К открытию музея АББА в Стокгольме в мае 2013 г.
«ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ КОММЕРЦИЯ»
(выдержки из знаменитой скандальной статьи в «Комсомольской правде» 1982 г., опубликованной как послесловие к фильму АББА)
[показать]
"...В Сиднее дождь. Гром и молния, и свинцовые тучи над головой. Но вот на сцене появляется четверка «супершведов»: Аннифрид в блестящих трусиках, Агнета в умопомрачительном трико, Бенни и Бьерн в золотых шарфиках.
«Привет, Сидней! Мы заставим вас забыть про дождь!» — обещает зрителям «АББА», и толпа испускает восторженный стон. Под бодрящие аккорды Фрида и Агнета стремительно мчатся по сцене, «заводя» публику гимнастикой показного экстаза. На их лицах — масса косметики и эстрадно-кинематографического счастья...
«АББА», фантомасы, анжелики и «пустьговорящие» рафаэли накачивают клиента на свой лад: безвкусицей и пошлостью. И самое удручающее, что эта дешевая кинокарамель всякий раз подается на киноэкран как основное блюдо — заесть ее нечем. Рядом с «АББА» не стоит в кинорепертуаре ни одного мало-мальски серьезного, ни одного значительного зарубежного музыкального фильма, который дал бы зрителю возможность сравнения и выбора. Уверена — не в пользу «АБВА».
"АБВА" - самый ходовой товар на рынке поп-музыки" - сообщает репортеру его предприимчивый шеф. Ну а товар, пусть даже самый ходовой, нуждается в рекламе. И "АББА" получает рекламную "легенду": они очень просты, эти ребята из "АВБА". они почти застенчивы! Посмотрите, как мило тушуется Фрида от нескромных вопросов репортеров!
[показать]
А Бенни - свойский парень! Он даже собственноручно проверяет, удобно ли будет зрителям сидеть на пластиковых стульях во время концерта. Он добродушно позирует с толстухой австралийкой для любительского снимка!
[показать]
[показать]
Ну кто заподозрит в этих милых ребятах финансовых воротил, прибравших к рукам производство велосипедов, картинную галерею, нефтяные скважины, общественные бани Стокгольма и прочую доходную всячину?
Посмотрите, к примеру, на Агнету. Вот она на фото десятилетней давности - невзрачная девица с дешевым перманентом и щербинкой между зубами. Кто бы мог подумать, что маленькая телефонистка автомобильной фирмы, обернувшись блистательной поп-дивой, не ровен час заткнет за пояс сам автомобильный концерн "Вольво"!
[показать]
[показать]
[показать]
Они такие же, как вы, но только подретушированные деньгами и успехом, уверяет легенда об "АББА". Легенда, рождающая в воображении обывателя дразнящий мираж преуспеяния. "Мы хотим "АББА"!" - скандируют юные австралийки и австралийцы с мученическими плачущими лицами и протягивают руки к своим кумирам. И "АББА" наклоняется к толпе, позволяя прикоснуться к себе, ощутить реальность их баснословного мифа, слегка, кончиками пальцев...
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Почему уже в третий раз с завидным упорством выпускаются диски все той же "АББА". Хотя вместе с приятными мелодиями группы тиражируются их сомнительные принципы: прыгай и танцуй, найди себе богатого жениха, деньги - все в этом мире!
Бенни Андерссон явно кривит душой, когда уверяет шведского журналиста, что они, "АББА", не вкладывают в свои песни ровным счетом никаких идей. В их песнях есть одна сверхидея - стать максимально ходовым товаром, угодить всем и вся, чтобы, не приведи господи, кто-то не прошествовал мимо "АББА" с застегнутым кошельком.
[показать]
В репертуаре ансамбля - ни единственной песни на родном языке. Творческий почерк шведской группы явно страдает английским наклоном... К чему бы это? Уж не к тому ли, что так тоже легче продавать и быть проданным?
"АББА" - самый ходовой товар на рынке поп-музыки"... Товар, плотно упакованный в прокрустово ложе законов купли-продажи, законов, нивелирующих личность и упраздняющих творчество. Законов, по которым искусство - всего-навсего безропотная служка Его Величества Бизнеса...
[показать]
- Я никогда не выскажу своих политических взглядов,- заявляет Бенни.
- Почему? - спрашивает его журналист.
