Это цитата сообщения
Оксана_Лютова Оригинальное сообщениеПрисвоение Нижнему Новгороду звания "Город воинской славы" (продолжение)
Первая часть здесь
Сражения в Горьковском небе
Но город пришлось защищать, прежде всего, в воздушном пространстве. В период Московской битвы войска Горьковского района ПВО приняли непосредственное участие в борьбе против вражеской авиации. Немецкое командование возлагало большие надежды на эти крупные воздушные операции.
[показать]
Они входил в общий стратегический план по захвату Москвы и разгрому московской группировки советских войск, поэтому боевые действия Горьковского района ПВО в тот момент представляли собой прямую и непосредственную боевую поддержку войскам, оборонявшим Москву.
На третий день после начала войны бюро Горьковского обкома ВКП (б) приняло постановление о противовоздушной обороне города. Вопросы строительства оборонительного рубежа и противовоздушной обороны города не сходили с повесток дня заседаний Горьковского городского комитета обороны.
В г. Горьком были образованы городской и районные штабы МПВО, свои штабы создавались на всех предприятиях. Летом 1941 г. противовоздушную оборону г. Горького и близлежащих крупных промышленных центров обеспечивал Горьковский бригадный район ПВО: в него входили пункты ПВО городов Горького, Дзержинска, Балахны, Арзамаса, Владимира, Коврова, Иванова, Комсомольска, Кинешмы и Мурома. В июле 1941 г. началось формирование 90-го запасного зенитного артиллерийского полка, который впоследствии сыграл исключительно важную роль в комплектовании новых частей Горьковского района ПВО. В августе 1941 г. в состав Горьковского бригадного района ПВО входило уже несколько частей: 196-й ЗАП (пункт ПВО г. Горького), 742-й ЗАП (пункт ПВО г. Дзержинска), часть подразделений этого полка были на обороне г. Балахны; в пункте ПВО г. Коврова находился 39-й ОЗАД (отдельный зенитно-артиллерийский дивизион), (в г. Иваново - 38-й ОЗАД и в г. Кольчугино - 40-й ОЗАД). Приказом по Горьковскому бригадному району ПВО № 02 от 31 августа 1941 г. 90-й 33 АП также был подчинен начальнику ПВО г. Горького. В сентябре 1941 г. на базе 90-го ЗЗАП были дополнительно сформированы 17-й и 18-й отдельные зенитно-артиллерийские дивизионы. В октябре 1941 г. на оборону г. Горького также был поставлен дивизион Горьковского училища зенитной артиллерии, на оборону г. Балахны был направлен 2732-й ОЗАД, в ноябре в пункт Сейма прибыл 13-й ОЗАД, а в г. Владимир - 41-й ОЗАД. 8 ноября 1941 г. приказом командующего Московской зоны ПВО все части и штабы Горьковского бригадного района ПВО были введены в состав действующей Красной армии .
[показать]
С первых дней Отечественной войны на территории Горьковской области активно формировались войсковые соединения. По последним данным было сформировано и отправлено на фронт 79 стрелковых, танковых, механизированных, авиационных и других дивизий. Добровольческие отряды народного ополчения, сформированные в области, насчитывали более 100 тысяч человек.
Воздушные операции противника по разрушению Горьковского военно-промышленного района проходили в три этапа: первый - 4-6 ноября 1941г., второй -12 ноября 1941г.-27 мая 1943г., третий – с 4 по 22 июня 1943г. Таким образом, войска ГР ПВО, Волжской флотилии, НКВД и другие силы вели противовоздушную битву за г. Горький и промышленные объекты области в течение 596 дней и ночей, о чем свидетельствуют документы местных и центральных архивов Российской Федерации.
В течение октября 1941г. самолеты противника производили разведку с большой высоты в районе Горьковского автозавода и других пунктов, входивших в бригадный район ПВО.
И в ночь с 4 на 5 ноября 1941г. был совершен первый налёт на Горький. В нём участвовало около 150 бомбардировщиков типа «Хейнкель-111» и «Юнкерс-88». К городу прорвались только 11, остальные были задержаны огнём зенитной артиллерии. Прорвавшиеся самолеты причинили ущерб заводам им. Ленина, «Двигатель революции», автомобильному. Противник пытался бомбить и заводы Сормова, но был отбит средствами ПВО. В ночь с 5 на 6 ноября был совершен новый налёт (снова 150 бомбардировщиков). К городу на этот раз прорвались 14 самолетов, им удалось нанести потери населению, ряду цехов и служб автозавода. В целом по г. Горькому за время массированным налётов 4, 5 и 6 ноября было убито 127 человек, тяжело ранено 176, легко ранено 195.
