Проект — IIDA Archiship Studio Фотографии — James Silverman Текст — Susan Rogers Chikuba
Каруидзава - маленький курортный город в префектуре Нагано, в 170 километрах на северо-запад от Токио. С конца XIX века он был популярным местом отдыха. В наши дни бездумная и неуправляемая коммерческая застройка практически лишила эти горы прежнего обаяния. «Каруидзава прошлых лет была тихим местом, с пышной порослью мха в густых рощах раскидистых деревьев, - рассказывает Ёсихико Иида, который в 2007 году построил в окрестностях города дачу для одного известного ученого. - Дома были маленькими и стояли далеко друг от друга. Теперь все изменилось». Иида говорит, что даже безумный подъем строительства в 80-е годы, во времена пузыря на японском рынке недвижимости, не идет в сравнение с тем, что творится в последние десять лет.
Иида с большим вниманием относится к природному окружению зданий. В здании исследовательского корпуса в кампусе Нагойского университета, за который Иида получил архитектурную премию Чубу (Chubu) в 2004 году, сквозь стеклянные стены можно видеть все, что происходит внутри. Владелец дома в Каруидзаве работает в этом здании. «Заказчику было удобно на своем рабочем месте. Так как он часто работает дома, он захотел, чтобы и дачу для него спроектировал я», - объясняет Иида.
От въездных ворот участка до входной двери дома надо пройти 40 метров по тропинке, вымощенной лиственничными досками. Во время строительства эти доски были настилом лесов. Задача деревянной тропинки двоякая: во-первых, создать сельскую атмосферу; во-вторых, защитить от вытаптывания мох на участке.
Интерьеры дома воздушны, хотя и компактны, и отделаны местными породами дерева. Полы - из вощеной березы; стены и потолки покрыты лиственничными панелями. Одна из стен гостиной - витраж 6,6 метра в высоту с легким переплетом, сквозь который открывается вид на юг, на лес, вырубка которого запрещена.
Иида особенно гордится тем, как сделано ядро дома - блок с кухней, ванной и комнатой отдыха. Чтобы глаз отдохнул от латунного блеска лиственничных панелей, в этих помещениях архитектор использовал фанеру, покрашенную в белый цвет, лакированную, отполированную до 30-процентного глянца и смонтированную так, что не видно швов. «С таким покрытием в определенные часы дня текстура дерева напоминает мрамор. Я использовал эту технику и раньше, но никогда с таким успехом», - радуется Иида.
Хозяин приезжает сюда с женой трижды в год: по месяцу весной, летом и осенью. Зимы в Каруидзаве холодные, так что архитектор как следует утеплил дом: сделал теплый подвал и установил запасной обогреватель на керосине. Иида также рассказывает, что он долго уговаривал заказчика приехать на дачу зимой. «Каруидзава прекрасна в это время года, но на самом деле мне было интересно выяснить, как дом переносит зиму».