Каждому путешественнику, побывавшему в уютных уголках приветливого Крыма, всегда есть чем удивить и поделиться. Но тем, кому повезло пройтись залами шикарных крымских дворцов, можно просто завидовать. Огромные, насыщенные свежестью парки, гигантские и прекрасные в своем несовершенстве башни, просторные комнаты, хранящие в себе труд сотен тысяч людей – это только малая часть того, что унесете вы в своих воспоминаниях.
Дворцы, построенные здесь, пропитанные странной тягой к изяществу и красоте, до сих пор привлекают все новых и новых зрителей. И одним из таких чудес крымского полуострова является величественный и гордый Воронцовский (Алупкинский) дворец.
История Воронцовского дворца
Дворец расположился в сердце Алупки, среди гор и зелени и стал неотъемлемой частью местного рельефа. Да-да, именно рельефа. Многие, рассматривая стены и башни дворца, отмечают необъяснимое сходство силуэта здания и очертаний крымских гор, выступающих фоном дворцу.
[500x375] Дворец должен был служить летней резиденцией для широко известной и почитаемой личности – М.С. Воронцова (1782-1856), бывшего на то время генерал-губернатором Новороссийского края.
М.С. Воронцов, будучи сыном русского посла в Англии, получил в той стране отличное образование и вернулся на Родину. В возрасте девятнадцати лет стал активным участником военных действий и дослужил до звания генерал-лейтенанта (1815-1818), став командиром русского оккупационного корпуса в Париже. В 1823 г. стал генерал-губернатором Новороссийского края, а спустя еще 21 год – и Кавказа. Незадолго до смерти был удостоен генерал-фельдмаршала. В эпоху развития России стал инициатором возведения многих отраслей – виноградарства, виноделия, табаководства и т.п. и, тем самым, обеспечил себе безбедное существование. Воронцов скупал все земли и обустраивал их по своему вкусу.
Проект Воронцовского дворца разрабатывался достаточно долго, потому как долго подбирался подходящий архитектор. Но конец поискам положил англичанин Эдуард Блора (1789-1879), Алупкинский дворец которого стал венцом его творчества.
[500x433] МирСоветов хотел бы отметить, что процесс строительства, начавшись еще в 1830 г., затянулся почти на целых 20 лет. Изначально проектом занимался одесский архитектор, и уже были готовы эскизы, когда Воронцов, будучи в это время заграницей, отменил свой заказ. Возможно, он хотел построить дворец, не уступавший бы по своей красоте ни одному известному замку, но и не отличавшийся бы скучностью и привязанностью к нормам. Именно это и помог осуществить Эдуард Блора, увлекавшийся и изучавший в свое время памятники старины и готического искусства. Проект был подготовлен за год. И в 1832 г. возведение дворца было продолжено.
Архитектура и особенности дворца
Впервые ступив на территорию этого Воронцовского дворца, я поняла – сюда возвращаются, и не раз. Огромный, полный разнообразных редких растений парк, каменные глыбы, будто специально уложенные на пути гостя, да и сам дворец, выросший среди гор и этого чудного парка… Все это заставляло глаза расширяться все больше и больше, а голос только и шептал: «Ну ничего себе!». Действительно, побывав во многих дворцах Крымского полуострова, такого величия и такого размаха я не встречала нигде.
Во-первых, поразил сам материал, из которого построен дворец. Гид учтиво объяснил нам, что это – диабаз, и что он здесь не зря, Крымский полуостров, оказывается, насыщен этим хрупким камнем вдоволь. Почему хрупким, потому что при неаккуратной работе с ним камень обидчиво рассыпается! Но если уж удалось привести его к надлежащему виду – его стойкости и мощности можно только позавидовать. Воронцовский дворец, действительно, выглядит очень могучим и крепким. И могуч он не только по виду – да будет известно читателям МирСоветов, что диабаз не только не уступает по крепости известному граниту, а даже превозмогает его в целых два раза! Так вот, зеленовато-серый оттенок камней, как маскировочное убранство дворца – так четко и так естественно вписывает здание в окружающую среду.
Но во внешнем облике Воронцовского дворца больше всего поражает совершенно другое. Дело в том, что вся его архитектура представляет собой смесь архитектурных течений. Здесь каждая башня, каждый корпус относится к разным эпохам! Здесь можно увидеть огромный каменный коридор с щелями для стрел, высочайшие башни с до сих пор (!) работающими часами и многое другое.
Это надо увидеть (тем более, что передать весь список использованных архитектурных направлений мне вам вряд ли удастся).
В общем, до того момента, как экскурсия привела нас внутрь дворца, я уже была полна эмоций и впечатлений. Но это было только начало. Вот здесь удивило все. Нет-нет, действительно все!
