Маврита́нский стиль — ретроспективное направление в эклектической архитектуре II-й половины XIX века и I-й половины XX века, заключавшееся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества, в особенности — мудехара.
Архитектурное направление, к которому относятся средневековые памятники Магриба и исламской Испании, неоднородно. В его основе лежит синтез художественных традиций вестготов, берберов и других народов, входивших в состав Арабского халифата. Для культовых и светских построек мавританского стиля характерно обилие стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. Колонны облицовывались изразцовыми и керамическими плитками. Применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора, как правило, использовался орнамент.
Возникновение на излёте эпохи романтизма моды на мавританскую экзотику связано с поиском архитектурного направления, которое могло бы составить конкуренцию приевшимся формам классицизма и неоготики. Публикация сборника Вашингтона Ирвинга«Альгамбра» подстегнула интерес европейцев и американцев к средневековой Испании и сопредельным мусульманским государствам. При этом на первых порах не делалось различий между собственно мавританским зодчеством и формами, более характерными для Османской империи.
Одним из первых памятников увлечения исламским зодчеством стал Воронцовский дворец в Алупке, спроектированный британским архитектором Блором под влиянием «индо-сарацинского» павильона в Брайтоне. Впоследствии этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры, причём не только на южных курортах (Кореиз, Симеиз), но и в центральной части России (яркий пример — дом Арсения Морозова на Воздвиженке). Другими очагами строительства в неомавританском духе стали испаноязычные районы США (в частности, Калифорния) и (после оккупации Австро-Венгрией) Босния и Герцеговина.
В Европе неомавританский стиль долгое время воспринимался как «стиль синагог». Во многих городах Европы и мира еврейские сообщества предпочитали возводить синагоги именно в этом стиле, так как он ассоциировался с золотым веком средневекового еврейства в исламской Испании.
В самой Испании вкус к неомавританскому зодчеству привился не сразу. Одним из первых интерес к нему проявлял каталанский архитектор Антонио Гауди, в творчестве которого замысловато преломились отдельные мотивы мавританской архитектуры (дворец в Асторге). В связи с проведением в 1929 году Испано-американской выставки на юге Испании и в Мадриде было создано несколько масштабных городских ансамблей в стиле нео-мудехар, включая ансамбль площади Испании в Севилье и театр в Кадисе.
| Архитектура Испании и Португалии |
|---|
|
Испанская готика • Мудехар • Исабелино • Платереско • Эрререско • Чурригереско • Неомавританский стиль |
Муде́хар (исп. mudéjar, от араб.مدجّن [mudaǧǧan] — прирученный, домашний) — представитель мусульманского населения, которое оставалось на территории Пиренейского полуострова, отвоёванной испанскими государствами у арабов, а также своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XII — XVI вв.
Включение в ходе Реконкисты новых территорий в состав христианских королевств породило особый феномен — городские мусульманские общины, ведущие относительно автономное существование в христианском окружении. Продолжали существовать и деревни, население которых состояло из мусульман-земледельцев.
Первоначально мудехарам было разрешено сохранять свои земли, законы и обычаи, исповедовать ислам. Однако в ряде мест в нарушение договоров они подвергались преследованиям (в частности, должны были носить особую одежду, выделявшую их из остального населения). После падения в 1492 г. эмиратаГранады мудехаров стали насильственно обращать в христианство. Мудехары, принявшие христианство, называются морисками.
Важным источником по истории мудехаров является «Книга Суны и Шары мавров», созданная, как полагают специалисты, приблизительно в XV в. на территории Валенсии. Она представляет собой судебник, излагающий нормы исламского права и регламентирующий жизнь мусульманской общины на территории христианского государства. Особую значимость «Книге Суны и Шары мавров» придает тот факт, что она была создана после Реконкисты и отражает жизнь мудехаров как сложившегося социума. Этот источник был относительно недавно обнаружен в архиве графов Оргас и опубликован в Кордове (1989). Первое издание на русском языке вышло под редакцией И. И. Шиловой-Варьяш в 1995 г.[1]
В XII—XVI вв. возник своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании, в котором тесно переплелись элементы мавританского, готического и (позднее) ренессансного искусства. Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. Искусство мудехаров — явление неоднородное и не всегда безусловное по художественному качеству; исследователи отмечают присущий даже лучшим его образцам оттенок вторичности.[2]
В стиле «мудехар» были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах. Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии и в городах Толедо, Сарагоса, Кордова, Севилья и др.
