Ответы на эти вопросы относительно просты. Очень трудно контролироватьчеловека, который знает структуру, функции и движущие силы человеческого разума. Единственный способ установить контроль над разумом - это сделать разум невежественным в отношении самого себя. И если говорить об исследованиях в сфере лечения разума, то разум, который сделали невежественным в отношении самого себя, должен восстановить осознание собственных основ, прежде чем можно будет считать, что он пришёл в норму. Когда разуму возвращено полное осознание, его уже более нельзя сделать жертвой. Поэтому для того, чтобы областьдеятельности или общество в целом были эффективными, они должны перейти от ориентации на рабский труд к деятельности на основе свободы и согласия.
Вы должны хотеть познать себя и других в той же степени, в какой вы не хотите,чтобы ас контролировали другие. Вас будут контролировать в той же степени, в какой в отталкиваете знание о самом себе.
Простая и убедительная наука о разуме жизненно необходима для любого общества, которое хочет стать свободным и оставаться свободным. противодействовать усилиям, направленным на создание такой науки, или выстуать против них будут только те элементы общества, которые, по невежеству, хотят сохранить свою власть, основанную на рабстве. Всё, что ведёт к свободе, - ведёт к счастью, душевному и физическому здоровью. Всё, что ведёт к рабству, - ведёт к страданиям, болезни и смерти. Как о больном артритом, так и о человеке, страдающем неврозом, можно сказать следующее: основная причина недуга - физического или умственного - коренится в усилиях, направленных на ограничение свободы индивидума, группы или человечества.
Дианетика (1) - это усилие поднять человека на такой уровень свободы, где будут преобладать порядочность и счастье и где знание о человеческом разуме само по себе предотвратит беспринципное использование механизмов рабства. Можно бороться с Дианетикой, можно её очернять, можно публично пригвождать к позорному столбу её основателя и тех, кто ею занимается. Но её невозможно игнорировать. Её не утопить в восхвалениях, не уничтожить в огне какой-нибудь "чистки". Ведь, как можно прекрасно прекрасно увидеть, единственное стремление человека, которое не может быть уничтожено, - это его стремление к свободе, душевному здоровью, более высоким достижениям во всех его дерзаниях. Это стремление - единственная всё искупающая добродетель человека. И поскольку Дианетика является таким таким стремлением, поскольку основные задачи Дианетики с момента её зарождения были неизменно направлены на достижение большей свободы, она не может погибнуть - вот факт, который с течением времени, безусловно, будет всё более раздражать раболадельцев.
Мы могли бы пуститься в долгие споры о том,что такое Дианетика: наука ли, искусство, гуманитарный предмет или мистификация. Но это принесло бы нам мало пользы, поскольку это было бы лишь пустым словопрением. Дианетика такова, какова она есть. И вся её сущность может быть выражена словами "понимание человека". Является ли она наукой или нет - нам безразлично. Будет ли более правильно отнести её к категории "приключение" или "загадка" - нам безразлично. Нам не безразлично, получит ли ли она распространение и известность, поскольку везде, где появляется Дианетика, исчезает рабство. Разум, который понимает себя, - это разум свободного человека. Таккой раум больше не склонен к компульсивному (2) поведению, бездумному подчинению, использованию уничижительных намёков. Он решает проблемы и создает игры. Порабощённый разум слаб. Свободный разум могуч. И вся его мощь определяется свободой и заключена в свободе.
Зачем нужно что-то знать о разуме? Это вопрос такого же порядка, что и "Зачем нужно жить?".
Как-то один фантаст придумал мир, целиком и полностью состоящий из машин: одни машины ремонтировали другие, а их, в свою очередь, ремонтировали третьи, и таким образом круг замыкался, и машины выживали. Он написал этот рассказ, основываясь на убеждении, которое так дорого сердцу учёных-ядерщиков, - убеждении в том, что существует только машина, что человек появился в результате самовозгорания грязи, что души не существует, что свобода невозможна, что всё поведение является раздражительно-ответным и причинного мышления быть не может. Ну и мир бы это был! Но именно такой мир, построенный по такому образцу, является целью поработителей. Если бы каждого человека можно было низвести от состояния свободы до того, чтобы он стал считать себя винтиком в огромной машине, - тогда всё и вся было бы порабощено.
Но кто тогда остался бы, чтобы наслаждаться этим миром? Кто остался бы, чтобы извлекать из этого выгоду?
Не поработитель, поскольку он первый пал бы жертвой. Он пал бы жертвой своих же собственных механизмов. По нему с полной силой ударили бы его собственные попоытки поймать других людей в ловушку.
Л. Рон Хаббард