Все родители очень волнуются, когда ведут ребенка в первый класс. Не меньше волнуются сами малыши и учителя, которые поведут маленьких учеников в «мир знаний». Мамам и учителям нужно помнить, что каждый ребенок является личностью, каждый имеет свои способности, каждый переживает и стремится учиться хорошо. Но почему же ребенок, не всегда хочет посещать школу? Нет в настоящий момент таких учителей и родителей, которые бы не слышали о разных типах темперамента детей. Напомню, что обычно выделяют 4 типа темперамента:
• холерик
• сангвиник
• флегматик
• меланхолик
Обычно в дошкольном возрасте тип темперамента вырисовывается достаточно выразительно. Поговорим о том, какие трудности могут возникнуть у детей разных темпераментов в связи с привыканием к процессу учебы.
Ученик – холерик
Больше всего проблемы с привыканием к школьной дисциплине возникают у детей холерического темперамента. Они активны и энергичны, но, к сожалению, могут быть и гиперактивными, очень энергичными. Если ребенок - холерик “разошелся” во время игры, ему очень трудно успокоиться или перейти от активной деятельности к занятиям, например, письмом или счетом.
Детям-холерикам трудно сдерживать свои эмоции, а усидеть на одном месте им просто не по силам! Представьте, как поведут себя такие активные и подвижные ученики в школе. Некоторые учителя жалуются, что уже с первых минут они мешают вести урок, отвлекают от занятий других детей. Причем считается, что нарушает дисциплину ребенок специально, поскольку связывать поведение малыша с его темпераментом не принято. Не понимая, что от ребенка в данной ситуации ничего не зависит, учитель приходит к выводу, что тот просто не хочет слушаться, плохо к нему относится. Потом принимает соответствующие меры для устранения проблемы (приучает ребенка к дисциплине, наказывая за “неправильное” поведение, разговаривает с ним строже, чем с другими и так далее).
В подобной ситуации ваш малыш будет жаловаться на то, что других детей учитель любит, а на него лишь сердится и даже кричит, не хочет спрашивать и вызывать к доске (именно он трясет рукой, вскакивает с места и выкрикивает ответ, когда его не просят). Ребенок вас не обманывает – он просто рассказывает о том, что чувствует. Нетрудно догадаться, что учитель назовет такого малыша неуправляемым, обвинит его в том, что он мешает работать с детьми и все время требует к себе внимания, хочет отвечать, когда опрашивают других учеников, не может спокойно сидеть и слушать объяснение, а пытается вступить в диалог и так далее. Поверьте, и учитель близок к истине. При традиционной системе обучения, в классе из 25 – 30 человек дети должны уметь сидеть тихо и спокойно на протяжении достаточно длительного времени, слушать при этом объяснение учителя и ответы других учеников. Что же можно посоветовать учителям?
• проводить уроки в нестандартной форме (например, совместный поиск правильного решения вместо традиционного объяснения, это позволит ребенку быть не пассивным слушателем, а активным соавтором учителя);
• на начальной стадии строить учебу на игровых методах (в 1 классе). Это во многом облегчит приспособление к школе;
• работать с малышами на подготовительных курсах при школе, которые помогут познакомиться со школой и учителем. Там ребенок постепенно будет приучаться к требованиям дисциплины, к школьному режиму.
А родителям первоклассников следует запастись терпением. Темперамент ребенка изменить невозможно, да и не нужно. Ведь нет плохих и хороших темпераментов, все они имеют свои сильные и слабые стороны. Родители детей-холериков должны сами стремиться привить своему малышу такие качества, как усидчивость, терпение, приучать к дисциплине. Ведь это так пригодится ему в дальнейшем! Совместными усилиями учитель и родители сведут к минимуму все трудности адаптационного периода.
Первоклассник – сангвиник
Скорее всего, проблем у вас гораздо меньше, чем у других родителей. Дети-сангвиники обычно жизнерадостны, энергичны, легко включаются в работу, быстро привыкают к требованиям дисциплины. Конечно, и ваш ребенок может сначала растеряться, угодив в необычную для него среду. Но очень скоро в классе у него появится много друзей и интересных дел, так что в школу малыш будет ходить без капризов и даже с удовольствием.
Ученик – флегматик
Вашего школьника назовут одним из самих дисциплинированных в классе. Ведь ему совсем не трудно выдержать 35 минут уроку, сидеть тихо и спокойно. Однако могут возникнуть проблемы, связанные с замедленными реакциями ребенка. Особенно сложно бывает ученику флегматику успеть за темпом урока учителя. Родителям обязательно нужно поговорить с учителем, рассказать, что малыш может иногда не сразу ответить на его вопрос не потому, что он не выучил урок или что-то не знает. Просто ребенок более медленно реагирует на вопрос, не может быстро включиться в работу. Нельзя ругать ребенка за медлительность, ему необходимо давать время, чтобы подготовиться к ответу, перейти из одного вида деятельности на другой. Значительно облегчат адаптацию флегматика к темпу уроков, игры с элементами соревнования.
Первоклассник – меланхолик
Проблем со школьной дисциплиной у такого малыша, скорее всего, не возникнет. Однако учиться ребенку, возможно, будет трудно, ведь из всех типов темпераментов меланхоличный – единственный слабый. А это значит, что малыш не может выдерживать длительных умственных нагрузок. Он быстро устает на уроках, нуждается в частых перерывах, более длительном отдыхе. Дети-меланхолики очень чувствительны, болезненно реагируют на любые замечания учителя, не выносят резких и грубых замечаний в свой адрес. То, что другие воспримут как пустяк, для них – трагедия. Нелегко складываются у детей отношения с одноклассниками. Любой незначительный конфликт может надолго вывести их из состояния равновесия. Как следствие – слезы, нежелание идти в школу, жалобы на грубость детей. Не пытайтесь “переделать” такого ребенка, ни в коем случае не ругайте за плаксивость, обидчивость. А вот помочь адаптироваться к школьной жизни, поддержать его в трудную минуту вам по силам. Расскажите малышу, что не следует отчаиваться в самой, казалось бы, неприятной ситуации (не всё так плохо, как кажется). У всех людей бывает плохое настроение или самочувствие, в этот момент они не так любезны, как хотелось бы, могут неучтиво ответить, резко оборвать собеседника. Не следует воспринимать это как личную трагедию, а просто постараться не обращает внимания на такие вещи, не переживать по любому поводу. Что касается быстрой утомляемости ребенка, то помочь смогут частые перерывы, физминутки, которые проводятся как во время домашних занятий, так и на уроках в школе. Учитель часто ведет уроки в игровой форме, с использованием интервалов для эмоционально психической разгрузки.
Все темпераменты говорят о личности учеников, требуют от учителя терпения и понимания в работе с детьми. А родители, в это сложное для ребенка время, должны поддержать его, помочь, ни в коем случае не ссорить, хвалить и замечать успехи ребенка, не сравнивать с другими, помнить, что ваш ребенок самый лучший и неповторимый.
Серия сообщений "Развитие ребенка":
Часть 1 - Ваш счастливый малыш.Фильм второй.(Харви Карп)
Часть 2 - Ваш счастливый малыш.Фильм первый.(Харви Карп)
...
Часть 4 - Большая коллекция ссылок для родителей
Часть 5 - Первый раз в первый класс
Часть 6 - Безболезненная адаптация первоклассника или привыкание к школе
Часть 7 - Воспоминания о первом сентября