Оригинал сообщения
[250x219] Инновации стали весьма модным трендом в последнее время. Наряду с нанотехнологиями. Причем оба ярлыка люди лепят на все подряд без разбора. Вот, что об инновациях в сфере услуг говорит Макс Крайнов:
Перед тем, как я расскажу про особенности инноваций в сфере услуг, хочется объяснить мои критерии “успеха” серии данных статей: а) читатель узнаёт что-то новое, что он(а) сможет использовать в профессиональной жизни; б) в голове читателя складывается правильная структура знаний, способная воспринять и правильно классифицировать новую информацию, связанную с инновациями (и с продуктоводством, но это другая история).
И напоследок: в предыдущей части я не рассказал о необходимом критерии выделения инкрементальных инноваций (т.е. улучшений): если вы улучшили технологический процесс или продукт – перед тем, как называть улучшение инновацией, сравните результат с результатом лучшего игрока на рынке. Если по каким-то критериям ваше нововведение превышает результат лучшего конкурента – поздравляю, у вас действительно инкрементальная инновация. Если нет – вы просто улучшили собственный продукт или процесс, пытаясь дотянуться до лидеров рынка, и это не инновация. (Обычно я заостряю внимание на тех вещах, в которых когда-то я сам совершил ошибки.) Как пример: создание в Сколково технологии производства 32 нм чипов – это не инновация, т.к. весь мир уже последние лет 10 пользуется этой технологией.
Вы наверняка слышали утверждение, что инновации в сфере услуг – это будущее постиндустриального общества (серьёзно, вы просто обязаны были это слышать, ибо это было базисом для критики плановой экономики СССР). Тем не менее, я сомневаюсь, что вам полностью объяснили, что это утверждение означает. Именно об этом мы и поговорим ниже.
Позволю себе сначала процитировать отличительные свойства услуг от продуктов:
- Услуги нематериальны: их нельзя потрогать или попробовать на вкус.
- Услуги производятся и потребляются одновременно. Потребление услуг нельзя отложить на потом.
- Услуги неотделимы от их провайдеров.
- Качество услуг зависит от конкретного провайдера, а также времени, места и способа предоставления.
Инновации в сфере услуг бывают двух различных видов:
- Улучшающие состояние данной отрасли. Как правило, такие улучшение планируемые и направлены на улучшение одного или нескольких KPI (критических показателей эффективности). К примеру, установка “умных” электрических счётчиков улучшает планирование выработки электроэнергии и снижает потери. Или использование компьютерного моделирования причёски (когда вам показывают, как вы будете выглядить после стрижки) создаёт более предсказуемый результат, что выражается в более высоком удовлетворении клиента и, как результат, – увеличение выручки с клиента на протяжении его “жизни”.
- Улучшающие состояние смежных отраслей. Подобные улучшения делались для решения каких-то конкретных задач, но альтернативные методы использования в других индустриях дали толчок для развития инновации. Подобные инновации являются использованием технологий из около-оборонной промышленности в гражданских целях. Примеры: интернет, GPS, ультразвук, СВЧ-излучение и т.п. (Экономисты это называют positive externalities.)
Постойте, скажете вы. Где-то в процессе объяснения исчезла грань между технологиями, на базе которых построены продукты, и услугами, которые оказываются на основе этих продуктов. Верно, в этом и состоит особенность инноваций в сфере услуг в постиндустриальном обществе: инновации в услугах определяются состоянием технологии. Впрочем, если отвлечься от высокотехнологичных услуг, инновации в сфере традиционных услуг в большинстве своём характеризуются следующим рядом свойств, отличающих их от технологических инноваций:
- Они обычно улучшают процесс взаимодействия поставщика услуг и клиента.
- Они направлены на более эффективное решение имеющихся и будущих проблем клиента.
- Для них требуется участие нескольких подразделений в организации.
- Они не очень хорошо масштабируются, и поэтому зависимость объёма оказанных услуг от трудозатрат практически линейная.
- Они направлены “вширь” (т.е. пытаются найти новое применение известным вещам), нежели чем “вглубь” (что принято в технологических инновациях). Именно поэтому для инноваций в сфере услуг требуется другой тип персонала, нежели в технологиях. (Впрочем, я бы не стал утверждать, что нужны обязательно генералисты, а не специалисты: и те, и другие нужны везде.) Этот персонал должен обладать как гуманитарными, так и техническими знаниями.
- Они используют эстетику, дизайн и прочие вещи, улучшающие оценку клиентом “качества жизни”.
- Они сильно зависят от изменений в технологиях или обществе.
Исходя из вышесказанного, я бы предложил вам несложный алгоритм инноваций в сфере услуг:
- В своём бизнесе определите количественные метрики, отражающие качество взаимодействия с клиентом (среднее время обслуживания, средняя выручка с клиента, процент возврата товара по причине неподходящих характеристик и т.п.).
- Сравните их с нормой по индустрии. Если метрики примерно на уровне – вам требуются инновации. Идите к шагу 3. Если метрики ниже – перепроверьте, что вы сравниваете яблоки с яблоками, а потом начинайте анализировать операции конкурентов. Для инноваций вам пока рановато. Идите к шагу 4.
- Вам лучше знать, что вам следовало бы сделать.
- После улучшения определённой количественной метрики убедитесь, что другие метрики не пострадали. После этого идите к шагу 1, выберите другую метрику и продолжайте делать правильные вещи.
Источник
LIci WP