|
В древнегреческой мифологии Лерне́йская ги́дра (греч. Ὕδρα, «водяная») — дочь Тифона и Ехидны ,змееподобное чудовище с ядовитым дыханием, обитавшее в подземных водах, убитое Гераклом (Геркулесом) в качестве одного из его двенадцати подвигов.
Её вскормила Гера .Ее называли лернейской Ехидной.Поэт Писандр впервые вместо одной головы приписал ей много . По одному из описаний, змея с девятью головами ,либо у неё 50 голов ,либо из туловища вырастало сто шей о разным авторам, 50 либо 7 голов, причём вместо одной отрубленной вырастали три, а одна голова была бессмертна. Логовищем гидры было озеро Лерна вблизи Арголиды. Под водой был вход в подземное царство мёртвых, который охранялся гидрой . Она жила на холме у источника Амимоны (либо под платаном у истоков реки Амимоны). muzpic " Геракл нашёл гидру на утёсе позади источника Амимона, Где она гнездилась. Метая в неё зажённые копья, герой вынудил чудовище сползти вниз и схватил её" Греческий писатель Аполлодор Ёрмунганд (['jœrmuŋgandr], Йормунгард, «великанский посох»), также именуемый Мидгардсорм — морской змей из скандинавской мифологии, средний сын Локи и великанши Ангрбоды. Согласно «Младшей Эдде», Один забрал у Локи троих детей — Фенрира, Хель и Ёрмунганда, которого бросил в окружающий Мидгард океан. Змей вырос таким огромным, что опоясал всю Землю и вцепился в свой собственный хвост. За это Ёрмунганд получил прозвище «Змея Мидгарда» или «Мирового Змея». Мидгардсорм — вечный противник Тора - в Рагнарёк они с Тором убьют друг друга. Ёрмунгард это только образ, в реальности Ёрмунгард представляет из себя сеть вулканов. Эти вулканы опоясывают почти всю землю по линии тихоокеанского хребта. В скандинавских мифах Ёрмурганд, или моровой змей, обвивал обитаемый мир Мидгард.Змея олицетворяла хаос. Хаос продолжает существовать за пределами устроенного мигра и представляет для него опасность. Главный защитнит Мидгарда от Змея - бог Тор. В последне битве перед концом света Тор убивает Змея и сам умирает от его ядовитых укусов. Впервые Тор встретил Змея в образе гигантского кота, в которого его превратил Утгарда-Локи. Одним из заданий, полученных Тором от Утгарда-Локи, было поднять кошку. Разумеется, Тор не смог поднять чудовище целиком. Всё, что ему удалось, это заставить мнимую кошку оторвать одну лапу от пола. Однако даже это Утгарда-Локи назвал величайшим деянием, когда раскрыл обман. Это сказание встречается только в «Младшей Эдде». Васили́ск (от греч. βασιλίσκος — царёк), кокатрис, regulus (от лат. малый король) — мифическое создание с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. На голове василиска имеется красный хохолок, который похож на корону (отсюда название). Однако, согласно Плинию Старшему (VIII, 21), на голове василиска не хохолок, а «белое пятно похожее на корону или диадему». Василиски несколько раз упоминаются в Библии. В Средние века они считались вполне реально существующим животными. Полагали, что василиски обладают ядовитыми клыками, когтями и дыханием, кроме того они способны убивать лишь одним своим взглядом (сравните: Медуза Горгона). Считалось, что василиски обитают в безлюдных тёплых и сухих местах, преимущественно в пустынях. Считалось, что именно василиски способствуют возникновению пустынь. В месте, где поселился василиск, умирает всё: птицы и животные падают мёртвыми, растения чернеют и гниют, вода источников, в которых василиск утоляет свою жажду, становится отравленной. Согласно Библии, василиски обитали в пустынях верхнего Египта и Палестины. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же — его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком «чистые» животные. Считалось, что из всех животных один лишь горностай, пожевав листьев руты, не боится этого чудовища и может напасть на него спереди. Изображения горностая с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. Также существовало поверье, что василиска повергает в смятенье крик петуха. Опытные путешественники, прежде чем углубиться в неизведанные края, благоразумно запасались либо петухом в клетке, либо горностаем. Другим оружием было зеркало (полагали, что василиска убивает его собственное отражение — способ Персея, убившего таким образом Медузу). Теперь уделим особое внимание полуженьщинам полузверям, ведь если обратить внимание в мифологии их очень много. Га́рпии (др.-греч. Ἅρπυιαι) — в древнегреческой мифологии— дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры (либо Озомены ), либо дочери Тифона ;либо дочери Борея, сторожат Тартар - архаические доолимпийские божества, персонификации различных аспектов бури. В мифах представлены злобными похитительницами детей и человеческих душ, внезапно налетающими и так же внезапно исчезающими, как ветер. Само слово «гарпия» происходит от греческого harpazein — «хватать», «похищать». Упомянуты в «Одиссее» (I 237 и др.). Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде крылатых диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида. По Гесиоду, их две: Аэлло и Окипета . По Гигину, их имена: Келено, Окипета, Подарка ; или Аэллопода, Келено, Окипета . Традиционно гарпий представляют в виде трёх сестёр (Аэлла — «Вихрь», Аэллопа — «Вихревидная», Окипета — «Быстрая», Келайно — «Мрачная» по прозвищу Подарга — «Быстроногая»). Гарпий обычно помещали на Строфадских островах в Эгейском море. С птичьими головами и ногами , грудь, живот и бедра человеческие " ... в них гарпии живут. Противнее нигде чудовищ оных нет, Ни злейшей язвы ад на свет не испускал. Имеют женский зрак ужасные те птицы, И ногти острые, и смрадно гноем чрево..." Вергилий, "Энеида" Здесь может Гарпия не страшная, но уж очень картинка красивая:) Эри́нии (от др.-греч. Ἐρινύες «гневные», микен. e-ri-nu) — в древнегреческой мифологии богини мести. В римской мифологии им соответствуют фурии. По одному сказанию, дочери Никты и Эреба; либо порождены Землей от крови Урана; либо дочери Тьмы (Скотоса). По Эпимениду, дочери Кроноса. Согласно орфикам, это девять дочерей Зевса Хтония и Персефоны. По версии Псевдо-Гераклита их тридцать тысяч. У позднейших поэтов эриний три: Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница. Афиняне называют их «Почтенными», впервые Эсхил изобразил их с волосами на голове в виде змей. Их пещера на склоне афинского акрополя. В Сикионе их называли Евмениды (Милостивые), их дубовая роща на берегу Асопа. Мании — божества, чей храм около Мегалополя. Видимо, это эпитет Евменид.
