Текст — Александр Острогорский
Фотографии — Сергей Леонтьев
Фрэнк Ллойд Райт рекомендовал проектировать «изнутри наружу»: отталкиваясь от назначения здания, встраивать его в природу вокруг. Этого наказа американского классика архитектор Станислав Пошвыкин не знал. Зато со студенческих лет пытался решить проблему, поставленную русским философом Александром Габричевским: «Меня интересовало решение задачи Габричевского о взаимодействии объекта с окружающей средой, о проникновении субъекта в объект, вплоть до разрушения границ между ними», — говорит Пошвыкин. В доме, который он и его жена Елена начали строить десять лет назад, выполнены и рекомендации Райта, есть и решение философских вопросов. Причем отделить одно от другого не просто.
В конце 90-х годов Пошвыкины выбрали этот участок: на самом краю поселка, перед оврагом. Дом начали строить вплотную к улице, почти дословно повторяя райтовскую схему «солнечного полукруга»: на вершине склона, «спиной», то есть лишенной окон основной несущей стеной, — на север. «Лицом», то есть стеной почти полностью из стекла, — в сад, на юг, к солнцу.
Только дом у Пошвыкиных не полукруглый: стены выстраиваются буквой «Ш», у которой основание — это северная стена, а вертикальных штрихов-стен не три, а четыре. Южная стена, замыкающая этот контур, составлена из двух десятков стволов от полуметра до метра с лишним в диаметре с остекленными проемами между ними.
Здесь на время заканчивается Райт и снова начинается академик Габричевский. Самое лучшее время в доме — солнечный летний день и сумерки. «Тени от ветвей с улицы начинают путаться с тенями, которые отбрасывают стволы. В этом есть смысл: стопроцентное, неискусственное присутствие в пейзаже людей, находящихся внутри дома», — радуется Станислав Пошвыкин. Эффектам, которых удалось добиться в процессе решения задачи Габричевского и которым так рад архитектор, снова помогает райтовская «солнечная» структура: центральное двусветное помещение почти свободно от опор и стен, которые помешали бы солнцу и теням.
На первом этаже плавно перетекают друг в друга пространства прихожей, библиотеки, столовой и гостиной. Под ногами наборный дощатый пол, каждая функциональная зона обозначена своим сортом дерева: в прихожей лежит бук, в столовой — клен, в гостиной — дуб. А вдоль стены лежит доска из ясеня, обозначая «виртуальный» коридор от прихожей к гостиной. Оттуда лестница ведет на площадку на уровне второго этажа, с площадки один металлический мостик перекинут к рабочему кабинету, а другой — к галерее, которая ведет к спальне.
Мостики разнятся формой и вырезанными в них узорами: с деталями так по всему дому, будь то основание кровати или крепление балок второго этажа — нет одинаковых, типовых, случайных вещей или узлов. «Не могу обладать некрасивыми, недодуманными вещами. Знание материалов, умение не просто объяснить строителю, а своими руками сделать, выточить деталь — многое из этого сейчас утеряно.
А именно это делает дом многоплановым, его можно бесконечно рассматривать, находя все новые планы, узлы, каждый из которых продуман и решен», — объясняет Пошвыкин. «Работайте на строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию», — поддержал бы его архитектор Райт.