- Да потому,- отвечает Андерссон,- что, если я объявлюсь "левым", моих песен не купят "правые" - и наоборот...
Искусство кончается там, где начинается коммерция, эти слова известного американского исполнителя народных песен Пита Сигера - лучшее резюме к творчеству "АББА" ниже с ними.
К этим словам мне добавить нечего."
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[260x368]
Бенни Андерссон (Benny Andersson) - полное имя Йоран Брур Бенни Андерссон (Goran Bror Benny Andersson), родился 16 декабря 1946 г. в Стокгольме (Stockholm) Швеция. Он рос в семье где любили музыку. "И отец, и дед играли на аккордеоне, так что ясно было, что и мне этого не миновать. Научился я лет в шесть, а когда мне стукнуло десять, они купили мне пианино. Уроков я никогда не брал, честно" - говорит музыкант. Отец Бенни начинал плотником, позже стал инженером-строителем, а затем прорабом крупной компании, стройки которой велись как в самом Стокгольме, так и в пригородах.
"В 16 лет я начал работать на одной из таких строек, собираясь последовать примеру отца, но довольно быстро мне разонравилось" - признается Бенни.
Бенни точно помнит момент в который осознал, что музыка в его жизни будет не просто развлечением. "Однажды на танцах, когда музыканты сделали перерыв, я вскочил на сцену и заиграл буги-вуги. Какой-то парень, как раз организовавший группу, предложил мне место клавишника. Было мне тогда около 14 лет".
[показать]
[показать]
[400x348]
Анни-Фрид Лингстад (Anni-Frid Lyngstad)или просто Фрида (Frida) - полное имя Анни-Фрид Сюнни Лингстад (Anni-Frid Synni Lyngstad),вокал, родилась 15 ноября 1945 г. в Баллангене (Ballangen) Норвегия. Её отцом был Альфред Хаазе, немецкий солдат, вернувшийся в Германию так и не узнав, что оставил девятнадцатилетнюю Синни Лингстад беременной. Через два года Синни умерла, и маленькую сироту стала растить мать Синни. Они переехали в Швецию (Спустя много лет Хаазе к своему изумлению случайно узнает, что у него есть дочь - всемирно известная поп-звезда; отец и дочь впервые встретились в 1977г.). Юная Анни-Фрид любила слушать народные песни, которые пела её бабушка. В 17 лет выскочила замуж, родила 2-х детей, но оставила семью ради карьеры
В мае 1969-го Фрида познакомилась с Бенни Андерссоном. С 1971 года они стали жить вместе, но официально оформили свои отношения только 6 октября 1978 года, когда «ABBA» была на пике популярности. Их официальный брак продлился всего 3 года, они развелись в 1981 году. в 1992 г.вступила в брак принцем Генрихом Руццо Рёйсс фон Плауэн. Теперь она - Её Светлость принцесса Анни-Фрид Рёйсс фон Плауэн, хотя муж умер от рака в 1999-м, а годом раньше её дочь Лиса-Лотте погибла в автомобильной аварии.
[показать]
[показать]
Бъёрн Ульвеус (Bjorn Ulvaeus) - полное имя Бъёрн Кристиан Ульвеус (Bjorn Christian Ulvaeus), родился 25 апреля 1945 г. в Вестервике (Vastervik) Швеция.
его отец владел верфью на севере города. Он обанкротился, когда Бьорну было шесть лет. У его отца была бумажная фабрика в Вастервике, небольшом прибрежном городке километрах в трехстах южнее Стокгольма. Дядя предложил отцу Бьорна работу и они переехали в Вастервик. Интерес Бьорна к музыке возник как у многих других, когда по радио стали крутить песни Элвиса Пресли и другие рок'н'роллы типа Литтл-Ричардовской "Tutti-Frutti". Родители поддержали интерес мальчика, купив ему на двенадцатилетие гитару.
На жизнь, однако, Бьорн зарабатывать музыкой не собирался. Его родители хотели чтобы он стал инженером-строителем.
[показать]
[показать]
[227x340]
Агнета Фэльтскуг (Agnetha Faltskog) - полное имя Агнета Осе Фэльтскуг (Agneta Ase Faltskog - изначально имя Agneta без буквы «h»),вокал, родилась 5 апреля 1950 г. в Йёнчёпинге (Jonkoping) Швеция.Её отец был организатором всех местных представлений и концертов, в результате чего Агнета впервые вышла на сцену в шесть лет.
