Эта хрупкая женщина, о которой мэтр французкой эстрады Морис Шевалье сказал, что она "всегда ходит по солнечной стороне улицы", стала символом целой эпохи, "послом французской песни". Не случайно черты Мирей Матье были запечатлены в бюсте Марианны — национальной героини Франции.
Музыка в исполнении Матье - это продолжение традиций мастерства Джуди Гарланд, Мориса Шевалье, Шарля Азнавура. Проникновенная лирика, доверительность и высокая вокальная культура - слагаемые её успеха. Самые большие, престижные залы мира Мирей превращает в уютное домашнее варьете, в котором гости видят друг друга и чувствуют себя близкими друзьями. Более 100 миллионов пластинок с голосом Мотье продано по всему миру. В её репертуаре более 1000 песен на французском, немецком, английском, итальянском, испанском, провансальском, каталанском, японском, китайском, русском и финском языках, Мирей Матье пела почти во всех странах перед самой самой разной любящей её публикой.
Мирей родилась 22 июля 1946 года в Авиньоне. Она старшая дочь каменотеса, в семье которого 14 детей! В 13 лет Мирей прервала обучение и пошла работать. Работала она на почте и часто напевала себе под нос, склеивая конверты. Мирей с раннего детства любила петь и во многом была обязана этим отцу, прекрасному тенору. Матье пишет в воспоминаньях: он пел дома, пел в мастерской. Как только раздавалось папино пение, я вторила ему словно конарейка и он приходил в восторг.
Первые шаги Мирей на певческом поприще не предвещали будущих побед. В 1962 голу пятнадцатилетняя девочка решила попытать счастья на конкурсе, проходившем в ее Авиньоне, — ничего не вышло: дебютантке не присудили даже утешительного приза. Но Мирей не теряла надежды: год интенсивных занятий пением, конкурс — и опять неудача. Следующая попытка в июне 1964 года оказалась успешной, её пригласили участвовать в программе «Телевизионное воскресенье». Подготовка заняла 16 месяцев, но зато, когда 21 ноября 1965 года Мирей Матье появилась на телеэкране и спела несколько песен, о ее голосе заговорила вся Франция.
Уже на следующий день после первого триумфа внезапно вспыхнувшей звезды предприимчивый импресарио Джонни Старк подписал контракт с ее отцом, и через четыре недели Матье предстала перед зрителями «Олимпии», самой престижной эстрадной площадки Франции. Старк, знаменитый антрепренер и менеджер, и учитель, и самый близкий для Матье человек. Папа Джо — так звала его певица — заменил Мирей отца.
В 1966 году выходит первая пластинка Мирей «Мое кредо», разошедшаяся огромным тиражом 1 миллион 700 тысяч экземпляров. «Новая Пиаф», — твердили о ней критики. «Эдит Пиаф — мое божество, которому я поклоняюсь с детства, — сказала певица — она неповторима и такой останется навсегда». На основе традиции Эдит Пиаф, обладательница глубокого, низкого, сильного голоса Мирей Матье создала индивидуальный исполнительский стиль, отличающийся яркой экспрессией.
В репертуаре Мирей Матье - любовные монологи, песни: "Последний вальс", "Парижское танго" и много других. Певице удалось достичь успеха и в течение многих лет не утратить его, что позволило ей завоевать и сохранить свое место на французской эстраде, никогда не страдавшей от отсутствия новых имен. Матье поняла, что в состоянии нести людям в своих песнях светлые чувства, надежду, счастье, веру в торжество добрых начал. В трагедиях Мирей Матье, как это ни парадоксально, чувствуется счастливый исход, ибо и трагические обстоятельства в ее творчестве предстают как элементы полноты жизни.
Оптимистичны все программы, поставленные для Матье на эстраде. Они отмечены праздничностью, яркостью формы, восхищают зрителя элегантной демонстрацией умения певицы петь соло и в ансамбле с такими знаменитостями, как Шарль Азнавур, Нил Даймонд, «АББА». Певица отлично двигается и танцует, играет песню, превращенную в условное драматическое действие. Матье взяла себе за правило — не повторяться: каждая программа должна отличаться от предыдущей.
Певица проявляет удивительное постоянство — в репертуаре, одежде и даже в прическе «под пажа», которая не одно десятилетие остается популярной и у французских, и у российских женщин. Мирей Матье охотно участвует в телешоу, создающих при помощи «трюкмашины» почти фантастические зрелища; исполняет главную роль в мюзикле, поставленном по мотивам ее биографии. Постоянной заботой Матье являются репертуарные поиски, стремясь расширить границы своей лирики, она включает в программы песни гражданского звучания, фольклорные произведения Франции и других стран.
Матье обращается к произведениям, исполнявшимися Эдит Пиаф, Жаком Брелем и другими знаменитыми шансонье. И будь это всеми любимые и известные «Падам, падам», «Хорошо» или «Голос любви», вошедшие в память с голосом их первого исполнителя, Матье, уважая традиционное прочтение, находит для каждой из них свою трактовку, давая им порой новую жизнь. Во время своих бесконечных турне по всему миру Матье старается выучить песню на языке той страны, в которой выступает, выражая, таким образом, уважение к зрителю.
Летом 1967 года Мирей Матье впервые выступила в СССР. О. Левинсон накануне гастролей Матье в Москве писала: "Только что Мирей Матье была в Италии, где получила престижную награду. И приехала в Россию, где не была десять лет. Тогда, в пике моды на советскую перестройку, она спела в Большом театре пиафовскую «Жизнь в розовом свете», неувядаемую «Марсельезу» и весьма высокопарную песню про нашу Октябрьскую революцию. Вызвав овацию, подобную шквалу, она увезла в Париж охапку роз, полученных от зрителей. Сестра Мирей их засушила и соорудила икебану. Те розы и по сей день стоят в комнате у певицы. Столь бережное отношение к России не может не трогать. Французский шансон всегда как-то по-особенному был близок русской душе. Очень созвучен он городскому романсу — столь любимому у нас песенному жанру, в том числе и в среде русской интеллигенции. Загадка (или разгадка?) Мирей Матье заключена еще и в необыкновенном сочетании видимой легкости, нежности, даже субтильности и мощного голоса с интонациями, порой доходящими до, если можно так сказать, некоторой развязности. Все это от Эдит Пиаф, ушедшей со сцены и из жизни в шестидесятых и затем волшебно воскресшей в облике скромной школьницы из Авиньона. Но при всем сходстве искусство Матье иное, не столь надрывно-трагичное, в нем спокойный свет, мягкая женственность, созерцательная лирика."
Работа, однако, прежде всего! Пение — это постоянный, каждодневный тренинг, вокализы, репетиции, выступления. Кроме того, я должна спать минимум десять часов в сутки, так уж устроен мой организм" - говорит Мирей Матье. На вопрос: какую бы жизнь она выбрала, если бы не была певицей, она ответила: «Другой судьбы себе не представляю. Каждый человек не похож на другого, зачем же превращаться во что бы то ни было, не значит ли это — отказаться от себя?»
Мирей Матье выступит на Международном военно-музыкальном фестивале "Спасская башня" - грандиозном мероприятии, которое проводится в России в четвёртый раз. Фестиваль будет длиться с 1 сенября по 8 сентября 2012 года.