Харакири – один из самых известных в мире экзотических обычаев, который вызывает к себе интерес и множество разговоров. Раз уж речь об этом зашла в посте Катя_Дизайнер_Иванова:
http://blog.kp.ru/users/2577607/post122362197/page1.html#BlCom548184902, то попробую собрать в одном месте всё, что я там набубнил
Самую обширную статью о "харакири" ("хара" - живот, а "кири" - резать) я в своё время нашёл в книге Спеваковского "Самураи - военное сословие Японии". С тех пор мне хорошо запомнилось, что в рамках японской культуры вскрыть себе живот - значит показать искренность (вызывая на откровенность японцы предлагают поговорить, "вскрыв животы"). Первые случаи исполнения обряда произошли в 11 веке. Об этом писали классики (Мори Огай). Последний случай публичного харакири - самоубийство Юкио Мисимы в 1970 году. Японские режиссёры сняли несколько сильных фильмов, сюжеты которых вращаются вокруг харакири.
Самоубийство подобным образом было крайне мучительным, однако в том, чтобы ослаблять страдания просто не было смысла. Вся суть харакири в том и была заключена, чтобы уйти из жизни мучительно, чтобы показать силу духа. Самые суровые самураи делали харакири бамбуковым мечом, просто раздирая себе живот. Это считалось одним из высших проявлений мужества. "Негодяй" по-японски - "харагитанай", то есть "человек с маленьким животом" ("живот" = "душа", то есть "малодушный" по-русски).
Кайсякунин, обрывающий страдания длинным мечом - это уже дань малодушию. Этот обычай стал популярным уже после прекращения боевых действий, когда дух мужества в самурайстве стал угасать.
Спеваковский возводит этот обычай к диким племенам, которые в исторические времена уже были вытеснены на север Японского архипелага - айнам. Существует, кстати, гипотеза, что первые самурайские отряды формировались именно для того, чтобы сражаться с айнами, они были вроде древнеяпонских казаков :) И однозначно говорит о том, что смысл "сеппуку" - разрешить все возможные противоречия уходом из жизни, причём чтобы это не выглядело малодушным бегством, этот уход должен быть мучительным. На самом деле харакири именно что было способом решения ЛЮБЫХ проблемных ситуаций. Если кто смотрел/читал роман Д. Клейвелла "Сёгун", тот меня поймёт :) там Марико (прообразом которой была знаменитая христианка Хосокава Грация) покончила с собой, чтобы не попасть в руки противника своего господина перед решающей битвой. Ну и таких ситуаций было множество. В эпоху Эдо харакири превратили в благородный способ казни, когда имущество ушедшего таким образом преступника могло избежать конфискации. Однако не стоит забывать, что японцы типологизируют харакири. Кроме общего понятия "сеппуку" была ещё и "дзюнси", «цуйфуку» (смерть за господином). Сеппуку совершали верные вассалы, чтобы указать господину на его ошибки (самый яркий эпизод произошёл в биографии Оды Нобунаги, когда один его опекун покончил с собой, чтобы призвать господина взяться за ум). Таким образом в эпоху Эдо привлекали внимание правительства к каким-то проблемам... Влюблённые в то же время совершали двойное самоубийство, чтобы связать свои судьбы в следующей жизни (синдзю).
На самом деле в случае самураев "воля к смерти" давала шанс сохранить жизнь в эпоху постоянных военных стычек. Это чистая психология: если в бою ты боишься и думаешь как уцелеть, то пропустишь роковой удар; но если ты бьёшься так, словно уже простился с жизнью, то при прочих равных твоему противнику придётся несладко. Уэсуги Кэнсин в 16 веке сказал: "Те, кто хотят жить - умирают; те, кто хотят умереть - живут. Всё решает дух. Познайте дух, постигните его и тогда вы поймёте, что есть в вас нечто превыше жизни и смерти - то, что в воде не тонет и в огне не горит"... Совершенно закономерно столетия угрозы физическому бытию настырно давили на бытие духовное, заставляя прибегать к нему как к последнему способу уцелеть.
Большое значение имела и вера в реинкарнацию. По сути, для древнего японца биография не кончается смертью. Это всего лишь остановочный пункт. Смерть, конечно, страшила (кого она не страшит?) Однако уверенность в последующем продолжении жизни размыкало её в вечность и превращало смерть в своего рода испытание на прочность и человечность.
Не спасёшься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи! Несравненное право -
Самому выбирать свою смерть!
Наверно, именно по этой причине японцы превратили добровольный уход из жизни - харакири - в хорошо срежиссированный спектакль, действие которого развёртывается по чёткому сценарию. И задача этого сценария - по мере возможности лишить смерть безобразия, точнее сказать, компенсировать безобразие физической смерти торжеством духа и мужества. В этой мрачной эстетике, в этом рождении красоты духа из мучений и крови и таится, как видимо, та притягательность, которая то и дело привлекает внимание европейцев к этому феномену. Хотя, кстати, европейцы были сильно шокированы этим обычаем. Мори Огай прекрасно описал это в рассказе "Инцидент в Сакаи". Cовершенно случайно нашёл занятные статьи на эту тему:
http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1413&page=1
http://forum.krasanime.com/thread768.html
А ещё гениальная в своей ироничности статья о харакири в наши дни:
http://www.gazetanv.ru/archive/2007/70/5142/