Из 300-х вражеских самолетов, принявших атаку на первом этапе нападения, 100 самолетов было повреждено, к г. Горькому прорвалось только 25. Горьковский городской комитет обороны 9 ноября 1941г. (Протокол № 3) принимает решение о вывозе женщин и детей из г. Горького в районы области.
После этих налетов советским командованием были приняты дополнительные меры по укреплению противовоздушной обороны г. Горького и других объектов Горьковского бригадного района ПВО. На оборону автозавода были направлены дополнительно 58-й и 281-й отдельные зенитно-артиллерийские дивизионы. На усиление пункта ПВО г. Горького прибыла 142-я истребительная авиационная дивизия, в составе 4 авиаполков, вооруженная новыми истребителями ЛАГГ-3 и МИГ, и 45-й зенитно-прожекторный полк (3). Вокруг г. Горького для базирования истребительной авиации была развернута сеть аэродромов.
В целом, из 1600 самолетов, участвовавших в налетах на Горький, враг потерял 33 бомбардировщика, 530 были повреждены, 120 самолетам удалось прорваться к промышленным объектам, 590 горьковчан было убито и 1509 ранено.
Совместными усилиями воинов частей ПВО, бойцов МПВО и всех трудящихся города удалось отстоять крупные оборонные предприятия и не дать вывести их из строя. Горьковский автозавод был полностью восстановлен через 100 дней. 28 октября 1943 г. в Государственный Комитет Обороны автозаводцы и строители отправили рапорт о восстановлении завода в ГКО. Не смотря ни на что, город жил, воевал и работал.
Арсенал фронта
Фронт и тыл ковали Победу вместе. Промышленность постоянно наращивала выпуск продукции для обороны. Если в начале 1941г. из 1994 предприятий крупной промышленности Горьковской области - 44 относились к оборонным наркоматам, то согласно Директиве ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. все промышленные предприятия города переключились на производство оборонной продукции.
Бывший председатель Госплана СССР Н.А.Вознесенский отмечал, что «город Горький в период Отечественной войны являлся крепостью обороны нашей Советской Родины». В период Московской битвы роль этой крепости была совершенно уникальной. Другие крупные промышленные центры в первый период войны только развёртывали производство техники для фронта, а для обороны Москвы её надо было дать немедленно. Горьковская область с её многоотраслевой развитой индустрией стала одним из крупнейших поставщиков вооружения войскам под Москвой. В ещё больших масштабах потенциал областной промышленности раскрылся в последующие военные годы.
Предприятия Горьковской области одними из первых получили оборонные заказы. Так, постановление ГКО № 1 от 1 июля 1941г. ”Об организации производства средних танков Т-34 на заводе “Красное Сормово” обязало коллектив завода перестроить свое производство. Уже в октябре 1941 г. первые танки Т-34 отправились под Москву.
За годы войны сормовичи изготовил их более 12 тысяч. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков вспоминал, что «в октябре 1941 года… мы начали получать с сормовского завода первые танки Т-34. Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль в битве за Москву…» .
Всего за годы войны в г. Горьком было произведено 33,2 % танков и самоходно-артиллерийских установок, 33 % артиллерийских систем (среднего калибра и выше), 26 % самолетов-истребителей, половина подводных лодок от общего выпуска по стране. Кроме того, здесь изготовлялись грузовые автомобили (34,5%), авиационные и шестицилиндровые моторы, фронтовые и армейские радиостанции (59,9%), реактивные установки («Катюши»), 120-мм полковые (c 1944 г. – 160-мм) и 82-мм батальонные миномёты, приборы для Военно-Морского Флота, мощные армейские мотоциклы с прицепной коляской и др. В огромном количестве производились боеприпасы и многое, многое другое.
[показать]
[показать]
Постановление ГКО об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово». 1 июля 1941 г.
РГАСПИ. Ф.644. Оп.1. Д.1. Л.1,2. Подлинник.
[показать]
Сборка танков на Горьковском автозаводе им. В.М.Молотова.
В предвоенное время завод «Красное Сормово» сдал ВМФ 33 подводные лодки. За годы войны сормовичи построили еще 27 подводных лодок типов «М», «С», «Щ». Коллектив ЦКБ № 18 за разработку проектов подводных лодок был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а конструкторы В.Ф. Критский, П.З. Голосовский, В.П. Горячев удостоены Сталинской премии. Подводные лодки уходили из Горького со сформированными здесь экипажами. Знаменитая «атака века» под командованием А.И. Маринеско была совершена подводной лодкой, построенной именно сормовичами.
Горьковскому автозаводу в начале войны было поручено производство легких танков Т-60 и Т-70, самоходно-артиллерийских установок СУ-76, броневиков БА-64, мин, реактивных снарядов М-13 и 82-мм минометов. Коллектив завода производил также шестицилиндровые моторы для комплектования танков, походно-зарядные станции, катера для ВМФ, обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предприятия колесами, выпускал авиационные моторы для пикирующих бомбардировщиков Пе-2, был единственным заводом в стране по производству колясок к армейским мотоциклам.