Голубая комната
сплошь укрытая ручной (!) гипсовой росписью… Ее убранство, ее аромат! Все таит в себе гордость лет и хрупкость времени. Безумно удивило наличие в комнате белого рояля, принадлежащего самому хозяину этого дома. Нам рассказали, что после второй мировой войны, когда большинство экспонатов этого дома-музея были распроданы и разграблены, был утерян и этот дорогостоящий инструмент. Лишь спустя несколько лет после тяжелых времен добродушный покупатель рояля просто вернул его музею. И теперь старый домочадец гордо занимает почетное место в этой чудной Голубой комнате.
[500x375]
[500x557]
[500x667] Стоит сказать, что именно здесь, в этой самой комнате исполнял свои песни сам великий маэстро – Шаляпин. Вероятно, это были лучшие вечера во дворце!
Далее нас провели в кабинет в китайском стиле
обшитый соломкой, шелком и бисером. Рисунки, проделанные на стенах этой комнаты, поражают свои мастерством. Одно плохо – чтобы рассмотреть все нужно слишком много времени.
[500x611] Не менее интересным в этой комнате оказался и… потолок! Дело в том, что при первом взгляде на него всякий будет уверен, что тот сделан из высококлассно выточенных дервянных панелей. Но нет! Весь потолок в китайском кабинете… нарисован обычной масляной краской
[500x375]Далее каждая последующая комната нисколько не уступает предыдущей. Безумно огромная столовая
всюду украшенная резным деревом (и тут, конечно, ручная работа!). Величественный гранитный камин и даже неимоверных размеров таз для хранения холодных напитков (в него засыпали лед, который везли из других стран!) – все здесь хранит царственность хозяев и любовь к своему дому.
[500x431]
[500x803]
[500x963]
[500x944] Не меньшее впечатление произвел и зимний сад
Безумно отпечатались в памяти гипсовые бюсты бывших владельцев этого дома и просто статуи, уверенно охраняющие цветущую зелень сада. Очень красиво. Попав сюда, ощущаешь безудержное спокойствие от прохлады небольших фонтанов, и сразу хочется расслабиться и перестать думать о делах насущных. Здесь просто уютно, несмотря на гуляющий сквозняк и эхо. Все это теряется в красоте расположившихся здесь растений и статуй. Чего только стоит каменное изображение маленькой девочки – ведь каждая складочка ее платья будто дышит движением, а, значит, и жизнью!
[500x709] Да, кстати, исходя из маршрута экскурсии по дворцу, самым последним, что показал нам гид, была Южная терраса
Это поистине самая красивая и самая необычайная часть здания. Огромный купол, украшенный арабской надписью, постепенно настораживающиеся львы и огромное, просто необъятное море, практически впритык прилегающее к дворцу. Что тут еще сказать – красота, да и только.
[500x375]
[500x596] Кстати, хочу отметить, мне довелось побывать в Воронцовском дворце уже два раза. И каждый раз я открываю для себя что-то новое и необычно интересное. Каждый раз уношу с собой кусочек истории этого славного места. И в будущем надеюсь побывать там еще не один раз!
Иными словами, описывать все достоинства и красоты дворца совсем не имеет смысла, потому как такое нужно только созерцать. Чего и вам желаю!
[500x1044] Думаю, многие самостоятельно найдут Ялту, а это и есть отправной пункт к Воронцовскому дворцу. Добравшись сюда, вы можете узнать у любого прохожего, будь то местный житель или такой же гость Крыма, как и вы – любой укажет вам способ добраться до дворца. Чаще всего пользуются маршрутными автобусами, достаточно часто отбывающими с местных автовокзалов к дворцам. Обычно, стоимость такой поездки не превышает 7 долларов. Но, на мой взгляд, намного удобнее воспользоваться услугами агентств, предоставляющих гидов и совершающих экскурсии (а такие агентства в Ялте на каждом шагу). Тогда вам нужно будет только оплатить ваше путешествие (5-10 долларов) и наслаждаться рассказом гида. Обычно такие экскурсии длятся несколько часов, так что вы вполне сумеете насладиться и самим дворцом, и прилегающим парком.
Еще один вариант – воспользоваться катерами, которые, как и автобусы, стабильно отходят от берегов Ялты и Мисхора в сторону Алупки. Это будет стоить вам примерно того же – в пределах 6 долларов за переезд. Правда, в этом случае, до дворца вам придется добираться самостоятельно.
В итоге хочется сказать всем читателям МирСоветов, что Воронцовский дворец можно посетить не один раз – каждый раз вы будете слышать и замечать все новые вещи, все больше и больше приближающие вас к истории и архитектурному искусству.
Там стоит побывать... просто стоит!