Она брала уроки игры на фортепиано и сочиняла собственные песни. После разрыва со своим парнем в возрасте 17-ти лет она написала песню "I Was So In Love". Эту песню услышал местный охотник за талантами. Вскоре он устроил Агнете контракт с CBS. В начале 1968 года песня стала шведским хитом номер один. К моменту, когда Агнета приняла участие в телевизионной программе, где был также и Бьорн, она была уже известной звездой эстрады. Вскоре у них завязался роман. В середине 1971-го Агнета и Бьерн решили пожениться. Свадебная церемония состоялась в деревенской церквушке на юге Швеции. В торжествах приняло участие около 3000 человек. Свадебный марш Мендельсона для них исполнил Бенни на церковном органе.
[показать]
[показать]
[показать]
В начале 1972 года Бенни и Бьерн написали несколько песен с английскими текстами и пригласили Агнету и Фриду принять полноправное участие в записи.
Так родились одни из первых песен "группы с длинным названием" - Бьерн, Бенни, Агнета и Анни-Фрид. Победа АВВА на конкурсе "Евровидение" с песней "Waterlоо" принесла группе мировую известность. 10 лет празднования своего личного Ватерлоо Бьерном- музыкантом самоучкой, чья целеустремленность служила движущей силой группы, Бенни - одаренным сочинителем песен, унаследовавшим свой талант от деда, Агнетой-секс-символом поневоле, для которой слава явилась чашей с ядом, и Анни-Фрид - честолюбивой сиротой, самоутверждавшейся до тех пор, пока не превратилась в принцессу. Летом 1982 г. музыканты в последний раз собрались вместе в своей студии Роlаr Music для записи нескольких песен, вошедших впоследствии в финальную компиляцию великих творений знаменитой четверки "АВВА - The Singles. The First Ten Years". Говорят, что во время записи вокала к одной из последних песен группы - "The Day Before You Come" - Агнета работала в студии одна и плакала, понимая, что делает это как участница АВВА в последний раз.
Маленький концерт
Стиг Андерсон (Stig Anderson) - продюсер группы "ABBA", ставший практически пятым членом группы. Он вложил гигантские деньги в создание группы (до встречи с ним Бенни и Бьерн жили в автобусе). На первых порах он даже выступал в качестве соавтора их материала, а спустя несколько лет их уже тесно связывали общие деловые интересы.
[показать]
Стиг — это гремучая смесь решительности, отчаянного стремления к самоутверждению и искренней любви к шоу-бизнесу. (Он носил крутое прозвище "Бизнес"). В силу особенностей структуры группы в процессе ее становления Стиг играл более важную роль, нежели большинство других менеджеров в истории поп-музыки. Он добился, чтобы и в СССР были выпущены записи группы Абба (в обмен на нефть).
Стиг Андерсон умер 12 сентября 1997 в Сокгольме в возрасте 66 лет от сердечного приступа. Его похороны транслировались в прямом эфире по телевидению Швеции.
Уве Сандстрем, модельер, художник по костюмам, одевавший "аббовцев" всю их триумфальную артистическую карьеру.
[показать]
Его костюмы называли сначала смешными, детскими, нелепыми... Сейчас это целая индустрия, включая АBBA-Barby в платьях от Сандстрема. Оригиналы его работ выставлены в музее ABBA, который открылся 7 мая 2013 г. в Стокгольме.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[488x700]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
"... чего ради пригласил нас кинопрокат на это коммерческое шоу?
Предвижу, ответ самый невинный: развлечения ради... И, действительно, что дурного в том, что зритель после трудового дня развеется сладкозвучными песенками да полюбопытствует на анатомическое строение "звезд"? Вроде бы ничего дурного. Но мне лично этот вариант досуга напоминает ситуацию в плохом ресторане, когда услужливый официант, забаррикадировав столик клиента "горючим", желает ему "приятного отдыха", отлично зная, что клиент накачается и, не исключено, очнется в вытрезвителе."
О. ДМИТРИЕВА
agnetafaltskog.narod.ru; kirispb.ru; ru.wikipedia.org; www.world-art.ru; sverigesradio.se;
www.ab-ba.ru и др.