ТуманОзначает состояние, в котором совершаются ошибки и недоразумения. Мистические религии используют символизм тумана при инициации. Душа должна пройти от тьмы и смятения, из тумана, к ясности и просветлению.
[700x525]
ТУМАН (мгла) — символ неизвестной «серой зоны» между реальностью и нереальностью. По древнекельтскому мифу, он покрывает северо-запад земли на границе между человеческим миром и островными странами потустороннего мира, у северогерманцев — наполненные смертельным мраком и холодом области полярного региона. Нифльхейм («Темный мир», мир мглы) является мифическо-географическим символом недоступных для человека сфер, где богиня подземного мира Хель (Ад) держит тех погибших воинов, которые не были избраны валькириями в качестве соратников Одина в последней битве перед гибелью богов и всего мира (Конец света). В восточноазиатской лирике туман — чаще всего символ осени или тревожных настроений, в которых могут также обнаружиться лисьи духи. В среднеевропейских сказках туман часто объясняется кипячением, варкой, прядением или другими действиями демонических существ (Карлики, Ведьмы) и символизирует сокрытость для человека грядущего и потустороннего, которая может быть прорвана лишь светом (озарением).
[600x480]
Символы и символизмы
Не так давно в руки попал мультфильм режиссера Ю. Норштейна "Ежик в тумане" в отличном качестве (полная реставрация изображения и звука)... и посмотрев еще раз, принял решение изложить для широкого круга читателей, cвое альтернативное "прочтение" этого мультфильма. Банально сюжет выглядит так (кратенько напомню):
В первых кадрах мы видим готический особнячок (скромный дом ежика с башенкой), и ночное небо в звездах... Ежик каждый вечер ходит в гости к медвежонку считать звезды. Голос Баталова за кадром сообщает, что сидя на скамеечке, эти закадычные друзья, попивают чай (а он у каждого свой, у ежика малиновый - у медвежонка можжевеловый), считают звезды. Причем звезды медвежонка находятся справа, а слева - ежика.
В один из таких вечеров ежик как обычно идет в гости к медвежонку, с узелком, в котором надежно покоится баночка варенья для медвежонка. За ним по пятам следует Сова, ежик что то говорит о можжевеловом варенье (разговаривает сам с собой), далее появляется Белая лошадь... и ежик решает узнать, как там эта лошадь в тумане живет и конечно спускается с горки, в туман. Первое что увидел "ежик в тумане" и слегка испугался - это был упавший дубовый лист, затем улитка, летучая мышь (сильно напугавшая ежика) маленькие белые мотыльки, затем тень слона, опять летучая мышь...
[показать]
И вот узелок с вареньем утерян в тумане... начинаются поиски узелка, и вот ежик встречает на пути дерево, начинается небольшая паника, фоном слышны крики - Ежик! Ежик! Вдруг появляется собака, которая обнюхивает ежика и чуть позже приносит ему потерянный ранее узелок. Ошеломленный ежик попадает в реку, и фатально плывет по течению, навстречу судьбе сжимая в лапках узелок. Потом рыба на своей спине довозит до берега ежика, и следующие кадры - это радостная встреча, ежик наконец-то в гостях у медвежонка, ярко горит потрескивая костерок. Медвежонок очень рад этой встречи, говорит что положил для "дымка" можжевеловые веточки в костер, и готов быть рядом при счете звезд, он добродушно улыбается. Но от сильного видимо волнения ежик немного "не в себе"... и мультфильм заканчивается мыслями ежика о лошади... как она там, в тумане. Автор данного прочтения склонен рассматривать этот мультфильм, как некий символический ряд ассоциативных образов, которые органично расположены в топологическом пространстве, и по сути представлют собой ничто иное - как некий весьма сложный обряд инициации, линейный мистический путь посвящения через символическую смерть и возрождение уже в новом, обновленном качестве. Символы нанизанны на непрерывную хронологическую ось (а ничто не говорит об обратном), имеющую направленное векторное отображение, т.е. действие происходит в форме, традиционной для восприятия.
Действие мультфильма разворачивается в неком пространстве, где есть овраг с туманом, лошади и улитки, мотыльки и дубовые листочки... все неконкретно, и не привязано к чему либо. Это скорее внутренний мир, чем внешний. Действие происходит Ночью. Ночь - это архетип Тьмы, и она спускается не только сверху, но и поднимается снизу, из преисподней. Все изначально древние силы скрываются в лоне Ночи.