еще 150 фотографий в моей галлерее
История постройки
Почти в центре Алупки среди зелени старинного парка возвышается величественный Воронцовский дворец – уникальный памятник архитектуры первой половины XXI в. Построенный в эпоху романтизма, он поражает современного зрителя ярким своеобразием архитектурных форм. Оригинальная планировка, интересное стилевое решение каждого из корпусов, мастерство, с которым выложены стены и, наконец, отделка внутренних помещений – всё это восхищает уже не одно поколение любителей прекрасного. Сотни крепостных и вольнонаёмных рабочих – каменщиков, резчиков, лепщиков, столяров – вложили сюда свой талант и труд. При этом был настолько искусно использован рельеф местности, что, кажется, дворец вырастает из окружающей природы.
Дворец строился как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края М.С. Воронцова (1782-1856).
Сын русского посла в Англии, он получил там блестящее домашнее воспитание и образование. Вернувшись девятнадцатилетним юношей в Россию, стал участником русско-турецких и антинаполеоновских войн. Проявил личную храбрость и отличился в сражениях под Смоленском и Бородино. С 1815 по 1818 г. в чине генерал-лейтенанта командовал русским оккупационным корпусом в Париже. С 1823 г. был генерал-губернатором Новороссийского края, а с 1844-го и Кавказа. За два года до смерти Воронцов был удостоен звания генерал-фельдмаршала.
В эпоху бурного экономического развития России и особенно интенсивного становления капитализма на юге страны он был инициатором развития здесь табаководства, виноградарства, виноделия, коневодства и овцеводства. В это время стали ходить по Чёрному морю первые пароходы, в Крыму строилась первая шоссейная дорога.
Не забывал Воронцов и о собственных доходах. Для их повышения он стремился расширить свои владения, скупая земли на юге Украины, в Бессарабии и Крыму. Один за другим переходили к семье Воронцовых участки в Алупке, Массандре, на мысе Мартьян, в Ай-Даниле, Гурзуфе, Ак-Мечети, Коккозах, на яйле – всего около двух тысяч десятин крымской земли.
Для обустройства этих владений и, главным образом Алупку, в России и за рубежом начинается поиск архитекторов, садовников и мастеров всех строительных специальностей.
Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789-1879). В развитии английского романтизма первой половины XIX в. большую роль играло увлечение памятниками старины, их изучение и восстановление. Этой деятельности и посвятил себя Блор в молодые годы.
Впоследствии он был придворным архитектором Георга IV, затем королевы Виктории. Ему принадлежат проекты Вестминстерского аббатства, части фасада Букингемского дворца, некоторых усадебных построек, как на континенте, так и в бывшей английской колонии Австралии. Но, пожалуй, наиболее самостоятельно и полно его дар раскрылся в проекте Алупкинского дворца.
Первоначально дворец строился согласно другому архитектурному замыслу, работа над которым проводилась с 1825 по 1828 г. одесским архитектором Франческо Боффо, стоившим для Воронцова дворец в Одессе, и, как установил на основании архивных изысканий научный сотрудник Алупкинского дворца-музея Л.Н. Тимофеев, английским архитектором Томасом Харрисоном. Согласно этому проекту, в январе 1829 г. уже начались подготовительные работы. Однако, внезапно в июне 1831 г. от Воронцова, находившегося тогда в Англии, было получено распоряжение о временном прекращении строительства. Судя по всему, заказчик почувствовал изменения, произошедшие во вкусах и настроениях общества.
Похоже, что Воронцов множество павильонов и домов в своей Алупке, воплотивших в себе различные исторические стили, захотел дополнить "готическим набором". И Блор оказался именно тем архитектором, который сумел это желание удовлетворить. Всего за один год он выполнил заказ, и сразу же в декабре 1832 г. началось возведение корпусов по новому проекту под наблюдением присланного из Англии архитектора Вильяма Гунта.
Сам Блор в Алупку так и не приезжал. Но, очевидно, он был хорошо осведомлён о рельефе местности. Архитектор принял во внимание то, что уже были готовы фундаменты и что существовала первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса. То и другое вошло в новый проект. Однако, в целом, он принципиально отличался от первоначального. Это было утверждение совершенно новых, по сравнению с классицизмом, архитектурно-строительных принципов.
Вместо геометрически строгой группировки корпусов Блор живописно расположил их в направлении с запада на восток, соответственно движению гор, благодаря чему дворец очень органично "вписался" в окружающий ландшафт и обрёл свой ни на что не похожий художественно-выразительный образ. От корпуса к корпусу даётся наглядное представление о том, как развивалась средневековая архитектура, начиная от ранних форм и кончая XVI в. Упор при этом сделан на английский вариант зодчества.
Главный подъезд ко дворцу находится с западной стороны. Путника встречает типично феодальный замок – крепость VIII – XI вв. Круглые монументальные сторожевые башни, глухие стены, замкнутые пространства. Таковы двор хозяйственных корпусов и узкий, суровый средневековый проезд, ведущий к центральному корпусу Высокие зубчатые стены грубой кладки, щелевидные окна-бойницы дополняют ощущение неприступности. И лишь ажурный чугунный висячий мостик, по которому проходили музыканты на хоры парадной столовой, вносит в суровую атмосферу проезд неожиданную лирическую ноту. Чем дальше от арки западного въезда, тем больше наслаиваются признаки архитектуры последующих эпох.