Внутри стиля различают два направления. То, что получило название «народного мудехара», развивалось спонтанно в областях, отвоёванных испанцами, где традиции мавританского искусства были довольно естественно применены к религии и бытовой культуре христиан. Постройки «народного мудехара» охватили области церковной и городской жилой архитектуры, их возводили, как правило, из кирпича, и они отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими. Стиль «народного мудехара» характерен для севильских храмов: Всех Святых, Санта Марина, Санта Каталина, Сан Хиль, Сан Андрее, Сан Эстебан, Сан Исидро, Сан Маркос (особенно известен своей башней-минаретом с двойными окнами). Храмы строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными и многолопастными арками, геометрической плетенкой, глухими проемами. Черты мавританской строительной традиции ощущаются в этих постройках гораздо отчетливее, чем воздействие готических форм.
«Придворный мудехар» складывался по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях и развивался до XVI века включительно. В этом направлении отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. Элемент вторичности стиля проявил себя в придворных формах наиболее явно. К данному направлению относятся части Альказара XIV века (в отличие от более поздних пристроек). В фасаде (1364) здания, обычно называемого дворцом короля Педро, можно обнаружить черты сходства с архитектурой гранадской Альгамбры. Возможно, его создали мавританские мастера из Гранады, присланные правителем эмирата Мухаммедом V по просьбе кастильского монарха. В традициях «придворного мудехара» были сооружены другие севильские дворцы XIV века: Лас Дуэньяс герцогов Альба и так наз. Дом Пилата герцогов Мединаселли (завершенный в сер. XVI в. дворец представляет собой яркий пример сочетания мавританских и ренессансных форм). К главным памятникам стиля относится также дворец герцогов Инфантадо в Гвадалахаре (XV—XVII вв.).
С XIV в. общий процесс слияния готических и мавританских традиций приобрел более целостный и органичный характер.
| Мудехар на Викискладе? |
| Архитектура Испании и Португалии |
|---|
|
Испанская готика • Мудехар • Исабелино • Платереско • Эрререско • Чурригереско • Неомавританский стиль |
Мануэлино (port. Manuelino) — стиль в истории архитектуры Португалии XV—XVI вв., национальный вариант Ренессанса. Назван по имени короля Мануэля I Счастливого (1495—1521). Это время было периодом высшего могущества Португалии, периодом ее расцвета как морской державы. Она приобретает многочисленные колонии. Португальцы составили на морях конкуренцию генуэзцам и испанцам, то есть другим самым сильным мореходам тогдашнего мира. Связанный с этим экономический и культурный взлёт нашёл отражение в интенсивном строительстве.
В мануэлино смешаны элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса и экзотических мотивов. Можно говорить даже, что в этом стиле проявилось влияние индийского искусства. Этот стиль выражает как бы впечатления европейца, впервые увидевшего новый мир и неизвестные страны. Мануэлино можно сравнить с испанским платереско, особенно на ранней стадии развития. В нем также оформление построек решалось на основе плоской стены, богато украшенной деталями, но португальская архитектура оказалась «сочнее» и динамичнее. Она более насыщена образами и особенно склонна к декорации и роскоши.
Архитектура португальского Возрождения не ограничилась только лишь стилем мануэлино. Позднее в Португалию начало проникать итальянское влияние, и в середине XVI в. национальный стиль сменился интернациональными ренессансными формами (в творчестве Диогу ди Торралвы, 1500—1566).
Шло строительство как новых зданий, так и дополнение пристройками старых сооружений.
«Альгамбра» — книга американского писателя периода романтизма Вашингтона Ирвинга, сборник новелл, эссе и путевых заметок, посвященный знаменитому мавританскому дворцу в Гранаде, Испания — Альгамбре и его истории.