Итак, первые кадры... мы видим избушку, с трубой напоминающей башенку замка... чем не готический особняк... да и ежи живут в норах (укрытиях), а не как не в домиках. Несомненно этот "ежиный замок" дан в темно-черной гамме, на фоне звездного неба далеко не случайно. Черный замок - это вход в загробный мир, место обитания "черного рыцаря" - Плутона либо Гадеса (бога царста мертвых), и уходит корнями в символику Господина Преисподней.
[800x600]
<…>
Итак, давайте подробно рассмотрим персонажей (сущностей), а именно Ежика и Медведя, с точки зрения традиционного символизма.
Еж - это сложный символ и встречается у разных культур в совершенно в разных трактовках. К примеру в Китае, ёж - символ скромности, восходящего Солнца, побеждающего тьму, символ послушания и абсолютно неутомимого труда, к тому же колючести, скепсиса. Свернутый в колючий шар, он представляет собой аналогию с солнечными лучами, и ассоциируется с даром огня. В эпоху средневековья аристрократы часто использовали в числе геральдических эмблем изображение ежа.
Но в христианстве (а нам это особенно важно) означает злодея, творящего зло. У шумеров является эмблемой Иштар (вавилонской богини войны) как Богини-Матери. И наиболее убедительна в мультфильме именно трактовка символа с позиции христианства, основанная на культурной формации в которой творил режиссер, да и его "практическое" знание Православной иконописи, не могло не сыграть своей роли.
Медведь - как и еж, амбивалентный символ. Воспринимается как посредник между землей и небом. Является священным животным кельтской богине Артио. В северноевропейской традиции именно медведь является царем зверей. В алхимии это символ таинственного и загадочного. В христианском символизме обычно появляется как опасное животное, иногда как воплощение дьявола.
Вот такая компания, вот такие вот закадычные друзья.
[331x500]
<…>
А чем же занимаются закадычные друзья? Считают звезды... в трактовке космического плана это означает интерпретацию языка звезд, и влияние звезд на события происходящие на земле.
И вот настал тот вечер... и еж идет к медведю в гости... но звезды видимо выстроились в некую "правильную" последовательность, необходимую для чего..? Давайте по порядку...
<…>
Еж идет в гости (и про себя проговаривает некую мантру - "о можжевеловом варении"), с узелком, к медведю и видит на пути овраг наполненный туманом. Отметим для себя два момента. Первое - согласно мифологической образноституман символизирует границу между человеческим и потусторонним миром, символ неизвестной серой зоны между реальностью и нереальностью, границу между сном и явью. Именно в тумане находятся точки бифуркации (пограничные моменты, характеризующиеся равновероятностью альтернативных исходов). Традиционная символика тумана – изменение, превращение, развитие или сверхъестественное вмешательство...
Второе - в руках у ежика находится узелок, который он берет в дорогу, и видимо это является олицетворением его человеческих привязанностей, которые он теряет в ходе инициации, что мы собственно и увидим дальше.
Всю дорогу до оврага и в самом овраге, ежика сопровождает сова. Опять же отметим два момента. Первое - сова, которая следует тенью за ежиком. Природа тени весьма сложна и архетипична. Тень - это не имитация жизни, это явление другого вида существования. Является одной из метафор темной стороны психики человека, и в психологическом аспекте - это бессознательное, которое обычно пропускается через или отвергается сознательным я. Сова следуя за движениями и жестами ежика - копирует и утрирует их, передразнивая источник.
Второе - сова. Традиционно птица вообще - это символ духа и души. Скажем Майстра из румынской мифологии своим криком в сумерьках предвещает человеку его судьбу. Да и по поверьям, чье имя назовет сова - погибнет.
В тумане ежик видит белую лошадь... Белая лошадь - это весьма интересный и видимо знаковый символ. В откровениях Иоанна Богослова упомянаются 4 коня. Белый конь - означает чуму. Основное в этом символе на мой взгляд, в контексте мультфильма - это его метафора Кентавра - т.е. туловище человека - это его сознание, нижняя часть (круп и ноги лошади) - бессознательное. Стремление к белой лошади - это стремление к мистической трансформации, к перерождению.
Неизвестно откуда на ежика падает дубовый лист.
