Эту красивую, трогательную, честную историю любви мир вряд ли забудет. Да и надо ли?! Давайте вспомним, какой она была, любовь Гения и Музы, любовь великого итальянского режиссера Федерико Феллини и необычной актрисы и «женщины со взглядом потерявшегося щенка» Джульетты Мазины.
Карикатуры и адвокаты
Отец Феллини продавал вина и сладости, а сына мечтал видеть блестящим адвокатом. Однако Федерико не спешил оправдывать надежды родителей: он увлекался рисованием и даже открыл маленькое «ателье», где делал карикатуры на клиентов. В восемнадцать лет молодой человек переехал во Флоренцию, работал наборщиком в типографии, а также писал и рисовал для юмористических журналов. Позднее Феллини перебрался в Рим, где сменил с десяток профессий, пока не познакомился с Альдо Фабрици, который стал для него проводником в мир театра и кино. Одновременно Федерико экстерном учился на юридическом факультете в Римском университете и писал сценарии для радиопостановок.
Музыка и тетя Джулия
Отец Джульетты Гаэтано Мазина был талантливым скрипачем, но родители его возлюбленной Анджелы Флавии Паскуалин согласились на брак только при условии, что он найдет «приличную работу». Юноша ушел из оркестра и устроился кассиром на фабрику минеральных удобрений, пожертвовав музыкой ради семейного счастья.
Джулия Анна Мазина, младшая из четверых детей, родилась 22 февраля 1921 года в небольшом городке Сан-Джорджо-ди-Пьяно в провинции Болонья. В четыре года девочку забрала к себе в Рим овдовевшая тетя Джулия, которая разглядела у племянницы актерский талант. Джульетта училась в лицее сестер-урсулинок, увлеченно занималась музыкой, поступила на филологический факультет Римского университета, где начала играть в студенческом театре.
Девушка с фотографии
Мазина начала работать на радио, исполняя одну из главных ролей в комедийном сериале о двух влюбленных «Чико и Паллина». Одним из сценаристов был Федерико Феллини, который в те годы зарабатывал на жизнь тем, что рисовал карикатуры и писал юмористические рассказы. Сериал пользовался успехом, и его решили перенести на большой экран. Когда Феллини отбирал фотографии в поисках исполнителей, на него произвела неизгладимое впечатление детская улыбка одной из девушек... Да, это была Джульетта. На следующий день Федерико пригласил ее в шикарный ресторан. Девушка деликатно заказывала лишь самые дешевые блюда, опасаясь, что кавалер будет не в состоянии оплатить счет, однако в конце вечера тот достал толстую пачку купюр и оставил огромные чаевые.
Вместе
Федерико был старше Джульетты на три года. На первом свидании он не произвел большого впечатления на девушку, однако двумя неделями позже они уже были неразлучны. Феллини переехал в дом тети Джулии, а через пять месяцев они обвенчались. В то время будущий режиссер уклонялся от призыва в армию Муссолини, и чтобы не привлекать внимание властей, церемонию бракосочетания провели у соседа-священника. Вечером этого дня молодожены отправились в театр, где играл один из друзей Феллини, который прямо со сцены поздравил новобрачных.
Однако не все было гладко. Джульетта была беременна, но через несколько недель после свадьбы потеряла ребенка, упав с лестницы, когда доставала что-то с верхней полки шкафа... Родители оправились от горя, и через некоторое время Джульетта снова ждала малыша... Но родившийся мальчик прожил всего две недели, а сама молодая мама больше уже не могла иметь детей.
Трагедия еще больше сплотила чету Феллини. Федерико трогательно пытался успокоить безутешную супругу словами: «Не плачь, Джульетта, ведь у тебя есть я!»
Дебюты
Будучи актрисой театральной, Джульетта мечтала о кино, но продюсеры не спешили с приглашениями. Дебют состоялся лишь в 1946 году в фильме Роберто Росселини, где Феллини был сценаристом. Роберто стал ключевой фигурой в судьбе Федерико по мнению Мазины, хотя ее супруг это отрицал: «Росселини был всего лишь регулировщиком, который помог мне перейти улицу».
Джульетта, тонкая и мудрая женщина, сумела наладить отношения двух талантливых мужчин- Федерико и Роберто. Результатом ее действий стала рекомендация Росселини молодого сценариста другим режиссерам. Позднее Роберт помог найти продюсеров, чтобы снять первую картину Феллини.
Наладив карьеру мужа, Мазина направила силы на свои успехи. В 1947 году Мазина сыграла простодушную проститутку Марчеллу в картине Альберто Латтуады «Без жалости», а через год получила премию «Серебряная лента» за роль второго плана на Венецианском фестивале. В 1951 году она появилась в образе странствующей актрисы первом фильме Феллини-режиссера «Огни варьете».
