом — первый заместитель начальника Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ) от разговора с Ъ уклонился. Отказался он отвечать и на письменные вопросы.
Собеседники Ъ в российских спецслужбах не исключают, что после того, как СВР получит в свое распоряжение программы Шторм-123, Монитор-33 и Диспут, они могут применяться для воздействия как на внешнюю аудиторию, так и на внутреннюю. После того как разработка завершится, начнутся предварительные испытания, которые должны будут доказать эффективность системы,— поясняет один из источников Ъ. На вопрос о том, на каких именно странах эти разработки будут опробованы, собеседник Ъ ответил уклончиво: На первом этапе это могут быть страны Восточной Европы, входившие в состав Советского Союза.
Интернет давно привлекает внимание спецслужб, и, естественно, не только российских,— говорит другой собеседник Ъ.— Напомню, что РФ предлагала на законодательной основе — под эгидой ООН — запретить государствам использовать интернет для подрыва политической, экономической и социальной систем других государств, а также для манипулирования информационными потоками в информационном пространстве других государств, включая дезинформацию (о соответствующих инициативах Ъ писал, в частности, 27 апреля). Однако наши партнеры, прежде всего западные, не сочли необходимым прислушиваться к нам.
Бот внутреннего применения
Комментируя возможность применения новых разработок в российских социальных сетях, собеседник Ъ отметил, что практика передачи технологий между СВР и ФСБ обычно не используется, поскольку увеличивается риск утечки информации, однако оговорился, что в случае возникновения подобной необходимости ресурс может быть использован в нуждах обоих ведомств, никаких правительственных актов для этого не требуется, вопрос решается на уровне руководства двух ведомств.
Опрошенные Ъ эксперты отмечают, что разрабатываемые по заказу СВР программы универсальны в своем применении. В тексте тендера на систему Шторм-123 прямым текстом сказано, что миллионы рублей спецслужбы желают истратить на создание системы вброса через заранее зарегистрированные в соцсетях аккаунты. Основным препятствием на пути работы системы являются средства защиты соцсетей от спама,— сказал Ъ интернет-эксперт Антон Носик.— Часть денег будет потрачена на нейтрализацию этих защит.
С ним согласен и еще один эксперт в области интернет-технологий, просивший не называть его имени. Практически стопроцентная вероятность, что адресатами, клиентами этих работ в будущем могут стать российские социальные сети и их пользователи, а также зарубежные сети и ресурсы типа Facebook и Google+, к техническому контролю за которыми у российских спецслужб доступа нет, а вот делать внешний мониторинг событий и активностей, а также изучать функциональность ресурсов и искать дырки в их защите для борьбы с политической оппозицией, активно пользующейся зарубежными сетевыми ресурсами, им вполне по силам,— говорит он.
По мнению эксперта, подобные программы могут быть весьма эффективными, особенно если речь идет о вскрытии прав администраторов, веерных рассылках или заражении компьютеров ботами. Еще в рамках нескольких подразделений бывшего КГБ СССР — нынешнего ФСБ России велись научные и научно-практические работы по разного рода социальным проектам, которые как раз и описываются близко к тексту в содержании этих тендеров, но применительно к интернету и современным социальным сетям,— напоминает он.— Соответствующие научные центры — многоэтажные свечки, которые стоят на проспекте Вернадского за зданием МГУ и метро Университет. Там были темы с насаждением межрасовой розни и тем самым снижения боеспособности ВС США, с внедрением и последующими провокациями для раскола советского диссидентского движения, с недопущением распространения нежелательной информации в случае стихийных бедствий и общественных беспорядков и, наоборот, обеспечением распространения ложной, но полезной, нужной информации. Координатор Центра безопасного интернета Урван Парфентьев напоминает, что впервые о попытках России влиять на ситуацию в других странах через интернет заговорили после истории со сносом памятника Бронзовому солдату в Таллине в 2007 году. Ничего невозможного в том, чтобы размещать и вирусно распространять информацию в сети, нет,— считает господин Парфентьев.— Что же касается влияния извне, то тут можно либо постоянно что-то рассказывать о позитивном имидже России, как это делает телеканал Russia Today, либо реагировать на определенные информационные пики, когда внимание иностранцев приковано к России. По словам эксперта, в такой ситуации стратегия может быть оборонительной — например, после войны в Южной Осетии России пришлось много времени потратить на развенчание картинки, созданной западными СМИ,— или наступательной. В качестве примера эксперт привел работу радио Свобода и Голос Америки во времена СССР, когда они постоянно находили какие-то негативные информационные поводы. Просто 30 лет назад для такой работы использовали радио, а теперь им на смену пришел интернет,— резюмировал господин Парфентьев.
Агентство национальной дезинформации США
Минобороны и спецслужбы США также активно осваивают методы работы во всемирной паутине. Год назад управление перспективных научно-исследовательских разработок Пентагона DARPA объявило тендер в размере $42 млн на создание компьютерной программы под кодовым названием SMISC, что расшифровывается как социальные медиа в стратегической коммуникации. Система должна отслеживать враждебную по отношению к США пропаганду и помогать вести контрпропаганду. Область развертывания — Facebook, Twitter, YouTube и другие популярные социальные сервисы. Список технологий, которые предполагается использовать в рамках SMISC: лингвистический анализ, анализ трендов, настроений, общественного мнения и культурных нарративов, автоматическое создание контента, боты и краудсорсинг (см. Ъ от 20 июля 2011 года). Программы по использованию социальных сетей в разведывательно-пропагандистских целях разрабатываются и Агентством по национальной безопасности (АНБ) США. Использовать эти программы для внутренних целей госорганам, однако, запрещено законом Смита-Мундта от 1948 года и законом об утверждении внешнеполитической деятельности США от 1987 года, принятыми в целях защиты американской аудитории от дезинформационных кампаний, проводимых ее собственным правительством. Впрочем, в мае этого года инициативная группа конгрессменов предложила внести в закон о санкционировании расходов на оборону поправку, которая узаконила бы ведение пропаганды на американских гражданах. По словам одного из авторов поправки, республиканца Мэка Торнберри, в эпоху интернета действующие ограничения связывают руки американским дипломатам, военным и прочим представителям США, ограничивая их возможности по налаживанию убедительной коммуникации. Палата представителей одобрила предложение Мэка Торнберри. Сенат выскажет свое мнение в ближайшее время.