Старейший судостроительный завод «Красное Сормово» (№ 112) начал производство средних танков Т-34. Первые танки ушли под Москву в октябре 1941 г. Постановлением от 6 декабря 1941 г. ГГКО обязал завод «Красное Сормово» наращивать темпы производства боевых машин. Танк Т-34 был признан специалистами лучшим танком Второй мировой войны.
[показать]
Постановление ГГКО об увеличении выпуска танков Т-34 на заводе «Красное Сормово».
12 декабря 1941 г.
ГУ ГОПАНО. Ф.2518. Оп.1. Д.1. Л.231. Подлинник.
Знаток военной техники Эрих Шнейдер писал: «Танк Т-34 произвел сенсацию. Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76-миллиметровой пушкой, снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5–2 тысяч метров, тогда как немецкие – не более с 500 метров и то лишь в том случае, если попадали в бортовую или в кормовую часть танка «Т-34».
[показать]
Отправка танков Т-34, выпущенных на заводе «Красное Сормово», на фронт.
1941 г.
[показать]
Стахановец Н.Гаврилов на сборке минометов.
1941 г.
[показать]
Докладная записка народному комиссару тяжелого машиностроения Н.С. Казакову о последствиях налета фашистской авиации на Дизельный завод «Двигатель революции», 1941 г.
Именно на ГАЗе было произведено 30 % танков и самоходно-артиллерийских установок, 52 % грузовиков от общего количества, произведенного промышленными предприятиями СССР.
Горьковский машиностроительный завод «Новое Сормово» (№92) был головным заводом тыла по производству пушек среднего калибра. Здесь в 1934 г. было создано артиллерийское КБ (во главе с В.Г. Грабиным), которое продолжило разработку новых видов артиллерийских систем, в том числе 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 и ЗИС-3, сыгравших важнейшую роль на фронтах войны. За годы войны завод № 92 изготовил и поставил фронту 100 тысяч пушек — больше, чем все страны гитлеровской коалиции вместе с Германией.
Значительный вклад в Победу внес коллектив Горьковского авиационного завода № 21 им. С. Орджоникидзе, выпустившего 19202 самолетов типов ЛаГГ и Ла. Каждый третий отечественный истребитель фронту дали горьковчане. Горьковские машиностроительные и металлообрабатывающие заводы поставили фронту более 50 млн. артиллерийских снарядов и мин всех калибров, на химических предприятиях производилось до 50% взрывчатых веществ от общего выпуска по стране и было снаряжено более 150 млн. шт. боеприпасов.
Коллективы заводов: дизелестроительного «Двигатель революции», «Красная Этна», телефонного им. Ленина, им. Фрунзе, им. Г. Петровского, Горьковского завода фрезерных станков, Горьковского мотоциклетного завода и других предприятий самоотверженно трудились, производя «Все для фронта! Все для Победы!»
Налеты немецких бомбардировщиков причинили значительный ущерб многим заводам: им. В.И. Ленина, «Двигатель революции», автомобильному. Во время бомбардировки цехов Горьковского автозавода погибли 127 человек, ранено – 376. После этих налетов Горьковский бригадный район ПВО, охранявший город, был введен в состав действующей Красной армии.
[показать]
В цехе завода «Двигатель революции». г. Горький, 1941 г.
[показать]
[показать]
Корпуса Горьковского автомобильного завода им. Молотова, разрушенные после налета фашистской авиации. г. Горький, 1941 г.
[показать]
Сильный ущерб был причинен Горьковскому автозаводу. Разрушено и повреждено 50 зданий и сооружений. 35 тысяч горьковчан пришли восстанавливать лежащие в развалинах корпуса Автозавода и сумели сделать это всего за 100 дней. Помощь оказали все районы города Горького и области.
[показать]
Автомобили ГАЗ-АА выходят из ворот Горьковского автомобильного завода им. Молотова.
г. Горький, 1941 г.
[показать]
Горьковский автомобильный завод им. Молотова. Продукция завода в военные годы.
[показать]
Танк «Т-60» – продукция Горьковского автомобильного завода им. Молотова в годы Великой Отечественной войны
[показать]
Бронеавтомобиль повышенной проходимости «ГАЗ-63», выпускавшийся в годы Великой Отечественной войны на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова
[показать]
Танк «Т-70», выпускавшийся Горьковским автомобильным заводом им. Молотова в годы Великой Отечественной войны
[показать]
График выпуска машин «СУ-76» на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова в годы Великой Отечественной войны.