В парадном дворике после ощущения замкнутости неожиданно появляется поток света и свежего воздуха. Открывается изумительной красоты пейзаж с вершиной Ай-Петри вдали, "вмонтированный" в архитектурную раму, одной гранью которой служит часовая башня, другой – восточный флигель. Снизу пейзаж ограничивает опорная стена с фонтаном в центре. Широко раскрытыми глазами-окнами смотрит на парк северный фасад главного корпуса. Он более всего иллюстрирует стиль Тюдор, типичный для Англии XVI в.
Из плоскости стены выдвинуты на разных уровнях – центральная часть с парадным входом, выступы эркеров и боковые ризалиты с башнями под луковичными куполами. Фасад подчёркивают узкие, многогранные полуколонки, увенчанные декоративными навершиями – пинаклями.
Большая поверхность застеклённого пространства в здании, устремлённые ввысь купола, изящной формы пинакли, зубцы и дымовые трубы с навершиями в виде цветов зрительно облегчают массивную кладку стен и грубоватую фактуру камня.
В резных каменных украшениях дворца удачно выражено сходство между отдельными стилеобразующими элементами восточной и западной архитектуры. Например, между готическими дымовыми трубами и минаретами мечети. Это сходство усиливается с переходом к южному фасаду главного корпуса. Открытый в сторону моря, всегда освещённый солнцем, он имеет нарядный и праздничный вид, изменчивые и причудливые очертания.
Основное декоративное украшение дворца – мотив пологой, стрельчатой, подковообразной, килевидной арки – неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов, и в каменной резной решётке, ограждающей крышу, и, наконец, в декоративном убранстве портала южного входа, оформленного с восточной пышностью. Подковообразная рака, двухъярусный свод, великолепная резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторённой по фризу арабской надписью: "И нет победителя кроме аллаха".
На художественный образ дворца очень влияли литературные увлечения того времени. Когда он создавался, одинаково популярными были и рыцарские романы Вальтера Скотта, и чудесные арабские сказки. Достаточно вспомнить, что в 1830ых годах стали переводиться на русский язык "Айвенго" В.Скотта и "Альгамбра" В.Ирвинга. Потому-то и надпись Альгамбры (дворца испанских халифов XIV в.) и оказалась в Алупке. Но ещё более старались подражать романтики прекрасной, загадочной, вечно изменчивой природе. Органичное единство с ней дворца может служить примером не одному поколению архитекторов. Органичное слияние форм дворца с природой удивительным образом дополнено рисунком горы Ай-Петри. Со стороны Алупки она напоминает развалины средневекового готического замка. Эти естественные живописные руины являются основной доминантой многих пейзажей архитектурно-паркового ансамбля.
На строительстве дворца использовался в основном труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. Это были потомственные каменотёсы и камнерезы, передававшие из поколения в поколение искусство возведения и рельефной отделки великолепных белокаменных соборов.
Основной строительный материал – диабаз магматического происхождения, зеленовато-серой окраски под стать цвету гор и вечнозелёной растительности – брался из естественных россыпей в Алупке. Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Это очень твёрдый по своей природе камень, почти в два раза твёрже гранита, и очень капризный в обработке. Неверный удар молотка мастера – и вся работа напрасна. Из огромных бесформенных глыб высекались ровные блоки для стен и сложные по рисунку украшения. Тщательно шлифовался диабаз для оформления внутренних помещений. Все работы проводились вручную примитивными инструментами.
Среди крепостных было много талантливых мастеров – подрядчик Гавриил Полуэктов, лепщик Роман Фуртунов, столяры Яким Лапшин, Максим Тисленко, Наум Мухин и другие. Удалось установить имена более 300 крепостных, работавших на строительстве дворца.
Дворцовый комплекс состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль, – центрального, столового, гостевого, библиотечного и хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой.
Сооружение дворца началось со столового корпуса (1830 – 1834 гг.). Центральный корпус возводился в 1831 – 1837 гг. В 1841 – 1842 гг. к столовой была пристроена бильярдная. В 1838 – 1844 гг. строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус (1842 – 1846 гг.).
Самый большой объём земляных работ был осуществлён с 1840 по 1848 г. с помощью солдат сапёрного батальона при сооружении террас парка перед южным фасадом дворца.
Летом 1848 г. на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцового ансамбля.
Граф Михаил Семенович Воронцов
Трудно назвать другого государственного деятеля XIX столетия, который сделал бы для блага России столько, сколько было совершено светлейшим князем Михаилом Семеновичем Воронцовым. И трудно назвать другого военачальника и администратора, о котором мы знаем так прискорбно мало. В основном по биографиям А.С.Пушкина, где Воронцов традиционно изображается как злейший враг и гонитель великого поэта. Вот уж действительно, "певец Давид был ростом мал, но повалил же Голиафа, который был и генерал, и, побожусь, не ниже графа"...
