[показать] [показать] [298x300]
Канова родился 1 ноября 1757 г. в Поссаньо близ Тревизо .Итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре, образец для подражания академистов XIX века . Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже.Одно из наиболее удачных произведений раннего периода творчества мастера — мраморная скульптурная группа "Дедал и Икар", выполненная в модном тогда стиле рококо. Cкульптор отправился изучать античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 г. навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности. Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, — "Тесей и Минотавр" (1781-1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре.
При жизни Канова имел репутацию самого значительного из скульпторов новейшего времени. В развитии классицистической скульптуры он сыграл столь же ключевую роль, что и Давид — в развитии классицистической живописи. Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности.
Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 г. он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме. В последние годы жизни мастер выстроил собственный музей в Поссаньо, где хранились гипсовые модели его скульптур. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822 г.
Антонио Канова, ок. 1799 г.
Поссаньо, музей Канова
[показать]
Паолина Боргезе, изображенная в облике Венеры
[показать]
Антонио Канова, 1804-08 г.
Рим, галерея Боргезе [показать]
Три грации
Антонио Канова, 1813-16 гг.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Канова воплотил свои представления о красоте в образах граций - античных богинь, олицетворяющих женскую прелесть и очарование. Все три стройные женские фигуры слились в объятии, их объединяет не только сплетение рук, но и шарф, спадающий с руки одной из граций.
Композиция Кановы очень компактна и уравновешена. Подруги стоят около жертвенника, на который возложены три венка цветов и гирлянда, символизирующие их нежные узы.
Группа пользовалась большим успехом у современников Кановы и настолько воплощала их идеал красоты, что о ней говорили: "Она прекраснее, чем сама красота".
Скульптурная группа Антонио Кановы, 1816 г.
Галерея современного искусства, Рим.
[показать]
Надгробие Кановы. Он умер в Венеции 13 октября 1822 г. и был похоронен в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари в мавзолее, который сам же спроектировал по образцу древнеримских храмов.