И так каждый горьковский завод, каждое предприятие вносило свою лепту в оборону. За образцовое выполнение заданий по выпуску военной продукции правительство наградило коллективы Горьковского автозавода и завода им. С. Орджоникидзе орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Завод «Красное Сормово» награжден орденами Ленина и Отечественной войны I степени. Орденом Ленина были награждены заводы «Красная Этна», имени В.И. Ленина.
В историю Великой Отечественной войны золотыми буквами вписаны имена выдающихся руководителей крупных горьковских предприятий, труд которых был отмечен высокими правительственными наградами: Е.Э. Рубинчика (завод «Красное Сормово»), И.К. Лоскутова (Горьковский автомобильный завод), А.С. Еляна (завод № 92 им. Сталина), С.И. Агаджанова (авиационный завод № 21 им. С. Орджоникидзе) и др.
С полным напряжением работали для фронта предприятия лесной и деревообрабатывающей, лёгкой и пищевой промышленности, местной промысловой кооперации. Армия и флот получили от горьковчан почти 1 млн. гимнастерок, 2 млн. ед. валенок и кожаных сапог, 56,5 тыс. полушубков, 1,3 млн. плащпалаток, 285163 пары лыж, 795 тыс. тонн муки и крупы, 30,5 тыс. тонн макаронных изделий, 20 тыс. тонн сухарей, 30 тыс. тонн различных концентратов, 356 тыс. тонн картофеля, 53287 тонн мыла.
Промышленность Горьковской области с первых дней войны начала перестраивать свое производство на выпуск вооружения, боеприпасов, осваивать новые виды боевой техники для Красной армии. В выполнении военных заказов участвовал и авиационный завод им. С. Орджоникидзе (№ 21), выпускавший боевые истребители ЛАГГ-3, ЛА-5 с двигателем воздушного охлаждения, ЛА-7.
[показать]
Серийная сборка самолетов ЛА-5 на Горьковском авиационном заводе им. С. Орджоникидзе (№ 21). г. Горький, 1942 г.
[показать]
Диаграмма восстановленных аварийных самолетов бригадами Горьковского авиационного завода им. С.Орджоникидзе (№ 21) в воинских частях в 1941–1942 гг.
[показать]
Диаграмма выполнения работ по восстановлению аварийных самолетов бригадами Горьковского авиационного завода им. С. Орджоникидзе (№ 21) в воинских частях в 1941–1942 гг.
[показать]
[показать]
Вручение Горьковскому авиационному заводу им. С. Орджоникидзе (№ 21) переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны. г. Горький, 1942 г. Фото Н.М. Капелюша
[показать]
Цех сборки танков Т-34 на заводе «Красное Сормово», г. Горький, 1941—1942 гг, Фото П.В. Мозжухина
Существенную помощь оказал город Горький в восстановлении Сталинграда, Ленинграда, Донбасса и других освобожденных территорий, направив туда рабочую силу и необходимое оборудование.
Выдающийся вклад в победу внесли горьковские железнодорожники. Осенью 1941г. ими были построены бронепоезда «Козьма Минин», «Илья Муромец», «Красная Звезда», которые были укомплектованы поездными бригадами из работников депо. 31-й отдельный дивизион бронепоездов прошел славный боевой путь от Подмосковья до Восточной Пруссии. Горьковские железнодорожники постоянно доставляли военную продукцию в Действующую армию. Коллектив станции Горький-Товарный доставил на фронт 100 000 артиллерийских орудий, 1500 боевых самолетов, 23 600 танков, 10 000 минометов, 10 000 «Катюш», 8000 самоходных установок и 500 000 автомобилей. На перевозке боевой техники было занято 23 тысячи горьковских железнодорожников.
Самоотверженно трудились речники г. Горького. Суда Верхне-Волжского пароходства в 1942 году под непрерывными бомбежками успешно доставляли в Сталинград войска, оружие и боеприпасы, эвакуировали раненых, население и грузы из сражающегося города. Маршал В.И. Чуйков писал: «Легче семь раз сходить в атаку, чем один раз переправиться через Волгу». Именно на переправах работали горьковские речники. Особенно отличились экипажи судов горьковской приписки «Память товарища Маркина», «Михаил Калинин», «Парижская коммуна» и других. Несколько судов в этих боях погибли, в том числе флагман пароходства «Иосиф Сталин».
На горьковских судоремонтных заводах буксирные суда были переоборудованы в канонерские лодки, которые потом образовали Волжскую военную флотилию, а более 30 лучших пассажирских судов были переоборудованы в санитарно-транспортные для перевозки раненых. Одним из таких судов под № 54 («Гончаров») командовал А.И. Белодворцев, известный волжский капитан. А врачом на этом плавучем госпитале была Галина Николаева, ставшая после войны известной писательницей, лауреатом Государственной премии (романы «Жатва», «Битва в пути» и другие). 31 раз в военные годы горьковские речники получали Красные Знамена Государственного Комитета обороны.
Продолжение следует>>>>