[показать] Туманный Альбион
Семейное счастье графа Семена Романовича Воронцова было недолгим. В августе 1781 года состоялось его бракосочетание с Екатериной Алексеевной, дочерью адмирала А.Н.Сенявина. 19 мая 1782 года у них родился сын Михаил. Еще через год - дочь Екатерина. А в августе 1784 года после непродолжительной болезни Екатерина Алексеевна скончалась. Семен Романович больше не женился и всю свою нерастраченную любовь перенес на сына и дочь.
В мае 1785 года С.Р.Воронцов приезжает в Лондон в качестве полномочного министра, то есть посла России в Англии. С этого времени туманный Альбион стал для Миши второй родиной.
Семен Романович сам руководил воспитанием и обучением сына, стремясь наилучшим образом подготовить его к служению на благо Отечества. Он был убежден, что прежде всего необходимо свободно владеть родным языком и хорошо знать русскую литературу и историю. В отличие от многих своих русских сверстников, которые предпочитали общаться на французском, Михаил, зная великолепно французский и английский языки, греческий и латынь, не менее свободно говорил по-русски.
В расписании занятий Михаила были математика, естественные науки, фортификация, архитектура, музыка. Он научился владеть разными видами оружия, стал неплохим наездником. Для расширения кругозора сына Семен Романович водил его на заседания парламента и светские собрания, осматривал с ним промышленные предприятия, бывали они и на русских кораблях, заходивших в английские гавани.
Семен Романович был убежден, что крепостное право в России падет и что крестьяне разделят помещичьи земли. И чтобы Михаил мог прокормить себя и имел право на участие в политической жизни новой России, решил обучить его ремеслу.
В 1798 году Павел I присвоил Михаилу звание действительного камергера. К своему совершеннолетию Михаил был готов к служению Отечеству. Он был прекрасно образован и воспитан. У него сложились определенные взгляды на то, по какому пути должна была развиваться Россия. Служить на родине он считал своим священным долгом. Однако, зная о сложном характере императора Павла, Семен Романович решил повременить с отъездом сына на родину.
В походах и сражениях
12 марта 1801 года на российский престол вступил Александр I, а в мае Михаил Воронцов уже был в Петербурге. Здесь он знакомится и сближается с молодыми офицерами Преображенского полка, членами любительского литературного кружка, и решает посвятить себя военной службе. По существовавшему положению, чин камергера соответствовал генерал-майору. Но Михаил решил пренебречь этой привилегией и был зачислен в Преображенский полк поручиком.
Однако ему быстро надоели плац-парады, муштра, дежурства при дворе, и в 1803 году он отправился волонтером в армию князя П.Цицианова в Закавказье. Здесь молодой офицер быстро становится правой рукой командующего, но не отсиживается в штабе армии, а участвует в боях. Наградой за храбрость и распорядительность Михаила Воронцова стали полученные им ордена св. Анны 3-й степени, св. Владимира с бантом и св. Георгия 4-й степени, а на плечах засверкали эполеты капитана.
В 1805 - 1807 годах он участвует в войне с Наполеоном, а в 1809 - 1811 годах - в войне с турками. Он по-прежнему в гуще сражений, в первых рядах атакующих. Получает новые ордена и повышения в звании.
В 1809 году Воронцов становится командиром Нарвского полка. Перед ним открывается возможность осуществить на деле свои представления о том, какими должны быть отношения между офицерами и рядовыми солдатами. Он говорил, что "чем больше офицер был в мирное время справедлив и ласков, тем больше в войне подчиненные будут стараться оправдать сии поступки, и в глазах его один перед другим отличаться".
Отечественную войну 1812 года Воронцов встретил, командуя сводной гренадерской дивизией. В Бородинском сражении она защищала Семеновские флеши. Один из первых ударов французов был направлен на дивизию Воронцова. Ее атаковали пять-шесть дивизий противника и обрушили огонь около двухсот орудий. Гренадеры не отступили, но понесли огромные потери. Поведя в штыковую атаку один из своих батальонов, получил рану и Воронцов.
У своего дома в Москве Воронцов увидел около сотни подвод, которые должны были вывезти из столицы богатства, накопленные несколькими поколениями Воронцовых. Но граф приказал взять на подводы 50 раненых генералов и офицеров, 100 их денщиков и 300 солдат. В своем имении Андреевском во Владимирской губернии он организовал госпиталь, где на его счет жили и лечились раненые.
После выздоровления генерал Воронцов участвовал в заграничных походах русской армии. В сражении под Краоном его корпус с успехом противостоял превосходящим силам французов, которыми командовал сам Наполеон. Наградой за это сражение был орден св. Георгия 2-й степени.
