| Считается, что снегирь приносит богатство и счастье. И все, кто полюбуется этой птицей хоть денёк, будет счастлив и удачлив в любви и делах весь год. Существует множество легенд почему у снегиря грудь красная. Например, есть такая, мол снегирь принёс огонь людям на землю (прям как Прометей), а пока нес горячие угольки, опалил себе грудь, поэтому она и красная. А есть другой, церковный вариант, что когда Иисуса распяли, прилетели снегири и выдергивали терновые колючки из его ран. Вот и попала на снегирей его кровь... По святым праздникам работать грех, а на Благовещенье, говорят, «и птица гнезда не вьет, и девица косу не заплетает». Давным-давно кукушка ослушалась запрета и начала вить гнездо свое в Благовещенье Пресвятой Богородицы. И за это Бог ее наказал, лишил памяти. И с тех пор кукушка разучилась строить собственное жилище. Потому-то и старается подложить свое яйцо в чужие гнезда. Другим птицам это не нравится. Однажды кукушка захотела подбросить яйцо в гнездо снегирей, но снегириха стала его выталкивать. Кукушка кликнула своего самца, снегириха – своего. Сшиблись бойцы, только пух и перья полетели. Долго бились не на жизнь, а на смерть. Снегирь все-таки одолел чужака. С тех пор у снегиря на груди – несмываемый знак победы. А кукушка навеки осталось вдовой горемычной Алтайская легенда гласит: филин и снегирь украшали друг друга. Сначала филин украшал снегиря: оперенье разукрасил яркими красками, голову причесал красиво, глаза обвел, чтоб выглядели красиво. Потом снегирь украшал филина. В темно-серый цвет покрасил оперенье, на голове сделал хохолочек, красиво расчесал волосы, усадил удобно ушки. А глаза вывел в круглое ядрышко обвел черным цветом. Глаза получились круглые и глубокие. Филин рассердился. Схватил снегиря и сунул его голову в огонь и опалил окраску. Поэтому грудка у снегиря осталась красной. Как эти птички дивно хороши! Клюв аккуратненький, блестящий чёрный глазик, А из-под перьев брюшко алое торчит, Словно красивый маленький фонарик. В холодном свете утренней зари На ветках дерева, снежком припорошённых, Расселись чинно, очень важно снегири. Мне видно их сейчас в окошко дома. Про них рассказы пишут и стихи, И даже песни есть про этих птиц прекрасных, А есть поверье древнее, что на Руси Снегирь считался птицею отважной. Считали предки, что защитник был снегирь И, что в полях бескрайних, снегом занесённых, Спасал он путников, что сбился с пути, И приводил к огням жилого дома. Он алым пятнышком, что светит на груди, Показывал дорогу всем несчастным. То - вовсе не пятно, а капля крови впереди - Ведь поединок с Духом смерти так опасен! А если расчирикались они, То это вовсе, друг мой, не напрасно, Поют пушистые красавцы - снегири К погоде тёплой, солнечной и ясной. Увидел как-то раз снегирь в зимнем лесу рябинку и ягоды на ней красные, красивые. Подлетел, попробовал, и так ему ягодки сладкие рябиновые понравились, что все склевал, остановиться не смог. К вечеру у снегиря грудка покраснела, пошёл он утром следующего дня к лесному доктору - дятлу на приём. - Что ты, голубчик, ел вчера? - спрашивает дятел. Сладкие рябиновые ягодки, - отвечает снегирь. Аллергия у тебя, братец, на сладкое, да на рябину. Нельзя тебе больше никогда рябину есть, иначе навсегда с красной грудкой останешься, - такой диагноз поставил доктор бедному снегирю. Летит снегирь домой печальный, словами доктора расстроенный. Увидел, вдруг - рядом с домиком лесника рябина растёт, все ягоды на ней были уже склёваны, и только одна последняя ягодка ярко алела на фоне чёрных ветвей. Подлетел снегирь к рябине, кружил - кружил над ягодой, затем сел рядом на веточку, не удержался, да и съел ягодку эту. Так и осталась навсегда у снегиря грудка красной. И теперь чаще всего можно увидеть снегиря на рябине рядом с алыми ягодами. В Японии даже проводится фестиваль (7 января) по привлечению удачи в Новом году Вечером люди собираются возле тлеющих угольков костров со своими «усокаэ» («usokae»), или «киусо» («kiuso»), – простыми деревянными фигурками снегирей («усо»). В темноте киусо передаются из рук в руки участниками фестиваля, но периодически между обычными фигурками проскакивают позолоченные – их предоставляют священники храма Дайдзафу (Dazaifu). Суть ритуала состоит в том, что кому-то из участников повезёт и ему достанется позолоченный снегирь, который, как считается, является посланцем богов и будет приносить своему владельцу удачу. Второй смысл заключается в том, чтобы выменять ложь на правду: «усо» это не только «снегирь», но и «ложь». |