Дуб - это священное дерево у многих народов. Под этим деревом сивилла давала пророчества, под этими деревьями друиды совершают свои обряды... Оторванный дубовый лист означает начало инициации ежика, смерть в прежнем качестве. Лист уже упал и назад пути уже нет. Это начало смерти в прежнем качестве.
Следующий образ - это улитка появился в этом контексте далеко не случайно. Интересует улитка нас конечно же не как обычное брюхоногое, из класса моллюсков. Раковина улитки представляет собой спираль лабиринта. Лабиринт - это символ вселенского препятствия, которое проявляется во всех направлениях, исчерпывая импульсы попавшего туда, семантически связан с подземным миром и небом.
Что особенно важно напомнить - лабиринты это места посвящения во многих древних культах. Это путешествие от смерти к рождению, и главное не только дойти до средины - но и выйти назад.
Далее на пути обряда инициации ежик встречается с летучей мышью и напуган её.Летучая мышь в Средние века - это ипостась Дьявола, олицетворяет слепоту и является атрибутом ночи и ассоциируется с черной магией и является метафорой ведьм.
Преодолев это испытание ежик видит контур слона - символ мудрости, силы и власти. Значение символа понятно - это, то ежик на правильном пути, это один из знаков верно выбранного направления.
Явление летучей мыши во второй раз является прелюдией к потери "узелка". Начинается метание в тумане, паника... ведь изменения уже приняли необратимый характер, и обряд нельзя повернуть вспять... и ежик умерает...
[732x488]
И умерев, ежик "находит" Дерево. Дерево - древнейший символ. Обычно выступает в двух формах: как древо жизни и древо познания добра и зла. Ежик видит одно дерево... но дерево от корней расколото трещиной в виде треугольника. И ясно видно олицетворение отказа от Единого, воплощенного в древе - и несомненный поворот к дуализму, к альтернативе добра и зла, к познанию. Выбор сделан.
Чуть позже, через мгновение или вечность... ежика находит собака, страж подземного мира (вспомним хотя бы египетского Анубиса или греческого Цербера). Именно собакам приписывается возможность видеть духов. И собака видит ежика (астральную проекцию) и приносит ежику его "узелок", на который ежику нынешнему страшно взглянуть. "Новый" ежик - это уже другой ежик.
Следущие шаги "нового" ежика - это попытка двигаться в старом мире по новому маршруту. Ежик падает в реку.
Река - это символ необратимого потока времени, потери и забвения. Это символ направления которое определяет судьбу. Реки в стране мертвых - это Лета и Ахеронт. Именно через Ахеронт Харон перевозит мертвых. В роли Харона ежику достается рыба. Рыба - считается посредником между небом и землей, символ углубленной внутренней жизни, скрывающейся под поверхностью вещей.
И вот он, конец путешествия... ежик и медведь вместе. Медведь радостно и добродушно преветсвует друга, робко спрашивает о содержимом "узелка" и готов снова присутствовать при считании звезд. Но ежик инициирован, у него другое видение мира после возрождения в новом качестве.
И последние мысли ежика - это мысли о Белой лошади...
Источник: http://aigis.fatal.ru/forum/topic.php?forum=12&topic=2
... а теперь, смотрим уже по-новому:
http://youtu.be/JZRSaDWSqeM
Еще одна версия
http://lurkmore.to/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BF%...%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B5
О мультипликационнном фильме «Ежик в тумане» написано уже немало. Но этот прекрасный шедевр мирового кинематографа несет в себе гораздо более глубокий метафизический и пророческий смысл, понять и постичь может далеко не каждый. В данной работе попытаемся поэтапно расшифровать значение каждого символа, имеющего хотя бы небольшое значение.
Фильм начинается с показа Дома. Дом в фильме не участвует и скорее служит точкой отсчета. В древних религиях Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную, а также возвращение в утробу при инициации, нисхождение во тьму перед возрождением или регенерацией.
Сказано замечательно и весьма точно. Особенно следует отметить «нисхождение во тьму пееред возрождением». Именно это и предстоит сделать главному герою по ходу фильма.
Главным героем фильма является Ежик, вышедший из Дома в путь к Медвежонку.
Еж в христианстве означает элодея, творящего зло. Еж ворует виноградные гроздья точно также, как дьявол крадет души людей. Хотя в контексте фильма скорее ассоциируется с человеческой Душой, рожденной во Грехе и ищущей искупления.
Следовательно, Ежик (Грешная душа) покинул свой мир, чтобы снизойти во тьму для Возрождения. Сразу же Ежа начинает преследовать Сова.
