Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом — суть бесчеловечности.
Джордж Бернард Шоу
Хотите, я расскажу Вам сказку?
Стоял в жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это еще не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.
(В.А.Сухомлинский)
И сколько таких, «с ведром под соломой», живет среди нас? Просто «проезжих», проходящих мимо чужой беды, вечно спешащих по своим делам, думающих о себе и своем благополучии. В лучшем случае, заботящихся о своих близких. Девизом многих в наше время стало: «Моя хата с краю, ничего не знаю».
С одной стороны, все верно. Современный мир учит нас именно этому. Каждый сам за себя, homo homini lupus est[1], да. Никто тебе не поможет, кроме тебя самого.
Но к чему нас это приведет?
Разве можно назвать людьми ту серую безликую толпу, что мы ежедневно видим по дороге на работу, учебу? А ведь самое страшное то, что мы часть этой толпы. Все чаще наши лица выражают лишь равнодушие и безразличие. Нам никакого дела нет до удач или горестей других. А если и есть, то мы считаем, что не сумеем помочь и лично наша помощь – лишь капля в море. Каждый как улитка: живет в своем домике.
Все чаще в СМИ и интернете появляются сообщения о вопиющем безразличии. А это, к сожалению, означает, что равнодушие становится тенденцией нашего времени.
Японский исследователь Масару Эмото провел как-то следующий эксперимент: в три одинаковых стакана он налил одинаковое количество воды и положил одинаковое количество риса. Ежедневно одному стакану он говорил хорошие слова («Я тебя люблю, я в тебя верю» и проч.), второму отрицательные («ты мне надоел» и др.), третий же стакан он попросту не замечал. В итоге, именно третий покрылся плесенью. Равнодушие убивает.
История о замерзшем учителе Николае Белоусове и других подобных случаях всколыхнула общество. Появилось много статей, мнений, комментариев. Это широко и долго обсуждалось, но изменило ли это что-нибудь? Вряд ли.
Что бы Вы сделали, если бы увидели, что упал человек? Наверное, решили бы, что он пьян и лучше не связываться, убыстрили бы шаг и поспешили дальше. Только бы меня не коснулось… А человек остался бы лежать. Ведь таких как Вы, сотни и тысячи.
Почему в наше время быть неравнодушным это что-то из ряда вон выходящее? Да, это хорошо, но так необычно. Если ты помогаешь детскому дому, приюту для бездомных животных, пенсионерам, сдаешь кровь – ты выделяешься. И друзья говорят тебе: «Ого! Ты молодец». Но сколько ваших друзей занимаются этим?
Почему о ветеранах вспоминают лишь раз в году, в преддверии Дня Победы? Почему об инвалидах заговорили лишь после побед наших параолимпийцев? Почему станции переливания крови переполнены лишь, когда случается что-то действительно страшное? Почему из 500 млн. собак, живущих в мире, около 75% являются бездомными? Почему сирот в России сейчас больше, чем было в годы Великой Отечественной войны?
Почему мы сознательно уничтожаем все то, что есть в нас человеческого? Почему главными ценностями объявлены достаток и престиж, а не доброта, благородство и забота о ближнем?
В. А. Сухомлинский, советский педагог, создал свою сказку более полувека назад. Создал, чтобы воспитывать «обыкновенных людей». Не кажется ли Вам, что в погоне за индивидуальностью и материальным достатком мы потеряли свою обыкновенность?