muzpic Горго́на Меду́за (греч. Μέδουσα, точнее Медуса — «стражник, защитница, повелительница») — наиболее известная из сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос . Её взгляд обращал человека в камень. Была убита Персеем. Упомянута в «Одиссее» (XI 634). Написание: «горгона Медуза», где «горгона» — вид чудовища, а «Медуза» — имя собственное. Младшая дочь Форка и Кето (по версии, дочь Горгона ). Единственная смертная из горгон. По версии, она была девушкой с красивыми волосами, и хотела состязаться с Афиной в красоте. Ее изнасиловал Посейдон в храме Афины, и Афина превратила ее волосы в гидр . Посейдон соблазнил ее, превратившись в птицу . Одним из заданий, данных Персею царем Полидектом было убийство горгоны Медузы. Справиться с чудовищем герою помогли боги — Афина и Гермес. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух — сестёр грай, (которые были также сёстрами горгон), имевших на троих один глаз и один зуб. Хитростью Персей похитил у них зуб и глаз, а вернул лишь в обмен на крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. Грайи показали Персею путь к горгонам. Гермес подарил ему острый кривой нож. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, Он смог отрубить голову смертной Медузе, одной из трех сестер горгон, смотря в отражение на полированном медном щите Афины — ведь взгляд Медузы обращал всё живое в камень. От сестёр Медузы Персей скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав трофей в заплечную сумку. Во время этого поединка Медуза была беременна от Посейдона. Из обезглавленного тела Медузы с потоком крови вышли её дети от Посейдона — великан Хрисаор (отец трехтелого Гериона) и крылатый конь Пегас. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней все живое (по Лукану, это были т.н. Ливийские змеи : аспид, амфисбена, аммодит и василиск). Локальная легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы. Афина дала Асклепию кровь, вытекшую из жил горгоны Медузы. Кровь, которая текла из левой части, несла смерть, а из правой — использовалась Асклепием для спасения людей. По другой версии, Медуза рождена Геей и убита Афиной во время гигантомахии . Согласно Евгемеру, ее убила Афина . В подражание жалам Горгоны Афина изобрела двойной авлос . Считается, что мифы о горгоне Медузе имеют связь с культом скифской змееногой богини-прародительницы Табити, свидетельством существования которой являются упоминания в античных источниках и археологические находки изображений. В эллинизированной версии эта «горгона Медуза» от связи с Гераклом породила скифский народ. Руса́лка — райская птица с женской головой. По весне русалки слетают в земной лес, где любят сидеть на ветвях и петь песни. (Энциклопедия славянской мифологии) Под русалками понимают совокупность всех упоминаемых в фольклоре и в сообщениях очевидцев разнообразных человекоподобных существ или духов, ведущих водный или полуводный образ жизни. Русалки могут внешне почти не отличаться от людей, а могут иметь в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Восточнославянские русалки по преимуществу — женщины (утопленницы), западноевропейские — обычно женщины с рыбьими хвостами (антропоморфные существа, по внешнему виду наследники древнегреческих тритонов и сирен). В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid. Согласно немецким мифам, златовласая красавица Лорелея, страдая из-за несчастной любви , бросилась в Рейн. С тех пор на закате на высокой скале над Рейном появилась русалка . Она поёт песню, да так прекрасно, что ни один рыбак не может остаться равнодушным. Он забывает обо всём , бросает вёсла, девушка манит его к себе, и вот водоворот подхватывает лодку и увлекает в пучину. Сире́ны — (греч. Σειρῆνες, лат. Sirenes) — в греческой мифологии морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины (в некоторых источниках полурыбы-полуженщины), унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В микенских текстах есть слово se-re-mo-ka-ra-a-pi, которое может означать «украшенный головами сирен» Отцом сирен считали морского бога Форкиса , или они - дети Ахелоя и одной из муз: (Мельпомены , или Терпсихоры , или Каллиопы), либо дочери Стеропы или Геи, либо дочери Форкиса и Кето. В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и куриными ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели такой облик.Они были спутницами Персефоны . После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне ; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону ; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж . Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц . По совету Геры они вступили в соревнование с музами по пению. Музы победили, ощипали перья сирен и сделали из них венки , которые впредь стали служить головным украшением муз. Состязание проходило у города Аптер (Бесперых) на Крите . Зевс выделил им остров Анфемоэссу . |