Сова. Птица мудрости, но также мрака и смерти. В христианстве символ Сатаны, силы тьмы, уединения, скорби, запустения, дурной вести. Крик совы — это песня смерти.
Песня Смерти будет еще много раз звучать по ходу фильма, а Символ Тьмы будет преследовать Душу почти весь фильм, вплоть до одного знаменательного события, о котором будет сказано отдельно.
Итак, Ежик (Душа), преследуемый Совой (Силами Тьмы) подходит к Колодцу. Колодец в христианстве символизирует спасение и очищение.
Но в этот раз Еж (Душа), пройдя мимо предложенного Спасения (Колодца) пошел дальше. Почему? Видимо, очищение души может произойти только после инициации, после определенных испытаний и никак иначе. Это вполне очевидно и именно поэтому Еж(Душа) был вынужден идти дальше, через Лес.
Лес. Место инициации, неведомых опасностей и тьмы. Войти в темный или заколдованный лес — означает переход, когда душа встречается с чем-то гибельным и неведомым; область смерти; секреты природы, в которые человек должен проникнуть, чтобы понять их смысл. Он может также означать нехватку духовного видения и света; человечество, потерянное во тьме, не направленное Богом. Уход в лес — это символическая смерть перед возрождением в ходе инициации.
Лес в данном фильме был показан именно как переход к чему-то более важному. Несмотря на тьму и опасности Еж не встретил в лесу абсолютно ничего, но на выходе неожиданно встретился сразу с двумя очень значимыми символами. Белая лошадь и Туман.
Туман означает состояние, в котором совершаются ошибки и недоразумения. Мистические религии используют символизм тумана при инициации. Душа должна пройти от тьмы и смятения, из тумана, к ясности и просветлению.
Лошадь имеет двойственное значение, символизирует как жизнь, так и смерть.
В данном случае именно далекое видение призрака Лошади заставляет Ежа спустится в Туман, не ведая жизнь или смерть ждет его там. Эта загадка Белой Лошади будет преследовать Ежа всю жизнь. Именно в Тумане Еж совершит множество ошибок и недоразумений. В Тумане его по прежнему будет преследовать Сова. В тумане он встретит Улитку, Светлячков и Летучую мышь.
Светлячок означает поверхностные знания, неспособные осветить тьму.
Улитка в христианской традиции означает лень, а также грех, поскольку питается тиной и илом.
Летучая мышь в христианстве — птица дьявола, воплощение Князя Тьмы. Сатану изображают с крыльями летучей мыши. Как гибрид птицы и крысы она олицетворяет лицемерие и двуличие, а как обитатель развалин — меланхолию.
В Тумане Еж потеряет Котомку, которую нес с начала пути. На этом стоит остановиться более предметно.
То, что Еж нес в лапе, в русском языке называлось бы Узелок с Вареньем. Но поиск смысла слова Узелок завел в тупик. Справочник раскрывает смысл слова Узел, но Узел и Узелок — не одно и то же. Поиски смысла в синонимах поначалу результата не дали. И слово Сумка тоже ситацию не прояснила. Слова Узелок не было. Все другие найденные значения были явно чужеродными по смыслу. Наконец, было найдено слово Котомка.
Когда Котомка ассоциируется с сумой, это предполагает сохранение деяний личности, которые должны храниться как доказательства в ожидании дня Страшного суда.
Следовательно, отправляясь проходить Посвящение, Грешная Душа должна взять с собой в Котомке Деяния Своей Личности для Страшного суда. Теперь стало понятно, почему так перепугался и заметался Ежик в Тумане, когда обнаружил потерю Котомки. Грешная душа осталась без доказательств в преддверии Страшного Суда.
Кстати, весьма примечательны улетевшие Светлячки, которыми пользовался Еж при поиске Котомки. Поверхностные знания неспособны оказать помощь в поиске Доказательств.