«Чарли Чаплин в юбке»
Специально для любимой жены Федерико написал сценарий к фильму «Дорога», а на эскизах к картине рисовал актрису-клоуна – Джульетту. Известно, что продюсеры долго не соглашались отдавать ей главную роль, но, в конце концов, картина была снята в соответствии с замыслом режиссера. Премьера состоялась в 1954 году и принесла Мазине славу гениальной актрисы и звание «Чарли Чаплин в юбке» (после роли Джельсомины - девочки, проданной бродячему цирку, которая преданно следует за своим Дзампано). Позднее именем главной героини будут называть кафе и рестораны, конфеты и даже пароход… Джульетта Мазина появляется в фильме «Ночи Кабирии» в 1957 году, принимает награды и похвалы, но отказывается от выгодного пятилетнего контракта в Голливуде, поскольку не представляет жизни в разлуке с мужем.
Правда, позднее супруги все-таки побывают в Голливуде. Джульетта, вспоминая об этой триумфальной поездке, рассказывала, что на обеде в их честь американские режиссеры в качестве десерта подали ужасную статую из марципана, похожую на Джельсомину и Кабирию одновременно.
Не как в кино
Несколько лет спустя Феллини снимает любимую супругу в фильме «Джульетта и духи», где она играет саму себя. Картину много критиковали, а у режиссера началась черная финансовая полоса – Федерико обязали выплатить крупную сумму, обвинив в неуплате налогов. Супругам даже пришлось продать квартиру в дорогом районе.
Судьба имеет удивительный характер. После наград за фильм «Восемь с половиной» в 1963 году и «Амаркорд» в 1974-м последовал «Оскар» за вклад в киноискусство. Великий режиссер получал одну премию за другой, но они не приносили богатства.
Феллини совершенно не умел распоряжаться деньгами, он даже перестал носить с собой наличные, зная, что способен потратить все в один момент. Он мог по своей прихоти снять самый дорогой номер в отеле только потому, что здесь останавливались Одри Хепберн или Чарли Чаплин. Супруги продолжали жить в вечной суете центральной части Рима, не спешили перебираться в пригород, как это было заведено у состоятельных итальянцев, а отдыхать ездили в Римини, родной город Феллини. В общем, жили не по средствам.
Дамский угодник
После неудачной роли машинистки, находящейся в поисках любви, в фильме «Большая жизнь» Джульетта Мазина долгое время не снималась, посвятив себя семейному очагу.
Ну а в это время (куда без этого?!) поползли слухи, что Федерико не пропускал ни одной красотки-актрисы, ему даже приписывали нескольких незаконных детей, но... постоянно изменяя жене, он первым во всем ей признавался.
По легенде, папарацци настолько уважали Джульетту Мазину, что не размещали в бульварной прессе фотографий, где Феллини был снят с другими женщинами, хотя все равно со временем появились в печати мемуары о романах с великим режиссером самых скандально известных авторов — актрисы Сандры Мило и журналистки Розиты Стенбек.
Маленькая фея
Подобно своему отцу, Джульетта Мазина жертвовала собой ради семьи. «Маленькой доброй фее», как называл ее Феллини, чудесным образом удавалось экономить, а он покупал свои знаменитые красные шарфы в самых дорогих магазинах Европы. У Джульетты никогда не было роскошных платьев, она не носила драгоценностей: «Зачем они мне – ведь они не сделают меня красивой».
Мазина участвовала в обсуждениях сценариев, спорила с продюсерами, а критики прозвали ее «женщиной, которая сделала Феллини». Джульетта устраивала званые обеды с нужными людьми, сглаживала своими аристократическими манерами дерзкое поведение супруга, который не желал «лебезить перед всякими ничтожествами».
Когда в 1992 году Федерико удостоился «Оскара», верная Джульетта сидела в зале, рыдая от счастья, и услышала со сцены слова мужа «Джульетта, пожалуйста, перестань плакать!»
Золотая свадьба
Мазина продолжала вести передачи на радио, имела свою колонку в газете и, кроме того, защитила диссертацию на тему «Социальное положение и психология актера». Она снялась в более чем двадцати фильмах и сериалах, но четыре свои лучшие роли сыграла в картинах Феллини. Последняя из них – «Джинджер и Фред», где она появилась в паре с Марчелло Мастроянни, любимым актером своего супруга.
Оберегая мужа, Джульетта скрывала от него, что больна раком и согласилась лечь в больницу, лишь когда сам Феллини оказался в клинике. Он выздоровел как раз накануне золотой свадьбы и захотел отпраздновать пятидесятилетний юбилей их любви в том же ресторане, куда приглашал ее на первое свидание. Джульетта предпочла бы провести этот день дома, но не стала огорчать его отказом. Во время ужина у Феллини случился сердечный приступ, врачи ничем не могли помочь, и 31 октября 1993 года его не стало. Убитая горем Мазина без конца повторяла «Без Федерико меня нет».
Действительно, без мужа она прожила всего пять месяцев и завещала похоронить себя с фотографией любимого в руках.