После окончательной победы над Наполеоном во Франции были оставлены войска стран-победительниц. Командиром русского оккупационного корпуса был назначен Воронцов. И здесь он устанавливает свои порядки. Он составляет свод правил, которым должны были следовать офицеры дивизии. Основная мысль правил заключалась в требовании отказа офицеров от действий, унижающих человеческое достоинство нижних чинов. Он - первым с истории русской армии - запрещает телесные наказания в своих войсках. Он объявляет офицеров равными с солдатами перед законом. "Долг чести, благородство, храбрость и неустрашимость, - пишет он, - должны быть святы и нерушимы; без них все другие качества ничтожны".
В 1818 году перед возвращением на родину Воронцов распорядился собрать сведения о долгах французам офицеров и солдат его корпуса и из своих средств заплатил их. А долгов набралось на полтора миллиона рублей. Эту сумму он получил, продав большое имение Круглое, полученное им по завещанию его тетки княгини Е.Дашковой.
25 апреля 1819 года в православном соборе Парижа состоялось бракосочетание графа М.С.Воронцова с графиней Елизаветой Ксаверьевной Браницкой. Вдовствующая императрица Мария Федоровна сказала, что в графине выдающийся характер сочетается с прелестью красоты и ума и что она сделает счастливым человека, соединившего с нею свою судьбу. Незадолго до смерти Михаил Семенович скажет, что женитьба на Елизавете Ксаверьевне дала ему за 36 лет совместной жизни много счастья. Большим горем четы Воронцовых было лишь то, что из шести их детей четверо умерли в раннем возрасте.
Многие военные видели в корпусе Воронцова образец для преобразований во всей Российской армии. Однако в Петербурге посчитали, что своим либеральным отношением к солдатам Воронцов подорвал в корпусе дисциплину, а его офицеры и солдаты прониклись "якобинским духом". А потому по прибытии в Россию корпус был распущен.
Генерал-губернатор "южной столицы"
В ответ на недоброжелательное отношение к нему официального Петербурга Воронцов подает прошение об отставке. Однако Александр I отказывает ему в просьбе и назначает командующим 3-м корпусом.
Воронцов медлил с принятием корпуса. В 1820 году он участвует в попытке образования "Общества добрых помещиков", которые ставили своей целью освобождение крестьян от крепостной зависимости. Александр I не разрешил организацию этого общества. Но и в условиях существовавшего в стране крепостного строя Воронцов стремился создать для своих крестьян условия для их безбедного существования и для развития их хозяйств.
Неопределенное положение Воронцова завершилось назначением его 7 мая 1823 года генерал-губернатором Новороссийского края и полномочным наместником Бессарабии. Несколько офицеров, служивших ранее под командованием графа, также решили перейти на гражданскую службу, чтобы по-прежнему находиться в его команде. За короткое время генерал-губернатору удалось собрать вокруг себя большую группу талантливых, энергичных и деловитых помощников. "Воронцов привлек в Одессу множество знатных особ, желавших служить при графе, - вспоминал современник. - Он еженедельно принимал гостей в роскошных залах своего новопостроенного дворца и жил так, как не живал ни один из мелких германских владетельных князьков".
Ни одна сторона жизни Новороссии и Бессарабии не осталась без внимания Воронцова. Он выписывает из-за границы лозы ценных сортов винограда и саженцы фруктовых деревьев, выращивает их в своих питомниках и бесплатно раздает желающим. На его деньги с Запада привозят тонкорунных овец, и эти ценные животные прижились в местных отарах. Он заводит конный завод, и его примеру следуютдругие.
Степной юг нуждался в топливе для обогрева жилищ и приготовления пищи. Граф организует поиски месторождений каменного угля, а затем и добычу его. Он строит в своем имении первый в здешних местах пароход, а через несколько лет в ряде южных портов появились верфи, со стапелей которых спускались пароход за пароходом. Между портами Черного и Азовского морей устанавливается постоянное пароходное сообщение.
Благодаря Воронцову Одесса обогатилась рядом красивейших зданий, построенных по проектам прославленных архитекторов. Приморский бульвар с портом соединила знаменитая одесская лестница, у подножия которой был установлен памятник герцогу Ришелье. И Одесса по праву стала считаться одним из красивейших российских городов.
Вопросы просвещения и культуры занимали в деятельности генерал-губернатора особое место. Учреждаются газеты, начинают выходить многостраничный "Новороссийский календарь" и "Одесские альманахи". Одно за другим открываются учебные заведения. Учреждается первая публичная библиотека. Ведутся археологические раскопки и открываются музеи. Граф поддерживает театральные труппы. И это далеко не все.
Воронцов был про
Воронцовский дворец, а ныне - Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник – один из наиболее посещаемых памятников архитектуры Крыма.