Отдельно следует остановиться на вопросе вероисповедания Ежика, потому как именно от веры зависело бы поведение Грешной души в тех или иных ситуациях, встреченных по ходу фильма. Кем бы Ежик вначале фильма -неизвестно. Маловероятно, чтобы Ежик был буддистом, ламаистом или язычником. На свидетеля Иеговы он тоже не подходил, потому как не приставал к Лошади с предложением изучить Библию. Но вполне возможно, что Ежик был мусульманином. Мелкие иголки, торчащие во все стороны, весьма похожи на самодельные поражающие элементы современных взрывных устройств. А тот факт, что Ежик нес их на себе говорит о том, что Ежик был не просто мусульманином. Ежик был Шахидом, готовым принести себя в жертву вместе с неверными. Ежик шел на встречу с Медвежонком, но неожиданные события изменили его жизнь…
Одновременное видение Слона и встреча с Дубом не случайны. Это может быть странно, но в христианской традиции Слон символизирует Христа. А Дуб — Символ Креста Господня, поскольку по мнению некоторых источников, крест был сделан из дуба. Отложив Котомку в сторону, Ежик начал Хождение Вокруг Дуба.
Хождение вокруг чего-либо устанавливает ось мира в определенном святом месте, таком, например, как церковь или храм. Олицетворяет связь и гармонию между движением и покоем, очевидностью и высшей реальностью. Определяет связь между священным и профаническим. Кроме того, означает имитацию пути Солнца. Совершение ритуального обхода было связано с вращением Большого Медведя, который указывал и управлял временами года. Индуистское и буддистское ритуальное обхождение священного объекта с правой стороны, является символом вращения мира, всего, содержащегося в самости. Это паломничество, предпринимаемое, чтобы найти себя. В исламе семь кругов вокруг Каабы, совершаемые паломником против часовой стрелки, олицетворяют семь атрибутов Господа.
Если бы вместо Дуба был камень, а Ежик обошел его семь раз, то можно было бы говорить о том, что Ежик был мусульманин и совершил Хадж. Но в данном фильме Хождение вокруг Дуба, как символа Креста Господня сравнимо с Крестным Ходом. Тем более что Хождение совершено в полном соответствии с Христианскими Канонами — против часовой стрелки (с правой стороны) и со знаменами и хоругвями в руках (палка). Все это неоспоримо свидетельствует о том, что увидев Христа и совершив Крестный ход Еж стал христианином. Не исключено, что Православным.
Весьма значима встреча Ежа с Собакой. Некоторые исследователи ошибочно утверждают, что Собака в данном случае символизирует Смерть. Но как уже было рассмотрено выше, символом Смерти является Белая Лошадь. А, как известно, двум смертям не бывать. К тому Собака принесла Ежу потерянную Котомку с малиновым вареньем. Но Смерть человеку не приносит ничего. Следовательно, в данной трактовке Собака не может являться Символом Смерти. Поиск по ключевым словам Котомка, Собака, Страшный суд даль однозначный ответ. Это мог быть только Архангел Страшного Суда Михаил (Михаэль). Именно он должен найти и взвесить Деяния Души в предверии Страшного Суда.
Михаил считался Архангелом Страшного Суда и «весовщиком душ» и как таковой считался потомком Анубиса — божества с собачьей головой, который взвешивал сердца умерших, когда племена Израилевы были в плену в Египте. Анубис отождествлялся с Сириусом — Собачьей Звездой, самой важной Звездой на египетском небе.
Собака. Олицетворяет верность, бдительность, знатность, (собаки и соколы — эмблемы знати). Плутарх говорит, что собаки символизируют консервативное, бдительное, философское начало в жизни. Собака означает посланника, снующего туда-сюда между высшими и подземными силами. Она охраняет границы между тем миром и этим, страж этого перехода, страж мира подземного, прислужница мертвых. Будучи лунным животным наряду с зайцем и ящерицей, собака — посредник между лунными божествами.
Итак, вполне однозначная трактовка.
Сразу после того, как Архангел Михаил вернул Душе Котомку, она вышла из Тумана. Отдельно стоит рассмотреть, каким именно образом это произошло. Обратите внимание, Еж упал в Реку. Причем не просто упал, а погрузился с головой. Добавьте к этому описанию крутые, заросшие берега, поразительно напоминающие берега реки Иордан и становится ясно, что автор совершенно недвусмысленно говорит о Крещении. Именно погружение с головой в мутные воды Иордана явилось началом новой религии — Православия. Значит, именно Крещение явилось Спасением для Души от власти Тумана. Заметьте, именно в этот момент Ежа перестает преследовать Сова, как символ власти темных сил. С Крещением Душа освобождается от власти темных Сил и выходит из Тумана.