Вскоре после окончания биографии Колумба (1828) Ирвинг уехал из Мадрида, где он проживал, на юг полуострова — в Гранаду. Он готовил книгу «Хроники покорения Гранады» о 1478—1492 гг. и занимался сбором материала на эту тему. Попросив губернатора дворца Альгамбра и архиепископа Гранадского о доступе в старинный дворец, он получил разрешение благодаря своей славе писателя. Он исследовал это место под руководством 17-летнего гида по имени Матео Хименес и получил множество впечатлений. В самом полуразрушенном здании он прожил примерно три месяца, собирая местные легенды и впечатления.
На протяжении своего путешествия он вёл дневник и писал заметки с описаниями места и мыслями, хотя и не думал, что из этого выйдет книга. Затем он продолжил свое путешествие по Испании, пока не получил место секретаря в американском посольстве в Лондоне (где его начальником стал Луис Маклейн). Он прибыл в Лондон в конце сентября 1829 года.
«Альгамбра» была опубликована в мае 1832 года в США издателями Lea & Carey и в Великобритании Henry Colburn с подзаголовком Spanish Sketch Book. Вскоре после публикации Ирвинг вернулся на родину после 17-летнего отсутствия.
В 1851 году Ирвинг опубликовал исправленное и дополненное издание (Author’s Revised Edition) под тем же заголовком.
На русском языке вышел в переводе В. С. Муравьева.
Сборник, построенный по излюбленного писателями-романтиками способу «описания путешествия», начинается с рассказа о поездке автора по Испании, описания его приезда в Гранаду и рассказа о местных жителях-современников; перемежается очерками о местных нравах и празднествах, а также щедро разбавлен вставными новеллами — мавританскими и испанскими легендами и сказками. Ирвинг очарован образом исламской архитектуры и тенями дохристианского прошлого Альгамбры, он описывает её волшебную красоту и романтические, из-за заброшенного состояния, руины.
«Альгамбра» относится ко второму этапу творчества писателя и в максимальной степени выражает его романтические устремления.
№ [показать] |
Русское заглавие [показать] |
Окончательная редакция (1851) [показать] |
В первом издании (1832) [показать] |
Жанр [показать] |
Содержание [показать] |
|---|---|---|---|---|---|
| 1. | Предисловие к пересмотренному изданию | Preface to the Revised Edition | |||
| 2. | Путешествие | The Journey. | 01. The Journey | ||
| 02. Government of the Alhambra | |||||
| 3. | Дворец Альгамбры | Palace of the Alhambra. | 03. Interior of the Alhambra | ||
| 4. | Кое-что об архитектуре морисков | Note on Morisco Architecture | 05. Reflecctions on the Mislem Domination in Spain | ||
| 06. The Household | |||||
| 5. | Немаловажные переговоры. Автор на троне Боабдила | Important Negotiations. The Author Succeeds to the Throne of Boabdil. | 08. The Author’s Chamber | ||
| 09. The Alhambra by Moonlight | |||||
| 6. | Обитатели Альгамбры | Inhabitants of the Alhambra. | 10. Inhabitants of the Alhambra | ||
| 7. | Посольский чертог | The Hall of Ambassadors. | |||
| 8. | Иезуитская библиотека | The Jesuits’ Library. | |||
| 9. | Альгамар, основатель Альгамбры | Alhamar. The Founder of the Alhambra. | 30. Muhamed Abi Alahmar | ||
| 10. | Юсуф Абуль Хаджи, завершитель Альгамбры | Yusef Abul Hagig. The Finisher of the Alhambra | 31. Yusef Abul Hagig | ||
| 11. | Загадочные покои | The Mysterious Chambers. | |||
| 12. | Вид с башни Комарес | Panorama from the Tower of Comares. | 04. The Tower of Comares | ||
| 13. | Беглец | The Truant. | 07. The Truant | ||
| 14. | Балкон | The Balcony. | 14. The Balcony | ||
| 15. | Случай с каменщиком | The Adventure of the Mason. | 15. The Adventure of the Mason | ||
| 16. | Львиный дворик | The Court of Lions. | 11. The Court of Lions | ||
| 17. |