Воронцовский дворец строился как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова (1782-1856), по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789—1879). Внешне здание напоминает английские замки, при этом сохраняя архитектурные элементы различных эпох: чем далее от ворот, тем стиль построек более поздний. Легко угадываются в силуэте Алупкинского дворца и восточные мотивы: дымовые трубы, напоминающие минареты мечети, оформление Южного входа с надписью на арабском языке, гласящей: «И нет Бога кроме Аллаха».
Незабываемое впечатления у посетителей Воронцовского дворца оставляет прогулка по территории роскошного парка, устройством и разбивкой которого руководил немец Карл Кебах. Парк задуман как амфитеатр из двух частей: Верхней и Нижней, разделенными Прибрежным шоссе. Отличительной особенностью дворцового парка является его естественность, дополняющая природные ландшафты, а не искажающая их. Каменные хаосы, Форельное, Зеркальное и Лебединое озера, Лунный камень и многочисленные поляны с живописными названиями хорошо запоминаются и остаются в памяти посетителей. Пользуются популярностью и элементы Нижнего парка, исполненного в духе Ренессанса: Фонтан слез, источники «Кошкин глаз», «Чайный домик» и скала И. К. Айвазовского. Особый интерес и внимание привлекают статуи львов из каррарского мрамора, вышедшие из мастерской знаменитого итальянского скульптора Джованни Боннани.
Семья Воронцовых владела дворцом в Алупке вплоть до Октябрьской революции, после которой сооружение вместе с парком было национализировано, чтобы в 1921 году открыть здесь музей. Во время Великой отечественной войны экспонаты музея не были эвакуированы, а само здание дворца едва не было разрушено. 537 произведений искусства были вывезены в Германию и большая част из них так и не возвращена музею. В настоящее время, во дворце собрано более 11 тыс. экспонатов, а наибольшую ценность среди них представляют произведения живописи русских художников XIX в. и западноевропейских мастеров XVI - XIX вв., собрание русской гравюры XVIII в., графические листы, выполненные английскими граверами в «черной манере», гарнитуры мебели, изготовленные русскими крепостными и английскими мастерами, изделия из фарфора отечественного производства, часы, канделябры, декоративные вазы французского бронзовщика Томира и русских фирм.
Во время Ялтинской конференции глав трех союзных держав — СССР, США и Великобритании с 4 по 11 февраля 1945 года, в Воронцовском дворце располагалась английская делегация, во главе с Уинстоном Черчиллем.
В 1956 г. по решению правительства во дворце вновь начал работать музей.
Как и многие другие крымские здания, Воронцовский дворец неоднократно становился площадкой для съемок фильмов: «Небесные ласточки», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Сафо» - далеко не полный перечень хорошо известных картин отечественного производства, действие которых разворачивается на территории дворцово- паркового ансамбля в Алупке.
Адрес: г. Алупка, Дворцовое шоссе, 10.
Воронцовский дворец одно из главных украшений Крыма. Известный краевед Марков так описывает свои впечатления: «Нигде, кроме Алупки, я не видел такого сочетания архитектурного гения с гением пейзажиста, моря с горами, камня с лесом, дикости природы с изяществом цивилизации». Контуры дворца, словно повторяют зубцы Ай-Петри. Он так вписался в вечнозеленую растительность и горную гряду, будто все это родилось как единый ансамбль.
Дворец строился как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С.Воронцова (1782—1856).
[показать]
Фото В. Савченко
Лев Толстой писал о нем в «Хаджи Мурате»: «Он владел большим богатством — своим и своей жены, графини Браницкой, — и огромным получаемым содержанием в качестве наместника и тратил большую часть своих средств на устройство дворца и сада на южном берегу Крыма».
Дворец построен по проекту известного, модного в первой половине девятнадцатого века английского архитектора Эдуарда Блора. Впоследствии он был придворным архитектором Георга IV, затем королевы Виктории. Ему принадлежат проекты Вестминстерского аббатства, Букингемского дворца в Лондоне и замка Вальтера Скотта в Шотландии. Причем архитектор, не выезжая в Алупку, создал проект по натурным рисункам местности, идеально вписав его в окружающую природу. Воронцов сам возил в Лондон карандашные эскизы, графические и живописные картины с видами местности.
Стиль
Алупкинский дворец в основном выдержан в стиле «Тюдор» с добавлением мавританского стиля. Совмещение различных архитектурных стилей не производит впечатления нарочитой вычурности — дворец выглядит как целостный художественный ансамбль. Западный вход представлен в виде двух массивных башен, суровые зубчатые стены грубой кладки, узкие бойницы создают ощущение неприступности. Северный фасад, с вертикальными выступами, большими окнами-эркерами, – образец английской тюдоровской архитектуры 16 века, в котором гармонично сочетаются элементы готики и архитектуры эпохи Возрождения. На одной из башен часы с боем, изготовленные в Лондоне в 1841, они по-прежнему работают. Обращенный к морю южный фасад дворца, выполненный в мавританском стиле — величие таланта и фантазии архитектора. Глубокая белая ниша с двойной узорчатой подковообразной аркой покрыта лепным орнаментом. Стилизованная арабская надпись: «Нет победителя кроме Аллаха!». От нее спускается вниз монументальная лестница с тремя парами львов – спящими, пробуждающимися и бодрствующими. Во время Ялтинской конференции, Уинстон Черчилль прогуливаясь по парку, обратил внимание на «Спящего льва»: «Кого-то этот лев мне напоминает... Знаю, меня». Он предложил Сталину продать ему скульптуру. На что сразу же последовал ответ: «Народным добром не торгуем!»