Река — мировой поток явлений, течение жизни. Река жизни — это царство божества, макрокосм. Река смерти — явное существование, мир изменений, микрокосм. Возвращение к истоку, символически изображаемое в виде реки, текущей вверх, — это возврат к изначальному, райскому состоянию, с целью обрести просветление. Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства. В обрядах прохода и при путешествиях из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега на другой через реку жизни или смерти. Если путешественник направляется к устью реки, то берега оказываются опасными, и их следует избегать, так что все в целом путешествие через реку приобретает символическое значение опасного прохода.
Кто был Спасителем Ежика в реке? Рыба. Сочетание слов, Спаситель и Рыба, в данном контексте не случайно. Именно с приходом Спасителя (Иисуса Христа) началась Эра Рыб. Именно на окончание Эры Рыб и начало Эры Водолея приходиться возрождение России.
Ведь именно расставшись с Рыбой, Ежик встретил Медвежонка. Не раньше и не позже.
Медведь символизирует воскресение (появление весной из своей зимней берлоги с медвежонком), новую жизнь, а значит, инициацию и ритуалы, связанные с переходом. Является эмблемой России. Символ трансформирующей регенерирующей власти христианства над язычниками.
Душа, пройдя через таинство Крещения, обрела Россию. И не только. Что делали Еж и Медведь, оказавшись вместе? Считали Звезды при свете Лампы.
Звезда — присутствие божества, верховенство, вечное и неумирающее, высшее достижение, ангела — посланца Бога, надежду (сияющую во тьме), глаза ночи.
Лампа означает жизнь, Свет Бога, бессмертие, мудрость, интеллект, указание пути, звезду. Кроме того, лампа — это жизнь отдельного человека в ее мимолетности; дела добрые, бросающие свет во тьму; воспоминание..
Какой итог можно подвести вышесказанному?
Только через Крещение можно очистить Грешную Душу и принять Православие.
Только с принятием Православия можно обрести Россию. И познать Бога.
Закат башни Баб-ильЭта картина - одна из самых динамичных и экспрессивных в коллекции. В основу положен широко известный библейский сюжет о возведении в Древнем Вавилоне башни, смешении языков и рассеянии людей по миру. Это предание относится к «началу истории» человечества (после всемирного потопа), т.е. не позднее 2-го тысячелетия до н.э. Ради вечной славы и высокомерия люди воздвигают огромную башню до небес. Но неожиданно при строительстве башни люди начинают разговаривать на разных языках и таким образом перестают понимать друг друга. Строительство остановилось. В библии ассирийское название Вавилона – «Баб-иль» трактуется как « Врата бога» а также это игра слов со смыслом «мешать» , «смешивать».
Этот сюжет историчен. Археологические раскопки в 19 веке Р.Кольдевея, А.Парро и др. подтверждают строительство в Вавилоне зиккуратов, гигантских зданий ритуально-храмового значения в честь верховного божества Вавилона бога Мардука.
Автор решил изобразить на картине две силы- земные и небесные, человеческие и божественные. Несмотря на то, что башня изображена в ракурсе сверху - она огромна по размерам, вся цветовая гамма картины серебристо-серая. Башня чем-то напоминает объект, который так и остался прикованным к земле. По своей символике башня- это подъем, амбиции, сила, недоступность, ось между землей и небом, а также она символизирует человеческую гордыню и самонадеянную попытку человека достичь небесных высот.
Главной доминантой в картине является Закат. Солнце здесь изображено как символ созидательной энергии, как самое верховное божество (В Древней Греции - это глаз Зевса, в Иране - Ормузд, в Индии-Варуна. Муххамед назвал солнце глазом Аллаха. Солнце - это Свет Будды, Бога-Отца в христианстве и, наконец, Христос- это «Солнце Правды».) Несмотря на закат, солнце самая активная и динамичная часть в картине. Его лучи пронизывают башню. Лучи- это оплодотворяющая сила, святость. Это и духовное просветление, и творческая энергия, и созидательная сила. Обилие облаков символизирует Божественное Откровение. Это проявление божественной сущности. На первом плане Скала. Скала - это символ прочности, постоянства, силы. Это часто употребляемая метафора Бога. Туман, окутывающий башню, – это символ изменения, превращения и сверхъестественного вмешательства. Туман символизирует неопределенность, прелюдию к откровению. Не случайно, создание данной картины приходится на начало третьего тысячелетия, как бы еще раз напоминая человечеству о том, что земной мир преобразуется только через Его Свет, который пронизывает всю Бесконечность.
2002. Холст, масло. 48x40