Иван Бунин, побывав здесь, не мог остаться равнодушными к красоте этих мест:
К прибрежью моря длинная аллея
Ведет в дали как будто в небосклон:
Там море подымается, синея
Меж позабытых мраморных колонн.
Там на прибой идут ступени стройно
И львы лежат, как сфинксы, над горой;
Далеко в море важно и спокойно
Они глядят вечернею порой.
Построен дворец из местного зеленовато-серого диабаза, не уступающего по ценности мрамору. Его брали прямо на территории парка, в так называемом «хаосе» — месте нагромождения камней. Здание строилось 23 года (1828-1851 гг.) – под руководством английского архитектора Вильяма Гунта. На сооружение дворца ушло 9 миллионов рублей серебром.
Во дворце 150 комнат. Наиболее интересны голубая гостиная, ситцевая комната, столовая, китайский кабинет. Панели, двери и потолки сделаны из мореного дуба. В готическом стиле выполнены камины из полированного диабаза. Мебель из ореха, дуба, красного дерева, специально для дворца сделанная русскими мастерами. Бронзовые канделябры, вазы, изделия из хрусталя, фарфора, малахита. Стены украшают полотна голландских, фламандских, французских и итальянских художников XVI—XVIII столетий. Будуар графини — китайский кабинет, стены которого украшены богатейшей резьбой по дереву и рисовой соломкой, вышитой шелком и бисером. Столовая в духе мавританского замка со сложным декором из резного дуба и небольшим балкончиком для придворных музыкантов. Библиотека по образу и подобию библиотеки Вальтера Скотта. Голубая гостиная, где стены и потолок сплошь покрывает затейливый лепной узор из листьев и цветов — домашний театр Воронцовых. Здесь читали свои стихи Бенедиктов и Жуковский, пели в дуэте Шаляпин и Рахманинов, в 1863 г. в последний раз в своей жизни выступал перед слушателями великий русский актер М.С.Щепкин.
Зимний сад самое красивое место дворца, это своеобразный переход из голубой гостиной в парадную столовую. Оранжерея, где потолок и стены оплетены лианами, которые были посажены еще при хозяине. Среди зелени, в журчании фонтана размещены мраморные белоснежные копии античных скульптур и изображения семьи Воронцовых. Самая необычная — скульптура маленькой девочки итальянского мастера Корбеллини, ее платьице в складочку такой тонкой работы, что кажется совсем невесомым.
Дворец окружает прекрасный парк, разбитый в стиле английских регулярных садов, чернозем для которого завозили с Украины и Ай-петринской яйлы и в корзинах разносили по склонам. На 40 гектарах очень сложного рельефа было высажено свыше 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира. 29 мешков разноцветных морских камешков привезли из Коктебеля для дорожек парка. Фонтаны, водные каскады, пруды, водопады, трудно поверить, что ранее эта территория была покрыта лишь обломками диабазовых скал.
История
Три поколения Воронцовых владели дворцом. Последняя хозяйка имения Е.А.Воронцова в 1905 году разместила в корпусах дворца санаторий, для раненых на Японской войне, а в 1914 году — госпиталь для инвалидов первой мировой войны. После революции дворец национализировали. Красота и богатство здания побудили большевиков создать во дворце музей, который и был открыт в 1925 году. Дворец стал единственным музеем после революции на Южном берегу, сюда свозили картины, посуду, мебель из других дворцов Крыма. Во время войны Гитлер подарил дворец Фельдмаршалу Манштейну — благодаря чему дворец практически не пострадал. Правда часть коллекции оказалась расхищенной. После освобождения дворец был дачей НКВД, затем профсоюзным санаторием, а с 1956 года снова музеем. Сегодня музейная коллекция насчитывает 25 тысяч экспонатов.
Кинематографисты часто снимают здесь исторические и сказочные фильмы, экранизируют Шекспира и Стивенсона. Благодаря уникальной архитектуре дворца, в северной и восточной его части снимают средневековые крепости, а в южной — восточный дворец. Разнообразие многочисленных башен и башенок, резных карнизов, куполов, шпилей, ажурных балюстрад, «крепостных» и подпорных стен, контрфорсов, каминных труб, окон-бойниц, лестниц, дворцовых интерьеров создают романтический антураж почти для любого сюжета и исторической эпохи.